Некоторые вопросы диалектической логики. Зарождение диалектической логики

наука об общих законах и формах движения мышления, категорий.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА — наука об общих законах и формах движения мышления, о путях познания мыслью объективной реальности, наука, исследующая взаимосвязь философских категорий. Д. л. возникла вместе с диалектикой, она сформировалась в результате длительного развития научной мысли. Наибольший вклад в развитие Д. л. до Маркса сделал Гегель. Он первый стал рассматривать логические формы (понятия и другие формы мышления) не в застывшем виде, а во взаимосвязи, в движеиии и развитии. Он впервые показал, что эти формы не пустые оболочки, в которых может фиксироваться любое содержание, а что в них выражаются существенные связи и отношения самих вещей. Однако причину этой содержательности мышления Гегель видел в том, что мышление — творец мира, поэтому оно заключает в себе все свойства, все качества конкретных предметов, которые порождает. Созданная Гегелем Д. л. носила, следовательно, идеалистический характер; он мог лишь угадать некоторые законы диалектики мышления. Подлинной наукой Д. л. стала в марксизме. Она опирается на материалистическое решение основного вопроса философии, рассматривает мышление как отражение объективной реальности, а логические формы — как отраженные в человеческой голове отношения вещей, с которыми человек неоднократно сталкивается в своей практической деятельности. Опираясь на законы диалектики, па всеобщие законы развития объективного мира, человек все глубже проникает в предметы и явления, познает их. «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей…» (Энгельс). Законы диалектики выступают, следовательно, одновременно и как законы Д. л. В марксистской философии Д. л. не существует отдельно от диалектики — от науки о наиболее общих законах всякого развития. Главный вопрос Д. л.— вопрос об истине и путях ее достижения. Она раскрывает те основные требования, которым должно следовать мышление при изучении любого предмета. Это требования объективного рассмотрения предметов, изучения их со всеми свойствами, связями и отношениями, в движении, развитии. Д. л. подчеркивает определяющую роль практической деятельности людей в познании ими материальных предметов, т. к. только практика позволяет выделить эти предметы из бесконечного потока явлений действительности, выявить их наиболее значимые для человека свойства, установить, насколько правильно они отражены в мышлении. «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования»… Это во-1-х. Во-2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, «самодвижении»… в -З-х, вся человеческая практика должна войти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. В-4-х, диалектическая логика учит, что «абстрактной истины нет, истина всегда конкретна»…» (Ленин). Важный принцип Д. л.— познание предметов, явлении как единства противоположностей, без чего нельзя представить их в самодвижении, развитии, проникнуть в их сущность. Д. л. является логикой противоречий, она дает метод отражения в мышлении объективно существующих противоречий вещей. Д. л. раскрывает противоречивый характер и самого мышления — органическое единство в нем противоположных сторон, способов познания: анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрактного и конкретного, исторического и логического методов исследования (Историческое и логическое). Наука постигает объективную истину, фиксирует результаты познания в формах мышления (понятии, суоюдении, умозаключении). Исследование этих форм всегда было задачей логики. Д. л. рассматривает эти формы не как неизменные, изолированные друг от друга, а как находящиеся в тесной взаимосвязи, в движении. Формы мышления всегда содержательны, они меняются в зависимости от своего содержания по мере углубления сознания человека в предметы и явления внешнего мира, выявления все новых их свойств и отношений. Так, движению познания от свойств, относящихся лишь к отдельным предметам, к свойствам, присущим все большему количеству предметов и, наконец, всем предметам данной группы или вообще всем предметам, соответствует и развитие видов суждения (от единичности через особенность к всеобщности). Гибкость, изменчивость форм мышления отражает подвижность, многосторонность явлений материального мира. Д. л. не снимает необходимости в формальной логике, которая изучает логическое строение форм мышления, отвлекаясь от выраженного в них конкретного содержания. Результаты формальной логики, как и других областей знания, используются Д. л. в установлении всеобщих законов движения мышления к истине.

Которая тем самым является и научной теорией познания объективного мира. В узком смысле понималась как логическая дисциплина о формах правильных рассуждений .

Предмет диалектической логики - мышление . Диалектическая логика имела своей целью развернуть его изображение в необходимых его моментах и притом в независящей ни от воли , ни от сознания последовательности, а также утвердить свой статус как логической дисциплины.

История

Свои истоки диалектическая логика черпала в работах Маркса , где тот сформулировал основные методологические принципы, которые потом Ленин назвал принципами диалектической логики. Значительное влияние на развитие диалектической логики оказала незаконченная книга Энгельса «Диалектика природы », изданная в СССР в 1960-е годы. В своей работе Энгельс обозначил единство законов и принципов объективной логики природы, человека и общества.

Диалектическая логика была наиболее распространена в социалистических странах , прежде всего СССР , по идеологическим и политическим причинам, вырождаясь в догматизм и начётничество по мере ужесточения политического режима. Полноценная дискуссия и критика «диалектической логики» стала возможной лишь после падения в этих странах коммунистических правительств. В атмосфере реальной идейной конкуренции она стала резко терять популярность.

В странах за пределами социалистического лагеря диалектической логикой интересовались только левые интеллектуалы. К. Поппер подверг диалектическую логику глубокой критике в своей работе «Что такое диалектика?» . В настоящий момент диалектического направления в логике придерживаются лишь немногие философы, как правило, квазимарксистского, марксистского и постмарксистского толка.

Значительный вклад в развитие диалектической логики внесли Э. В. Ильенков , В. А. Вазюлин , З. М. Оруджев , И. С. Нарский .

См. также

Критика

  • Карл Р. Поппер Что такое диалектика? // Вопросы философии : Журнал. - М ., 1995. - В. 1. - С. 118­-138. - ISSN 0042-8744 .
  • Бродский А. И. Тайна диалектической логики . web-кафедра философской антропологии. Архивировано из первоисточника 6 февраля 2012. Проверено 7 июля 2011.

Ссылки

  • Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории (1984)
  • Алексеев М. Н. Диалектическая логика. М., 1968.
  • Андреев И. Д. Диалектическая логика. М., 1985.- 367 с.
  • Астафьев В. К. Законы мышления в формальной и диалектической логике. Львов, 1968.
  • Горский Д. П., Нарский И. С. О функциях и структуре диалектической логики как науки. // Философские науки. 1976. № 1.
  • Ведин Ю. П. О предмете диалектической логики. // Философские науки, 1977. № 3.
  • Кумпф Ф., Оруджев З. Диалектическая логика. Основные принципы и проблемы. М., 1979.
  • Нарский И. С. Проблема противоречия в диалектической логике. М., 1969.
  • Науменко Л. К. Монизм как принцип диалектической логики. Алма-Ата, 1968.
  • Орлов И. Е. Логика формальная, естественно-научная и диалектическая // Под знаменем марксизма. 1924. № 6-7.
  • Оруджев З. М. К. Маркс и диалектическая логика. Баку, 1964.
  • Ситковский Е. П. Проблема возникновения новых категорий в диалектической логике. // Вопросы философии. 1975. № 10.
  • Солопов Е. Ф. Введение в диалектическую логику. Л., 1979.
  • Шептулин А. П. Диалектическая логика как всеобщая методология познания. В кн.: Актуальные проблемы диалектической логики. М., 1981.
  • Lefebrre H. Logique formelle, logique dialectique. P., 1969.

Ныне именуются учения, которые значительно расходятся в понимании границ предмета этой науки . Так, предмет диалектической логики, с одной стороны, пересекается с предметом диалектики (теория познания, онтология, метод); с другой стороны, предмет ДЛ (собственно логики) непосредственно увязан с предметом логики формальной. И та, и другая (формальная логика и диалектическая логика) являются науками о рассуждениях, закладывают рассудочную модель человеческого мышления в основу описания и развития представлений о естественном и искусственном интеллекте. Разумеется, каждое из логических учений претендует не только и не столько на название, сколько на право считаться единственно современной ступенью в развитии мировой логической мысли.Вот почему история вопроса помогает сформировать правильное понимание предмета науки Логики . Систематизация знаний диалектическойлогики возможна на следующей основе. В учебнике логики Ю. В. Ивлева (СПбГУ-МГУ)именем «диалектическая логика» названа научная дисциплина о развитии знаний, создать которую пытались в 20 веке, а именем «формальная логика» в учебнике названа наука о формах мышления , формально-логических законах и связях между мыслями по логическим формам их выражения. Диалектическая логика формально представлена в учебнике методологическими принципами, вытекающими из мировоззренческих принципов философии, а также методами и формами развития знаний , связанными с логическими формами выражения мысли. Правильность всех этих форм должны обеспечивать в отношении конкретных предметов конкретные науки, а роль логики сводится к обеспечению соответствия этих форм предмету. В связи с этим вычленить логику как научную дисциплину из науки вообще можно лишь в отношении форм выражения мыслей и форм развития знания, а также методов и методологических принципов, а применять их нужно в единстве, чтобы обеспечить соответствие языка индивида, который их применяет, нормативным принципам языка науки. В полноценном научно-философском познании логическая методология должна быть составной частью философской методологии, а это требование ещё более усложняет применение логической методологии. Поэтому философская методология нигде не представлена как нечто целое, включающее в себя научную и логическую методологии, а методология научно-философского познания не представляет собой единой системы средств познания. Отсутствие единой методологии не позволяет традиционной науке превратиться в подлинную науку о мире в целом, поэтому в традиционной науке нет единства методологий и языков разных наук - логики, философии, нейрофизиологии , психологии , семантики , лингвистики , теории коммуникации, кибернетики , синергетики , теории операций, системного анализа и пр.ээ

На этой стадии пока ещё не приходится говорить о философии как об особой науке - по той простой причине, что нет ещё других наук. Есть лишь слабые ростки математических , астрономических и медицинских знаний, вырастающие на почве практического опыта и ориентированные вполне прагматически . Неудивительно, что «философия» с самого начала включает в себя все эти немногочисленные зародыши научного познания и помогает им развиваться в своем лоне, стараясь освободить их от тех магически-знахарских наслоений, с которыми они переплетены в составе религиозно-мифологического мировоззрения .

Развитие философии совпадает тут полностью и без остатка с развитием научного понимания окружающего мира.Но именно поэтому в состав её размышлений, естественно, попадает и все то, что впоследствии составит её специальный предмет , то, что останется на её долю, когда она, как король Лир, раздаст по кускам свое царство своим дочерям - «положительным наукам»: исследование универсальных закономерностей, в рамках которых существует и изменяется как «бытие », так и «мышление », как постигаемый космос , так и постигающая его душа .

Следует отметить, что самое наличие таких законов, одинаково управляющих и космосом и «душой», для мыслителей того времени являлось чем-то само собой разумеющимся, столь же самоочевидным, как и существование окружающего мира .

На первый взгляд может показаться, что философия тогда вообще не касалась тех вопросов, которые впоследствии составят её специальный предмет, и прежде всего вопроса об отношении «мышления к бытию», духа - к материи , сознания - к действительности , идеального - к реальному. Но это лишь на первый взгляд.

Философия той эпохи не просто исследовала внешний мир, хотя, выступая как теоретическое мышление вообще, она действительно его исследовала, но делала это в ходе критического преодоления религиозно-мифологического миропонимания , в процессе полемики с ним, то есть постоянно сопоставляя между собой две четко разграниченные друг с другом сферы: с одной стороны,

  • внешний мир, каким она сама начинала его осознавать,
  • а с другой стороны, мир, каким он был представлен в наличном, то есть религиозно-мифологическом, сознании.

Более того, её собственные воззрения формировались именно как антитезы опровергаемых ею представлений.

Первый шаг философии - это именно критическое уразумение действительного отношения мира наличного сознания и воли к миру независимой от них реальности : к космосу, к природе, к «бытию».

Диалектическая логика в системе Аристотеля

Если «греческая философия наметила все… те области знания, из коих должна сложиться теория познания и диалектика», то система Аристотеля - первая в своем роде сознательно проведенная попытка создать энциклопедическую сводку всей совокупности теоретических знаний. Первая попытка дать органический синтез всех предшествующих принципов оказалась в Греции и последней, она довела до полной четкости выражения внутреннюю несовместимость материализма и идеализма , диалектики и метафизики как принципов решения основной проблемы философской науки.

Поэтому не случайно учение Аристотеля послужило общим теоретическим истоком для нескольких, впоследствии принципиально разошедшихся направлений в философии . По той же причине каждая из сталкивающихся точек зрения на логику и на отношение логики к «онтологии » всегда имеет основания рассматривать учение Аристотеля как неразвитый прообраз самой себя, а его автора - как своего сторонника и прародителя. Каждая из точек зрения на эти вещи усматривает в системе Аристотеля в качестве «существенного» и «интересного» то, что в тенденции ведет к ней самой.

Подытоживая свой «Опыт о человеческом разуме», Джон Локк так и определяет предмет и задачу логики: «Задача логики - рассмотреть природу знаков, которыми ум пользуется для понимания вещей или для передачи своего знания другим». Он толкует логику как «учение о знаках», как семиотику .

Поскольку объективная реальность толковалась представителями чисто механистического взгляда и на мир, и на мышление абстрактно-геометрически (то есть единственно объективными и научными считались лишь чисто количественные характеристики), то принципы мышления в математическом естествознании сливались в их глазах с логическими принципами мышления вообще. Эта тенденция в законченной форме выступает у Гоббса , который развивает концепцию логики как исчисления слов-знаков.

Диалектическая логика в немецкой классической философии

Гегель

Сфера логического распадается у Гегеля на три формы:

  • абстрактная, или рассудочная,
  • диалектическая, или отрицательно разумная, и
  • спекулятивная, или положительно разумная.

Гегель специально подчеркивает, что названные три формы «не составляют трех частей логики, а суть моменты всякого логически реального, то есть всякого понятия или всего истинного вообще»

В эмпирической истории мышления (как и в любом данном исторически достигнутом его состоянии) эти три формы как правило выступают в виде трех разных и рядом стоящих систем логики.

Гегель дает характеристику трех «моментов» логического мышления, которые должны войти в состав Логики:

  1. «Мышление как рассудок не идет дальше неподвижной определенности и отличия последней от других определенностей; такую ограниченную абстракцию это мышление считает обладающей самостоятельным существованием». Отдельным (обособившимся) историческим воплощением этого «момента» в деятельности мышления выступает догматизм, а логически-теоретическим его самосознанием - «общая», то есть чисто формальная, логика.
  2. «Диалектический момент есть снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность».
  3. «Спекулятивное, или положительно-разумное, постигает единство определений в их противоположности, то утвердительное, которое содержится в их разрешении и переходе». В систематической разработке этого последнего «спекулятивного момента» как развития первых двух,Гегель видит свою собственную миссию и цель своей работы.

Абстрактно эти моменты предстаются частями логического и рассматриваются Гегелем как три ступени одной и той же спекулятивно-логической системы.

Отсюда же вытекает и внешнее, абстрактное членение его логики на: 1) учение о бытии, 2) учение о сущности и 3) учение о понятии и идее.

Возврат к материализму

Фейербах

Маркс, Энгельс

Энгельс в незаконченной книге (издана в СССР в 60-х годах) «Диалектика природы» обозначил единство законов и принципов объективной логики природы, человека и общества. Маркс сформулировал основные методологические принципы, которые потом назвали принципами диалектической логики. Они составили основу научного метода (объективного и материалистического).

Единство логики, диалектики и теории познания

выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество. Этот принцип приводил в некоторое смущение марксистских диалектиков. В гегелевской диалектике этот принцип воплотился (как принцип тождества мышления и бытия) со всей возможной последовательностью. В материалистической диалектике возникли трудности с его применением. Его другая формулировка - единство диалектики объективной, диалектики природы и диалектики субъективной, диалектики мышления. В такой формулировке различие разных форм диалектики признается, но не раскрывается. Когда же появляются названия трех различных теоретических дисциплин - диалектики, логики и теории познания, то становится очевидным и «принципиальным» существование развития в различных формах. Один из предлагаемых ответов заключается в следующем: диалектика изучает проявление развития в природе, это диалектика объективного; логика изучает особенности развития в человеческом мышлении; теория познания пытается связать диалектику объективную и субъективную с помощью принципа отражения.

Категории диалектической логики

  • как объективным содержанием (то есть содержанием, которое независимо не только от мышления, но и от человека вообще),
  • так и субъективным содержанием (то есть содержанием со стороны той активной роли, которую эти категории играют в процессе теоретического познания, со стороны их логической функции).
  • Становление
  • Историческое
  • Логическое

Принципы и методы диалектической логики

Принцип соответствия мышления действительности

Этот принцип обязывает рассматривать мышление не «само по себе», то есть в отрыве от действительности , а в процессе превращения действительности в мысль . Принцип соответствия реализуется посредством «диалектического метода», который обеспечивается путём выполнения определённых требований к организации рассмотрения действительности. В учебнике логики Ю. В. Ивлева эти требования составляют основу диалектического метода и сформулированы в виде принципов объективности и всесторонности рассмотрения. В свою очередь, принцип (или требование)объективности рассмотрения имеет следствия: рассматривать первичные явления как причины следствий, рассматривать конкретные особенности объекта и подчинять им метод исследования. В логике действительность (а не реальность) является важнейшей и притом специфической категорией. В действительности предметом диалектической логики может быть логика объективного мира и логика мышления человека. Если же не проводить между ними существенного различия, как это часто делается при философском рассмотрении знаний о логике, знания мировоззренческих законов и принципов философии преподносятся как принципы диалектической логики и возникает путаница понятий о методах развития знаний в логике и философии. В идеале философская методология должна рассматриваться как более общая, включающая в себя логическую методологию, но реализация этого идеала требует единой методологической структуры средств познания, оценивания и преобразования мира, которая описана в книге «Вариант „ОМега“ на основе ВНМС».

ВНМС - это «всеобщее нематериальное средство» организации мышления и познания на основе научного метода познания и преобразования действительности. Логическая структура ВНМС учитывает, что в науке есть «две стороны» - мировоззренческая и методологическая, поэтому представляет собой «логическую структуру единого научно-философского метода познания и преобразования действительности», который мог бы стать основой науки о развитии знаний диалектической логики. Следует иметь в виду, что научное формирование «науки логики» также должно учитывать обе стороны науки, начиная с принципа соответствия мышления действительности и онтологического (естественно научного) его объяснения. «Чистой логики», оторванной от действительности человеческого мира, быть не может, хотя можно бесконечно создавать искусственные формулы символической логики. Нельзя объяснить «логически правильное следование» одной мысли из другой, если каждую такую мысль не определять мировоззренческими предметами. «Правильная логика» может быть в том, что ОДНО следует из ДРУГОГО, но эти самые ОДНО и ДРУГОЕ должны быть, как минимум, определены, а как максимум, определены в их диалектическом развитии. Отрицание диалектики мира и самой мысли о необходимости в науке диалектической логики как науки о развитии знаний может быть оправдано идеей формирования «чистой логики», но реализовать такую идею невозможно в условиях современного мира, в котором нет однозначных определений понятий о мире. Если не рафинированы понятия, а они не рафинированы, то нельзя описать «рафинированную логику мышления». Любой пример «правильного логического вывода» потребует пояснений того, что означают Первое, из которого в примере выведено Второе. Проблема кроется в том, что «мировоззренческая и методологическая» стороны науки взаимосвязаны, а отделить их нужно для того, чтобы сначала изучить и запомнить, чтобы применять в единстве. Рассмотрим это, начиная с понятий.

Понятия, хотя и являются средствами понимания мира, но именно на их основе формируется мировоззрение. Таким образом, мировоззрение и методология фактически всегда связаны между собой, но в учебнике по философии МГУ (Алексеев и Панин) было отмечено только одно: «мировоззрение определяет методологию». Но не сказано, что же определяет мировоззрение как «систему взглядов на мир». Если вниманию индивида предлагаются фрагментарные и противоречивые знания, то и мировоззрение не может формироваться как целостная система. И, наоборот, если методологию формировать в виде научной системы нематериальных средств познания и преобразования действительности, как это обозначено в первой редакции учебника логики Ю. В. Ивлева (1992г), то такая методология постепенно начинает формировать системное мировоззрение. В этом процессе существует дилемма самоконтроля: какова конкретная система взглядов на мир (мировоззрение) - суммативная или целостная в момент ее рассмотрения? Формировать мировоззрение простым суммированием знаний разных наук крайне сложно, поскольку в их теориях много гипотетического и противоречащего, либо не соответствующего другим наукам. А мозг человека онтологически нуждается в целостной картине мира, поэтому может интегрировать только такие знания, которые не противоречат между собой. В учебниках по гуманитарным наукам это может проявиться в том, что их начала общие для всех наук, но с какого-то места специализация уводит мышление в проблемы отдельной науки, а они являются следствиями ненаучного развития мира. То есть специализация направлена на борьбу со следствиями ненаучного или антинаучного развития науки и общества.

Проще всего отвлечься от ложных проблем науки и реализовать потребности мозга в целостном понимании мира в отношении использования знаний методологических, а не мировоззренческих, поскольку научная методология в своей сути сводится к выполнению принципов научного метода. Не обязательное выполнение этих принципов в конкретной науке препятствует ее объединению с другими науками и их превращению в подлинную науку о мире в целом. Это затрудняет и соответствие языка конкретной науки нормативным принципам научности. В таких условиях важно облегчить выполнение всех этих принципов и это можно сделать как в науке, так и на практике, если освоить мышлением достаточно простой для понимания «знак-образ гештальт ВНМС», внутри которого показан граф научного метода познания и преобразования мира. Гештальт ВНМС (упрощенно показан по адресу WWW.UNMM.ru) обозначает в декартовой системе координат лишь первые 4 измерения логической структуры ВНМС, поскольку остальные 3 требуют разделения понятий (и других нематериальных средств) на действительные, мнимые и комплексные, а потому отображение графа всеобщего метода требует «пространства множества Мандельброта», позволяющего отображать логику естественного развития имен языка человека, чтобы мнимые имена ученый человек не воспринимал бы как действительные, не вводил бы в заблуждения себя и общество, не тратил бы напрасно время своей жизни и других.

Предназначение гештальта ВНМС - экономия мышления, а практическим пределом обобщения по отношению к миру является экономика. Мировоззренческая основа гештальта ВНМС построена по принципу «меньшее содержит большее»: природа рассматривается как базовая форма развития материи. Идея этих форм заимствована у К.Маркса - его формы «технология, организация и экономика» в иерархической структуре ВНМС опираются на Природу, над которой возвышается Наука (при Марксе она зарождалась), а над Наукой возвышается Техника. И только над Техникой возвышаются марксистские формы. Таким образом, для формирования экономического мышления необходимо в обучении формировать последовательно следующие виды мышления: естественно научное, техническое, технологическое и организационное. Если так формировать мышление политиков, то они смогут создать в будущем «экономику знаний». Всё многообразие аспектов применения ВНМС здесь не описать. К сожалению, но в РФ развитие логики пошло по пути очищения от «не логических знаний». Последнее, 4-е издание учебника логики Ю. В. Ивлева (2008г), разработанного на основе фундаментального исследования, представляет собой попытку отделить знания логики от мировоззренческих знаний. Ниже кто-то дал этому направлению в развитии логики свою оценку.

В мышлении человек отдает самому себе отчет в способе и характере своих познавательных действий, держит процесс отражения под контролем категорий, логических форм, выражающих универсальные формы всего существующего, формы действительности, как внутренне расчлененного «единства во многообразии» (то есть «конкретности»). Именно поэтому без категорий, выражающих универсальные формы и закономерности действительности, нельзя вообще ни понять, ни выразить «специфики мышления», а логика, замыкающаяся в рассмотрении так называемой «специфики мышления», то есть рассматривающая мышление «само по себе», вне его отношения к действительности, в итоге не схватывает как раз искомой «специфики», подменяя логический аспект исследования психологическим , феноменологическим , описательно-историческим или лингвистическим рассмотрением.

Способ (метод) восхождения от абстрактного к конкретному

Метод восхождения от абстрактного к конкретному обеспечивает соответствие сознания с действительностью, достигаемое через сложный диалектически противоречивый процесс развития понятий, категорий.

Способ (метод) восхождения от абстрактного к конкретному - это прежде всего сознательное выражение того закона, которому всегда и везде подчинялось и подчиняется развитие теоретического познания действительности как единого, связанного во всех своих проявлениях целого, как объективного «единства во многообразии», находящегося в процессе возникновения, становления и развития.

Противоречие

Противоречие - важнейший логический принцип и форма развития определений, принцип логического перехода от факта к факту. Этот принцип только и обеспечивает объективность перехода от категории к категории, то есть согласие развития определений с развитием действительности.диалектический материализм понимает такие моменты, «стороны» и т. п., которые находятся в неразрывном единстве, взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, то есть взаимопроникают.

Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он раскрывает конкретное единство многообразия именно как конкретное, а не мертвое тождество. Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в которой противоположности взаимно проникают, обусловливая весь процесс развития. Тем самым воспроизводится конкретная целостность и развитие предмета «в логике понятий». В этом законе наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического мышления рассудочно-метафизическому , которое толкует «источник» движения лишь как отличный от самого движения и внешний для него, а единство - как существующее рядом с многообразием.

Метафизика толкает на путь подмены движения и конкретного единства многообразия описанием внешних результатов движения и лишь внешне сопоставленных сторон предмета. Вся история диалектики есть история борьбы вокруг этих проблем, попыток их решения.

Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие - значит понять, как оно развивается и разрешается. Разрешение его отнюдь не сводится к простому устранению путаных формально-логических противоречий в рассуждении. Адекватно сформулировать диалектическое противоречие внутри теории можно лишь в творческом процессе восхождения от абстрактного к конкретному (Абстрактное и конкретное). Поэтому развернутое изложение теории не может быть втиснуто в рамки единственной «непротиворечивой системы». Процесс развития осуществляется через столкновение как внутренних, так и внешних противоположностей. Диалектика рассматривает внешние противоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоения единого, в конечном счете как производные от внутренних. Марксистское учение об общественном развитии построено на применении данного закона, на исследовании противоречий общества, оно обосновывает тезис о борьбе классов как движущей силе развития классового общества и делает из него свои выводы.

Всякий общественный строй есть закономерный результат развертывания и разрешения путем социальной революции противоречий предшествовавшего ему общественного строя. Противоречия и формы их разрешения многообразны. Марксизм утверждает, что социализм тоже развивается путем противоречий, но они носят специфический характер (антагонистические и неантагонистические противоречия). Категория диалектического противоречия имеет важное методологическое значение и для современного естествознания, которое все чаще сталкивается с противоречивой природой объектов.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Закон перехода количественных изменений в качественные - всеобщий закон развития материального мира, говорящий о том, каким образом происходит процесс развития предметов, явлений, каков механизм этого процесса. Он основан на взаимосвязи двух свойств - качества и количества .Несмотря на существенные различия, количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества.При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий - непрерывности и скачка .

  • непрерывность в развитии - стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего.
  • скачок - стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.

Выделяют следующие виды скачков :

  • по масштабу качественных изменений: внутрисистемные (частные) и межсистемные (коренные);
  • по направленности происходящих изменений: прогрессивные (ведущие к возникновению более высокого качества) и регрессивные (ведущие к снижению уровня структурной организации объекта);
  • по характеру обусловливающих противоречий: спонтанные (разрешение внутренних противоречий) и индуцированные (в результате воздействия внешних факторов).

Гегель отрицал абсолютность качеств и считал, в отличие от Аристотеля , что всякое новое качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений. В подтверждение своего тезиса Гегель приводил изменения агрегатного состояния вещества: плавление, кипение и т. п. - где появление нового качества, например текучести, есть результат количественных изменений, например, увеличения температуры

Закон отрицания отрицания

Согласно этому закону, всякое развитие в живой и неживой природе осуществляется по спирали. В качестве примера действия третьего закона диалектики во всех учебниках приводят колос пшеницы. Колос вырастает благодаря смерти зерна, то есть он как бы отрицает зерно. Однако когда сам колос созревает, в нём появляются новые зерна, а сам колос как бы умирает, и его срезают серпом. Таким образом, отрицание зерна является причиной возникновения колоса, и отрицание колоса является причиной возникновения новых зерен. В духовной сфере примером действия закона отрицания отрицания является возврат Гегеля к некоторым положениям Гераклита . Этот возврат есть следствие двойного отрицания /Аристотель отрицал Гераклита, Гегель - Аристотеля/. Как замечал сам Гегель, все это похоже на действие с отрицательными числами /«минус на минус дает плюс» и т. п./.

Критика диалектической логики

Кондаков Н. И.: (Начало цитирования) «ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА - философский термин, введенный немецким философом Гегелем в начале XIX в., которым он, в противоположность искаженно истолкованной им формальной логике, назвал свое идеалистическое учение о законах развития всех „природных и духовных вещей“.Он правильно заметил один из пороков современных ему философских теорий, заключающийся в том, что законы и формы мышления рассматривались метафизически, как нечто извечно данное и неизменное … Но Гегель, вместо того чтобы обстоятельно подвергнуть критике метафизические философские системы, направил свои удары против формальной логики, которая, кстати сказать, никогда не ставила своей целью и не считала своим предметом возникновение, становление и развитие мышления, правильно считая, что - это компетенция теории познания. Формальная логика - наука о законах выводного знания, то есть о законах получения новых истинных знаний логическим путем из других истинных знаний, не прибегая в каждом конкретном случае к опыту и к истории генезиса мышления.Не поняв этого, Гегель исключил формальную логику, законами и правилами которой люди пользуются с того дня, как возникло человеческое мышление, из числа наук и свел ее к бессодержательной метафизике. Бездоказательно обвинив формальную логику в том, что она занимается всего лишь каким-то „внешним материалом“…, что ее предметом является „мертвенное содержание“…, а законы и правила „очень пусты и тривиальны“…, Гегель начал поносить ее, не стесняясь в выборе выражений: „здравый разум… насмехается над нею“…, ей „давно пора полностью сойти со сцены“…,она „сделалась предметом презрения“…, законы и правила ее „немногим лучше, чем перебирание палочек неравной длины“… и что вообще в ней нет „даже предчувствия научного метода“… и т. п. Как нетрудно заметить, взрыв такого недовольства формальной логикой объясняется не только непониманием предмета этой науки, но и идеалистической позицией Гегеля. Ему претило в формальной логике то, что ей строго следовали материалисты старого и нового времени… Поставив перед собой задачу „оживотворить“ духом „мертвые кости логики“…, Гегель противопоставил формальной логике свою диалектическую логику, как „систему чистого разума, как царство чистой мысли“… как „царство теней, мир простых сущностей, освобожденных от всякой чувственной конкретности“… Причем развитая им диалектическая логика была, как показывает изучение его работ, не логикой в принятом значении этого слова, не общечеловеческой наукой о законах и правилах выводного знания, а философской наукой о законах возникновения, развития и изменения природы, общества и мышления, исходящей из объективно-идеалистической позиции. Предметом диалектической логики, по Гегелю, является то, как абсолютная идея, составляющая основу всей действительности, сама развертывает свои моменты как присущие ей самой категории. Предпосылкой этой логики он избирает в корне ложный, идеалистический принцип тождества мышления и бытия, причем логическое признается первичным по отношению к историческому.Правда, вопреки идеалистической системе Гегель достиг в философском учении о возникновении, развитии и изменении мышления замечательных успехов. В развитии категорий он „угадал“ диалектику вещей. Логические категории, говорил немецкий философ, надорассматривать как всесторонне связанные, становящиеся, переходящие друг в друга, исчезающие друг в друге. Источником развития и взаимопереходов категорий является, по его мнению, диалектическое противоречие, которое Гегель называл корнем всякого движения и жизненности. Нечто, подчеркивал он, движется, обладает импульсом и деятельностью, „лишь поскольку… имеет в самом себе противоречие“. Хотя сам он не был последователен и пришел к выводу о необходимости примирения, нейтрализации противоречия, что означало, по словам Маркса, его капитуляцию перед действительностью» (Конец цитирования).

«Философия»

Ориентиры разумного мышления, обеспечивающие развитие познания, его движение к истине, дает диалектическая логика. Диалектическая логика - это диалектика в действии, в ее применении к мышлению, познанию, практике. Диалектическая логика изучает способы мышления, обеспечивающие совпадение содержания знания с объектом, т.е. достижение объективной истины.

Истоки диалектической логики восходят к интеллектуальным поискам великих мыслителей древности: Гераклита, Сократа, Платона, Аристотеля, Лао-Цзы и др. Крупнейшим систематизатором и, по сути, основателем диалектической логики является Г. Гегель (1770-1831). Однако уникальный вариант диалектической логики, разработанный Гегелем в фундаментальном труде «Наука логики» и ряде других работ, к сожалению, отличается «темной глубиной» и недосягаем для большинства даже профессиональных философов. Колоссальную работу по прояснению рационального смысла диалектики и диалектической логики, раскрытию их методологического потенциала проделали последователи Гегеля - К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Однако даже этим мыслителям, оказавшимся в «поле тяготения» грандиозной гегелевской системы, не удалось до конца преодолеть ее «темную глубину».

Заслуга глубинного переосмысления и переработки диалектической логики Гегеля, ее развития и изложения в современных, ясных, конструктивных формах принадлежит российскому мыслителю и революционеру, основателю первого в мире социалистического государства В.И. Ленину (1870-1924).

К основным принципам диалектической логики относятся:

  • 1. Всесторонность рассмотрения объекта.
  • 2. Исторический подход к объекту, рассмотрение его в развитии.
  • 3. Выделение главного (решающего) звена, определяющего характер объекта.
  • 4. Выявление сущностных оснований объекта через раскрытие его коренных противоречий.
  • 5. Конкретность истины.
  • 6. Достижение развитой целостности объекта на основе диалектического синтеза.
  • 1. Всесторонность рассмотрения объекта. «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок…». Смысл данной формулы заключается в том, что без всестороннего учета существенных аспектов объекта и его связей с другими объектами, невозможно составить объективное, истинное представление о данном объекте, нельзя научно объяснить его состояние, способы действий и тенденции развития. Например, при решении проблем технического перевооружения производства, приобретении нового оборудования, важно всесторонне оценить возможные варианты требуемой техники (технологии). При этом следует учесть не только собственно технические характеристики данного оборудования (производительность, надежность, качество продукции), но и экономические (стоимость, срок окупаемости, соотношение эффект / затраты и др.).
  • 2. Исторический подход к объекту. Принцип историзма предполагает рассмотрение объекта «…в его развитии, «самодвижении»…изменении…». «… Самое важное, чтобы подойти к … вопросу с точки зрения научной, это - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь».

Необходимость исторического подхода к объекту обусловлена тем, что причины, корни многих явлений, структур, процессов настоящего коренятся в прошлом. Поэтому без знания истории объекта невозможно с достаточной глубиной и полнотой объяснить его нынешнее состояние, способы действий и тенденции развития.

  • 3. Выделение главного (решающего) звена в сложном явлении . «Надо уметь найти в каждый особый момент то особое звено цепи, за которое надо всеми силами ухватиться, чтобы удержать всю цепь». Принцип выделения решающего звена вытекает из закономерной для сложных объектов неравноценности их элементов и связей, различной степени их влияния на конечный результат. Решающие звенья - это те пункты объекта, где первоочередное приложение усилий может дать наибольший эффект. Роль этого принципа тем значительнее, чем сложнее, эстремальнее решаемая проблема и чем более остро ощущается дефицит ресурсов.
  • 4. Выявление сущностной основы объекта через вскрытие и анализ его коренных противоречий. «В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов». Идея прорыва к глубинным основаниям и связям объекта через вскрытие его коренных противоречий основана на том, что именно эти противоречия втягивают в орбиту своего напряженного взаимодействия все стороны, связи, процессы объекта, определяют его состояние и тенденции развития. Поэтому их вскрытие и анализ создают своеобразное исследовательское «окно» в глубинный мир объекта, позволяют понять его сущностную основу и специфику.
  • 5. Конкретность истины. «Диалектическая логика учит, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна…». Конкретность истины означает, что глубина и точность познания возможны лишь при соединении абстрактного с конкретным, теории с практикой, при применении теоретических выводов с учетом конкретной специфики предмета. Согласно этому принципу знание может считаться истинным только в том случае, если оно учитывает конкретные условия существования объекта.
  • 6. Достижение развитой целостности объекта на основе диалектического синтеза. Механизм диалектического синтеза описывается логической формулой: «тезис

Актуальность данной формулы связана с тем что она позволяет преодолевать «завалы» окостеневших односторонностей, в которых нередко застревают наука и практика, находить выходы из конфронтационных тупиков теоретической мысли, прогнозировать контуры качественно новых, более развитых и целостных форм будущего. В любой сфере человеческой деятельности приходится сталкиваться с непродуктивным противостоянием односторонних подходов, упорно настаивающих на своей истинности, самоценности и при этом отвергающих ценности противоположной стороны. Бескомпромиссная борьба противостоящих друг другу крайностей заводит развитие объекта в тупик, блокирует движение вперед к новым формам и смыслам.

Примерами односторонних крайностей, ограниченных утверждением своей мнимой «самодостаточности» и отрицанием ценностей противоположной стороны, являются антитезы: «материализм - идеализм», «либерализм - коммунизм», «капитализм - социализм», «рынок - плановый механизм» и др. Подобные бастионы застойного противостояния, порожденные бесплодной конфронтацией окостеневших, взаимоотрицающих подходов, распространены во всех сферах науки и практики и являются сильнейшим тормозом развития.

Формула диалектического синтеза указывает способ разблокирования застойных тупиков путем взаимоограничивающего синтеза противостоящих друг другу крайностей. Диалектический характер синтеза означает, что он происходит не по формуле эклектического смешения сторон, а с использованием потенциала их противостояния для переработки данных сторон в качественно новую, более развитую целостность. В диалектическом синтезе потенциал противостояния сторон подчинен достижению их адекватного взаимоограничения, отсечению непродуктивных крайностей, соединению жизнеспособных частей данных противоположностей в новую целостность.

За последние годы вышло несколько монографий по вопросам диалектики и логики «Капитала» Маркса. Это свидетельствует о том, что советские философы следуют указаниям Ленина, который придавал огромное значение изучению логического содержания великого произведения научного коммунизма.

В отличие от уже вышедших работ рецензируемый труд посвящен исследованию логической структуры «Капитала», проблеме логических категорий и их роли в познании (на примере анализа товара и денег). Прослеживая ход Марксова анализа экономических категорий и их переходов друг в друга, автор стремится вскрыть логическую основу, «логическую ткань» этого анализа, выявить место и роль различных логических категорий. И нужно отметить, что автору удается четко выделить логическое содержание «Капитала». Руководящей идеей в разработке указанных проблем в рецензируемой работе служит указание В.И. Ленина о характере логики как науки, о том, что она совпадает с диалектикой и теорией познания.

Раскрыть глубину и силу марксистской диалектической логики - такова главная цель, поставленная автором. Л.А. Маньковcкий предпосылает своему исследованию изложение общефилософских и логических принципов, определяющих соединение логических категорий в систему. Под логическими категориями разумеются в монографии «универсальные понятия, в которых выражается разносторонность действительности, взятой в ее общем виде (пространство, время, качество, мера, форма, содержание, причина и т.д.), в открытии логической закономерной связи между которыми состоит одна из важнейших задач диалектической логики». Универсальные категории в «Капитале» органически связаны с категориями конкретной науки, политической экономии. Эта связь проявляется, с одной стороны, в том, что каждая экономическая категория анализируется посредством ряда логических категорий; с другой стороны, в связях экономических категорий также обнаруживается взаимопереход логических категорий, определенный логический каркас.

Понятие системы категорий предполагает определенную их упорядоченность, последовательность. Логический порядок системы экономических категорий определен Марксом на основе принципа историзма, совпадения логического и исторического. Логическое, то есть теоретически последовательная форма отражения исторического процесса в системе категорий, опирается на объективную историческую последовательность, но прослеживаемую в «чистом виде», то есть не на простое выведение настоящего из прошлого, а на такое, которое отталкивается от самодвижения сложившейся системы в настоящем и позволяет понять ее генезис. «Начало», первая категория теории должна, следовательно, отражать такую всеобщую сторону, звено системы, которая является условием и предпосылкой существования всех других сторон целого, их генетической основой, «клеточкой», «зародышем». Такой стороной капиталистического производства является товар, товарный обмен. Зародыш выступает как возможность развертывания всей системы, ее абстрактное основание.

Логика, как и любая другая наука, развивается в соответствии с теми изменениями и потребностями, которые возникают в ходе научного познания. «...Теория заказов мышления,- писал Ф. Энгельс,- отнюдь не есть какая-то раз навсегда установленная «вечная истина», как это связывает со словом «логика» филистерская мысль. Сама формальная логика остается, начиная с Аристотеля и до наших дней, ареной ожесточенных споров».

Как известно, формальная логика - это наука о выводном знании, т. е. о знании, полученном из ранее установленных и проверенных истин, без обращения в данном конкретном случае к опыту, к практике, а только в результате применения законов и правил логики к имеющимся мыслям. Формальная логика - это наука о законах последовательного, непротиворечивого мышления. Она не изучает процессы возникновения знания, изменения и развития понятий. Однако в конце XVIII и в начале XIX в. перед наукой во всей широте встали задачи исследования процессов движения, развития так явлений материального мира, так и человеческого мышления. В связи с этим возникла потребность в создании новой, диалектической логики.

До возникновения марксизма такая логика не была создана, несмотря на попытки крупнейших мыслителей прошлого. Правда, Гегель не только ближе всех подошел к решению этой проблемы, но и разработал диалектическую логику, отличающуюся от формальной. Однако гегелевская диалектическая логика не могла стать подлинной логикой современного научного познания, эффективным методом раскрытия сущности явлений, ибо она была построена на идеалистической основе. Только классики марксизма-ленинизма с позиций созданного ими диалектико-материалистического мировоззрения создали подлинно научную диалектическую логику, соответствующую потребностям современного научного познания и ставшую самым эффективным методом исследования всех областей действительности.

Основное содержание диалектической логики состоит не в том, что она дает теорию формального логического вывода, теорию логически правильного мышления (это входит в содержание формальной логики). Задачи диалектической логики значительно шире и сложнее. В центре внимания диалектической логики стоит проблема наиболее общих законов развития мышления, проблема достижения истинного знания.

Диалектическая логика изучает закономерности диалектического мышления, а мышление есть отражение объективного мира в голове человека. Диалектику объективного мира Энгельс назвал объективной диалектикой, а диалектику отражения объективного мира человеком, диалектику познания, мышления - субъективной диалектикой. Предмет диалектической логики и составляет закономерности развития субъективной диалектики.

Но основные закономерности субъективной и объективной диалектики совпадают, ибо субъективная диалектика, являясь отражением диалектики объективной, целиком определяется ею. «Так называемая объективная диалектика,- писал Энгельс,- царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей...».

Общие законы объективного мира и общие законы человеческого мышления по существу тождественны, но различаются по своему выражению.

Сами законы и формы мышления, как мы видели выше, формировались людьми непроизвольно; они являются отражением определенных свойств, сторон, особенностей материальной действительности. Это относится не только к закономерностям, изучаемым диалектической логикой, но и к законам и формам мышления, изучаемым логикой формальной. В противном случае с их помощью было бы невозможно раскрыть внутреннюю сущность предметов объективного мира.

Диалектическая логика не сводится к тому, что она содержит в себе общие методологические принципы, имеющие фундаментальное значение в современном научном познании. Она имеет также и свой специфический логический аппарат, отличающийся от логического аппарата формальной логики, а также важнейшие логические принципы. Логический аппарат диалектической логики составляет система категорий материалистической диалектики, которые являются как узловыми пунктами познания, ступенями познавательного процесса, так и формами диалектического мышления. Вооруженные этим аппаратом, ученые имеют возможность осуществлять сложнейший конкретный анализ, тонкие и глубокие логические операции, позволяющие проникать в сокровенные тайны действительности. Если старая логика занималась главным образом классификацией и описанием логических форм выводного знания, то диалектическая логика вырабатывает свой логический аппарат, принципы и законы познавательного процесса.

Диалектическая логика раскрывает общие закономерности развития нашего познания, которые используются нами для приведения в соответствие теории с практикой, используются как база для научного предвидения и т.п.».

Основные принципы диалектической логики

Совокупность требований, или правил мышления, разработанных на основе всеобщих законов действительности и ее познания, ориентирующих людей в их теоретической деятельности, представляет собой принципы диалектической логики.

Соответствующими требованиями к мыслящему субъекту, выражающими ту или иную всеобщую сторону или связь объективной действительности, являются и законы формальной логики. В отличие от законов формальной логики, которые охватывают лишь некоторые всеобщие стороны и связи, принципы диалектической логики выражают все имеющие место всеобщие стороны и связи, и в частности изменчивость предметов внешнего мира, их развитие, противоречивость, взаимопереход противоположностей и т. д.

Принцип объективности рассмотрения

Одним из важнейших принципов диалектической логики является объективность рассмотрения. Данный принцип представляет собой логическое требование, сформулированное на основе материалистического решения основного вопроса философии. В самом деле, если материя первична, представляет собой объективную реальность, существующую независимо от сознания и подчиняющуюся своим собственным законам, а сознание и познание вторичны, зависят от внешнего мира и определяются им, то при исследовании всякого предмета необходимо исходить из него самого, из внутренней логики взаимосвязи и взаимозависимости его сторон.

Принцип требования рассматривать объект познания во всех его связях и отношениях

Другим важнейшим принципом диалектической логики является требование рассматривать объект познания во всех его связях и отношениях. Этот принцип выражает применительно к познанию универсальную взаимозависимость явлений действительности. Чтобы познать сущность той или иной вещи, необходимо рассмотреть всю совокупность сторон и отношений между ними и всю «совокупность многоразличных отношений этой вещи к другим».

Принцип рассмотрения предмета в его развитии, изменении

Диалектическая логика исходит из такого важного принципа, как принцип рассмотрения предмета в его развитии, изменении. Если все в мире находится в движении, изменении, развитии, если движение является формой существования материи, если всякое материальное образование существует благодаря определенному, соответствующему ему движению, если движение определяет его сущность, то, чтобы познать то или иное материальное образование (вещь, явление), необходимо рассматривать его в его собственном движении, в его собственной жизни.

Принцип раздвоения единого и познания противоречивых частей его

С рассмотренным выше принципом тесно связан другой принцип диалектической логики - принцип раздвоения единого и познания противоречивых частей его. Этот принцип является главным в диалектической логике. Он выражает суть диалектики. Каждая вещь, каждое явление содержит в себе взаимоисключающие, противоречивые тенденции и стороны, находящиеся в органической связи, единстве и составляющие противоречие. Противоречие является источником самодвижения и развития вещей и явлений действительности, импульсом их жизненности. А если это так, то чтобы познать природу вещи, представить ее как живое целое, как единство взаимодействующих сторон, необходимо выявить имеющиеся в ней противоречия, противоположные тенденции, проследить их борьбу и вызываемое этой борьбой движение вещи от одних стадий развития к другим. «Условие познания всех процессов мира в их „самодвижении", в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, - писал В. И. Ленин,- есть познание их как единства противоположностей».

Принцип диалектического отрицания

Важнейшим принципом диалектической логики является и диалектическое отрицание, суть которого сводится к следующему: в процессе познания отрицание одного положения другим следует осуществлять так, чтобы выявление различия между утверждаемым и отрицаемым положениями сопровождалось выявлением их связи, тождества, отысканием в отрицаемом утверждаемого. Другими словами, отрицание не должно быть «голым», оно должно удерживать положительное, быть моментом связи, развития. «По отношению к простым и первоначальным, „первым" положительным утверждениям, положениям etc. „диалектический момент", т. е. научное рассмотрение, требует,- писал В. И. Ленин,- указания различия, связи, перехода. Без; этого простое положительное утверждение неполно, безжизненно. мертво. По отношению к,2-му", отрицательному положению, „диалектический момент" требует указания „единства", т. е. связи отрицательного с положительным, нахождения этого положительного в отрицательном. От утверждения к отрицанию - от отрицания к „единству" с утверждаемым,- без этого диалектика станет голым отрицанием, игрой или скепсисом».

Нетрудно заметить, что этот принцип есть всего лишь логическое выражение методологических требований закона отрицания, являющегося всеобщим законом развития.

Принцип соответствия

Специфическим выражением принципа «диалектического отрицания» применительно к развитию научных теорий является сформулированный в 1913 г. Н. Бором принцип соответствия, согласно которому теории, объясняющие ту или иную область явлений, с возникновением новых, более общих теорий не устраняются как нечто ложное, по включаются в новую теорию как ее предельный или частный случай и сохраняют свое значение для прежней области.

Как мы видим, этот принцип обязывает при разработке новой теории обращать внимание не только на ее отличие от старой, но и на ее связь со старой, на выявление определенного содержания старой теории в содержании новой теории.

Важным следствием рассмотренного принципа является положение диалектической логики о том, что в познании необходимо идти не просто от одного к другому, а от простейших понятий, определений ко всё более и более сложным и богатым по содержанию. В самом деле, диалектическое отрицание одного положения другим предполагает сохранение всего положительного из отрицаемого и включение его в качестве момента, составной части содержания в утверждаемое положение или теорию. А если это так, то развитие мысли должно представлять собой не что иное, как движение от менее богатых по своему содержанию понятий, определений ко все более и более богатым. Этот принцип диалектической логики выражает применительно к познанию господствующую в объективной действительности тенденцию поступательного движения от низшего к высшему, от простого к сложному.

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному был разработан К. Марксом и использовался им при исследовании капиталистической общественно-экономической формации.

Этот принцип является таким требованием диалектической логики, соблюдение которого позволяет проникнуть в сущность исследуемого предмета, представить во взаимосвязи и взаимозависимости все его необходимые стороны и отношения. Согласно этому принципу познания, исследование должно начинаться с абстрактного, с понятий. Причем в качестве исходного, отправного звена должна браться не любая сторона, а такая, которая является решающей в исследуемом целом, определяющей все другие его стороны. Выделив главную, решающую сторону, мы, согласно этому принципу исследования, должны взять ее в развитии, т. е. проследить, как она возникла, какие стадии в своем развитии прошла и как в ходе этого развития влияла на все Другие стороны данного материального образования, обусловливая в них соответствующие изменения. Прослеживая все это, мы шаг за шагом воспроизводим в сознании процесс становления исследуемого материального образования, а вместе с этим и всю совокупность необходимых сторон и связей, свойственных ему, т. е, его сущность.

Стихийное использование некоторых требований данного способа исследования в качестве руководящих принципов познавательной деятельности было, например, характерно для процесса разработки Д. И. Менделеевым периодической системы химических элементов. Изучая химические элементы, он обратил внимание на то, что всем им свойствен определенный атомный вес, причем для каждого элемента характерен свой, специфический атомный вес. Из этого ученый сделал вывод, что свойства химических элементов зависят от атомных весов, и решил принять атомный вес в качестве исходного, отправного звена при их исследовании. Приняв атомный вес за общий принцип или общую основу группировки всех химических элементов и учитывая все богатство особенного, присущего той или иной части этих элементов, он объединил их в одну стройную систему, которая не только систематизировала уже известные химические элементы и уточнила их особенные свойства, но и дала возможность предсказать существование новых, еще не открытых химических элементов и раскрыть новые, еще неизвестные свойства. Сам Д. И. Менделеев по этому поводу писал: «За немногими исключениями, я принял те же группы аналогичных элементов, что и мои предшественники, но поставил целью изучить закономерности во взаимоотношении групп. Тем самым я пришел к вышеупомянутому общему принципу (периодическая зависимость свойств химических элементов от их атомных весов.- Авт.), который приложим ко всем элементам и охватывает многие прежде высказанные аналоги, но допускает еще и такие следствия, которые раньше не были возможны».

Принцип единства исторического и логического

С принципом восхождения от абстрактного к конкретному органически связан другой принцип диалектической логики - принцип единства исторического и логического. Под историческим понимается объективная действительность, рассматриваемая в движении и развитии. Логическое означает определенную необходимую связь понятий, суждений, отражающих в сознании человека в виде идеальных образов объективный мир. Историческое, таким образом, является первичным, логическое - вторичным, снимком, копией с исторического.

Отражая действительный исторический процесс, логическое может соответствовать историческому, но может и не соответствовать ему. Логическое соответствует историческому тогда, когда в логике понятий воспроизводится логика, закономерность истории исследуемого объекта. Соответствие логического историческому никогда не может быть полным, абсолютным. «История часто идет скачками и зигзагами...».И если бы мы попытались в мыслях воспроизвести все эти подробности истории, то нам «пришлось бы не только поднять много материала незначительной важности, но и часто прерывать ход мыслей». А если это так, то соответствие логического историческому может касаться лишь необходимых связей и отношений, являющихся следствием законов исторического процесса. Логическое не соответствует историческому тогда, когда связи понятий, суждений, ход мыслей не отражают, не воспроизводят действительной истории, процесса становления и развития объекта.

Восхождение от абстрактного к конкретному есть не что иное, как воспроизведение исторического в логическом.

В самом деле, отыскав те общие стороны или отношения, которые определяют все другие стороны исследуемых материальных образований, и прослеживая их развитие и изменение, мы в сознании, в логике мышления как бы повторяем историю развития данных материальных образований. И поскольку материальные образования развиваются от простого к сложному, от менее богатого к более богатому, движение нашего познания от абстрактного к конкретному представляет собой не что иное, как снимок с реального движения явлений объективного мира. Этот снимок, разумеется, приблизительный, освобожденный от случайностей, но в целом, в основном он отражает действительный ход исторического развития исследуемых явлений.

Взяв, таким образом, за исходное то, что является исходным в самой действительности, мы непременно придем в процессе движения познания к более или менее правильному и полному отражению исследуемых предметов.

Исходным пунктом познания может быть только такое исторически первое, которое в то же время является основным, определяющим в исследуемом объекте, ибо только это исторически первое поможет нам воспроизвести в процессе восхождения от абстрактного к конкретному действительное соотношение сторон исследуемого целого и понять место, роль и значение каждой из них. Поэтому не случайно исследование капиталистической общественно-экономической формации К. Маркс начинает с товара, а не с земельной собственности, хотя последняя и существовала исторически раньше товарного производства. Далее, он не случайно исследует прибыль раньше земельной ренты, промышленный капитал раньше торгового капитала, хотя земельная рента исторически предшествовала прибыли, так же как и торговый капитал предшествовал промышленному капиталу. Маркс начинает с товара потому, что он является главным, определяющим звеном капиталистической экономики, развитие которого обусловило формирование этого общества.

Принцип включения практики в определение предмета

Наряду с всеобщими законами диалектики в требованиях диалектической логики выражаются и специфические закономерности процесса познания. К принципам диалектической логики, сформулированным на основе специфических закономерностей познания, следует отнести требование включения практики в определение предмета.

Данный принцип диалектической логики выражает закономерности взаимосвязи практики и познания, в частности определяющую роль практики в развитии познания, его методов, в оценке истинности наших мыслей о предмете и в раскрытии его сущности.

Принцип конкретности истины

С определяющей ролью практики в процессе познания связан и такой принцип диалектической логики, как конкретность истины. Принципом, выражающим закономерности процесса познания, в частности диалектику абсолютной и относительной истины, является также требование диалектической логики исходить из относительности всякого знания (всякого понятия, положения, теории и т. п.), но вместе с тем выявить в нем элементы абсолютного, сохраняющего свою значимость на всех последующих стадиях познания. Формулируя данный принцип диалектической логики, В. И. Ленин указывал па «относительность всякого знания и абсолютное содержание в каждом шаге познания вперед».

Таковы некоторые самые общие и основные принципы диалектической логики.