Юридическая экспозиция события поэма мцыри. Конспект урока по литературе на тему: «Особенности композиции поэмы «Мцыри», роль описаний природы в поэме. Несколько интересных сочинений

Поэма «Мцыри» — романтическое произведение. Сюжет ее прост: это история короткой жизни молодо-го юноши, послушника в грузинском монастыре. Привезенный тяжелобольным пленником в этот мо-настырь, он был оставлен на попечение монахам рус-ским генералом. Выздоровев через некоторое время, постепенно «к плену он привык», «был окрещен святым отцом» и «уже хотел во цвете лет изречь монаше-ский обет», как вдруг решился на побег в одну из не-настных осенних ночей. Пытаясь вернуться в родную страну, из которой был вырван совсем ребенком, Мцыри скитается в лесу три дня. Убив в битве барса, тяжело раненный, Мцыри был найден монахами «в степи без чувств» и возвращен в монастырь. Но сюжет поэмы составляют не эти внешние факты жизни глав-ного героя, а его переживания.

Композиция произведения своеобразна: поэма со-стоит из вступления, краткого рассказа автора о жиз-ни героя и исповеди героя, причем порядок событий при изложении изменен.

Повествование начинается с небольшого вступле-ния, где автор рисует вид заброшенного монастыря:

Немного лет тому назад,

Там, где сливался, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод;

Но не курится уж под ним

Кадильниц благовонный дым,

Не слышно пенье в поздний час

Молящих иноков за нас.

Теперь один старик седой,

Развалин страж полуживой...

В небольшой 2-й главе-строфе рассказывается о прошлом Мцыри: как попал в монастырь, о том, что совершил побег и вскоре был найден умирающим.

Остальные 24 главы представляют собой монолог-исповедь героя. Мцыри рассказывает о тех «трех блажен-ных днях», которые он провел на воле, чернецу.

Форма исповеди позволяет автору раскрыть внут-ренний мир своего героя, ведь основная задача писателя не столько показать события жизни героя, сколько раскрыть его внутренний мир. Старик без-молвно слушает беглеца, и это позволяет читателю увидеть все происходящее с героем исключительно глазами самого героя.

В центре поэмы — образ несчастного юноши, по-павшего в незнакомый и чуждый ему мир. Он не пред-назначен для монастырской жизни. В 3-й, 4-й и 5-й главах юноша говорит о своей жизни в монастыре и открывает душу: оказывается, смирение с неволей было кажущимся, а на самом деле он «знал одной лишь думы власть, Одну — но пламенную страсть: она, как червь», в нем жила, «Изгрызла душу и со-жгла. Она мечты» его «звала От келий душных и мо-литв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах пря-чутся скалы, Где люди вольны, как орлы». Единст-венное его желание — быть свободным, познать жизнь со всеми ее радостями и печалями, любить, страдать.

В 6-й и 7-й главах беглец рассказывает о том, что он увидел «на воле». Мир величественной кавказской природы, открывшийся перед юношей, резко контра-стирует с видом мрачного монастыря. Здесь герой на-столько погружается в воспоминания, что забывает о себе, ничего не говорит о своих чувствах. То, какими словами он рисует картины природы, характеризует его как цельную, пламенную натуру:

...Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял,

И думы их я угадал...

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег -

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

С 8-й главы начинается повествование о трехднев-ном скитании. Последовательность событий уже не нарушается, читатель шаг за шагом двигается вместе с героем, переживает вместе с ним. Мцыри рассказы-вает о встрече с молодой грузинкой, о том, как сбился с пути, о битве с барсом.

Главы 25-я и 26-я — прощание Мцыри и его заве-щание. Поняв во время скитаний, что «на родину сле-да не проложить уж никогда», послушник готов уме-реть. Те три дня, которые он провел на воле, стали са-мым ярким воспоминанием в жизни юноши. Смерть для него — избавление от монастыря-тюрьмы. Един-ственное, о чем сожалеет герой, что его «труп холод-ный и немой Не будет тлеть в земле родной, Й повесть горьких мук» его «не призовет меж стен глухих Вни-манье скорбное ничье на имя темное» его. Поэтому он просит старца похоронить его в саду, откуда виден Кавказ. Его мысли даже перед смертью,— о Родине:

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет,

Пришлет с прохладным ветерком...

И близ меня перед концом

Родной опять раздастся звук!

И стану думать я, что друг

Иль брат, склонившись надо мной,

Отер внимательной рукой

С лица кончины хладный пот,

Он мне про милую страну...

И с этой мыслью я засну,

И никого не прокляну!

Все особенности сюжета и композиции поэмы «Мцыри» позволяют сосредоточить внимание читате-ля на характере главного героя.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

В начале поэмы «Мцыри» М. Ю. Лермонтов поставил выражение «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю». Эпиграф - это цитата или фраза, предпосланная произведению и сосредотачивающая мысль на его идее. Изречение перед поэмой взято из «Первой книги Царств» Библии. Эпиграф высвечивает многообразие социально-исторического, философско-гуманистического содержания. Юноша Ионафан (слова которого вынесены в эпиграф поэмы), помогший народу отстоять свою свободу, был осужден на смерть за нарушение царского «безрассудного» запрета. И возроптал тогда народ: «Иоанафану ли умереть, который доставил столь великое спасение? Да не будет этого! И освободил народ Ионафана, и не умер он». «Земной мед» обретает в межтекстовом диалоге значение не просто земных благ, но и их «заклятой» запретности, становится символом ограничений, устанавливаемых человеку религией, официозной моралью, деспотической властью.

Эпиграф, с одной стороны, подчеркивает несправедливость запретов, ограничивающих полноту земной человеческой жизни, а с другой -- законность протеста против всех земных и небесных «заклятий», превращающих человека в покорного исполнителя чужой воли и чуждых ему законов. С огромной трагической силой в поэме как бы утверждается: «И не освободил народ Мцыри, и умер он». Но в этом нет вины народа, как нет вины и героя. Тут скорее их беда: они пребывают в насильственном отрыве друг от друга. Мцыри рвется на родину, к своему народу, но не находит пути к нему, и в этом один из истоков его трагической обреченности. Тем не менее даже на пороге смерти он не отказывается от верности свободе, родине

и своему народу. Удодов Б. Т. Поэма «Мцыри» / Б. Т. Удодов // История русской литературы XIX века: 1800 - 1830- е годы. - М., 1989. - С. 347-351.

Смысл этого выражения в том, что человек, мало познав красоту и многогранность жизни, в скором времени умирает. М. Ю. Лермонтов использовал эпиграф, как отражение главной темы поэмы: его герой, прожив всего три дня по-настоящему свободно и увидев природу, родной край и много вещей, принадлежащих обычным людям, погиб в молодом возрасте.

Полифонически многозначно соотносятся между собой и авторское вступление к поэме с исповедью героя. Если эпиграф напоминает о временах библейско-легендарных, то в первой строфе пролога говорится уже о реально-достоверной старине -- об истории древнего монастыря, многострадального грузинского народа, воссоединившегося с Россией и тем самым упрочившего свою безопасность («И божья благодать сошла на Грузию»). Вторая же глава пролога переводит повествование из общеисторического плана, предмет которого -- судьба государства и народа, в план индивидуально-личностный. Здесь излагается «история» судьбы конкретного человека -- Мцыри. Поэт движется последовательно от большой к малой истории, а от нее -- к отдельному человеку в истории.

Обратимся к истории создания поэмы «Мцыри». Действие поэмы «Мцыри» разворачивается в Грузии. Биограф Лермонтова П.А. Висковатов связывает это с путешествием Лермонтова по старой Военно-Грузинской дороге. Тогда поэт посетил город Мцхета, который являлся старой столицей Грузии, где встретил монаха из монастыря Джавари, рассказавшего ему свою историю. Рассказ монаха послужил основой поэмы «Мцыри». В 1837 году у М.Ю. Лермонтова появляется замысел: «Записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. Идеала…» От этой записи до появления поэмы прошло 2 года.

Поэма - крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999. - С.31.

Тема «Мцыри» - судьба романтического героя - сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущей неволи и решившего с риском для жизни вырваться на свободу в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал…

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, поэт ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, должен ли он беспрекословно подчиняться авторитетам, имеет ли он право на независимость?

Идея поэмы заключается в утверждении ценности свободы. Три дня настоящей, полнокровной жизни на воле Мцыри предпочитает многолетнему заключению в стенах монастыря, где человек не живет, а существует.

Обратимся к сюжету поэмы «Мцыри». Сюжет - основные эпизоды, цепь событий событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности (то есть в последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения). Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999. - С.44.

В основу этой романтической поэмы М. Ю. Лермонтов положил реальный сюжет, типичный для кавказской жизни того времени, и острую идейную коллизию: вольный горец взят в плен генералом и заточен в христианский монастырь, его жажда свободы и тоска по родине, становятся обобщенным символическим выражением протеста против всякого гнета и подавления личности. Сюжетную канву поэмы обогащают мысли об исторических судьбах Грузии, мотивы народных легенд и песен.

Сюжет поэмы прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями: мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, в детстве попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан.

Мотивы утраты имени формируют экспозицию сюжета. В поэме происходит редукция исторической конкретики, это задает установку на забвение, уничтожение в памяти важнейших деталей недавнего прошлого. Главный герой - герой безымянный. Мцыри - это не имя, а название начального этапа подготовки человека к принятию монашеского обета.

Мотив безымянности в поэме соотнесен с целым рядом обрядово-ритуальных ситуаций. Прежде всего, герой готов «принять монашеский обет». В ритуальной практике данная ситуация соотносима с пограничным статусом, когда посвящаемый находится на грани смерти в старом качестве и рождения в новом. Для обряда монашеского пострига важной составляющей является отречение от всего мирского, в том числе и от прежнего имени. В поэме отмечен начальный этап обрядового действа - готовность героя к постригу, но нет его завершения. Таким образом, безымянность становится знаком незавершенности перехода от мирских ценностей к монашескому посвящению жизни Богу.

В финале поэмы появляется мотив «темного имени», который связан с системой именований и переименований героя. Имя, которое уже предано забвению, было дано ребенку до крещения. Этот номинологический пласт редуцирован в поэме. Шестилетний мальчик был «окрещен святым отцом», таким образом, христианское имя скрывает предысторию героя. Очередной этап переименования намечен в монашеском постриге. Сложный процесс смены имен исключает ситуацию имявоплощения, отсюда сожаление лермонтовского героя в финале исповеди о невозможности быть узнанным после смерти. мцыри поэма экспозиция сюжет

Композиция - построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999. - С.58. Композиция поэмы своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе рассказана вся жизнь Мцыри. Интонация первых двух глав спокойная и размеренная.

Казалось бы, Мцыри принял образ жизни, назначенный ему судьбой, и его побег из монастыря выглядит неожиданным. В кратком рассказе о жизни Мцыри не раскрываются мотивы побега. Следующая затем исповедь дает возможность взглянуть на жизнь героя его глазами.

А все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в одной строфе, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма.

«Ты хочешь знать, что видел я

На воле?...

Ты хочешь знать, что делал я

На воле?» - отвечая на эти вопросы, Мцыри не только рисует воодушевившие его картины природы, не только вновь переживает всё, что произошло с ним за три дня, но и размышляет над глубокими жизненными вопросами. Эти вопросы волновали и самого поэта.

Автор обращает основное внимание на мир внутренних переживаний Мцыри, а не на обстоятельства его внешней жизни. О них кратко и эпически спокойно рассказывает автор в небольшой второй главе. А вся поэма представляет собой монолог Мцыри, его исповедь чернецу. Значит, такая характерная для романтических произведений композиция поэмы насыщает ее лирическим элементом, который преобладает над эпическим. Не автор описывает чувства и переживания Мцыри, а сам герой рассказывает об этом. События, которые происходят с ним, показываются через субъективное его восприятие. Композиция монолога тоже подчинена задаче постепенного раскрытия его внутреннего мира. Сначала герой говорит о своих затаенных думах и мечтах, скрытых от посторонних. «Душой дитя, судьбой монах», он был одержим «пламенной страстью» к свободе, жаждой жизни. И герой, как исключительная, бунтующая личность, бросает вызов судьбе. Значит, характер Мцыри, его мысли и поступки и определяют сюжет поэмы.

Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах.

Таким образом, мы видим, что Мцыри воспринимает природу во всей ее цельности, а это говорит о душевной широте его натуры. Описывая природу, Мцыри обращает внимание на ее величие и грандиозность, а это приводит его к выводу о совершенстве и гармонии мира.

Поэма «Мцыри» выступает как художественный центр для малых лиро-эпических форм с кавказской темой и с темой жизненных исканий, жизни-битвы. В поэме кристаллизовалась типичная для лиро-эпики поэта композиция, соединяющая эпический пролог, лирическую исповедь и «сюжетные сцены». Разъединенные в малых поэтических формах, они синтезированы в поэме. Символика, тщательно разработанная в предшествующем творчестве, стала удачно найденным художественным средством, с помощью которого лиро-эпическая романтическая поэма М.Ю. Лермонтова смогла ответить на сложные философские и социальные вопросы времени.

Внимание к личности героя, его внутреннему миру, накал чувств и одиночество персонажа, изображение его в окружении величественной, прекрасной природы Кавказа, вне обыденности и в исключительный момент жизни придает поэме «Мцыри» романтический характер.

В центре поэмы - образ юноши, постановленного жизнью в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизнь лишь помогают раскрытию характера.

Мцыри - естественный человек, который сродни природе, особенно в ее бурных проявлениях:

О, как я, брат

Обняться с бурей был бы рад».

Монолог-исповедь позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, психологически правдоподобно раскрыть внутренний мир Мцыри, хотя юноша вначале и заявляет, что расскажет лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил («душу можно ль рассказать?» - обращается он к монаху).

В поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в «Исповеди» и поэме «Беглец». В «Мцыри» поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в «Исповеди» (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов-декабристов. М.Ю. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но «пламенную страсть» сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими - стены, трусливыми и жалкими -- стражи-монахи, сам он -- рабом и узником. Его желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы», обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни для побега -- это для него воля. Только вне монастыря он жил, только эти дни он называет блаженством. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Но вместе с тем поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы в намеках. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв». Он убежден, что мог бы быть «в краю отцов не из последних удальцов». Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он -- воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда». Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой. Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в монастырь -- это продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы «рай и вечность променял» за несколько минут жизни среди близких (стихи, вызывавшие недовольство цензуры). Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно «спорил с судьбой». Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизм являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников из дворянского общества.

Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным типичным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов. Характеру героя соответствует и стих поэмы.

Исповедь Мцыри занимает всё текстовое пространство поэмы (оно лишь прерывается краткой справкой) и обращена к определённому персонажу - старому монаху, которого Мцыри называет сначала отчуждённо -- враждебный «старик», а затем по-христиански - «отец». Точка зрения автора на происходящее не представлена, она исчезает после краткой экспозиции. Старый монах не произносит ни слова в ответ на исповедь Мцыри. Таким образом, читатель видит всё происходящее с героем только его глазами.

Слово «исповедь» имеет следующее значение:

Покаяние в грехах перед священником;

Откровенное признание в чем-нибудь;

Сообщение своих мыслей, взглядов.

Композиция монолога-исповеди даёт возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя.

Третья глава начинается с обращения к исповеднику. Следующие главы - с IV по VIII - реплики диалога. Мцыри словно бы отвечает на немые вопросы, которые, как он чувствует, хочет ему задать старец.

В главах 3, 4, 5 и -- Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой - дитя, судьбой - монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми её радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызывали их к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления).

В Главах 6,7 Мцыри рассказывает, что он увидел «на воле». Открытый им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о виденных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура).

С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трёхдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни свободной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

Главы 25 и 26 -- прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли -- о родине, о свободе, о жизни.

Основной стиховой композиционной единицей произведения является двустишие четырехстопного ямба с мужской рифмой. Рифмы парные мужские на протяжении всего произведения. Можно говорить о рифменном переносе, применение которого ведет к звуковому сближению главок, обусловленному их смысловой связанностью. Стиховая композиция поэмы постоянно гармонирует с идейно-эмоциональным содержанием произведения. Удов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. - Воронеж, 1973. - С.25.

«Четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями, как в «Шильонском узнике», по словам В. Г. Белинского, «звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы». Белинский В.Г. Полн. собр. соч., т.4. - М., 1954. - С.543.

Итак, поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. Все события трехдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на характере центрального героя. Краткий эпический рассказ повествователя сменяется взволнованным лирическим монологом героя, часть которого является «скрытым» диалогом (элементом драмы). Сочетание четырехстопного ямба с парными мужскими рифмами и взволнованных интонаций поэмы, выраженных с помощью синтаксиса, риторических вопросов и восклицаний, создает ощущение несгибаемой воли, силы духа и хрупкости, трепетности человеческой жизни.

Литература

1. Белинский В.Г. Полн. собр. соч., т.4. - М., 1954.

2. Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. - Воронеж, 1973.

3. Удодов Б. Т. Поэма «Мцыри» / Б. Т. Удодов // История русской литературы XIX века: 1800 - 1830- е годы. - М., 1989. - С. 347-351.

4. Удов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. - Воронеж, 1973.

5. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри" - молодой послушник, горец. Особенности его образа жизни. Трагическая судьба мальчика и причины его смерти. Тема свободы и ее необходимости для человека, отражение данной категории в произведении Лермонтова.

    сочинение , добавлен 13.12.2012

    История создания поэмы "Мцыри". Род, жанр, творческий метод, идея и тема произведения. Романтический характер конфликта, главные герои поэмы Лермонтова. Художественные средства: метафорические эпитеты, метафоры, олицетворения, риторические вопросы.

    презентация , добавлен 30.11.2014

    Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма "Мцыри" - плод деятельной и напряженной творческой работы. В поэме "Мцыри" Лермонтов развивает идею мужества и протеста. Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма.

    сочинение , добавлен 03.05.2007

    Романтизм - направление в мировой литературе, предпосылки его появления. Характеристика лирики Лермонтова и Байрона. Характерные черты и сравнение лирического героя произведений "Мцыри" и "Шильонский узник". Сравнение русского и европейского романтизма.

    реферат , добавлен 10.01.2011

    Символ пути в поэмах "Кавказский пленник", "Корсар", "Беглец", "Боярин Орша" и "Мцыри". Характеристика образа-символа Демона в произведении "Демон". Место поэм М.Ю. Лермонтова в истории русского романтизма. Романтическая символика в произведении "Мцыри".

    научная работа , добавлен 15.03.2014

    Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма "Мцыри". Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем - старшим монахом.

    реферат , добавлен 08.09.2006

    Рождение и ранние годы жизни М.Ю. Лермонтова. Образование поэта и увлечение поэзией, задумка поэмы "Демон". Арест и кавказская ссылка, отображение её в живописи и романе "Герой нашего времени". Военная служба Лермонтова и период спада в творчестве.

    презентация , добавлен 21.12.2011

    Многогранность художественной системы М.Ю. Лермонтова. Оценка его поэм в контексте традиции русской комической поэмы. Эволюция авторской стратегии (от смехового к ироническому типу повествования). "Низкий" смех "юнкерских поэм", ирония, самопародирование.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2011

    Исследование информационного пространства по заявленной теме. Черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова "Демон". Анализ данной поэмы как произведения романтизма. Оценка степени влияния творчества Лермонтова на появление произведений живописи и музыки.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2011

    История создания и значение "Поэмы без героя", особенности ее композиции. Роль поэта ХХ века в произведении, его действующие лица. Литературные традиции и своеобразие языка в "Поэме без героя", характернейшие особенности лирической манеры Ахматовой.

Поэма «Мцыри» - романтическое произведение. Сюжет ее прост: это история короткой жизни молодо­го юноши, послушника в грузинском монастыре. Привезенный тяжелобольным пленником в этот мо­настырь, он был оставлен на попечение монахам рус­ским генералом. Выздоровев через некоторое время, постепенно «к плену он привык», «был окрещен святым отцом» и «уже хотел во цвете лет изречь монаше­ский обет», как вдруг решился на побег в одну из не­настных осенних ночей. Пытаясь вернуться в родную страну, из которой был вырван совсем ребенком, Мцыри скитается в лесу три дня. Убив в битве барса, тяжело раненный, Мцыри был найден монахами «в степи без чувств» и возвращен в монастырь. Но сюжет поэмы составляют не эти внешние факты жизни глав­ного героя, а его переживания.

Композиция произведения своеобразна: поэма со­стоит из вступления, краткого рассказа автора о жиз­ни героя и исповеди героя, причем порядок событий при изложении изменен.

Повествование начинается с небольшого вступле­ния, где автор рисует вид заброшенного монастыря:

Немного лет тому назад,

Там, где сливался, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод;

Но не курится уж под ним

Кадильниц благовонный дым,

Не слышно пенье в поздний час

Молящих иноков за нас.

Теперь один старик седой,

Развалин страж полуживой...

В небольшой 2-й главе-строфе рассказывается о прошлом Мцыри: как попал в монастырь, о том, что совершил побег и вскоре был найден умирающим.

Остальные 24 главы представляют собой монолог-исповедь героя. Мцыри рассказывает о тех «трех блажен­ных днях», которые он провел на воле, чернецу.

Форма исповеди позволяет автору раскрыть внут­ренний мир своего героя, ведь основная задача писателя не столько показать события жизни героя, сколько раскрыть его внутренний мир. Старик без­молвно слушает беглеца, и это позволяет читателю увидеть все происходящее с героем исключительно глазами самого героя.

В центре поэмы - образ несчастного юноши, по­павшего в незнакомый и чуждый ему мир. Он не пред­назначен для монастырской жизни. В 3-й, 4-й и 5-й главах юноша говорит о своей жизни в монастыре и открывает душу: оказывается, смирение с неволей было кажущимся, а на самом деле он «знал одной лишь думы власть, Одну - но пламенную страсть: она, как червь», в нем жила, «Изгрызла душу и со­жгла. Она мечты» его «звала От келий душных и мо­литв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах пря­чутся скалы, Где люди вольны, как орлы». Единст­венное его желание - быть свободным, познать жизнь со всеми ее радостями и печалями, любить, страдать.

В 6-й и 7-й главах беглец рассказывает о том, что он увидел «на воле». Мир величественной кавказской природы, открывшийся перед юношей, резко контра­стирует с видом мрачного монастыря. Здесь герой на­столько погружается в воспоминания, что забывает о себе, ничего не говорит о своих чувствах. То, какими словами он рисует картины природы, характеризует его как цельную, пламенную натуру:

Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял,

И думы их я угадал...

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег -

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

С 8-й главы начинается повествование о трехднев­ном скитании. Последовательность событий уже не нарушается, читатель шаг за шагом двигается вместе с героем, переживает вместе с ним. Мцыри рассказы­вает о встрече с молодой грузинкой, о том, как сбился с пути, о битве с барсом.

Главы 25-я и 26-я - прощание Мцыри и его заве­щание. Поняв во время скитаний, что «на родину сле­да не проложить уж никогда», послушник готов уме­реть. Те три дня, которые он провел на воле, стали са­мым ярким воспоминанием в жизни юноши. Смерть для него - избавление от монастыря-тюрьмы. Един­ственное, о чем сожалеет герой, что его «труп холод­ный и немой Не будет тлеть в земле родной, Й повесть горьких мук» его «не призовет меж стен глухих Вни­манье скорбное ничье на имя темное» его. Поэтому он просит старца похоронить его в саду, откуда виден Кавказ. Его мысли даже перед смертью,- о Родине:

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет,

Пришлет с прохладным ветерком...

И близ меня перед концом

Родной опять раздастся звук!

И стану думать я, что друг

Иль брат, склонившись надо мной,

Отер внимательной рукой

С лица кончины хладный пот,

Он мне про милую страну...

И с этой мыслью я засну,

И никого не прокляну!

Все особенности сюжета и композиции поэмы «Мцыри» позволяют сосредоточить внимание читате­ля на характере главного героя.

«Особенности композиции поэмы «Мцыри», роль описаний природы в поэме»

Планирование урока литературы в 8 классе.

1. Учебно-методический комплекс В.Я. Коровиной, 8 класс

    Тема урока: Особенности композиции поэмы «Мцыри», роль описаний природы в поэме.

    Тип урока:

    Цель: Разобрать композицию поэмы и выявить роль описаний природы.

    Задачи:

- обучающие: выявить структурные особенности поэмы, сделать выводы об особенностях поэмы «Мцыри» как романтического произведения;

- развивающие: научить детей проникать в образ героя, постигать особенности авторской позиции в романе.

- воспитательные: воспитание чувства собственного достоинства, любви к родине, свободе и независимости.

6. Оборудование: текст поэмы «Мцыри», демонстрационный материал с иллюстрациями к поэме, виды горного пейзажа картин М.Ю.Лермонтова, портрет М.Ю.Лермонтова.

План урока

    Орг.момент

    Вступительное слово учителя

    Беседа с классом

    Слово учителя

    Заключительное слово учителя

    Объяснение домашнего задания

Ход урока

I. Орг.момент (3мин.)

    приветствие

    проверка рабочих мест

    Постановка основного вопроса

Здравствуйте, ребята!

Проверка присутствующих на занятии, текстов, оборудования.

На прошлом уроке мы с вами писали тест по «Капитанской дочке». (Озвучиваю оценки)

Мы с вами уже читали поэму « Мцыри», и вы даже учили отрывок наизусть. Сегодня на уроке мы разберем композицию поэмы и роль описаний природы.

«Могучий дух, огненная душа, сосредоточенное чувство».

В.Г.Белинский

.

Дети здороваются, и помогают учителю в проверке посещаемости.

II .Вступительное слово учителя (5- мин.)

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана.

Страстная, написанная как бы на одном дыхании, она, надеюсь вам понравилась. В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил»

III .Беседа с классом. (10-20мин.)

Давайте вспомним текст поэмы.

- Какова тема поэмы «Мцыри»? (Тема «Мцыри» изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решающий ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал.

- Какова идея произведения? (Идея – лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живёт полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.)

- Каков сюжет поэмы? (Сюжет прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаём лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенёс тяжёлую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живёт человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трёхдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского житья, приносят ощущения радости жизни, но не приводят к желанной цели – вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри вновь попадает в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всём, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня».

Посмотрите ещё раз текст поэмы и определите, как она построена.

- Что даёт для понимания характера героя 2-ая глава?

- Почему, по-вашему, повествование в следующих главах передано герою?

- Что мы можем сказать о композиции произведения в целом?

Композиция состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён.

- Что составляет сюжет поэмы?

Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

- Как показаны события в поэме?

Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.

- Что позволяют увидеть особенности сюжета и композиции?

Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить всё внимание читателя на характере центрального героя.

Поговорим о поэме как о романтическом произведении и выявим для себя её особенности.

- Где происходят действия поэмы? (На Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре. Рассказ подтверждается показом демонстрационногоматериала с изображением пейзажа Кавказа.)

- Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении? (картины пейзажа родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви ему поёт рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам из монастыря. Мцыри убегает «в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле»)

Ученики отвечают на вопросы

IV .Слово учителя (3мин.)

Сюжет поэмы кажется привычным для романтизма – герой, искатель свободы, бежит из мира неволи. Мы встречаемся с такой ситуацией в «Кавказском пленнике» и «Цыганах» А.С.Пушкина. Но в поэме Лермонтова есть поворот, кардинально изменяющий традиционную ситуацию. Пушкинские герои рвут связи со своим привычным миром, а лермонтовский герой бежит из чужого, насильно навязанного ему мира в мир родной, естественный.. Исповедь героя занимает почти всё текстовое пространство поэмы и обращена к определённому персонажу – монаху, которого Мцыри называет сначала отчуждённо-враждебно «старик», а затем по-христиански – «отец». Мы не слышим в поэме точки зрения автора, старый монах молча выслушивает исповедь юноши, всё происходящее мы видим глазами героя, что характерно для романтизма.

V . Заключительное слово учителя (3 мин.)

В целом и форма изложения (поэма-исповедь), и экзотическая обстановка, и характер героя, и отсутствие авторской точки зрения, лирически приподнятый язык поэмы – всё это свидетельствует о следовании Лермонтовым чисто романтическим традициям.

- Давайте подведем маленький итог.

Выставление оценок за работу на уроке.

Итог подводят ученики

VI . Объяснение домашнего задания. (1мин.)

Ученики записывают задание в дневники

Поэма «Мцыри» Лермонтова, написанная в 1839 г., является вершиной развития классической русской романтической поэмы. При ее создании Лермонтов придерживался традиций байронической поэмы, но в тоже время сумел привнести в произведение исключительно свои, авторские особенности. «Мцыри» повествует о типичном романтическом герое. В то же время композиция поэмы «Мцыри» Лермонтова, как и ее сюжет, своеобразны.

Особенности композиции

Поэма разделена на две неравные части. Первая, занимающая две главы из двадцати шести, знакомит читателя с местом действия (дается описание монастыря), и кратко рассказывает о жизни героя до происходящих событий. Здесь же, во второй главе, излагается сюжет поэмы «Мцыри». Главный герой - пленный кавказский мальчик, был привезен в монастырь, где после долгой болезни остался жить в качестве послушника. В монастыре он получил воспитание, выучил чужой язык и готовился к постригу, но однажды грозовой ночью исчез. Три дня длились безуспешные поиски, когда же монахи наконец нашли его, Мцыри был уже при смерти. Собрав последние силы, он произносит свою знаменитую исповедь.

Вся судьба главного героя открывается уже во время чтения второй главы, но, в таком случае, чему же посвящена большая часть поэмы? В ней Лермонтов предоставляет слово своему главному герою, дает Мцыри возможность «душу рассказать». Переживания романтического героя, его поиски свободы, как внешней, так и внутренней и, в конце концов, отчаяние от постигшей его неудачи - вот что положено в основу оставшихся двадцати четырех глав. Для того, чтобы как можно полнее раскрыть внутренний мир Мцыри, Лермонтов выбирает форму исповеди, которая считалась одной из наиболее удачных форм для романтических произведений.

Как видим, в композиции поэмы Мцыри содержатся все основные элементы, идущие в прямом порядке. Дана экспозиция - рассказ о жизни героя в монастыре, завязкой сюжета может считаться момент побега Мцыри из монастыря. Имеется и традиционная для романтической поэмы концовка - смерть персонажа. При сохраненных основных элементах поэмы особенности композиции «Мцыри» заключаются именно в соотношении временных планов в поэме и размере частей композиции. Акцент делается на трех днях, проведенных Мцыри на свободе: им, а не всей остальной жизни героя посвящена поэма. Лермонтов подчеркивает значимость этих дней композиционно, благодаря их обширному описанию. Обращается он также и к художественно-стилистическим приемам. Смена сухого, краткого, как заметки в дневнике стиля повествования в начале поэмы на образную, а кое-где даже восторженную речь от лица главного героя еще раз подчеркивает значимость его исповеди.

Кульминация поэмы

Важным композиционным элементом, необходимым для продвижения вперед сюжета, является кульминация - момент прямого столкновения героя и его антипода, либо же борьбы их идей. В случае с «Мцыри» кульминацией поэмы может быть назван эпизод битвы героя с барсом. Здесь Мцыри предстает перед читателем на пике своей физической и духовной красоты. Он не только одерживает победу, но и сливается с природой в единой гармоничное целое. Момент его торжества не омрачен ненавистью к сопернику, Мцыри искренне восхищается им и упивается красотой битвы. Для него это противостояние на равных. Это также является необычным для классической романтической поэмы, в которой обычно четко определены стороны добра и зла. В поэме же Лермонтова невозможно с уверенностью обозначить, кто считается для героя основным противником и на противопоставлении чего с чем строится сюжет «Мцыри».

Особенности конфликта в поэме

Природа в поэме олицетворена, она является активно действующим персонажем, и ее проявления: барс, темный лес, дневной зной сбивают героя с пути и закрывает ему путь на родину. Это происходит оттого, что Мцыри, как он сам о себе отзывается, дитя неволи, выращенный в монастырских стенах «цветок». Чересчур яркий луч солнца - так метафорически обозначается в поэме свободная жизнь - может его погубить, что и происходит. Но природу невозможно считать врагом для главного героя, поскольку он сам - ее часть, и лишь в единении с ней он может считать себя счастливым. «Три блаженных дня» - так вспоминает Мцыри о днях, проведенных на воле.

Можно счесть основным врагом героя общество, породившее такие уродливые, искалечившие судьбу Мцыри вещи, как война и монастырь. Но общество дано в поэме скорее в качестве подтекста, прямо оно нигде не выражено. Герой сетует на то, что он «умрет рабом и сиротой», но при этом не стремится никого обвинить: «И никого не прокляну!». Лермонтов поводит читателя к мысли о неразрешенности данного конфликта, потому что тюрьмой для Мцыри становится не только монастырь, но и весь мир в целом. Выращенный чужими людьми, он оказался оторванным от родной культуры, и теперь и она столь же враждебна и непонятна для него. Единственно возможный выход для него - смерть, и смерть Мцыри в поэме продиктована не требованиями сюжета романтической поэмы, она является единственным средством разрешения конфликта.

Действие поэмы начинается в монастыре - там же оно и завершится. Поэтому композиция «Мцыри» относится к замкнутым композициям. Благодаря этой замкнутости в последних строках особенно сильно звучит излюбленный мотив Лермонтова - мотив рока, неотвратимого и неизбежного. «Но тщетно спорил я с судьбой: / Она смеялась надо мной!» – восклицает Мцыри перед смертью. Тщательно выстроенная композиция в сочетании с необычным сюжетом помогают в полной мере раскрыть трагедию жизни Мцыри и поднять поэму Лермонтова до вершин романтического творчества.

Тест по произведению