Вторая младшая группа речевое развитие сказка репка. Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе по сказке «Репка. Проговаривание заклички «Дождик-дождик»


Конспект логопедического занятия для детей 3–4 лет по теме «Овощи» Звук [И]
Сказка «Репка»
Воспитатель:
Шлякова Мария Валерьевна
Тема: Овощи. Сказка «Репка». Звук [И]
Задачи: Развивать артикуляционную моторику.
Уточнить и закрепить правильную артикуляцию звука [И].Закрепить в активном словаре обобщающее понятие «овощи».Учить образовывать множественное число имен существительных.Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в игре: «Скажи ласково».Развитие пространственной ориентировки в игре: «Собери картинку»Учить понимать предложения с предлогами: в, на, около, за.Формировать длительный плавный ротовой выдох.
Оборудование: макеты овощей (морковь, лук, картофель, помидор, огурец, чеснок, капуста и др., ноутбук, презентация к занятию «Овощи. Сказка «Репка». Звук [И]».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Рече -двигательная игра «В огороде»
В огород пойдем, Идем по кругу.
Урожай соберем. Наклоняемся.
Мы моркови натаскаем, «Тащим».
И картошки накопаем, «Копаем».
Срежем мы кочан капусты. «Срезаем».
Щавеля нарвем немножко «Рвем».
И вернемся по дорожке. Идем по кругу.
2. Уточнение артикуляции звуков [А], [У], [И].
Артикуляционная гимнастика: «ОКОШКО», «ДУДОЧКА».
Разучивание упражнения «УЛЫБКА».
3. Рассказывание сказки «Репка».
Посадил дед репку. Стал репку поливать: и – и – и – и…
Рыхлить: а – а – а – а… Сорняки дергать: у – у – у – у…Уродилась репка на славу: крупная, желтая, сочная, сладкая, вкусная.
Стал дед репку тянуть: и – и – и – и
(Речевое дыхание: вдох – выдох: и – и – и – и) .Вытянуть не может. Позвал дед бабку. А бабка занята: щи дома варит.
Поможем ей сварить.
4. Пальчиковая игра: «Щи – талочка».
Чищу овощи для щей, Хлопаем в ладоши.
Сколько нужно овощей? Разводим руки в стороны.
Три картошки, Загибаем три пальца на левой руке.
Две морковки, Загибаем два пальца на левой руке.
Луку три головки, Загибаем три пальца на правой руке.
Да петрушки корешок, Загибаем один палец на правой руке.
Да капустный кочешок. Загибаем один палец на правой руке.
Потеснись-ка ты, капуста, Ладошками «отодвигаем» в сторону.
От тебя в кастрюле густо! Сжимаем – разжимаем кулачки.
Раз, два, три! Хлопаем в ладоши.
Огонь зажжен,
Кочерыжка, выйди вон! Правой рукой показываем на дверь.
Прибежала бабка.
Бабка за дедку, дедка за репку: тянут – потянут: и – и – и – и.Вытянуть не могут. Позвали внучку. А внучка учит названия овощей. Поможем ей.
Игра: «Скажи ласково» (Образование имен существительных) .Помидор – помидорчик, морковь –, огурец –, укроп –, лук –,
капуста –, свекла – …. репа – … и т. д.
Прибежала внучка. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут – потянут: и – и – и – и… Вытянуть не могут.
Позвали Жучку. А Жучка картинку собирает. Поможем ей.
Игра: «Собери картинку» (Развитие ориентировки в пространстве. Учить собирать разрезные картинки) .Прибежала Жучка. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут – потянут: и – и – и – и… Вытянуть не могут. Позвали кошку.
А кошка овощей в корзину насобирала. Нужно овощи отнести домой.
Игра: «Овощи возьми» (Учить понимать предложения с предлогами: в, на, около, за) .Возьми овощ, который лежит в корзине (около корзины, за корзиной, на столе) .Прибежала кошка. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут – потянут: и – и – и – и… Вытянуть не могут. Позвали мышку. А мышка играет – овощи считает.
Игра: «Один – много» (Учить образовывать мн. ч. имен существительных).
Помидор – помидоры, Огурец – огурцы.
Репа – репы. Перец – перцы и т. д.
Прибежала мышка. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут – потянут: и – и – и – и… И вытянули репку.
5. Итог занятия.
- Какую сказку мы вспомнили?
- Кто помогал тянуть репку?
Литература:
Конышева И. В., Мартюшева С. В. Учимся говорить. Коррекционно- развивающие занятия с детьми младшего возраста 3-4 года (конспекты). – Ярославль 2015.


Приложенные файлы

Актуальность предложенного проекта.

Проблема развития речи детей раннего возраста постоянно актуальна, т.к. не секрет, что у современных детей часто идёт отставание в развитии речи. Самый первый путь в обогащении словаря детей и развитии связной речи – это расширение знаний по ознакомлению с окружающим. Развитие речи детей в раннем возрасте наиболее эффективно проходит во взаимосвязи разных образовательных областей, поэтому я взяла занятие по развитию речи во взаимосвязи ознакомления с окружающим и театрализованной деятельностью.

Цель занятия:

Задачи:

Структура занятия.

Занятие состоит из 7 частей, это позволяет удерживать внимание ребенка продолжительное время. В каждую часть включены разные виды деятельности, предусматривающие развитие речи детей. Занятие построено с учетом возрастных особенностей детей трёх лет.

1-я часть.
Создание игровой мотивации.

В этом возрасте у детей интенсивно развивается любознательность, поэтому им будет предложено отправиться в гости к Хозяйке в деревню.

2-я часть.
Совместный пересказ сказки “Репка” по вопросам.

Индивидуальная работа.

Возможные затруднения детей я постараюсь предупредить в процессе индивидуальной работы. Помогу вспомнить содержание сказки.

3-я часть.
Инсценирование сказки “Репка”.

Активизация речевой деятельности детей. Учить интонационной выразительности речи выполняя характерные действия персонажей.

4-я часть.
Музыкальная.

Физкультминутка.

5-ячасть. Сенсорная игра.
Закрепление жёлтого цвета.

6-я часть. Изодеятельность.

Учить закрашивать рисунки – иллюстрации, не выходя за контур.

7-я часть.
Рефлексия.

Подведение итогов.

Предполагаемый результат:

  • Дети получат знания по ознакомлению с окружающим через ознакомление с художественной литературой.
  • Будут учиться соотносить слова с выразительными движениями через пластические этюды.
  • Активизируется словарь детей.
  • При закрашивании предмета будет развиваться мелкая моторика рук.

Конспект комплексного занятия по развитию речи в первой младшей группе “Репка”. Комплексное занятие по развитию речи в первой младшей группе.

Игра-драматизация по русской народной сказке “Репка”.

Цель занятия: Развивать восприятие детей о явлениях окружающей действительности через интеграцию разных видов деятельности.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить с содержанием сказки “Репка”.
  2. Пробуждать интерес к театрализованной игре, учить имитировать характерные действия персонажей.
  3. Учить детей интонационной выразительности речи.
  4. Пополнять и активизировать словарь детей: круглая, крепкая, сладкая, жёлтая.
  5. Учить закрашивать рисунки – иллюстрации, не выходя за контур.

Атрибуты: Костюм сказочницы, чудесный сундучок, настольный театр “Репка”, костюмы для детей (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, репка), коврик-грядка, игрушки жёлтого цвета по количеству детей, кисти, краска жёлтого цвета, рисунок-иллюстрация “Репка”, мольберт, фонограмма р.н. музыки.

Часть 1. Создание игровой мотивации. Знакомство со сказочницей.

Воспитатель встречает детей в костюме сказочницы.

Сказочница. Вы меня узнали. Я сегодня сказочница. Проходите, садитесь. Я принесла вам сказку. Она у меня в коробочке.

Тук – тук, чок – чок,
Ты откройся сундучок.

Не открывается, давайте все вместе скажем слова:

Тук – тук, чок – чок,
Ты откройся сундучок.

Сказочница. Слышите? Всундучке что-то шуршит?

Выглядывает мышка.

Детки, в какой сказке живет мышка? (Ответы детей.) У меня ещё там что-то есть – достаёт репку. Какую сказку я вам принесла?

Передаёт персонажи детям.

Часть 2. Совместный пересказ сказки “Репка” по вопросам.

  1. Kтo посадил репку?
  2. Какая выросла репка?
  3. Кто захотел вытянуть репку?
  4. Кто ему помог?

Все обрадовались, что смогли вырастить такую большую репку и вытянуть её из земли.

Часть 3. Инсценирование сказки “Репка”.

Сказочница. А вы хотите поиграть в сказку “Репка”? Наденем шапочки и превратимся в героев этой сказки. Садитесь на стульчики, и покажем сказку для наших гостей.

Дети выбирают персонажей, атрибуты к ним и разыгрывают сказку.

Воспитатель обращает внимание на интонационную выразительность речи и пластические движения персонажей.

Часть 4. Музыкальная.

Сказочница. Все так обрадовались, что смогли вырастить такую большую репку и вытянуть её из земли, что стали веселиться и танцевать.

Звучит р.н. мелодия, дети водят хоровод, выполняя движения.

Часть 5. Сенсорная игра.

Посмотрите, на моём огороде тоже выросла репка (показывает силуэт репки). Только она ещё не поспела. А знаете ли вы, какого цвета спелая репка (в качестве подсказки показывает муляж). Правильно, репка жёлтого цвета. Посмотрите, передо мной стоит корзинка с игрушками. Есть ли в ней игрушки жёлтого цвета? Давайте сложим их на жёлтый разнос.

Дети выполняют задание, воспитатель просит детей называть игрушку и её цвет. Например, жёлтый кубик, желтый мяч.

Часть 6. Изодеятельность.

Ну что ж, вы хорошо знаете жёлтый цвет. Этой краской мы и будем раскрашивать вашу репку. Только нам, наверное, потребуется помощница – это кисточка – наша помощница. Давайте вспомним, как правильно держать кисточку.

Показывает детям, как надо держать кисточку: чуть выше железного наконечника, тремя пальчиками.

Возьмём нашу помощницу, окунём её в краску, лишнюю уберём о край баночки. Лёгкими тычками кис точка начинает плясать внутри рисунка.

Воспитатель на мольберте показывает детям приемы раскрашивания рисунка тычком, обращая их внимание на то, что при раскрашивании нельзя выходить за контур.

Вот и поспела моя репка. Она стала жёлтой, красивой. Не пора ли и вашим репкам пожелтеть? Проходите все к столам и начинайте раскрашивать вашу репку.

Дети приступают к раскрашиванию, воспитатель помогает Вове, Толе не выходить за контур при раскрашивании рисунка.

Часть 7. Рефлексия.

Сказочница. Посмотрите, сколько репок у нас на огороде! Какого они цвета? Все репки жёлтые, спелые. Давайте полюбуемся ими. Я свою репку отдам мышке, ведь именно она помогла вытянуть нам репку, без неё мы ничего не смогли бы сделать. А кому вы отдадите свою репку?

Дети дарят свои рисунки персонажам.

Дети, в какую сказку мы сегодня играли? Правильно, сказка называется “Репка”. Репку вытянули потому, что все были дружными, помогали друг другу, в большом деле никто не лишний. Даже маленькая мышка помогла. А вы поможете мне убрать всё со стола?

Дети помогают воспитателю собрать, вымыть и убрать на место кисточки.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Цель: Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели; учить выделять и называть характерные признаки персонажей; воспитывать интонационную выразительность речи.
Оборудование: Настольный театр по сказке, лист бумаги с нарисованными кружочками, карандаш, книжка с картинками, игрушечная мышка.

Ход занятия

Дети, посмотрите, какая крошечная гостья сегодня у нас в группе.

Воспитатель показывает мышку и предлагает детям сказать, какая мышка, как назвать её по другому.

Эта мышка хвастает, что сумела вытащить самую большую репку. Даже сказку нам такую принесла. Садитесь удобнее, слушайте сказку.

Дети рассаживаются на ковре. По ходу рассказывания сказки воспитатель показывает иллюстрации. Дети участвуют в рассказывании.

  • Скажите, мышка, и правда одна вытащила репку? Назовите тех, кто с ней вместе трудился (ответы детей).
  • Не хвастай, мышка, ведь вы трудились все вместе, а любое дело лучше делать вместе, дружно.

Мышка показывает какую-то ниточку, ой, какая длинная! Куда же она ведёт? Пойдем, посмотрим.

По ниточке дети доходят до двери и находят корзинку, в которой лежат мини-фигурки настольного театра.

Воспитатель раздает куклы настольного театра и предлагает повторить сказку. Обращает внимание детей на интонации, с которой говорят персонажи.

В корзинке ещё что-то лежит, посмотрим?

Дети достают из корзинки листы бумаги с нарисованными кругами разного размера.

- Что вы видите на листке? (Много кружков.)

- Давайте поиграем в волшебников. Превратим кружочки в героев сказки «Репка». Первый кружок превратим в репку. Репка, какая? (Большая, желтая, круглая.)

Воспитатель предлагает показать форму, размер жестами.

У репки сверху листики. Нарисуйте их карандашом.

Пришел дед репку тащить. Дед, какой? (Старый, усатый - дети жестами показывают усы.)

- Пришла бабка. Бабка, какая? Что у нее на голове? (Бабка старенькая, на голове платочек.)

А внучка, какая? (Маленькая, с бантиком.)

Собачка Жучка, какая? Хвост бубликом. Дорисуем хвостик, и сразу будет понятно, что это собачка.
Кошка, какая? Что у нее на головке? (Ушки.) Вот ушки, как уголочки. А вот острые усы. Так какая кошка? (Серая, полосатая, мягкая, усатая.)

А мышка, какая? (Маленькая.) Что есть у мышки? Тоненький хвостик, как... (ниточка). Дорисуем мышке хвостик.

Когда модель готова, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей:

  • Репка большая, круглая, с листочками;
  • дедушка старый, усатый;
  • бабушка старенькая, в платочке;
  • внучка маленькая, с бантиком;
  • у собачки хвостик, как бублик;
  • у кошки ушки усы;
  • у мышки тоненький длинный хвостик.

Мышке так понравилось, как вы рассказали сказку и нарисовали всех героев сказки, что она захотела с вами поиграть. Она и кошку позвала. Давайте поиграем в игру «Кот и мыши».

ФИЛИАЛ МБДОУ Д/С «КОЛОСОК»-Д/С «КОЛОКОЛЬЧИК»

ТЕМА: ПЕРЕСКАЗ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «РЕПКА»

ВОСПИТАТЕЛЬ: ЗАЙЦЕВА ДИНА ЕВГЕНЬЕВНА

х.Клюев 2017

1.Цель: учить детей совместно со взрослыми пересказывать сказку «Репка».

2.Задачи:

познавательные

Формировать умение детей правильно по смыслу называть качества предметов;

Закреплять в активном словаре название детенышей животных.

развивающие

Учить дифференцировать на слух близкие по звучанию слова, менять высоту голоса;

Закреплять правильное произношение звука «м», «мь»;

Развивать речевой слух, речевое дыхание.

воспитательные

Воспитывать любовь к устному народному творчеству; -воспитывать дружеское общение в театрализованной деятельности.

3.Тип занятия: Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.

4.Форма занятия: Совместная деятельность педагога с детьми.

5.Продолжительность:20 минут.

6.Участники: Обучающиеся средней группы.

7.Возраст обучающихся: 4-5 лет.

8.Оборудование и материал: Настольный театр «Репка»; игрушки (кошка, котенок, мышка, собака); «ковер-самолет»; геометрические фигуры.

9.Предварительная подготовка: Рассматривание иллюстраций, знакомство с персонажами.

10.Методы и приемы: игровой, словесный, наглядный, практический, отгадывание загадок, физминутка.

11. Структура занятия: 3 части (вводная, основная, заключительная).

Этап занятия

Содержание

Время

1.Вводная часть

1.Сюрпризный момент. 2.Путешествие на «ковре-самолете» 3.Загадка про мышку.

4.Д\и «Подбери заплатку»

3 минуты

2.Основная часть

1.Загадки про сказочных героев. 2.Совместное рассказывание сказки. 3.Физминутка. 4.Перессказ сказки детьми. 5.Д\и «Закончи предложение»

10 минут

3.Заключительная часть

Итог

2 минуты

12. Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель:- Ребята, сегодня утром мне почтальон принес письмо. Давайте прочитаем, что же в нем написано, и от кого оно пришло. А письмо нам прислала внучка, из сказки «Репка», и что же она пишет: «Ребята, дедушка никак не может вытащить репку в огороде, помогите ему, пожалуйста».

Ребята, вы хотите помочь дедушке вытащить репку из земли?

Дети:- Да

Воспитатель:- Тогда мы с вами отправимся в сказочное путешествие. Как вы думаете, на каком сказочном транспорте можно путешествовать?

Дети:- На карете, метле и т.д.

Воспитатель:- Сегодня я предлагаю отправится в путешествие «на ковре-самолете» (воспитатель разворачивает «ковер-самолет», а там дырки в виде геометрических фигур).

Воспитатель:- Ребята,посмотрите, а ковер то наш дырявый. Как вы думаете, кто бы мог его испортить? (ответы детей).

Воспитатель:- Мне кажется, что это сделал тот, про кого я сейчас загадаю загадку.

Загадка

Сама крошка, боится кошки,

Под полом живет,

Туда все несет. (Мышка)

Воспитатель:- Кто это?

Дети:- Мышка

Воспитатель:- Правильно, ребята. Это мышка погрызла наш «ковер-самолет». Чтобы отправится в путешествие нам нужно починить его. Для этого поиграем в одну игру.

Д\и «Подбери заплатку» (на подносе лежат геометрические фигуры, дети подбирают заплатки согласно «дыркам»)

Воспитатель:- Молодцы, вы справились с заданием и теперь мы можем отправлятся в путешествие.

Основная часть

Воспитатель:- Давайте закроем глазки и скажем волшебные слова:

Наш ковер по небу мчится,

Что же с нами приключится?

Закрывайте быстро глазки,

Чтобы очутиться в сказке.

Воспитатель:- В сказку мы попали, а в какую нужно отгадать.

Круглый бок, желтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос он в землю крепко,

Что же это? (Репка).

Воспитатель:- Правильно. (Достает персонажей сказки). Эта сказка называется – « Репка». Посмотрите на героев кукольного театра. Я загадаю загадки об этих героях, а вы попробуйте отгадать.

Воспитатель выстраевает героев сказки, которых дети отгадали на ширме.

    Он седой и с бородой,

Очень старый и хромой. Кто это?

(Дед)

    Она старенькая, седая, добрая и простая,

В доме с дедушкой живет, внучка как ее зовет?

(Бабушка)

    У дедушки и бабушки девочка живет

Как же эту девочку бабушка зовет?

(Внучка)

    Гладишь- ласкается,

Дразнишь – кусается,

На цепи сидит,

Дом сторожит.

(Собака)

    У нее четыре лапки, лапки-цап-царапки,

Пара чутких ушей и она гроза мышей.

(Кошка)

    Под полом таится и кошки боится.

(Мышка)

Воспитатель:- Ребята,давайте еще раз назовем сказку, в которой жили эти герои.

Дети:- Репка.

Воспитатель:- А сейчас мы будем рассказывать сказку вместе. Я начну, а вы кто знает эту сказку, мне помогайте. « Посадил дед…(репку), выросла репка…(большая-пребольшая) и т.д. (Рассказ сопровождается показом персонажей из настольного театра).

Физминутка

Вот мы репку посадили (Наклониться)

И водой ее полили (Сжимают и разжимают пальцы)

А теперь ее потянем (Тянут)

Из земли ее достанем (Встряхивают кисти)

И из репки кашу варим (Вращают кистями рук)

И будем мы от репки здоровыми и крепкими (Показать силу)

Воспитатель:- Ребята, я предлагаю теперь вам рассказать сказку. (Дети по желанию рассказывают сказку).

Воспитатель:- Давайте поиграем в игру.

Д/и « Закончи предложение»

Воспитатель:- У собаки щенята, а у кошки … котята.

Собака большая, а мышка … маленькая.

Воспитатель:- Дети, послушайте слова: м-м-мама, м-м-мышка, м-м-маленькая, м-м-мышонок. Какой звук в этих словах я выделила?

Дети: Звук «м».

Воспитатель:- Вот мы и поиграли в сказку. Наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад.

Наш ковер по небу мчится,

Чтоб домой нам возвратиться.

Заключительная часть

Воспитатель:- Ребята, понравилось вам наше путешествие?

Дети:- Да.

Воспитатель:- А в какой сказке мы с вами побывали?

Дети:- В сказке «Репка».

Воспитатель:- Я хвалю вас за то, что вы помогали сказочным героям. Всегда старайтесь помогать друг другу, будьте добрыми и дружными.

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Раз, два, раз, два вот и кончилась игра.

13.Литература

О.С.Ушаков «Развитие речи детей 3-5 лет» стр. 38-40

Программное содержание занятия по развитию речи:

  • формировать и конкретизировать представления детей о составе и построении предметного ряда;
  • упражнять в понимании и словесном выражении пространственных отношений в таком ряду;
  • активизировать в речи слова: ряд, место, начало, середина, конец ряда; слева от, справа от; перед, за, между; порядковые числительные (первый, второй и т. д.);
  • упражнять дошкольников в знакомых слов;
  • развивать интонационную выразительность речи.

Материал: фигурки настольного театра «Репка», азбука букв, наборная дорожка для букв (из шести ячеек, клеточек), индивидуальные кассы букв, шапочки для инсценировки сказки «Репка», экран.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигурки настольного театра.

В. Что это? Для чего? Из какой сказки эти герои? Вспомним эту сказку!

С чего все началось? Кто тянул репку?

Дети постепенно выстраивают весь предметный ряд: сначала пришел тянуть репку… дед. Мы его поставим в начало ряда. Потом пришла… бабка. И стала за дедом.

После бабки пришла… внучка. Внучка стала… за бабкой.

Так кто же вытянул репку? Мышка? (Нет, все вместе!)

Смотрите: все стали по линеечке друг за другом. Получился ряд (жестом руки воспитатель обозначает линию слева направо, по которой выстроились фигурки).

Где начинается ряд? Ряд начинается слева - вот здесь (показывает на фигурку деда). Поднимите левую руку: дед стоит ближе к левой руке, слева.

Ряд тянется за дедом вправо (жест) до… мышки. А в этом месте, где стоит мышка (жест), ряд заканчивается. Мышка последняя, после мышки никто не приходил. Здесь конец ряда (жест).

Дед стоит в начале ряда, а мышка стоит… (в конце ряда).

Где стоят остальные фигурки? (В середине ряда или между дедом и мышкой.)

Кто стоит между дедом и мышкой? (Бабка, внучка, Жучка и кошка.) Они стоят в середине ряда (показ жестом двух рук.)

Посмотрите еще раз внимательно на этот ряд и запомните, где кто стоит! Поиграем в игру «Пустое место» (закреплять представления детей об образовании ряда, о месте каждого предмета по отношению к другим, усвоение значения слова термина «место»).

Воспитатель показывает детям дорожку.

В. Это дорожка со свободными местами. Посчитаем количество мест! Место за местом - получается ряд (жест слева направо).

Где первое место? (Слева, в начале ряда.) Где последнее место? (Справа, в конце ряда.) Где поставим репку? (В начале ряда.) Кто пришел тянуть репку? (Дед.) Ребята, зовите деда на свое место!

Дед, иди тянуть репку!

Где в этом ряду поставить деда? (За репкой.) Кого позвал дед? (Бабку.) Кто из мальчиков сможет позвать бабку голосом деда?

Бабка, иди тянуть репку!

Так обыгрывается размещение каждой фигурки на свое место в ряду, а дети уточняют, кто стоит перед кем, между кем и за кем; кто после кого пришел тянуть репку.

Воспитатель закрывает ряд фигурок экраном (занавеской или картоном).

В. Ряд наш закрывается, игра продолжается!

Воспитатель убирает одну из фигурок.

В. Смотрите, кто-то ушел! Кто же? Тили-тили-тесто, вот пустое место!

Где стояла бабка? За кем стояла бабка? Перед кем стояла бабка? Между кем стояла бабка? Бабка, иди на свое место!

Дети возвращают фигурку на место.

В. Интересно, кто еще уйдет?

Воспитатель повторяет игру 3-4 раза - по числу персонажей, чтобы ответил каждый ребенок.

Воспитатель раздает детям шапочки-маски героев сказки.

В. Вытянули они репку и отправились на прогулку. Идут по узенькой тропинке друг за другом. Кто за кем идет? (Ответы детей.)

Вдруг мышка говорит: «Мне страшно идти последней, я хочу идти впереди!» Кто теперь первый в ряду? (Мышка.) Кто последний в этом ряду? (Кошка.)

Тут внучка говорит: «Меня Жучка за пятки кусает, не хочу идти перед Жучкой. Пойду я впереди!» Кто теперь первый в ряду? (Внучка.) А кто за внучкой? (Мышка.)

Так они дошли до красивой полянки, разошлись кто куда. (Дети расходятся по комнате, прогуливаются.)

Чуть было не потерялись! Дед их всех зовет: «Займите свои места!» (Дети становятся в первоначальный ряд.)

Постояли они рядом с дедом, да опять пошли грибы и ягоды искать. Тили-тили-тесто, у всех чужое место! (Дети становятся в ряд в другом порядке и называют его.)

В. Перепутали все свои места! Придется мне считать всех героев по порядку! Я буду называть тех, кто пришел к репке, а вы считайте, сколько собралось героев сказки!

Дед - первый, бабка - вторая. Сколько их всего? (Двое. )

В конце концов глупый мышонок никак не мог запомнить такие трудные слова, помогите ему, поправьте, если он ошибется!

Что изменилось в ряду?

Ряд персонажей закрывается экраном. За ним производятся различные перестановки: удаление персонажа, добавление нового, перемещение фигурок или замена одной из них на другую (собаку на волка, деда на медведя, кошку на лису и т. д.).

Вот пустое место - которое оно по счету? (Второе.) Кто ушел? (Бабка.)

Что изменилось? (Поменялись местами кошка и Жучка.) На каком по счету месте кошка? А Жучка? Поставь их на свои места!

Кого заменил внучек? (Внучку.) На каком месте стоит внучек? Исправь сказку: за кем стоит внучка? Перед кем стоит внучка? На котором по счету месте стоит внучка?

Воспитатель на наборном полотне из шести кармашков выставляет первой картинку с изображением репки и раскладывает на столе 7 букв: Е, А, К, Р, П, Д, Ь, О.

Эта дорожка для букв! Мы пишем слова так же, как и строили наш ряд - слева направо. Какой первый звук в слове РЕПКА? [Р]. Какой буквой мы обозначаем этот звук? (Р.) Найдите эту букву и поставьте на дорожке первой в ряду!

Дети выполняют задание и на индивидуальных кассах букв. Так выстраивается все слово.

Тяжело же пришлось героям сказки с такой большой репкой! В огороде у них росли и другие овощи - назовите их! (Воспитатель показывает картинки с изображением овощей.)

Какое слово из названий овощей очень похоже на слово «репка»? (Редька.) Какие буквы надо заменить на нашей дорожке, чтобы «переписать» новое слово?

Дети проводят звуко-буквенный анализ слова «редька».

Редька какая по форме? Цвету? Вкусу? Почему в народе говорят: «Надоел мне, как горькая редька»? или «Хуже горькой редьки»? Этот овощ очень полезный, на вкус сладкий и сочный, но среди плодов попадаются горькие. Такой горький плод испортит весь салат, от него во рту остаются неприятные ощущения.

Но такое случается очень редко! Вот какое слово интересное - «редко»!

Дети сравнивают звуко-буквенный состав обоих слов.

В. Что в вашей жизни бывает редко? А что вам надоедает, как горькая редька?

Придумайте дома историю из своей жизни, используя эти похожие слова!

Л. Ладутько, С. Шкляр