Устное народное творчество по истории. Фольклор - устное народное творчество. Особенности фольклора. Русские народные сказки, былины

Виды устного народного творчества

Фолькло́р (англ.Folklore - «народная мудрость») - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах.

1. Пословица - малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмичное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, поучение.

ñ «Слезами горю не поможешь»

ñ «Хлеб-всему голова»

ñ «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

ñ «Семеро одного не ждут»

ñ «У семи нянек дитя без глазу»

ñ «Семь раз отмерь - один отрежь»

ñ «Сытый голодному не товарищ»

ñ «Кто не работает, тот не ест»

ñ «Слово - дорого, а молчание - золото»

ñ «Слово не воробей - вылетит, не поймаешь»

ñ «Делу время - потехе час»

ñ «Лучше синица в руках, чем журавль в небе»

ñ «Любишь кататься - люби и саночки возить»

ñ «Своя ноша не тянет»

ñ «На воре и шапка горит»

ñ «Волков бояться - в лес не ходить»

ñ «Овечка гавкнет - стадо повторит»

ñ «Упрямая овца - волку корысть»

ñ «Копейка рубль бережёт»

ñ «Бережёного Бог бережёт»

ñ «Под лежачий камень и вода не течёт»

ñ «Знание - сила»

ñ «Один в поле не воин»

ñ «С миру по нитке - нищему рубаха»

ñ «Клин клином вышибают»

ñ «Умирать ладишься, а хлеб сей»

ñ «На полатях лежать - так и ломтя не видать»

2. Поговорка - словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.

Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.

ñ « Голод не тётка, пирогом не накормит»

ñ « Яйца курицу не учат»

ñ « Назвался гру́здем - полезай в короб»

ñ « Ложка дёгтя в бочке мёда»

ñ « Как вы лодку назовёте - так она и поплывёт»

ñ « Дорога́ ложка к обеду»

ñ « Да, кудри извилин не заменят!»

ñ « Друзья познаются в беде»

ñ « От сумы́ да от тюрьмы не зарекайся»

ñ « Нашла коса на камень»

ñ «Без Бога ни до порога»

ñ « Целует - значит любит»

ñ «Бьёт - значит любит»

3. Песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.

4. Часту́шка - фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно.

5. Загадка - выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании последнего человек и должен отгадать задуманный предмет. В древности загадка - средство испытания мудрости, теперь - народная забава. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли.

Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица - это поучение.

6. Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

7. Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил?
- Зачем воду не носил?

8. Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) - стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

9. Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

10. Считалка - небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка - элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.

11. Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют « чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку грека - цап!

Методическая папка

По детской литературе

Студента группы Ш-«21»

ГБОУ СПО ПК № 15

Судакова Алексея

I Устное народное творчество

Малые жанры устного народного творчества

Народные песенки

Детский игровой фольклор

Загадки

Пословицы, поговорки

Календарно обрядовая поэзия

Скороговорки

Русские народные сказки, былины

II Детская литература и детское чтение 19 века

Басни И. Я Крылова

Устное народное творчество.

Художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художеств, творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, обществ, и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В народном творчестве, сложившемся в ходе обществ, трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, народное творчество отличается глубиной художеств, освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Малые жанры устного народного творчества.

Малые жанры фольклора - это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Виды малых жанров фольклора:

v Колыбельная песня

Колыбельная песня - один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нем сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Например:

Баю - баю - баюшки,



Да прискакали заюшки

Люли - люли - люлюшки,

Да прилетели гулюшки.

Стали гули гулевать

Да стал мой милый засыпать

Часто в колыбельных возникает образ невидимого, но могущественного существа - Дремы или Сна.

Сидит Дрема,

Сидит Дрема,

Сидит Дрема, сама дремлет,

Сидит Дрема, сама дремлет.

Взгляни Дрема,

Взгляни Дрема,

Взгляни Дрема на народ,

Взгляни Дрема на народ

Бери Дрема,

Бери Дрема,

Бери Дрема кого хошь,

Бери Дрема кого хошь.

Сидит Дрема,

Сидит Дрема,

Сидит Дрема, сама дремлет,

Сидит Дрема, сама дремлет

Целый цикл колыбельных связан с образом домашнего кота.

Вы коты, коты, коты,

У вас желтые хвосты.

Вы коты, коты, коты,

Принесите дремоты

v Пестушка

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ручки фатюнюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Когда ребенок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ!

v Потешка

Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребенка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев(пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребенку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.



Примеры: «Сорока»

Вариант 1.

Сорока-ворона (водя пальчиком по ладошке)

Сорока-ворона

Деткам отдала.

(загибают пальчики)

Этому дала

Этому дала

Этому дала

Этому дала

А этому не дала:

Зачем дров не пилил

Зачем воду не носил!

v Прибаутка

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) - стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку,

Например:

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

Для игр были специальные песни. Игры могли быть

целовальные. Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);существовали также обрядовые и сезонные игры.

Пример целовальной игры:

Селезень

Селезень утку загонял,

Молодой серу загонял,

Пойди, Утица, домой,

Пойди, Серая, домой,

Утя семеро детей,

А восьмой Селезень,

А девятая сама,

Поцелуй разок меня!

В этой игре "Утка" становилась в центр круга, а "Селезнь" снаружи, и играли подобно игре "кошки-мышки". При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг "селезня".

v Заклички

Заклички - один из видов заклинательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Например:

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

v Считалка

Считалка - небольшой стишок, с помощью которого определяют, кто водит в игре.

Например:

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

v Скороговорка

Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Например:

Ехал грека через реку.

Видит грека: в реке рак,

Сунул грека руку в реку -

Рак за руку грека - цап!

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

v Небылицы

Небылица – это первая интеллектуальная детская игра, способствующая развитию малышей. «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями.

Например:

Вот сказали воробья не слыхать,

Вот сказали, воробья не видать,

А воробушек по улице идет,

В левом крылышке скрипочку несет,

Правым крылышком наигрывает,

С ноги на ногу попрыгивает.

v Перевертыши

Строится по принципу небылицы.

Например:

Свинки замяукали:

Кошечки захрюкали:

Хрю! хрю! хрю!

Уточки заквакали:

Ква! ква! ква!

Курочки закрякали:

Кря! кря! кря!

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Прибежал медведь

И давай реветь:

Кукареку!

v Приговорки

Прибаутка- особый вид народного творчества, близкий к пословице и поговорке: ходячая шутка, иногда состоящая из короткого забавного рассказа, иногда - из малопонятных смешных выражении.

Тит, иди молотить!

Брюхо болит.

Тит, иди кашу есть!

Где моя большая ложка?

1.1 Народные песенки

Русская народная песня - песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.

Русские народные песни подразделяются на:

· Русский песенный эпос:

Русские былины

Северная эпическая традиция

Сибирские былины

Южнорусские и среднерусские былины

Исторические русские песни

Небылицы и скоморошины

Песни в сказках

· Календарные обрядовые песни:

Поздравительные зимние песни.

Святочные песни.

Масленичные песни.

Весенние песни.

Семицкие песни.

Летние песни.

Песни жатвы.

· Семейные обрядовые песни:

Обряды рождения и пестования.

Плачи и причитания.

Свадебные обряды.

Традиционные лирические русские песни.

Трудовые.

· Отходнические песни включают следующие:

бурлацкие;

чумацкие;

ямщицкие;

солдатские;

· К удалым песням относятся:

тюремные (русский шансон).

Отдельно выделяются шуточные, сатирические, хороводные, частушки, припевки, страдания.

Песни литературного происхождения.

Казачий воинский репертуар.

· Жанровые разновидности песен, связанных с хореографией:

Хороводные песни

Игровые песни

Песни и инструментальные наигрыши, сопровождающие пляску

Поздние танцы

Например:

1. «Ах вы, сени, мои сени»

2. «Барыня-рассыпуха»

3. «В тёмном лесе»

4. «Глухой, неведомой тайгою»

5. «Два веселых гуся»

1.2 Детский игровой фольклор

В связи с возрастными особенностями и характером времяпровождения ведущее положение в устном ионическом творчестве детей занимает игровой фольклор.

Жеребьевые приговорки - это коротенькие рифмованные стишки (в две - четыре строки), которыми начинаются игры, когда играющих нужно поделить на две партии. Они сопровождают такие детские игры, как «Прятки», «Салки», «Лапта», «Городки» и др.

В жеребьевке, в отличие от считалки, где участвуют все играющие, разбиваются по двое. Каждый ставится перед выбором, например: "Дома быть или по морю плыть?", "Наливное яблочко или золотое блюдечко?".

1.3 Загадки

Загадки для детей

Стоит в саду кудряшка - белая рубашка,

Сердечко золотое. Что это такое?

/ромашка/

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Зимой и летом одним цветом.

Сперва блеск,

За блеском - Треск!

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути,

В них ни въехать, ни войти

Зимой - звезда,

Весной - вода.

/снежинка/

1.4 Пословицы, поговорки

Пословицы

Поучают чему-то.

Дорога ложка к обеду.

Волка бояться в лес не ходить.

Рыбак-рыбака видит издалека.

Без труда не вытащишь рыбу из пруда.

Поговорка

Поговорка - окольное выражение, где литературная красота и складность играют главную роль.Поговорка не договаривает и не называет вещи, но весьма ясно намекает.

Не отведав вкусу не узнаешь,

Три женщины – четыре сплетни,

Небо молчит – за него люди говорят,

Правде огонь не страшен,

Рыбу за хвост не удержать,

Сильный победит одного, знающий тысячу.

1.5 Календарно обрядовая поэзия

Календарной обрядовой поэзией называется группа обрядов и словесно- художественных жанров, связанных с народным календарём, который основывался на смене времен года и распорядка земледельческих работ. В русской обрядовой поэзии олицетворены силы природы, имеющие значения для земледельческого труда: солнце, земля, времена года (мороз, "весна-красна", лето).

· Праздник Каляды

  • Праздник Масленицы
  • Праздник Троицы
  • Праздник Купалы
  • Праздник жатвы
  • Праздник урожая
  • Свадебно - бытовые обряды
  • Предсвадебные обряды
  • Величальные песни
  • Корильные песни
  • Лирические песни

Польский стих

Сколько у вас в сарае колов,

Столько у вас в хлеву волов.

На поле урожай.

В дому приплод;

Всем доброго здоровья.

Счастливого доброго утра

Новый год спокойный.

Счастливый и обильный.

На телят, на ребят…

Вот характерный текст колядки (русской)

Пришла Каляда

Накануне рождества,

Дайте коровку,

Масляну головку,

А дай бог тому

Кто в этом дому,

Ему рожь густа,

Рожь ужимиста;

Ему с колоса осьмина (мера зерна)

Из зерна ему коврига,

Из полузерна пирог.

Весьма интересна русская калядка, в которой есть загадочная картина какого-то массового действа, оно называется колядованием:

Уродилась Каляда

Накануне рождества.

За горою за крутою,

За рекою за быструю

Стоят леса дремучие,

Во тех лесах огни горят,

Огни горят пылающие.

Вокруг огней люди стоят,

Люди стоят колядуют:

" Ой Каляда, Каляда,

Ты бываешь Каляда

Накануне рождества.

1.6 Скороговорки

Устное народное творчество богатство каждого народа. Русский народ имеет очень много памятников народного творчества. Каждый памятник уникален и своеобразен. В этих произведениях сохранились все важные поверья народа. Это богатство дает возможность последующим поколениям узнать больше интересной информации о себе самом и своем народе.

В устных народных памятниках сконцентрирована вся мудрость народа. Каждая строка этих произведений полна здравого смысла и поучительной морали. Каждое изречение из этих памятников является мудрым наставлением для всего народа. И по сей день в памятниках устного народного творчество можно встретить множество ответов на самые разные вопросы, волнующие разум каждого человека.В памятниках можно встретить огромное количество пословиц и поговорок. Это короткие предложения навсегда останутся в памяти народа и будут передаваться из поколения в поколение. В них так много повседневной простой жизненной правды и поучения, что по ним можно в любой ситуации ориентироваться и быть уверенным в правдивости выбора.

В пословицах и поговорках народная мудрость достигает своей кульминации. Это не только мудрое изречение одного из вельмож, это продукт народного мышления. В них отражен многовековой опыт всего народа.Задачей каждого представителя русской нации должно быть чтение и ознакомление с памятниками народного творчества. Только они могут помочь осознать какой нацией является русский народ. Каждый должен знать какие поверья и обряды имели наши предки. Если хорошо быть знакомым с памятниками, то можно заметить, что в современном мире мышление нашего народа не изменилось. Мы имеем очень много общенародных черт характера, которые веками передавались от поколения в поколение.

Наше богатство наши памятники устного народного творчество. Именно они держат нашу связь с нашими предками крепкой и вечной.

Школьное сочинение от имени ученика 7 класса. 6, 8 класс.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение рассуждение Победа над страхом придает нам силы

    Страх убивает… Именно он заставляет многих отступать перед первыми неприятностями. Когда человек борется за свою цель, ему часто мешают её достичь различные невзгоды, страх перед которыми побеждает стремление добиться желаемого.

  • Сегодня для разговора я выбрала тему: современное образование. Так как сама являюсь педагогом, то имею чёткое представление, что сейчас происходит в системе образования. О том, что в школах никто не хочет работать, говорит уже не приходится

  • Присыпкин в пьесе Клоп Маяковского сочинение

    В произведении Маяковского “Клоп” мы знакомимся с замечательной феерической комедийной историей написанной автором на коммунистический лад. В ней присутствует множество интересных для анализа образов

  • Все Герои рассказа Короленко В дурном обществе (главные и второстепенные)

    Герои рассказа В дурном обществе

  • Говорят, что время лечит. Обычно под лечением подразумевается избавление от болезней, физических ран и недугов. Но ведь бывают и душевные раны. Их самым лучшим лекарем и является время.

Это устное народное творчество. Жанры его очень разнообразны и специфичны. Эти произведения придумывались представителями народа и передавались друг другу устно. Существовали певцы и сказители, и каждый желающий мог стать сотворцом.

В чем особенности фольклорных произведений?

Особенностью устного является его древнее происхождение, ведь подобные произведения создавались в то время, когда еще не было письменности. Часто в создании одного произведения участвовало много людей, каждый при пересказе добавлял что-то свое. Это еще одна особенность - вариативность, ведь даже один сказитель или певец не мог много раз повторить произведения без изменений.

Каждый человек знает, что такое Жанры его почти все сохранились до наших дней. В каждом из них отражаются думы и чаяния народа, его отношение к происходящим событиям. Большое место в устном народном творчестве занимает обрядовый фольклор. Хотя этот пласт народной культуры почти неизвестен сейчас.

На какие жанры делится фольклор?

Как фольклор используется при воспитании детей?

Какие жанры устного народного творчества издавна применялись родителями в воспитании ребенка? Кроме сказок и былин с рождения малышей сопровождали потешки, прибаутки и песенки. Они использовались не только для успокоения и привлечения внимания ребенка. Эти произведения - лучший способ раннего развития мышления малышей.

До сих пор все мамы поют детям народные колыбельные, большинство из них используют потешки и приговорки при одевании, купании и первых играх малышей. Очень важны для развития мышления ребенка считалки, загадки и скороговорки. В детской среде распространены дразнилки, поговорки и частушки.

В настоящее время многие молодые люди не знают, что такое устное народное творчество. Жанры его, даже самые распространенные, стали забываться. И задача родителей, воспитателей и учителей - прививать детям любовь к фольклору как к неотъемлемой составляющей народной культуры.

  • Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.
    автор-народ, из уст в уста, мечта о счастье, малые фольклорные произведения, сказки (о животных, бытовые, волшебные), волшебные предметы, сказочные превращения.

Устное народное творчество - это малые фольклорные произведения, созданные безымянными авторами и передающиеся из уст в уста. Сказка – один из древнейших видов устного народного творчества. Сказки делятся на волшебные, бытовые, о животных. Поскольку сказителями были простые люди, они сохраняли и передавали друг другу только те рассказы, которые соответствовали их представлениям о красоте, добре, честности, справедливости и благородстве души, несли мечту о счастье. События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным. Поэтому героя часто выручают сказочные предметы и чудесные превращения.

  • Дополни своё высказывание. Найди нужную информацию в справочнике, энциклопедии или Интернете.

Устное народное творчество - произведения, созданные безымянными авторами и передающиеся из уст в уста. Песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки - это всё произведения устного народного творчества. В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имен мы не знаем, потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы не записывались, а передавались устно от одного человека к другому, от одного поколения к другому. Рассказывая сказку или исполняя песню, каждый рассказчик или певец что-то добавлял от себя, что-то пропускал, что-то изменял, чтобы сказка стала еще занимательнее, а песня еще красивее. Вот поэтому мы и говорим, что автор песен, былин, сказок, пословиц, частушек, загадок - сам народ. Знакомство с сокровищами народной поэзии помогает глубже узнать нашу Родину .

  • Какие виды народного творчества ты знаешь?

Сказки, загадки, заклички, небылицы, былины, сказы, песни, скороговорки, потешки, пословицы, поговорки .

  • Составьте с другом список книг, которые можно поместить на выставку "Народное творчество".

Русские народные сказки. Пословицы и поговорки. Загадки. Потешки и прибаутки. Народные лирические песни. Легенды. Былины. Духовные стихи. Баллады. Анекдоты. Частушки. Небылицы. Скороговорки. Колыбельные песни.

  • Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (гжель, хохлома, дымковская игрушка). Возможно, в том месте, где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного творчества. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка - один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV-XVI веках. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Дымковская игрушка - изделие ручной работы. Каждая игрушка - создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи - процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности. За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь... В XIX веке в слободе Дымкове жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц. Складывались целые династии – Никулины, Пенкины, Кошкины... Форма и пропорции, колорит и орнамент в их изделиях имели свои особенности. В это время дымковская игрушка представляла собой одиночные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы – представления людей о мире. Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.