Таты – исторический этнос Кавказа. Кто такие таты

Недавно прочитал статью «О Зороастризме в средневековом Дагестане», опубликованную на сайте прогрессивной кубачинской молодежи. Эта статья и побудила меня поговорить с татской, да и не только с татской молодежью о её прошлом и будущем.
1. Предлагаемая публикация никоим образом не претендует на открытие чего-либо нового в исторической, этнической и религиоведческой науках. У автора нет никакого желания открывать Америку или изобретать велосипед. В вопросах о том, кто такие Таты и кто такие Евреи давно всё открыто и всё написано. Любителям точных определений, формулировок и первоисточников посоветую обратиться к энциклопедии Брокгауза и Ефрона, изданной ещё до революции 1917 года, в 86 томах. Существует и энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, а, так - же, современная электронная версия этого издания на DVD дисках, но в них эти понятия даны с некоторыми сокращениями.

Можно обратиться и к Б.С.Э. (Большая Советская Энциклопедия), но и в ней текст изменён и, в зависимости от времени (Сталинского, Брежневского) издания – эти изменения существенно варьировались. В любом случае – первоисточником с которого переписывались и компилировались эти и многие другие понятия – является энциклопедия Брокгауза и Ефрона в 86 томах.

2. Поскольку в наши дни термин «национальность» упрощают или искажают в связи с отсутствием его определения, которое соответствовало бы современным требованиям, мы не будем доказывать друг другу, что между понятиями Еврей, Иудей, Горский Еврей и Тат нельзя ставить знак равенства. На это уйдет слишком много времени, причем впустую. И без этого любой образованный человек понимает, что Тат – это национальность, а не вероисповедание, что Иудей – это вероисповедание, а не национальность, и что Еврей – тоже национальность. Правда, после недавней поездки по Израилю понял, что здесь нужна оговорка. Дело в том, что Эфиопов, исповедующих Иудаизм, в Израиле считают Евреями.

В Америке слово «американец» – это никак не национальность, а означает гражданство, американское подданство человека, будь он Француз или Русский, Немец или Китаец, или любой другой национальности, главное здесь – гражданство. Так может быть в наше время понятие «Еврей» означает не национальность, а гражданство, израильское подданство?

В этой связи не пройти мимо удивительного словосочетания – «Горские Евреи». Это что означает? Если такое понятие имеет место быть в науке, тогда полное право на существование имеют и такие понятия, как Лесные, Степные или ещё какие-нибудь Озёрные Евреи. Ладно, не будем больше строить из себя «шибко грамотных», не будем тратить время на неразбериху в понятиях, определениях и терминах. Перейдем к основной теме. Поставим себе конкретную задачу из двух вопросов и ответим на них.
Вопрос № 1: Как и почему среди этнически единого татского народа оказались и Зороастрийцы, и правоверные Мусульмане, и Христиане, и Иудеи?
Вопрос № 2: Как и почему произошло, что между совершенно разными национальностями «Тат» и «Еврей» поставлен знак равенства?

Давайте разберемся в первом вопросе. Задолго до возникновения Христианской религии народы, населяющие обширные территории Ближнего и Среднего Востока, Кавказа, Закавказья и многие другие сопредельные территории, были язычниками – Зороастрийцами. Среди народов населяющих современные территории Афганистана, Ирака, Ирана, Турции и Дагестана имел место быть и татский народ, находившийся на службе у иранских правителей. Таты вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и ремесленничеством. Их задачей было снабжение многочисленных пограничных гарнизонов, охранявших все рубежи государства. А на северных границах, в частности, от кочевых племен прикаспийских степей.

Естественно, что и вероисповедание у Татов было таким же, как и у всех окружающих их народов дохристианской эпохи – язычество Зороастрийского толка.
С появлением и распространением Христианства народы, населяющие территории Ближнего Востока, Кавказа и Закавказья тоже стали принимать христианскую веру. Первые, кто в этом регионе «изменил» вере своих предков – Зороастризму, были Армяне, принявшие Христианство в самом начале 4 века.

Почти сразу за Арменией раннее Христианство проникло и на территорию Дагестана. Доказательством тому служит Христианский Храм, расположенный в самой цитадели Дербентской крепости. Храм этот погребен под землей и выходит на поверхность самой верхней частью купольного свода небольшим отверстием в земле. Все местные жители считали его огромным резервуаром для хранения воды (или гигантским колодцем). Так говорили и экскурсоводы. Многие поколения дербентских мальчишек (и мой отец в детстве) приходили и бросали туда камни, и слушали долго ли падает камень и когда раздастся всплеск воды.

Только в 70-х – 80-х годах 20 века было установлено, что это не хранилище для воды, а засыпанный землей и забытый в веках раннехристианский Храм. Полагаю естественным тот факт, что во времена строительства и функционирования этого храма большая чась местного населения, включая некоторую часть татского народа, приняла Христианство. Таким образом, древний Зороастризм и раннее Христианство сосуществовали здесь (до распространения Мусульманства), по меньшей мере, 300 – 400 лет.

Ну, а в 7 веке зародилась и стала стремительно распространяться новая Мировая Религия – Мусульманство. Очень скоро эта религия заняла главенствующее положение на рассматриваемых нами территориях и за их пределами, включая Индию, Африку, Ипанию. Итак, доминирующей религией на территории Дагетана стал Ислам, прочно сохраняющий свои позиции и в наши дни. Таков исторический процесс и здесь ничего нового не скажешь. Можно сделать только одно замечание, что некоторые местные народы принимали новую религию добровольно, а некоторые – насильственно.

Вообще территория Дагестана постоянно переходила из рук в руки, терзаемая нескончаемыми набегами и войнами между Византией, Персией и Хазарией. Вот они-то, Хазары, и принесли с собой Иудаизм. Интересующихся тем, как и почему Хазары стали Иудеями, отсылаю к авторам книг по истории Хазар: М.И.Артамонову, С.А.Плетневой, Л.Н.Гумилеву.

Азербайджан с древних времен населялся различными племенами, этническими группами, которые тесно соприкасались друг с другом и в результате исторического развития составили ядро азербайджанской народности. Здесь с древности сменяли друг друга многочисленные исторически сосуществовавшие этносы, которых отличали религии, языки, культуры.

Эти этнические группы в течение длинного отрезка времени настолько слились друг с другом, что в настоящее время невозможно отделить их друг от друга и представить отдельные этнические группы вне единого азербайджанского народа. Видный историк Джахангир Зейналоглу в начале 20-го века в своей книге «Краткая история Азербайджана» так описывает формирование азербайджанского народа: «С древнейших времен таты, талыши, лезгины, в дальнейшем населившиеся народности как арабы, курды слились с местными тюрками и таким образом образовался новый тюркский народ, то есть азербайджанские тюрки»

Среди этих этнических групп тюркоязычные, ираночзычные и кавказоячные этносы обладали особым весом. Эта статья посвящается татам - ираноязычной этнической группе, которая с давнейших времен поселилась в Закавказии, в том числе и на территории современной Азербайджанской Республики. Видный ученый, профессор Гамаршах Джавадов, посвятивший долгие годы исследованию истории и этнокультуры этносов, проживающих на территории Азербайджанской Республики, указывает в своем труде тот факт, что среди ираноязычных этносов Азербайджана таты занимают важное место.

Своими традициями, этническими особенностями, национальной и духовной культурой, а также другими этнографическими особенностями этот этнос считается самым близким, а во многих чертах даже составляет единство с азербайджанцами. Таты - один из древнейших народов ближнего и среднего Востока, историческая территория которых расположена на центральной и восточной части нынешней Азербайджанской Республики и северо-западе Ирана. Небольшое количество татов проживает также в Дагестане.

Первые сведения о появлении персов в Закавказье связывают с эпохой империи Ахеменидов (558-330 г. до н. э.), однако более обширная информация об этом относится уже к временам Сасанидов (III-VII вв. н. э.), которые для укрепления своих владений в Закавказье строили города и крепости, часть из них сохранилась и поныне. Так, по мнению В.Ф.Минорского, таты являются потомками иранцев, переселенных Сасанидами для защиты северной границы империи. Сасаниды поселяли вблизи перевалов значительные колонии своих поданных, главным образом из Каспийских областей. Это подтверждается и названиями некоторых древних татских населенных пунктов – Лагидж (Исмаиллинский р-он) и Хизи (Апшеронский р-он), происходящими от названий округов Лагиджан и Хузистан в Иране.

Среди лагиджцев сохранилось предание, что их предки были переселены во время Сасанидского царя Хосрова Ануширвана. Известный азербайджанский историк М.Г.Велили-Бахарлы в своем произведении «Азербайджан: физико-географический и этнографический очерк» пишет: «Таты, народность также иранского поколения арийцев, сплошной массой занимают ныне южную половину нагорной части северо-восточного Азербайджана и островками в Западном Азербайджане (Зангезур. уезд, села Легвез и Нюгеди). Они являются остатками тех древних парсов, которых Сасаниды (Ездигерд, Хозрой-Нуширван и др.) в IV ст. (309-381) перевели сюда из южной и юго-западной Персии (Исфагана, Табаристана, Лахиджана и проч.) и поселили во всем Восточном Азербайджане – в Каспийских Воротах для защиты северных границ Персии от вторжения кочевых тюркских народностей».

Того же мнения придерживается и другой видный историк Рашид Исмаилов: «С целью предотвращения тюркского и монгольского нашествия правители Сасанидской династии Йездегирд, Хосров Нушираван и др., переселили татов в Азербайджан из Исфагана, Табаристанаи Лахиджана». В годы правления шаханшаха Йездигерда II (438-457) были построены «длинные стены» у Чора; при Каваде I (488-531) – у реки Гильгильчай (Шабранская стена) и горы Беш-Бармак. В ту эпоху в были построены такие города как Бейлаган, Барда, Лайзан (совр. Лахидж) и т. д., которые были заселены выходцами из исторической провинции Парс на юго-западе Ирана, а также из северо-западных Дейлема и Гиляна. Наряду с ними сюда переселялись и персоязычные евреи.

Основным языком Закавказья (исторического Ширвана и Аррана) того времени был среднеперсидский язык (пехлеви), государственной религией – зороастризм. После завоевания Закавказья арабами и исламизации зороастрийского населения наряду с пехлеви стал использоваться и арабский язык. Начавший складываться с того времени новоперсидский язык не только не потерял своей значимости, но и стал языком впоследствии всемирно известной персоязычной изящной поэзии, на нём писали бессмертные корифеи Низами, Хагани, Мехсети и многие другие. Отметим также, что персидский язык в протяжении столетий являлся господствующим языком Закавказья.

Как известно, после русско-персидских войн (19 в.) Персия уступила России Закавказье и одним из стремлений царских властей было ослабление идентификации закавказских мусульман с Ираном, что видимо и послужило тому, что с этого момента началось постепенное вытеснение фарси и местных иранских языков из активного использования. «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» так описывает ареал закавказских татов: «таты - народность иранского (персидского) племени, обитающая на Кавказе, в губернии Бакинской (Бакинском и Кубинском уездах.) и Елизаветпольской и в Южном Дагестане (в Кайтаго-Табасаранском округе).»

В этом же источнике также отмечается, что «таты были выведены в разное время из Персии в подвластные ей некогда закавказские прикаспийские провинции для борьбы с северными народами. Таты исповедуют мусульманскую религию шиитского толка…» В книге «Народы Кавказа» указывается, что «таты Азербайджана принадлежат к числу древних обитателей Закавказья. Живут в основном таты в районах Сиазанском, Дивичинском, Кубинском, Шемахинском, Исмаиллинском, в г. Баку и на Апшеронском полуострове». В «Большой Советской Энциклопедии» указывается, что таты «по культуре и быту почти не отличаются от азербайджанцев. Верующие таты – мусульмане-шииты, христиане монофизитского толка, иудаисты. Традиционные занятия татов – земледелие и садоводство.

Десятки тысяч татов проживают также в Тегеране и в ряде других крупных городов. Таты проживают также и в ряде городов и селений Дагестана (РФ), как Рукел, Музаим, Сабнова, Гимейди, Билкади, Белиджи и т.д. Изначально таты, как и большинство других ираноязычных племен, исповедовали зороастризм. С распространением иудаизма на территории Сасанидского Ирана среди ираноязычных племен, некоторые племена татов приняли иудаизм. Значительная часть татов Кубинско-Хачмазского региона современного Азербайджана и южных районов Дагестана и сегодня исповедуют иудаизм.

М.Е.Мататов пишет по этому поводу следующее: «Исследования русского антрополога К. М. Курдова по антропологии татов-мусульман и татов-иудаистов (1906-1907 г.) свидетельствуют о схожести их антропологических данных. Он отнес обе эти группы к одной и той же среднеазиатской группе народов. Незначительная часть татов в период распространения христианства на Кавказе, приняла эту веру и по сей день среди татов небольшая община является христианами-монофизитами. С ликвидацией албанской, и возрастанием влияния григорианской церкви на Кавказе эта община татов приняла григорианскую ветвь христианства.

В малом количестве имеются и таты-сунниты. Религиозная разобщенность татов в какой-то степени послужила причиной расчленения этого единого народа. Как пишет З.Кулизаде, религия, как правило, в зависимости от условий, является одним из основных этноформирующих факторов. Наряду с этим, как отмечает Г.Джавадов, хотя и таты Азербайджана обладают определенными отличительными качествами по области распространения, этническим признакам, диалектическим особенностям, в сущности, они считаются единым малочисленным этносом.

Таты относятся к индоевропейской языковой группе народов, имеют свою самобытную культуру и язык. Татский язык считается испорченным говором фарси и имеет 2 диалекта, которые сложились в соответствии с историческим разделением татов по вероисповеданию на мусульман и иудаистов. Татско-еврейский диалект является одним из литературных языков Дагестана. В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» о татском языке говорится: «Язык татов, иначе называемый фарсидским, есть не что иное как испорченный народный говор новоперсидского языка.»

«Литературная энциклопедия» о языке татов пишет следующее: «Татский язык» относится к иранской системе языков, представляя собой одно из новоперсидских наречий… В своей лексике татский язык также весьма близок к персидскому, с соответствующим учетом фонетических изменений. Татоязычного населения на Кавказе до 150 000 человек, живущих разбросанно, вперемешку среди других народов, главным образом среди тюркоязычного населения Восточного Кавказа - азербайджанцев и кумыков.

Разбросанность татоязычного населения имела следствием дробление языка на ряд говоров, в общем все же достаточно близких друг к другу. Из них известное письменное закрепление получили только татские говоры горских евреев, принявших в 1929 латинизированный новый алфавит, а в 1938 с остальными народами Дагестана перешедших на русский алфавит. Литературный яз. горских евреев, впрочем, отражает только южный говор этой группы татов, т. е. говор г. Дербента и г. Кубы, а не северный.

Большинство татов-мусульман владеет азербайджанским языком. Уже давно поставлен вопрос о выработке литературного языка для этой преобладающей массы татского населения, а тем самым и вопрос о том, каким путем должна пойти в дальнейшем выработка единого литературного языка татов». В свое время татский язык был распространен в очень большом ареале.

По этой причине наряду с татами этим языком владели также и другие этнические группы.
В основном литературный татский язык формировался среди татов-иудаистов. Таты-мусульмане же лишены литературного языка и постепенно среди них идет полная языковая ассимиляция с Азербайджанским (тюркским) в Азербайджане, и персидским в Иране. По утвердившемуся в науке мнению, происхождение слова «тат» не имеет этнического характера. Этим термином тюрки обозначали оседлое ираноязычное население Азербайджана. Об этом свидетельствует и само название некоторых групп татского населения.

На джагатайском наречии тюркского языка это слово имеет значение «подданного» живущего у вельможи. Тюркские племена, гордившиеся своим кочевым бытом, давали название «тат» всем побежденным им народам, ведущим оседлый образ жизни. Таково происхождение названия татов, данного тюркскими племенами оседлому иранскому населению Азербайджана (парсам). Поселившись здесь, таты, как господствующая нация, сыграла крупную политическую роль». Того же мнения придерживается и Рашид Исмаилов. Он, в своем произведении «История Азербайджана» пишет, что слово «тат» на джагатайском языке означает «труд». Тюрки, ведущие постоянный кочевой образ жизни, называли подчиненное ими культурное население «тат»ами. Будучи по происхождению персами, таты вынужденно подчинялись тюркскому подданству и назывались своими завоевателями «тат»ами...»

Так, в начале татами стали называться закавказские персы тюрками, в последствии чего это название стало именовать весь оседлый персо-язычный этнос Закавказья и употребляться как название этнической группы. В результате длительного исторического сосуществования татов и азербайджанцев (азербайджанских тюрков) возникло много общих черт в их хозяйстве, культуре и быту. В этом немалую роль играет азербайджанский язык, ставший с XIX века фактически вторым родным языком татского народа.

Следует отметить, что широкое распространение азербайджанского языка значительно сузило сферу функционирования татского языка, который стал бытовым языком сельской местности. Язык этот от соприкосновения с более сильным и легким тюркским, постепенно исчезает из употребления, уступая ему свое место». К концу XIX века распространение азербайджанского-тюркского языка на территории нынешней Азербайджанской Республики среди различных национальных групп достигло такого масштаба, что и в некоторых случаях он даже стал вытеснять отдельные местные языки из общения.

Многие из них считают себя азербайджанцами и во многом утеряли татский язык. Г.А.Гейбуллаев указывает, что «таты в прошлом составляли основу населения Апшеронского полуострова. В настоящее время компактно они живут только в селе Балаханы, самоназванием их является парс. Этим этнонимом в прошлом называли себя и таты села Сураханы. Таты, жившие в ряде селений в недалеком прошлом, теперь говорят на азербайджанском языке» (5, с.108). Это сказывалось всегда и на итогах переписей.

Так, весьма сложно определить точную численность татов на территории Азербайджана. Это в первую очередь связано с тем, что таты уже свыше столетия в массовом порядке слились с азербайджанскими тюрками и подверглись ассимиляции. Но наряду с этим, в источниках разных времен можно ознакомиться со сведениями, отражающих численность татов. Эти сведения могут создать относительные представления по поводу численности этой этнической группы.

В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» о численности татов пишется следующее: «Число их доходит до 135 тысяч».

Эльшан Мустафаев (HAH) Kultura.Az

16.07.2012, 08:45 - Среди горских евреев Красной Слободы и проживающих за Красной Слободой горских евреев существует проблемный вопрос, который вызывает большой спор и разногласия, это слово "таты". В некоторых демографических научных исследованиях горских евреев называют татами. Сторонниками этого названия были многие ученые евреи из Дагестана.

Прежде всего, рассмотрим, кто такие таты. "...В раннее средневековье татами именовали все ирано-язычное население Среднего Востока и Средней Азии. В Иране слово "тат" применялось вначале как общее название оседлых ирано-язычных племен, не считавших себя персами, затем стало названием одной из народностей этой страны."

Другой исследователь пишет: "Тат - тюркское слово, перешедшее в иранское простонародное наречие. Это название "тат", по-видимому, неэтническое, а определяющее образ жизни и социальное положение. Оно дается тюркским племенем оседлому иранскому населению Закавказья. На джагатайском наречии это слово имеет значение "подданного".

У татов вероисповедание мусульманское, суннитского толка. Изучают Коран, поддерживают законы ислама, празднуют исключительно мусульманские праздники, законы повседневной жизни - мусульманские, обычаи, обряды, традиции тоже, имена исключительно мусульманские и общее захоронение. Так что кроме сходства языка горских евреев с разговорным языком татов ничего похожего и общего нет. Разве только по причине сходства языка мы должны считать себя татами?

Ашкеназы, говорят почти на диалекте немецкого языка, но они себя, боже упаси, немцами не считают. Грузинские евреи говорят на грузинском языке, но они себя грузинами не считают. Азербайджанцы, туркмены, узбеки, татары, кумыки, уйгуры и многие другие народности стран Азии говорят на турецкой языковой группе, но они себя турками не считают. Украинцы, белорусы, поляки, болгары и многие другие говорят на славянской группе языков, но никто из них себя русскими не считают. На диалекте персидской языковой группы говорят таджики, лагиджи, талыши, бухарские евреи и другие, но никто из них не считает себя персами, тем более татами.

Горские евреи - потомки тех, корни которых уходят в далекое прошлое, к нашим предкам - древним еврейским племенам, вынужденных переселенцев в Иран и Ирак после разрушения Первого храма, особенно после разрушения Второго храма и изгнания их римлянами. Несмотря на более двухтысячелетнее рассеяние по всему миру горские евреи, как и евреи всего мира, сохраняли преданность своей иудейской вере, и сохраняли ее целостность. Всю жизнь они изучали священную Тору и соблюдали субботу. Как говорят, евреи сохраняли Субботу, и Суббота сохранила евреев. Везде и всюду, одинаково, в один и тот же день празднуют еврейские праздники.

А ислам разделен на две крупные секты - суннитов и шиитов, некоторые праздники они празднуют в разные дни.
Христианская религия разделена на многочис-ленные разновидности веры - католики, протестанты, лютеране, григорианцы, православные, которые в свою очередь делятся на староверцев, молоканов, баптистов, адвентистов и т. д. Главные праздники христианства - Рождество Христово и Пасху католики и православные празднуют в разное время.

В течение всего периода рассеяния и исламисты, и христиане силой оружия и многими другими методами принуждали евреев изменить свою веру. Известно, что в VIII- IX веках нашей эры после вторжения в Иран и на Кавказ арабских племен часть евреев вынуждена была принять ислам. Многие демографические и этнографические исследователи, интересовавшиеся жизнью горских евреев, на территории Дагестана, в домах некоторых мусульман обнаружили тщательно завернутую и оберегаемую бандероль, которую они выдавали за священную книгу своих древних предков. Они абсолютно не подозревали, что именно, там завернуто. Когда ее развернули, там оказалась - Тора! Что неопровержимо доказывает, что предки их были евреями. Обнаруживались и такие семьи, что в ночь на субботу зажигали свечи, объясняя тем, что огонь изгоняет злых духов.

Также и христианская религия, во все времена, разными методами (крестовые походы, средневековая инквизиция, дискриминация) принуждала евреев изменить веру. Так было со многими светлыми учеными мировой истории, как Христофор Колумб, Нострадамус, Карл Маркс, Генрих Гейне и много, много других. Но никогда в истории человечества не было случая принуждения других народов принять иудаизм. А горские евреи испокон веков исповедуют иудаизм.

Вообще, и евреев Красной Слободы в частности, кроме традиционных библейских имен, как Авраам, Ицхак, Иаков, Иосиф, Давид, Моше, Шломо (Соломон), Михаэл, Гавриэль, Даниэль, Сарра, Ревекка, Леа, Рахиль, Эстер и т.д. есть исключительно еврейские имена, которые бывают только у лиц иудейского вероисповедания. Вот эти имена:
Мужские: Ареэль, Аврум, Абаи, Агарун, Азаря, Авшалом, Авадия, Амрам, Авниэль, Бенами, Бенцион, Барух, Гельад, Гершон, Год, Гедиэль, Гилил, Гомуэль, Дон, Евда, Заккой, Зив, Захария, Заволун, Зарахия, Иззиягу, Иззиэль, Ишягу, Изгия, Иммануэль, Исраэль, Идан, Йешаия, Йов, Йонатан, Йоханан, Йошува, Йомтов, Йона, Йосеф, Йоэль, Йодедия, Йофиэль, Йохай, Леви, Менаше, Мелех, Малки, Мататья, Молохим, Мошиях, Меир, Нахамия, Натан, Нахшум, Мардахай, Нисим, Манахим, Натанэль, Ноах, Нахум, Нисан, Ошер, Пинхас, Пеэнуэль, Пейсах, Пегил, Рахмиэль, Рахамим, Рахману, Разиэль, Реувен, Рабо, Рамбам, Рав, Симха, Сасун, Симонтов, Хананэль, Хананя, Ханиэль, Ханина, Ханух, Ханука, Хай, Хаим, Хаггай, Хасид. Цефанья, Цви, Шемтов, Шум"ун, Шалом, Шамай, Шафадя, Шаул, Шемшун, Эфраим, Эльазор, Элиша, Эльханан, Элиягу, Эзра, Юшва, Ярухом, и другие.

Женские: Адассо, Авишаг, Авигаэль, Батзаhав, Батсион, Батшева, Барухо. Барийо, Батуэль, Батья, Довро, Заhав, Лавана, Либа, Малка, Малкато, Манан, Мазаль, Майром, Мазальтов, Мирян, Мазалот, Михаль, Машолом, Наама, Марголут, Нааро, Пурим. Порат, Пенина, Руцпо, Зулпо, Сарра, Сарах, Тамар, Това, Тайло, Тури, Хасидо, Хава, Хая, Хаясара, Хавасилит, Хаят, Хиба. Шошана. Шуламит, Яфо, Йохевид, Эстер и другие.

У лиц мусульманского вероисповедания, а также у татов, таких имен нет, и не бывает, за исключением некоторых библейских имен, вроде Юсиф, Ибрагим, Ягуб, Микаил, Муса и другие имена, которые встречаются у всех народов мира. Так почему же мы "таты", а не евреи?

Следующее доказательство.

В повседневной вообще, и горских евреев Красной Слободы в частности, очень и очень много ивритских слов из древнееврейского, и даже из арамейского языка, несмотря на то, что более 2000 лет они живут в Галуте (диаспоре). Но сохранили самобытность своего родного языка. Вот неполный словарь этих слов: недер, недово, hорил, мило, ани, ашир, нешумо, хатан, хупо, невило, зуно, махшаму, махшаво, доhут, таам, кетуба, айнараh, ишараа, цадака, мишбаха, мааси, холероши, синет-хином, маадонай-мелех, шаидо, тешува, гуhном, ганэдем, мамезир, монухо, сандах, минхаг, дин, овил, хевра-кадиша, олам-hазе, олам-hаба, шевда, бихраи, бетдин, келив, цадик, моеhад, алмана, авода, шем, шехина, дараш, нови, ханухо-байт, мацево, батулла, хавер, нифтар, гессаб, горбан, пассол, шигир, ини, уни, генов, гезиро, хиноми, шолиях, овир, ковра, сануhо, махашефо, лугма, кааз, гиббон, барзил, ой-вай, галут, геула, харим, халол, хашоди, широ, сурр, бэ шем адонай, хаял, хисид, зивил, тов-тови, гедола, дагдага, шулхон, тену, и тому подобное, которых в разговорной речи татов и в помине нет. Так, почему же мы "таты", а не евреи?

Далее. Таты совершают обрезание своих детей в том возрасте, который обычен для всего мусульманского мира, то есть до 13-ти летнего возраста. А горские евреи строго придерживаются предписания Торы, обрезание совершают на 8-ой день рождения младенца и нарекают именем. Можно смело утверждать, что мы являемся истинными евреями!

Народ в Российской Федерации (в основном в Дагестане) и Азербайджане. Язык татский. Верующие таты иудаисты, мусульмане-сунниты, христиане-монофиситы. Численность в РФ - 19420 человек.

Самоназвание – тат. Народ в России. Живут преимущественно в Дагестане. Небольшие группы в других республиках Северного Кавказа. Численность в России 19,4 тыс. человек.

Говорят на татском языке иранской группы индоевропейской семьи, имеющем 2 диалекта - южный и северный. Северный диалект является одним из литературных языков Дагестана. Письменность на основе русского алфавита. Среди татов распространён также азербайджанский язык.

Верующие таты - мусульмане-шииты, иудаисты и христиане-монофиситы. Близки по культуре азербайджанцам и народам Дагестана.

Традиционные занятия - земледелие, садоводство и виноградарство. Развиты художественные ремёсла (ковроткачество, изготовление медной посуды и др.). Таты Кавказа занимались в основном земледелием. В начале ХХ века они обрабатывали в общей сложности 18 тыс. десятин пахотной земли, в том числе в Дагестане - до 10 тысяч. Они обрабатывали подчас труднодоступные горные участки, сеяли рис и пшеницу, разводили виноград, сажали фруктовые сады, выращивали овощи. В Дербенте специализировались на виноградарстве, многие во время путины работали на рыбных промыслах, занимались ремеслами. Горцы ценили их как умелых мастеров по выделке кожи.

Уклад жизни татов долго оставался полупатриархальным с родовыми пережитками. В Дагестане они сохраняли полунатуральное хозяйство, браки заключали с учетом родственных связей (между двоюродными и троюродными лицами). Старший в роду мужчина был вершителем судеб членов рода. В основе быта лежали адаты: беспрекословное подчинение старшим, обязательная помощь односельчанину, строгое соблюдение правил гостеприимства и др. Бытовали кровная месть и многоженство. Жена выполняла любое указание мужа, на улице закрывала лицо платком, не имела права разговаривать с посторонними мужчинами. Женщин не допускали в религиозные школы и молельные дома, девушек выдавали замуж по воле родителей.

Традиционная женская одежда - длинная рубаха, шаровары навыпуск (шовол), длинное приталенное платье, верхнее распашное платье, платок и сафьяновые чувяки, мужская одежда - черкеска с кинжалом на поясе, папаха.

Таты сохранили по сей день богатую, разнообразную вкусную кухню. Такие блюда, как хашил (мучная жидкая каша), асидо (мучная халва), пютюрюк (мучной суп), бюглеме (заливное блюдо из рыбы), гиней (домашняя лапша), ягни аруси (свадебный суп с нахутом, луком и мясом), дюшпере (пельмени), хое-гушт (блюдо из мяса с яйцами) составляли только татскую кухню и отдельных их соседей. Стол татской семьи был богат и различными видами плова, кебабом и люля-кебабом, гоурме (вид жаркого), япраги (голубцы), долмой, ош кидуи (рисовая каша с тыквой) и многими другими блюдами.

Удивительным по красоте и сочности является фольклор данного этноса, в котором отразилось его иранское происхождение. В нем ярко прослеживаются два пласта: более древний с присущими ему общеиранскими персонажами - шахи, везиры и векилы, Пери-ханум и Рустам-зол, дэвы - и поздний дагестанский, с бытовыми сценками, с поборниками добра, характерными образами справедливого разбойника.

Особое место в духовном богатстве народа занимают татские сказители, сохранившие и передавшие нам, нашему времени сказания, сказки, притчи, легенды. Благодаря им, их безграничной любви к своим истокам народ имеет свой самобытный фольклор.

Таты(Г‘ОРСКИЕ ЕВР‘ЕИ), джухур (самоназвание), этнолингвистическая группа иудаистов в России (11,3 тыс. человек, в том числе в Дагестане 3,6 тыс. человек, Кабардино-Балкарии - 3,2 тыс. человек, Чечне и Ингушетии - 2,6 тыс. человек,). Живут также в Азербайджане - 5,5 тыс. человек. Общая численность в пределах бывшего СССР - 18,5 тыс. человек. Язык - татский иранской группы индоевропейской семьи. Распространены аварский, кумыкский, азербайджанский, русский языки. Письменность на основе русского алфавита. Верующие - иудаисты.
Таты проживают на территории Дагестана и Азербайджана с незапамятных времён. Первые сведения о татах на Кавказе, по свидетельству историков, относятся к временам Хазарского каганата - это 7-10 века нашей эры. Занимались они, в основном, садоводством, рыбными промыслами, торговлей, ковроткачеством. Таты говорят на персидском наречении, но среди них есть и иудеи, и мусульмане, и христиане. Подобное религиозное многообразие трудно отыскать у других народов, но в тоже время на формирование этнического характера татов большое влияние оказала общекавказская культура.
В отличие от других народов Дагестана, таты, говорящие на языке иранской группы индоевропейской семьи, имеющих два взаимопонимаемых диалекта - южный и северный. Буквально, можно сказать, еще 90-100 лет назад две трети татского населения проживало в 30 аулах и селениях, в некоторых селениях таты проживали совместно с табaсaранцами, лезгинами, кумыками, и другими народностями. Та часть татского населения, которая исповедует ислам, они, естественно, тоже являются татами. Есть таты, проживающие и в Дербенте, так называемые азербайджанские таты, таты-мусульмане. Но все том, что, исповедуя ислам, они говорят на едином татском языке, на том же самом, на котором говорят таты-иудеи, только, может быть, с небольшими диалектными различиями. Однако, еще один момент, о котором я хочу сказать: истоки устного творчества татов имеют иранскими корни и связаны с историей и культурой древнего Ирана.
Традиционные занятия татов(горских евреев) — земледелие и ремесло. К середине XIX века сельскими жителями были около 58% горских евреев, а горожанами — около 42%. Горожане в значительной части также занимались сельским хозяйством, главным образом садоводством, виноградарством и виноделием (особенно в Кубе и Дербенте), а также выращиванием марены, из корней которой получали красную краску.
Основной социальной ячейкой горских евреев вплоть до конца 1920-х — начала 1930-х гг. была большая трёх-четырёхпоколенная семья (70 и более человек). Как правило, большая семья занимала один двор, в котором у каждой нуклеарной семьи был свой дом. Вплоть до советского периода практиковалась полигиния, в основном двое- и троежёнство. Во главе большой семьи стоял отец, после его смерти главенство переходило к старшему сыну. Несколько больших семей, происходивших от общего предка, образовывали тухум. Сохранялись обычаи гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести. Часты были побратимства с представителями соседних горских народов.
Поселение горских евреев состояло, как правило, из 3—5 больших семей; сельской общиной руководил глава наиболее уважаемой или наиболее многочисленной семьи. В городах горские евреи жили в особом предместье (Куба) или в отдельном квартале (Дербент).
По материальной культуре горские евреи близки окружающим народам. Традиционные жилища каменные, в городах — дома с восточным убранством, в аулах — сакли из двух или трёх комнат: для мужчин, для гостей, для женщин с детьми. Помещение для гостей отличалось лучшим убранством, украшалось оружием.

Название, или термин, “тат” интересовало многих ученых, в т. ч. Б. В. Мюллера, Ф. Д. Лушкевича и других. Слово “тат” на протяжении веков имело различное значение. В Иране оно применялось вначале как общее название оседлых ираноязычных племен, не считавших себя персами, затем стало названием одной из народностей этой страны.

Как утверждает профессор М. Р. Гасанов, в нашей стране татами называют все этнические группы, говорящие на татском языке (с некоторыми диалектическими различиями). В книге М. Р. Гасанова “Дагестан и иранский мир” содержится любопытный вывод: согласно заключению Института этнографии Академии наук СССР, пишет он, горские евреи (то есть “дагджууд”) образовались от татов, принявших когда-то иудаистскую религию, очевидно, проникшую с севера от хазар. “В отношении татов иудейского вероисповедания в быту применялось название “дагджууд” (что в переводе означало горец, исповедующий иудаизм); это определяло религиозную, а не национальную принадлежность, так же, как и татов мусульманской веры именовали “татами-мусульманами”.

ГОРСКИЕ ЕВРЕИ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ

Сейчас много пишут в прессе, говорят по радио и телевидению о событиях, происходящих на Кавказе, в частности, в Чечне и Дагестане. При этом мы очень редко вспоминают первую чеченскую войну, которая длилась без малого 49 лет (1810 - 1859 гг.). И особенно она усилилась при третьем имаме Дагестана и Чечни Шамиле в 1834-1859 гг.

Немного о Шамиле. То был умный и грамотный имам Дагестана и Чечни, проводивший собственную экономическую политику и даже имевший свой монетный двор. Руководил монетным двором и координировал экономический курс при Шамиле горский еврей Исмиханов! Однажды его хотели обвинить в том, что он тайно передал евреям пресс-формы для чеканки монет. Шамиль приказал "хотя бы отрубить ему руку и выколоть глаза", но формы неожиданно были найдены у одного сотников Шамиля. Шамиль лично уже ослепил его на один глаз, когда сотник извернулся и нанёс ему удар кинжалом. Раненый Шамиль с неимоверной силой стиснул его в своих объятиях и зубами разорвал ему голову. Исмиханов был спасён.
На протяжении всей жизни Шамиля у него было 8 жён. Самым долгим был брак с Анной Улухановой - дочерью горского еврея, купца из Моздока. Поражённый её красотой, Шамиль взял её пленницей и поселил в своём доме. Отец и родственники Анны неоднократно пытались выкупить её, но Шамиль оставался неумолим. Спустя несколько месяцев красавица Анна покорилась имаму Чечни и стала самой любимой его женой. После пленения Шамиля брат Анны пытался вернуть сестру в отчий дом, но она отказалась возвращаться. Когда Шамиль умер, его вдова перебралась в Турцию, где доживала свой век, получая пенсию от турецкого султана. От Анны Улухановой у Шамиля было 2 сына и 5 дочерей...
В те времена вокруг городов Кизляр, Хасавьюрт, Кизильюрт, Моздок, Махачкала, Гудермес и Дербент жили горские евреи. Они занимались ремеслом, торговлей, врачеванием, знали местный язык и обычаи народов Дагестана.
Еврейскими общинами руководили грамотные и мудрые раввины.
Разумеется, во время войны Горские евреи подвергались нападениям, грабежам, унижениям, но без помощи лекарей-евреев горцы обойтись не могли, как не могли обойтись без товаров и продовольствия. Евреи обращались к царским военачальникам за защитой и помощью, но, как это часто бывает, просьбы евреев либо не слышали, либо не обращали на них внимания - выживайте, мол, сами!
После кровопролитных боёв в 1859 году 21 августа в ставку российского командования отправился посол Исмиханов и, проведя переговоры, договорился о том, что Шамиль будет приглашен в ставку главнокомандующего и сам сложит оружие. 26 августа 1859 года под селением Ведено Шамиль предстал перед князем А. И. Барятинским. До первой встречи Шамиля с императором российским Александром II Исмиханов состоял при нём переводчиком. Он же свидетельствует, что царь обнял и поцеловал имама. Одарив Шамиля деньгами, шубой из чёрного медведя и раздарив подарки жёнам, дочерями невесткам имама, государь отправил Шамиля на поселение в Калугу. Вместе с ним туда отправилось 21 человек родственников.
Лекарями у Шамиля были немец Сигизмунд Арнольд и горский еврей Султан Горичиев. Мать его была повитухой в женской половине дома Шамиля. Когда Шамиль умер, на его теле нашли 19 колотых и 3 огнестрельных ранения. Горичиев оставался с Шамилем до самой его смерти в Медине. Был вызван как свидетель его благочестия в муфтият, и видел, что Шамиля похоронили неподалёку от могилы пророка Магомеда.

Горские евреи в гражданской войне

В 1917 г. во время гражданской войны горские евреи,
проживавшие в Хасав-Юрте, были совершенно
разорены, проживавшие в Грозном - ограблены. В
1918 г. во времена агента генерала Корнилова -
Серебрякова горские евреи, живущие пригородком
в г. Нальчике... были разорены... Разоренных
семейств около тысячи. Горские евреи,
проживавшие в Хасав-Юрте, частью в боях против
бандитов были перебиты, отчасти успели бежать с
русским населением, оставив на произвол свое
имущество. дома их были сожжены, сады
испорчены, инвентарь расхищен... В Нальчике во
время нашествия Серебрякова горские евреи
совместно с трудящимися кабардинцами
сопротивлялись. В этой бойне много горских евреев
отличилось, много также перебито..."

Горские евреи в Великой Отечественной войне

Вместе со всеми народами на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) мужественно сражались горцы Кавказа, среди них и горские евреи.
Значительный вклад в Победу над фашистскими полчищами внесли труженики тыла, обеспечивая всем необходимым нужды фронта. Говоря о тружениках тыла, нельзя не рассказать о Герое Социалистического Труда, женщине-горянке необычайной судьбы - Гульбоор Давыдовой.
В 1928 г. в сел. Хошмемзиль был организован колхоз, куда Гульбоор Давыдову не приняли, считая, что женщина не может работать наравне с мужчинами. Тогда Гульбоор собрала вдов-батрачек и организовала женский колхоз, которому сами же горянки дали название «Красная батрачка», председателем избрали Г. Давыдову. Женский колхоз завершил весенний сев, подготовил почву для бахчевых культур, да и урожайность у них оказалась выше, чем в мужской сельхозартели. В последующем оба эти колхоза слились в одно крупное хозяйство.
Когда разразилась Отечественная война, Гульбоор Давыдова работала звеньевой в колхозе «Путь коммунизма». Не покладая рук трудилась она в военные годы. Ее колхоз, несмотря на нехватку рабочих рук, продавал государству больше сельскохозяйственной продукции, чем в предвоенные годы. На фронтах Великой Отечественной войны погибли смертью храбрых оба сына Гюльбоор.
Г. Давыдова неоднократно избиралась депутатом Верховного Совета ДАССР, в ее честь названа одна из улиц города Дербента, где она жила и трудилась последние годы своей жизни.
Мужество, самоотверженность, храбрость сынов горско-еврейского народа в грозные годы войны были высоко оценены. Сотни и сотни были удостоены высоких правительственных наград. А двоим - Шатиелю Абрамову и Исаю Илазарову - было присвоено высокое звание Героя Советского Союза!

АНТРОПОНИМИКА ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ

Проблема происхождения и этнической истории горских евреев затруднена из-за отсутствия письменных источников о них, как и бытования у них своих письменных источников. Первое упоминание о горских евреях, известное нам по историческим литературным источникам, относится к середине XIX века. Это вовсе не означает, что горско-еврейского населения с самоназванием джухур (скорее всего тюркизированная передача арабского слова "гяур" - человек другой веры) не было до этого периода.
Многие народы которые являются извечными соседями горских евреев, называют их татуаджикли чуут (татуаджиковские иудеи) или ибирли татуаджик (ибировские татуаджики) - (так называют их тюрки: карачаевцы и балкарцы); джут, джухуд (кабардинцы, народы Дагестана и др.). По всей видимости - а на это указывают и легенды антропонимического плана - карачаевское и балкарское название горских евреев, отличающее их от других евреев (чуутлулар или чуутлула) связано с Крымом и, вероятно, связано оно со словом тат: так тюрки называли ираноязычные народы. Так же они называли и своих соплеменников, например, южнобережных татар Крыма.. Возможно что таты, на языке которых разговаривают горские евреи - языке иранской языковой группы - были остатками иранизированного еврейского населения, проживавшего на территории Хазарского каганата (VII-XI вв.), в сферу влияния которого входил Крым. Правда, по тем же легендам карачаевцев и балкарцев были татуаджики и не иудеи: их называют хабарлы (или хабаркъарачайлыла). Они делились на черных (къара-джикли) и белых (акъ-джикли). Из рода ак-джикли был и родоначальник карачаево-балкарских княжеских родов Карча, живший в крепости Къыркъ-джерли Маджаре или Къыркъ-Маджаре (возможно, это - Кырк-ер - ныне Чуфут-Кале ("Еврейская крепость") в Крыму. По крайней мере все эти легенды полнее чем у других народов описывают происхождение горских евреев, живущих ныне на территориях современных Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
Что же касается горских евреев, расселенных в Дагестане и Азербайджане, то по всей видимости, их предки изначально расселившись в пределах Атрапатены (Азербайджана) сохраняли свой язык и религию вплоть до вступления в эти пределы арабов (VII-VIIIвв.). Вынужденное переселение их в пределы Хазарского каганата, распространение иудаизма в среде полукочевников тюрков-хазар - а уже через них - среди алан или булгаро-алан, привело к окончательному формированию горско-еврейской общины даг-джухуд - тюркское определение иудеев живших в горных и предгорных районах Хазарии) и равнинно-еврейской (тюркоязычной иудейской джиклилер - джики) общин. Эти еврейские общины, будучи форпостами Хазарии на западных рубежах, стали фактическими властителями Западного Северо-Кавказья. Вероятно эти джики или татуа-джики, происходили от древнекыргызских племен переселившимися в предела Поволжья и Придонья в 1 в. н.э. и известных по историческим литературным источникам как цигу, джигу или кыркиез, кыргыз. Этим же именем долгое время называли карачаевцев и их этнические группы чег-эмли, кыргыез. Необходимо заметить, что название кыргыез, средневековые авторы (например, Гильом де Рубрук) часто путают с этнонимом черкес, который по всей видимости характеризовал оседлое хазарское население (чер - земля, кеса,коса или хеса + ар - хазайский человек = оседлый хазарин), в отличие от кыркеса или кыркиеса.
Факт такого сходства горских евреев, живших (по меркам Кавказа) далеко от карачаевцев, не имевших долгое время этнокультурных контактов (до того момента как карачаевцы и балкарцы стали мусульманами в XVI - XVIIIвв.) может говорить о том, что эти связи были в более раннюю эпоху, не позже X-XIIIвв.. Ведь в этих схождениях речь идет не о заимствованиях, а об общем наследии наиболее консервативных обрядово-культовых систем древнего населения Кавказа и хазаро-булгарских народов.
Многими исследователями, занимающимися горско-еврейской историей их происхождение связывается с одним из колен Израилевых, поселившихся во времена персидской династии Ахеменидов среди древнекавказских и древнеиранских народов. Они сохраняли свой семитический язык и иудейскую веру вплоть до новоперсидского времени. Где-то в VIII-IX вв., предки современных горских евреев, были ассимилированы окончательно ираноязычными племенами, что и определило их нынешнюю иранскую языковую принадлежность.
Возможно также и то, что язык древних татов был тюркским, и лишь впоследствии, после переселения иудаизированных савартов (савиров, хазар) в Персию, был сменен на иранский. Такой вывод связан с тем что в татском языке есть элементы чуждые всем другим иранским языкам, но присутствующие в тюркских, в частности в карачаево-балкарском.
Лишь в Карачае и Дагестане горские евреи имели населенные пункты, такие как Джегонас (Усть-Джегутинский район Карачая, читай Джиганазы или Джаганас, тюркизированная форм передачи еврейского понятия кенаса (бейт - кнессет) - синагога и карачаевского слова дже - порода деревьев, буквально: "Деревянный храм"). Маджалис (Кайтагский район Дагестана, от арабского "меджлис" - собрание), Мамрач (Магармкентский район Дагестана, древнетюркско-булгарское, карачаевское "Мамурач" - медвежонок), Жанжал-Кала, Магарамкентский район Дагестана, балкарское - жан (тюркизированное слово персидского происхождения "джан" - душа, "жал" - грива).

д.и.н. Мурат Каракетов

http://www.caucasian-union.com/forum/index.php?showtopic=657