Святой Грааль - что это такое и где он находится? Священный грааль

Самое большое распространение легенда о Святом Граале получила благодаря рыцарскому роману Кретьена де Труа, написанного в XII веке, как раз в разгар крестовых походов. Сам же Труа за основу своей книги взял уже существовавший материал, а точнее книгу кельтских легенд и мифов называемую – «Мабиногион».

Рукопись Кретьена де Труа в то время пользовалась большим успехом, и текст многократно переписывался и все больше и больше распространялся по миру. Таким образом, он попадал в руки людям, которыми овладевала мысль найти эту ценнейшую реликвию. Они проводили свои поиски, потом публиковали свои книги, и так эта легенда дошла вплоть до наших дней.

Самым заинтересованным исследователем средних веков был Леонардо да Винчи. Именно на основе его рукописей и выводов ведутся дальнейшие исследования и изыскания в наше время.

Все христиане в мире верят, что Святой Грааль – это чаша, в которой на тайной вечере Иисус Христос превратил свою кровь в вино и из которой причащались апостолы, а через три дня в эту чашу Иосиф из Аримафеи, собирал капли крови Иисуса, стоя у креста.

Святой Грааль ненадолго задержался в Древней Иудеи – Иосиф Аримафейский вывез чашу в Европу, как предполагается на территорию современной Англии. Чашу как реликвию хранили долгие годы пока в 258 году, после гибели священника Лоренцо, который был ответственным за сохранность христианских сокровищ по порученную папы Сикста V, она не пропала. Некоторые историки считают, что она находилась у тамплиеров, в качестве одного из самых ценных сокровищ, и позднее пропала вместе со всеми остальными богатствами крестоносцев.

Тайна Святого Грааля

Есть и другая версия, которая гласит, что Святой Грааль не только предмет, но он же имеет и еще одно, символическое значение.

Помимо того, что Святой Грааль обозначает чашу, он также значит и кровь потомков Иисуса, «sang raal», «sang real» или «sang royal» - «королевская кровь».

Найдено много документов прямо или косвенно указывающих на существование, так называемого иудейского архива, хранящегося в Иерусалимском храме. В архиве хранятся записи свидетельств о рождении и браке, а также и другие различные семейные документы. Предполагается, что среди всех этих бумаг есть и связанные с «Царем Иудейским» Иисусом Христом.

Современные исследователи древности пришли к мнению, что в Иудее человек, тем более проповедующий как Христос, просто не мог быть не женат. В случае если он был бы холост то это было бы отражено в Евангелиях – как вещь не стандартная для того времени и даже неприличная.

Многие исследователи и эксперты, занимающиеся изучением периода жизни Христа, считают, что описанная в Евангелиях свадьба в Каннах Галилейских, была непосредственно именно его собственной свадьбой. Если начать внимательно изучать отрывок, описывающий это событие, то начинаешь невольно замечать странности и нестыковки.



Христос, будучи бедным плотником и в то время еще не начавший проповедовать, вдруг получает приглашение на богатую свадьбу, где превращает воду в вино. И распорядитель, удивляясь качеству вина, благодарит жениха. Может ли быть женихом сам Иисус Христос? Возможно, так считал и один из самых известных святых ранней церкви Климент Александрийский, который «подредактировал» Евангелие от Марка и сцену свадьбы оттуда исключил. Все же эта сцена осталась в Евангелие от Иоанна, которое было написано позже.

На роль жены Христа подходят несколько кандидатур. Самая известная из всех это конечно – Мария Магдалина, которую, кстати, тамплиеры считали духовной покровительницей. Вопреки распространенному мнению она никогда не была блудницей. Доказательством тому служит само Евангелие. В блудницы Магдалину записали гораздо позже. Есть и еще одно упоминание в Библии, которое косвенно доказывает, что женой Христа могла быть Мария Магдалина.

Известно, что ученики Иисуса Христа много раз сетовали о том, что Христос больше любит Магдалину, а не их, он же отвечал им: «А почему бы мне не любить ее больше вас?».

Есть еще одно обстоятельство которое никак не укладывается в общую картину того времени, и которое еще раз доказывает состоятельность версии о женитьбе Иисуса. По правилам того времени незамужняя женщина никак не могла свободно путешествовать даже в компании, а могла передвигаться только с мужем. Есть еще множество не состыкованных моментов описанных в Библии, но они уже менее значимы.

В поисках Святого Грааля

Есть исследователи считающие, что у Иисуса Христа были дети. Именно эта информация и хранилась в Иудейском архиве, именно эту информацию так свято хранили тамплиеры. Свиток с родословным древом, ведущим свою линию от Богочеловека, был самым ценным артефактом.

Знания о существовании подобной реликвии не могли оставить в покое известных царей, королей, правителей, рыцарей, полководцев и диктаторов. Естественно этой бесценной вещью заинтересовался Адольф Гитлер. Будучи падким на всякие мистические вещи он сильно заинтересовался и сокровищем тамплиеров и пожелал его, во что бы то ни стало найти. Известно, что он искал Святой Грааль по всему миру, отправлял многочисленные экспедиции и в том числе даже на Кавказ, где якобы в одной из пещер может храниться священный артефакт.

Первым кто заговорил о пребывании тамплиеров в Ливонском ордене, был археолог и историк Отто Ран. Он же первый кто начал поиски сокровищ тамплиеров в 1930 году. Целью его поисков был, конечно, не Святой Грааль , а золото, и надеялся он найти какой-нибудь клад, припрятанный орденом на «черный день». Отто Ран выбрал несколько мест, где и начал свои изыскания.



Первыми он исследовал развалины замка Монсегюр в Лангедоке, Кенигсберг и Латвию. И вдруг в 1937 году Ран внезапно бесследно исчезает. Как выясняется позже из расползшихся слухов, Отто нашел небольшой клад и, посчитав, что ему этого до конца дней хватит и останется даже правнукам, решил уйти на покой. Для этого он изменил внешность, поменял документы и исчез в неизвестном направлении.

Лично Адольф Гитлер дал распоряжение начать следствие по делу Отто Рана в 1941 году. Он очень жаждал узнать - что же смог отыскать Ран помимо золота, которое естественно мало интересовала фюрера. Ему хотелось выяснить - не нашел ли Отто Ран каких либо зацепок о нахождении Святого Грааля, но все усилия были четны, в итоге дело так и заглохло.

Когда наши войска вошли в Кенигсберг, то первым делом они вывезли оттуда самолетом, сохранившийся архив Ливонского ордена. Есть информация, что сам Сталин заинтересовался поисками Святого Грааля…

Поиски Святого Грааля продолжаются и сегодня. В его образе видят и языческий рог изобилия, и чашу для причастий с Тайной вечери, и таинственный камень, дарующий бессмертие. Найти его может только тот, кто избран для этого.

От Тайной Вечери...

Грааль – таинственный сосуд, дарующий все желаемые блага, вплоть до бессмертия, часто считают первым потиром, то есть чашей для причащения, которая служила Христу и апостолам во время первой литургии – Тайной вечери.

По некоторым версиям, он был сделан из агата, который выпал из короны Люцифера во время его низвержения. Когда Иисуса Христа распяли, один из иудейских старейшин, Иосиф Аримафейский – тайный последователь Христа, собрал в эту чашу Его кровь, капающую из раны, нанесенной копьем Лонгина.

Взбешенные евреи бросили Иосифа в тюрьму, заставив его умирать от голода. Но Грааль давал пропитание несчастному целых сорок два года, пока Иосифа не освободил император Веспасиан, излеченный от проказы плащаницей, на которой был запечатлен лик Христа.

...до Мансальвата

Так начинается длинное странствие Грааля. Христос в видении назначил Иосифа из Аримафеи хранителем чаши, наполненной божественной кровью, после чего тот отправился с ней в Британию. Перед смертью, по одной из версий, он доверил сокровище своему племяннику, по другой, Грааль хранился на небесах до той поры, пока не родились на земле герои, способные охранять его. Прародителем этого племени стал азиатский правитель Перилл, который прибыл в Галлию, где его потомки породнились с семьей бретонского князя. Один из его потомков – благородный Титурель, с юных лет отличавшийся чистотой помыслов, был избран новым хранителем Грааля. Он и его рыцари, известные как «рыцари Святого Грааля» воздвигли для небесной чаши не менее легендарный замок Монсальват, где она, по некоторым версиям, находится до сих пор.

Согласно многочисленным преданиям, Грааль снабжал всех, кто ему поклонялся, кушаньями и напитками, которые они предпочли бы более других. Он даровал исцеление и поддерживал в людях вечную молодость. Но самое главное, что те, кому удалось лицезреть Грааль, всегда ощущали некую радость, близость и предвкушение Рая. Грааль считался самой ценной реликвией, которую только мог получить человек при жизни.

Рождение легенды


Сегодня сложно проследить историю предания о Святом Граале, как и любой другой легенды, получившей статус «народной». Но кое-какие зацепки все же есть.
Поиски стоит начать в средневековой Европе, где в IX веке начинается настоящая охота за христианскими реликвиями. Это связано с требованием римской церкви об обязательном присутствии в храме останков или вещей святого. Так реликвии стали выгодным товаром, который начал массово поступать в Европу с Востока.

Естественно, наиболее ценными считались те, что были связаны со Страстями Христовыми. Части креста, на котором Он был распят, гвозди, которыми тело Христа было прибито к кресту, терновый венец, копье Лонгина, Туринская плащаница и другие святыни, были весьма желанными объектами, как для служителей церкви, так и для крупных феодалов и монархов.

Но среди всех реликвий Страстей, которые выставлялись в многочисленных храмах, отсутствовала чаша, из которой Иисус впервые причастил всех своих учеников на Тайной вечере. Учитывая значимость причащения вином в католических церквях, которое считалось привилегией и долгое время было доступно лишь духовенству, отсутствие столь важного предмета не могло остаться незамеченным. Начали ходить слухи о его необычайных свойствах и возможных местонахождениях. В один прекрасный день Англия, в противовес Франции, где французские короли собрали многие святыни христианства, выдвинула легенду о Граале, который якобы находился на просторах Британии.

Поводом для этого послужили две рукописи. Первая – хроника Уильяма Мальмсберийского, которая повествует, что в 63 году в Британию прибыли ученики апостола Филиппа под предводительством Иосифа из Аримафеи, чтобы проповедовать христианство. Они построили первый храм там, где впоследствии было основано Гластонберийское аббатство, и где в XII веке было якобы найдено тело короля Артура и королевы Гвиневры. Там же до сих пор существует источник, названный «колодцем чаши».

Второй манускрипт XII века – Grand Saint Graal передает уже рассказанную здесь легенду о перевозе Грааля в Британию и хранителях чаши. Впоследствии, эту историю повторили романы Робера де Борона и Кретьена де Труа, в которых легенда связывается с преданиями о короле Артуре. История становится настоящим «средневековым бестселлером», похожие романы создаются во многих странах Европы и обрастают все новыми подробностями.

Прототипы Грааля

Были и другие причины, почему представление о Граале, как о чаше изобилия, дарующей всякие блага, появились именно в Британии. У христианского Грааля были языческие прототипы, связанные с представлениями о роге изобилия. В ирландской мифологии – это котел Дагды, в котором никогда не иссякала еда. В бриттской – чаша, которую привез в Британию Мерлин на хрустальном корабле. Она открывала будущее, сокровища человеческих знаний и тайны мира. В валлийской мифологии – это сосуд богини Серидвен – источник мудрости, упоминающийся в «Истории Талиесина». Там же встречается и другой возможный прототип Грааля – некая чаша, полученная Браном Благословенным от черного великана, ведьмы и карлика из Озера Чаши, способная исцелять любые смертельные болезни, останавливать кровь и воскрешать мертвых. Впоследствии, во время одной из битв Бран бросил в нее голову врага и чаша потеряла свои чудесные свойства. Очевидно, что все это были разные версии одного мифа.

О чаше, блюде и камне

Пока Грааль упоминался только как чаша для причастий, но на самом деле, это было лишь одно из его многочисленных обличий. По другим версиям, Грааль – это серебряное блюдо, иногда с окровавленной головой из валлийских легенд, что удачно связалось с образом Иоанна Крестителя; в «Парцифале» Эшенбаха – это камень, обладающий чудотворными свойствами. Согласно еще одной гипотезе: Грааль, вместилище крови Христовой – это Дева Мария. В общем, какого-то единого представления о нем не было.

«Грааль»

Не вносило ясности и название чаши. Происхождения «Грааля» неизвестно до сих пор. Кто-то предполагает, что имя, как и сама легенда – кельтское, от ирландского cryol – «корзина изобилия». Кто-то считает, что в основе «Грааля» - старофранцузское «Sangreal» - «истинная кровь», а кто-то видит в нем греческое «κρατης» или gratalem – большой сосуд для смешения вина с водой.
Кандидаты в святые чаши
Поиски Грааль продолжаются и по сей день. В последний раз реликвию, претендовавшую на право называться Граалем, нашли в марте 2014 года в базилике города Леон. По словам историков, открывших ее, после распятия Святой Грааль отправился не на Запад, а в Палестину, откуда попал в Египет и затем в арабскую Испанию. После реконкисты, когда испанские земли были освобождены от арабов, чаша оказалась в Леоне и стала именоваться чашей Урраки, от имени королевы Кастильской.

Сегодня несколько городов утверждают, что обладают настоящим Граалем. Один из наиболее известных – Антиохийский потир, серебряный сосуд, обнаруженный антикварами в 1910 году в Антиохии (Антакья). Он представляет собой овоидный кубок на круглой ножке, который покрывают рельефные изображения Иисуса Христа и апостолов, изготовленные, по мнению сторонников подлинности потира, сильно позже его непосредственного создания. Но результаты поздних исследований датируют чашу не позднее VI века. Другой «подлинный» Грааль, якобы признанный самим Ватиканом, находиться в Соборе Святой Марии в Валенсии.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, вечную жизнь и т. д. В некоторых версиях даже близкое созерцание магического предмета даёт бессмертие, а также различные блага в виде еды, питья и т. п. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой.

Поиски Грааля

В IX веке в Европе начинают «охотиться» за реликвиями, связанными с земной жизнью Христа. Своего апогея этот процесс достиг в XIII веке, когда Людовик Святой привёз в Париж из Константинополя и поместил в построенной для этой цели Святой Капелле ряд орудий Страстей, чья подлинность мало у кого вызывала сомнение.

Однако среди орудий Страстей, которые выставлялись в различных храмах Европы, отсутствовала чаша, из которой вкушал Иисус на тайной вечере. Это обстоятельство подстегнуло толки и предания о её местонахождении. В противовес Парижу, который «монополизировал» многие святыни христианства, часть современной Франции, принадлежавшая английской короне, выдвинула легенду о чаше, которая скрыта где-то на просторах Британии.

В средневековых романах о Персифале главный герой ищет и находит волшебный замок Мунсальвеш , в котором под охраной тамплиеров хранится Грааль. В некоторых описаниях Грааль весьма напоминает неиссякаемый сосуд из более древних кельтских легенд, который по своей функции сходен с аналогичными предметами в мифологии других индоевропейских народов , в частности, с рогом изобилия (см. ниже).

В средневековой литературе

  • - гг. - «Персеваль, или Легенда о Граале » , Кретьен де Труа
  • - гг. - трилогия «История Святого Грааля » : «Роман об Иосифе Аримафейском » , «Мерлин » (частично сохр.) и «Персеваль» (не сохр.), Робер де Борон (Бургундия)
  • - гг. - «Цикл Вульгаты »: «История Святого Грааля », «История Мерлина », «Книга Ланселота », «Поиски Святого Грааля » и «Смерть Артура » .

В тех же кельтских преданиях есть и другой миф, связанный с камнем Граалем. Это был особый камень, который умел кричать. Криком он признавал истинного короля и был установлен в древнеирландской столице Таре .

Грааль и конспирология

Поиски настоящего значения слова «Грааль» породили множество конспирологических построений. Наибольшую известность получили варианты, озвученные в романе «Код да Винчи » и восходящие к оккультным изысканиям Отто Рана :

  • Грааль - это кровь потомков Иисуса, «sang raal», «sang real», или «sang royal» - «королевская кровь», верными хранителями которой были тамплиеры , прямо происходившие от Сионской Общины .
  • в широком смысле - это грудь Магдалины , затем сама Мария Магдалина, культ которой, зародившийся в начале Средних Веков, по мнению конспирологов, со временем смешался с культом Девы Марии .

Святой Грааль в современной культуре

См. также

Напишите отзыв о статье "Святой Грааль"

Примечания

Литература

  • Блюм Жан. Ренн-ле-Шато. Вестготы, катары, тамплиеры: секрет еретиков. - СПб.: Евразия, 2007. - 252 с. - Серия «Историческая библиотека».
  • Дашкевич Н. П. Сказание о Святом Грале // Из истории средневекового романтизма. - Киев, 1877.
  • Дашкевич Н. П. Романтика Круглого Стола в литературе и жизни Запада. - Киев, 1890.
  • Веселовский А. Н. Где сложилась легенда о Святом Грале? - СПб., 1900.
  • Аверинцев А. Грааль // Мифы народов мира . - М .: Сов. энцикл., 1991. - Т. 1 . - С. 317 .
  • Андреева В., Ровнер А. Грааль, святой // // Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Авт.-сост. В. Андреева и др. - М.: ООО «Изд-во Астрель»: МИФ: ООО «Изд-во АСТ», 2001. - С. 134-135.
  • Брат Д:., Д:. Л. Поиски Грааля // Феникс. - 2002. - № 16.
  • Дашкевич Н. П. Сказание о Святом Граале // Дашкевич Н. П. Из истории средневекового романтизма. - К.: Наукова думка, 1877.
  • Дугин А. Крестовый поход Солнца // Конец света. - М.: Арктогея, 1997. - С. 234-235.
  • Еремин Г. Загадка пятиугольного замка// Техника молодёжи. - 1969. - № 1.
  • Кокс С. Титаны Возрождения и секреты тамплиеров и иллюминатов. - М.: ООО «АСТ», 2007. - 288 с. - Серия «Историческая библиотека».
  • Майер Р. В пространстве – время здесь… История Грааля. - М .: Энигма, 1997. - 352 с. - ISBN 5-7808-0018-9 .
  • Маркаль Жан. Ренн-ле-Шато и тайна проклятого золота… - СПб.: Евразия, 2008. - 368 с. - Серия «Историческая библиотека».
  • Мэттьюз Д. Традиция Грааля. - М .: Изд-во Трансперсонального Института, 1997. - 160 с. - ISBN 5-88389-020-2 .
  • Непомнящий Н. Н. Чаша Грааля // Непомнящий Н. Н. Сто великих загадок истории. - М.: «Вече», 2002. - С.176-181.
  • Романчук Л. Феномен средневековья и Святой Грааль // Порог. - Кировоград, 2004. - № 6 . - С. 22-27 .
  • Печников Б. А. Рыцари церкви кто они? Очерки об истории и современной деятельности католических орденов. - М.: Политиздат, 1991. - 351 с.: ил.
  • Рудзитис Р. Братство Грааля. - Рига: Угунс. - 320 с. - ISBN 5-88484-022-5 .
  • Фанторп Л. Тайны сокровищ тамплиеров и Святого Грааля. Секреты Ренн-ле-Шато / Пер. с англ. Н. А. Кириленко. - СПб.: Евразия, 2008. - 367 с. - Серия «Историческая библиотека».
  • М. Байджент, Р. Лей, Г. Линкольн. / Пер. с англ. - М., 1992.
  • Michael Baigent, Richard Leigh and Henry Lincoln. Holy Blood, Holy Grail. - Corgi, 1982. - ISBN ISBN 0-552-12138-X .
  • Ран, Отто. Крестовый поход против Грааля. - АСТ, 2004.
  • // Орден российских тамплиеров. Том III. Документы 1922-1930 гг. - Москва: «Минувшее», 2003.

Ссылки

  • на сайте «Общества Святого Феодора Гавраса».
  • Александр Ладик. Полный вариант статьи для «Энциклопедии Современной Украины». Том 7. 2008.
  • Абд-ру-шин . «В Свете Истины. Послание Грааля» («Im Lichte der Wahrheit. Gralsbotschaft»), доклад .
  • и его разысканиям

Фильмография

  • «Загадки истории. Тайны святого Грааля» («Mysteries of History. Mysteries of the Holy Grail») - научно-популярный фильм, снятый в 2010 г.

Отрывок, характеризующий Святой Грааль

В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты, она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах – музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла всё то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но к счастью ее она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видела ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешною, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И эта то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди и сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях.
Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Всё смешивалось в одну блестящую процессию. При входе в первую залу, равномерный гул голосов, шагов, приветствий – оглушил Наташу; свет и блеск еще более ослепил ее. Хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одни и те же слова входившим: «charme de vous voir», [в восхищении, что вижу вас,] так же встретили и Ростовых с Перонской.
Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее, и ей одной особенно улыбнулась в придачу к своей хозяйской улыбке. Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. Хозяин тоже проводил глазами Наташу и спросил у графа, которая его дочь?
– Charmante! [Очаровательна!] – сказал он, поцеловав кончики своих пальцев.
В зале стояли гости, теснясь у входной двери, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее.
«Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас» – подумала она.
Перонская называла графине самых значительных лиц, бывших на бале.
– Вот это голландский посланик, видите, седой, – говорила Перонская, указывая на старичка с серебряной сединой курчавых, обильных волос, окруженного дамами, которых он чему то заставлял смеяться.
– А вот она, царица Петербурга, графиня Безухая, – говорила она, указывая на входившую Элен.
– Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и молодые и старые. И хороша, и умна… Говорят принц… без ума от нее. А вот эти две, хоть и нехороши, да еще больше окружены.
Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивой дочерью.
– Это миллионерка невеста, – сказала Перонская. – А вот и женихи.
– Это брат Безуховой – Анатоль Курагин, – сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы через дам глядя куда то. – Как хорош! неправда ли? Говорят, женят его на этой богатой. .И ваш то соusin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. – Как же, это сам французский посланник, – отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. – Посмотрите, как царь какой нибудь. А всё таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества. А вот и она! Нет, всё лучше всех наша Марья то Антоновна! И как просто одета. Прелесть! – А этот то, толстый, в очках, фармазон всемирный, – сказала Перонская, указывая на Безухова. – С женою то его рядом поставьте: то то шут гороховый!
Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого то.
Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.
Но, не дойдя до них, Безухой остановился подле невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире, который, стоя у окна, разговаривал с каким то высоким мужчиной в звездах и ленте. Наташа тотчас же узнала невысокого молодого человека в белом мундире: это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим.
– Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? – сказала Наташа, указывая на князя Андрея. – Помните, он у нас ночевал в Отрадном.
– А, вы его знаете? – сказала Перонская. – Терпеть не могу. Il fait a present la pluie et le beau temps. [От него теперь зависит дождливая или хорошая погода. (Франц. пословица, имеющая значение, что он имеет успех.)] И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, – сказала она, указывая на него. – Я бы его отделала, если бы он со мной так поступил, как с этими дамами.

Вдруг всё зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты встречи. Музыканты играли Польской, известный тогда по словам, сочиненным на него. Слова эти начинались: «Александр, Елизавета, восхищаете вы нас…» Государь прошел в гостиную, толпа хлынула к дверям; несколько лиц с изменившимися выражениями поспешно прошли туда и назад. Толпа опять отхлынула от дверей гостиной, в которой показался государь, разговаривая с хозяйкой. Какой то молодой человек с растерянным видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед. Мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары Польского.
Всё расступилось, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. За ним шли хозяин с М. А. Нарышкиной, потом посланники, министры, разные генералы, которых не умолкая называла Перонская. Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись итти в Польской. Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в Польской. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими, испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, на которых указывала Перонская – у ней была одна мысль: «неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцовать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: А! это не она, так и нечего смотреть. Нет, это не может быть!» – думала она. – «Они должны же знать, как мне хочется танцовать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцовать со мною».
Звуки Польского, продолжавшегося довольно долго, уже начинали звучать грустно, – воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Перонская отошла от них. Граф был на другом конце залы, графиня, Соня и она стояли одни как в лесу в этой чуждой толпе, никому неинтересные и ненужные. Князь Андрей прошел с какой то дамой мимо них, очевидно их не узнавая. Красавец Анатоль, улыбаясь, что то говорил даме, которую он вел, и взглянул на лицо Наташе тем взглядом, каким глядят на стены. Борис два раза прошел мимо них и всякий раз отворачивался. Берг с женою, не танцовавшие, подошли к ним.
Наташе показалось оскорбительно это семейное сближение здесь, на бале, как будто не было другого места для семейных разговоров, кроме как на бале. Она не слушала и не смотрела на Веру, что то говорившую ей про свое зеленое платье.
Наконец государь остановился подле своей последней дамы (он танцовал с тремя), музыка замолкла; озабоченный адъютант набежал на Ростовых, прося их еще куда то посторониться, хотя они стояли у стены, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательно мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута – никто еще не начинал. Адъютант распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она улыбаясь подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант распорядитель, мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из за всё убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало развеваясь бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них и готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса.
Князь Андрей в своем полковничьем, белом (по кавалерии) мундире, в чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круга, недалеко от Ростовых. Барон Фиргоф говорил с ним о завтрашнем, предполагаемом первом заседании государственного совета. Князь Андрей, как человек близкий Сперанскому и участвующий в работах законодательной комиссии, мог дать верные сведения о заседании завтрашнего дня, о котором ходили различные толки. Но он не слушал того, что ему говорил Фиргоф, и глядел то на государя, то на сбиравшихся танцовать кавалеров, не решавшихся вступить в круг.
Князь Андрей наблюдал этих робевших при государе кавалеров и дам, замиравших от желания быть приглашенными.
Пьер подошел к князю Андрею и схватил его за руку.
– Вы всегда танцуете. Тут есть моя protegee [любимица], Ростова молодая, пригласите ее, – сказал он.
– Где? – спросил Болконский. – Виноват, – сказал он, обращаясь к барону, – этот разговор мы в другом месте доведем до конца, а на бале надо танцовать. – Он вышел вперед, по направлению, которое ему указывал Пьер. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил ее разговор на окне и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой.
– Позвольте вас познакомить с моей дочерью, – сказала графиня, краснея.
– Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, – сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости, подходя к Наташе, и занося руку, чтобы обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой.
«Давно я ждала тебя», как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка, своей проявившейся из за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцовала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы. В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили, и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо.
Князь Андрей любил танцовать, и желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошел танцовать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижной стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих.

Поиски Святого Грааля продолжаются и сегодня. В его образе видят и языческий рог изобилия, и чашу для причастий с Тайной вечери, и таинственный камень, дарующий бессмертие. Найти его может только тот, кто избран для этого.

От Тайной Вечери...

Грааль – таинственный сосуд, дарующий все желаемые блага, вплоть до бессмертия, часто считают первым потиром, то есть чашей для причащения, которая служила Христу и апостолам во время первой литургии – Тайной вечери.

По некоторым версиям, он был сделан из агата, который выпал из короны Люцифера во время его низвержения. Когда Иисуса Христа распяли, один из иудейских старейшин, Иосиф Аримафейский – тайный последователь Христа, собрал в эту чашу Его кровь, капающую из раны, нанесенной копьем Лонгина.

Взбешенные евреи бросили Иосифа в тюрьму, заставив его умирать от голода. Но Грааль давал пропитание несчастному целых сорок два года, пока Иосифа не освободил император Веспасиан, излеченный от проказы плащаницей, на которой был запечатлен лик Христа.

...до Мансальвата

Так начинается длинное странствие Грааля. Христос в видении назначил Иосифа из Аримафеи хранителем чаши, наполненной божественной кровью, после чего тот отправился с ней в Британию. Перед смертью, по одной из версий, он доверил сокровище своему племяннику, по другой, Грааль хранился на небесах до той поры, пока не родились на земле герои, способные охранять его. Прародителем этого племени стал азиатский правитель Перилл, который прибыл в Галлию, где его потомки породнились с семьей бретонского князя. Один из его потомков – благородный Титурель, с юных лет отличавшийся чистотой помыслов, был избран новым хранителем Грааля. Он и его рыцари, известные как «рыцари Святого Грааля» воздвигли для небесной чаши не менее легендарный замок Монсальват, где она, по некоторым версиям, находится до сих пор.

Согласно многочисленным преданиям, Грааль снабжал всех, кто ему поклонялся, кушаньями и напитками, которые они предпочли бы более других. Он даровал исцеление и поддерживал в людях вечную молодость. Но самое главное, что те, кому удалось лицезреть Грааль, всегда ощущали некую радость, близость и предвкушение Рая. Грааль считался самой ценной реликвией, которую только мог получить человек при жизни.

Рождение легенды


Сегодня сложно проследить историю предания о Святом Граале, как и любой другой легенды, получившей статус «народной». Но кое-какие зацепки все же есть.
Поиски стоит начать в средневековой Европе, где в IX веке начинается настоящая охота за христианскими реликвиями. Это связано с требованием римской церкви об обязательном присутствии в храме останков или вещей святого. Так реликвии стали выгодным товаром, который начал массово поступать в Европу с Востока.

Естественно, наиболее ценными считались те, что были связаны со Страстями Христовыми. Части креста, на котором Он был распят, гвозди, которыми тело Христа было прибито к кресту, терновый венец, копье Лонгина, Туринская плащаница и другие святыни, были весьма желанными объектами, как для служителей церкви, так и для крупных феодалов и монархов.

Но среди всех реликвий Страстей, которые выставлялись в многочисленных храмах, отсутствовала чаша, из которой Иисус впервые причастил всех своих учеников на Тайной вечере. Учитывая значимость причащения вином в католических церквях, которое считалось привилегией и долгое время было доступно лишь духовенству, отсутствие столь важного предмета не могло остаться незамеченным. Начали ходить слухи о его необычайных свойствах и возможных местонахождениях. В один прекрасный день Англия, в противовес Франции, где французские короли собрали многие святыни христианства, выдвинула легенду о Граале, который якобы находился на просторах Британии.

Поводом для этого послужили две рукописи. Первая – хроника Уильяма Мальмсберийского, которая повествует, что в 63 году в Британию прибыли ученики апостола Филиппа под предводительством Иосифа из Аримафеи, чтобы проповедовать христианство. Они построили первый храм там, где впоследствии было основано Гластонберийское аббатство, и где в XII веке было якобы найдено тело короля Артура и королевы Гвиневры. Там же до сих пор существует источник, названный «колодцем чаши».

Второй манускрипт XII века – Grand Saint Graal передает уже рассказанную здесь легенду о перевозе Грааля в Британию и хранителях чаши. Впоследствии, эту историю повторили романы Робера де Борона и Кретьена де Труа, в которых легенда связывается с преданиями о короле Артуре. История становится настоящим «средневековым бестселлером», похожие романы создаются во многих странах Европы и обрастают все новыми подробностями.

Прототипы Грааля

Были и другие причины, почему представление о Граале, как о чаше изобилия, дарующей всякие блага, появились именно в Британии. У христианского Грааля были языческие прототипы, связанные с представлениями о роге изобилия. В ирландской мифологии – это котел Дагды, в котором никогда не иссякала еда. В бриттской – чаша, которую привез в Британию Мерлин на хрустальном корабле. Она открывала будущее, сокровища человеческих знаний и тайны мира. В валлийской мифологии – это сосуд богини Серидвен – источник мудрости, упоминающийся в «Истории Талиесина». Там же встречается и другой возможный прототип Грааля – некая чаша, полученная Браном Благословенным от черного великана, ведьмы и карлика из Озера Чаши, способная исцелять любые смертельные болезни, останавливать кровь и воскрешать мертвых. Впоследствии, во время одной из битв Бран бросил в нее голову врага и чаша потеряла свои чудесные свойства. Очевидно, что все это были разные версии одного мифа.

О чаше, блюде и камне

Пока Грааль упоминался только как чаша для причастий, но на самом деле, это было лишь одно из его многочисленных обличий. По другим версиям, Грааль – это серебряное блюдо, иногда с окровавленной головой из валлийских легенд, что удачно связалось с образом Иоанна Крестителя; в «Парцифале» Эшенбаха – это камень, обладающий чудотворными свойствами. Согласно еще одной гипотезе: Грааль, вместилище крови Христовой – это Дева Мария. В общем, какого-то единого представления о нем не было.

«Грааль»

Не вносило ясности и название чаши. Происхождения «Грааля» неизвестно до сих пор. Кто-то предполагает, что имя, как и сама легенда – кельтское, от ирландского cryol – «корзина изобилия». Кто-то считает, что в основе «Грааля» - старофранцузское «Sangreal» - «истинная кровь», а кто-то видит в нем греческое «κρατης» или gratalem – большой сосуд для смешения вина с водой.
Кандидаты в святые чаши
Поиски Грааль продолжаются и по сей день. В последний раз реликвию, претендовавшую на право называться Граалем, нашли в марте 2014 года в базилике города Леон. По словам историков, открывших ее, после распятия Святой Грааль отправился не на Запад, а в Палестину, откуда попал в Египет и затем в арабскую Испанию. После реконкисты, когда испанские земли были освобождены от арабов, чаша оказалась в Леоне и стала именоваться чашей Урраки, от имени королевы Кастильской.

Сегодня несколько городов утверждают, что обладают настоящим Граалем. Один из наиболее известных – Антиохийский потир, серебряный сосуд, обнаруженный антикварами в 1910 году в Антиохии (Антакья). Он представляет собой овоидный кубок на круглой ножке, который покрывают рельефные изображения Иисуса Христа и апостолов, изготовленные, по мнению сторонников подлинности потира, сильно позже его непосредственного создания. Но результаты поздних исследований датируют чашу не позднее VI века. Другой «подлинный» Грааль, якобы признанный самим Ватиканом, находиться в Соборе Святой Марии в Валенсии.