Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты. Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты Почему мастер появляется в 13 главе

Урок литературы в 11 классе по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема : Проблема творчества и судьбы художника по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цели урока:

    Показать трагическую судьбу художника, сопоставить образ Мастера и судьбу самого писателя.

    Показать соотношение таланта и бездарности.

    Показать, что любовь – спасительная сила для человека.

    Показать взаимосвязь литературы с другими видами искусства (музыка, живопись).

Оформление доски

Название урока

Проблемный вопрос: Почему Булгаков называет героя Мастером и что вкладывает в это понятие?

Иллюстрации учеников

Д.З. Сочинение-миниатюра на тему: «Почему роман называется «Мастер и Маргарита»?» (или «В чем смысл названия романа?»)

Ход урока

1.Желая выбрать эпиграф для своей пьесы о Мольере, Булгаков остановился на надписи, выбитой на мольеровском памятнике в Париже. В переводе писателя она звучит так: «Для его славы ничего не нужно. Он нужен для нашей славы». Эти слова можно отнести и к Булгакову.

Наш урок сегодня посвящен бессмертному творению писателя – роману «Мастер и Маргарита». На предыдущих уроках мы уже с вами вели речь о данном произведении: разобрали ершалаимские главы, поговорили о сатирическом изображении Москвы 30-х годов, о Воланде и его свите.

Цель сегодняшнего урока: разговор о соотношении таланта и бездарности, о трагической судьбе художника и о любви как спасительной силе для человека.

2.Герой романа – Мастер появляется не с первых страниц, а лишь в 13 главе «Явление героя». Все предшествующие главы готовят нас к появлению героя, создают загадочную, таинственную атмосферу в романе. Напомните ситуацию, при которой происходит появление Мастера?

Ученики: мастер через балкон приходит в комнату Ивана Бездомного в психиатрической больнице.

- Найдите детали портрета, характеризующие внутреннее состояние героя?

Ученики: глава 13 «встревоженные глаза», «карие, очень беспокойные глаза пришельца». Не дается подробного портрета Мастера. Но Булгаков неоднократно описывает глаза героя (зеркало души), передающие его внутреннее беспокойство.

- Далее идет диалог 2-х пациентов «дома скорби» (Мастера и Бездомного». Вот отрывок из него. (учитель читает главу 13, с. 134 автор, Иван, Мастер)

3. Обратите внимание на название нашего урока. «Я не писатель, я – мастер». «Я – мастер», - он сделался суров». Почему в устах героя резко противопоставлены слова «писатель» и «мастер»? нам предстоит с вами ответить сегодня на проблемный вопрос: «Почему Булгаков называет героя Мастером и что вкладывает в это понятие?»

Давайте обратимся к словарям и определим значение слова «писатель».

Ученики: писатель (Ожегов) – человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения.

Писатель (Даль) –

Вывод: это слово не является антонимом к слову «мастер», не носит в русском языке отрицательную окраску.

4. Чем, по-вашему, не нравится Булгакову и Мастеру слово «писатель»? Кто себя в романе называет писателями? Обратимся к тексту.

Это слово скомпрометировано теми, кто без всяких прав называет себя писателями: обладателями членских билетов МАССОЛИТа, посетителями ресторана. Писательский мир изображен на страницах романа сатирически. Рюхин, Богохульский, Штурман Жорж и другие опошляют писательское звание, рассматривая свою причастность к литературе как возможность сытно и праздно жить, не обременяя себя муками творчества. Они мечтали о дачах, о вкусной и дешевой еде в ресторане «Грибоедов».

Таким образом, слово «писатель» совсем не подходит булгаковскому герою. Почему? Чем он отличается от перечисленных выше литераторов? Чтобы понять это, вспомним историю мастера и его произведения.

Ученики: довольно бесцветной была жизнь историка по образованию, работавшего в одном их московских музеев, до тех пор, пока он не выиграл 100 тысяч рублей. И здесь оказалось, что у него есть мечта – написать роман о Понтии Пилате, высказать собственное отношение к истории, произошедшей около 2000 лет тому назад в Ерщалаиме. Он весь отдался работе. В этот момент появляется Маргарита. Именно она стала подгонять его в работе, называть мастером, сулила ему славу. Роман дописан.

Учитель: Как литературный мир встретил версию библейской истории?

Ученики: Роман не был принят к печати, все, кто его читал: редактор, члены редколлегии, критики, - обрушились на мастера, отозвались в газетах разгромными статьями. Особенно неистовствовал критик Латунский.

Учитель: чем не устраивал «писателей», литераторов роман мастера?

Ученики: они сами были людьми бездарными, тема романа кажется им странной. Они сами потеряли стыд и совесть, недаром нечистая сила так жестоко расправилась с Берлиозом. Именно литераторы довели мастера до того, что он сжег свой роман.

Учитель: мастер, написавший о распятии Иисуса Христа, - оказывается чужаком в писательской среде. Его современники отреклись от Бога, он им не нужен. Как и не нужен роман мастера.

5. Почему же Булгаков называет своего героя мастером и что вкладывает писатель в это понятие? Ответим на проблемный вопрос.

Ученики: в нем главное – талант, его прозрение. Он описал события далекого прошлого так, как это было на самом деле. «О, как я угадал! О, как я все угадал!»- восклицает он. Главное его назначение – творчество.

Слово «мастер» обозначает лицо, достигшее высокой степени в овладении каким-нибудь искусством, а также (в древности) – магистра, причастного высшей власти и тайне. Герой Булгакова может с полным правом называться мастером по двум параметрам.

Он знает себе цену и вполне осознает, что имеет право называться мастером, то есть человеком особенно сведущим или искусным в деле своем (Даль)

6.Мы говорим о том, что в романе есть система внутренних соответствий. Какому герою из ершалаимских глав соответствует мастер?

Ученики: в нем есть сходство с Иешуа. Оба не поняты окружающими, обоих преследуют, травят за убеждения. Убивают (Иешуа – физическая расправа, мастер сломлен морально), оба одиноки (только Левий Матвей, Маргарита), обоих предают ради выгоды (Иуда, Алоизий Могарыч).

Учитель: можно провести параллель и собственной судьбы Михаила Булгакова и Мастера.

Ученики: В черновиках ему (мастеру) присущи черты самого писателя, образ был автопортретным, много совпадений в судьбе героя и Булгакова.

Учитель : Хочу добавить, что отношение критики к произведениям Булгакова и мастера тоже было одинаковым. Из трехсот рецензий и статей о произведениях писателя, напечатанных при его жизни, только 3 были положительными. Зная биографию Булгакова, ответьте на вопрос: «В чем разница между судьбой мастера и судьбой Булгакова?»

Ученики : мастер сломлен напором, сжигает роман. Булгаков творит, борется.

Ученики: В какой-то момент испугался жизни: отказался от борьбы и даже от любви.

Учитель: А свет – это высшая награда. Свет – это вера до конца, преданность своим убеждениям, беззаветная любовь и самоотречение. Кто его заслужил и почему?

Ученики : Света заслужила Маргарита, потому что борется за свою любовь до конца.

8. Учитель: первое появление Маргариты в романе. В какой момент в жизни Мастера это происходит?

Ученики : глава 13 – чтение отрывка. Мастер пишет роман. Маргарита верит в гениальность романа и его автора.

Учитель: Как Маргарита борется за любовь?

Ученики: глава 19 – диалог – говорит решительно. Согласилась даже на сделку с дьяволом.

Учитель: Что главное в характере Маргариты? Вспомните сцену после бала. (глава 24 с. 273)

Любовь

Гордость

Соглашается на предложение Воланда стать хозяйкой бала Сатаны

Не дает ей слабости просить о помощи,

готова закончить жизнь, если нет с ней рядом Мастера.

Именно это и покоряет Воланда.

9.Любовь и гордость присущи прообразу Маргариты – жене Булгакова – Елене Сергеевне Шиловской. (доклад ученика по статье Р.Киреева «Булгаков: «Ты совершишь со мной мой последний полет») Возможный вариант: песня А.Розембаума «На плантациях любви».

Как соотносится прозвучавшая песня с судьбой Булгакова, мастера?

Ученики: песня о Музе-вдохновительнице.

Учитель: До появления в жизни Михаила Афанасьевича Елены Сергеевны в романе не было ни Мастера, ни Маргариты. Черновые названия романа были следующие: «Консультант с копытом» и другие. Все они были связаны с нечистой силой.

Дома вам предстоит написать сочинение-миниатюру на тему: «Почему роман называется «Мастер и Маргарита»?»

10. Заканчивая наш урок, хочется сказать, что в романе есть нота трагизма: покой и независимость дарованы героям там, в ином мире, роман Мастера не оценили современники, его прозрение оказалось им ненужным, он сам им не нужен; так же оказался отвергнутым свои м временем и современниками Иешуа, сам Булгаков. Но любовь торжествует в романе: она дает силы Маргарите, она прощает и спасает. Любовь в художественном мире Булгакова является высшей ценностью. Роман имеет два основных варианта прочтения: поверить всему фантастическому, принять это как реальность – или отнести все загадочное на счет массового психоза, гипноза. В эпилоге Булгаков дает «реальное» объяснение всему происшедшему, официальную точку зрения. И здесь каждый из нас выберет версию по своей вере.

\ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Урок литературы в 11 классе по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Разработала урок: Бабочкина Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №11, г. Мурманск. email: [email protected] «Я не писатель, Я – Мастер».

Тема урока русской литературы : Проблема творчества и судьбы художника по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» .

Цели урока литературы в 11 классе:

  1. Показать трагическую судьбу художника, сопоставить образ Мастера и судьбу самого писателя.
  2. Показать соотношение таланта и бездарности.
  3. Показать, что любовь – спасительная сила для человека.
  4. Показать взаимосвязь литературы с другими видами искусства (музыка, живопись).

Оформление доски

Название урока русской литературы в 11 классе

Проблемный вопрос: Почему Булгаков называет героя Мастером и что вкладывает в это понятие?

Иллюстрации учеников

Домашнее задание по русской литературе: сочинение-миниатюра на тему: «Почему роман называется «Мастер и Маргарита»?» (или «В чем смысл названия романа?»)

Ход урока русской литературы в 11 классе школы

1.Желая выбрать эпиграф для своей пьесы о Мольере, Булгаков остановился на надписи, выбитой на мольеровском памятнике в Париже. В переводе писателя она звучит так: «Для его славы ничего не нужно. Он нужен для нашей славы». Эти слова можно отнести и к Булгакову.

Наш урок сегодня посвящен бессмертному творению писателя – роману «Мастер и Маргарита» . На предыдущих уроках мы уже с вами вели речь о данном произведении: разобрали ершалаимские главы, поговорили о сатирическом изображении Москвы 30-х годов, о Воланде и его свите.

Цель сегодняшнего урока русской литературы: разговор о соотношении таланта и бездарности, о трагической судьбе художника и о любви как спасительной силе для человека. Любовь и творчество в жизни писателя.

2.Герой романа – Мастер появляется не с первых страниц, а лишь в 13 главе «Явление героя». Все предшествующие главы готовят нас к появлению героя, создают загадочную, таинственную атмосферу в романе. Напомните ситуацию, при которой происходит появление Мастера?

Ученики: мастер через балкон приходит в комнату Ивана Бездомного в психиатрической больнице.

Найдите детали портрета, характеризующие внутреннее состояние героя?

Ученики: глава 13 «встревоженные глаза», «карие, очень беспокойные глаза пришельца». Не дается подробного портрета Мастера. Но Булгаков неоднократно описывает глаза героя (зеркало души), передающие его внутреннее беспокойство.

3. Обратите внимание на название нашего урока. «Я не писатель, я – мастер». «Я – мастер», - он сделался суров». Почему в устах героя резко противопоставлены слова «писатель» и «мастер»? нам предстоит с вами ответить сегодня на проблемный вопрос: «Почему Булгаков называет героя Мастером и что вкладывает в это понятие?»

Давайте обратимся к словарям и определим значение слова «писатель».

Ученики: писатель (Ожегов) – человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения.

Писатель (Даль) –

Вывод : это слово не является антонимом к слову «мастер», не носит в русском языке отрицательную окраску.

4. Чем, по-вашему, не нравится Булгакову и Мастеру слово «писатель»? Кто себя в романе называет писателями? Обратимся к тексту.

Это слово скомпрометировано теми, кто без всяких прав называет себя писателями: обладателями членских билетов МАССОЛИТа, посетителями ресторана. Писательский мир изображен на страницах романа сатирически. Рюхин, Богохульский, Штурман Жорж и другие опошляют писательское звание, рассматривая свою причастность к литературе как возможность сытно и праздно жить, не обременяя себя муками творчества. Они мечтали о дачах, о вкусной и дешевой еде в ресторане «Грибоедов».

Таким образом, слово «писатель» совсем не подходит булгаковскому герою. Почему? Чем он отличается от перечисленных выше литераторов? Чтобы понять это, вспомним историю мастера и его произведения.

Ученики: довольно бесцветной была жизнь историка по образованию, работавшего в одном их московских музеев, до тех пор, пока он не выиграл 100 тысяч рублей. И здесь оказалось, что у него есть мечта – написать роман о Понтии Пилате, высказать собственное отношение к истории, произошедшей около 2000 лет тому назад в Ерщалаиме. Он весь отдался работе. В этот момент появляется Маргарита. Именно она стала подгонять его в работе, называть мастером, сулила ему славу. Роман дописан.

Учитель: Как литературный мир встретил версию библейской истории?

Ученики: Роман не был принят к печати, все, кто его читал: редактор, члены редколлегии, критики, - обрушились на мастера, отозвались в газетах разгромными статьями. Особенно неистовствовал критик Латунский.

Учитель: чем не устраивал «писателей», литераторов роман мастера?

Ученики: они сами были людьми бездарными, тема романа кажется им странной. Они сами потеряли стыд и совесть, недаром нечистая сила так жестоко расправилась с Берлиозом. Именно литераторы довели мастера до того, что он сжег свой роман.

Учитель: мастер, написавший о распятии Иисуса Христа, - оказывается чужаком в писательской среде. Его современники отреклись от Бога, он им не нужен. Как и не нужен роман мастера.

5. Почему же Булгаков называет своего героя мастером и что вкладывает писатель в это понятие? Ответим на проблемный вопрос.

Ученики: в нем главное – талант, его прозрение. Он описал события далекого прошлого так, как это было на самом деле. «О, как я угадал! О, как я все угадал!»- восклицает он. Главное его назначение – творчество.

Слово «мастер» обозначает лицо, достигшее высокой степени в овладении каким-нибудь искусством, а также (в древности) – магистра, причастного высшей власти и тайне. Герой Булгакова может с полным правом называться мастером по двум параметрам.

Он знает себе цену и вполне осознает, что имеет право называться мастером, то есть человеком особенно сведущим или искусным в деле своем (Даль)

6.Мы говорим о том, что в романе есть система внутренних соответствий. Какому герою из ершалаимских глав соответствует мастер?

Ученики: в нем есть сходство с Иешуа. Оба не поняты окружающими, обоих преследуют, травят за убеждения. Убивают (Иешуа – физическая расправа, мастер сломлен морально), оба одиноки (только Левий Матвей, Маргарита), обоих предают ради выгоды (Иуда, Алоизий Могарыч).

Учитель: можно провести параллель и собственной судьбы Михаила Булгакова и Мастера.

Ученики: В черновиках ему (мастеру) присущи черты самого писателя, образ был автопортретным, много совпадений в судьбе героя и Булгакова.

Учитель : Хочу добавить, что отношение критики к произведениям Булгакова и мастера тоже было одинаковым. Из трехсот рецензий и статей о произведениях писателя, напечатанных при его жизни, только 3 были положительными. Зная биографию Булгакова, ответьте на вопрос: «В чем разница между судьбой мастера и судьбой Булгакова?»

Ученики : мастер сломлен напором, сжигает роман. Булгаков творит, борется.

Ученики: В какой-то момент испугался жизни: отказался от борьбы и даже от любви.

Учитель: А свет – это высшая награда. Свет – это вера до конца, преданность своим убеждениям, беззаветная любовь и самоотречение. Кто его заслужил и почему?

Ученики : Света заслужила Маргарита, потому что борется за свою любовь до конца.

8. Учитель: первое появление Маргариты в романе. В какой момент в жизни Мастера это происходит?

Ученики : глава 13 – чтение отрывка. Мастер пишет роман. Маргарита верит в гениальность романа и его автора.

Учитель: Как Маргарита борется за любовь?

Ученики: глава 19 – диалог – говорит решительно. Согласилась даже на сделку с дьяволом.

Учитель: Что главное в характере Маргариты? Вспомните сцену после бала. (глава 24 с. 273)

9.Любовь и гордость присущи прообразу Маргариты – жене Булгакова – Елене Сергеевне Шиловской. (доклад ученика по статье Р.Киреева «Булгаков: «Ты совершишь со мной мой последний полет») Возможный вариант: песня А.Розембаума «На плантациях любви».

Как соотносится прозвучавшая песня с судьбой Булгакова, мастера?

Ученики: песня о Музе-вдохновительнице.

Учитель: До появления в жизни Михаила Афанасьевича Елены Сергеевны в романе не было ни Мастера, ни Маргариты. Черновые названия романа были следующие: «Консультант с копытом» и другие. Все они были связаны с нечистой силой.

Дома вам предстоит написать сочинение-миниатюру на тему: «Почему роман называется «Мастер и Маргарита»?»

10. Заканчивая наш урок, хочется сказать, что в романе есть нота трагизма: покой и независимость дарованы героям там, в ином мире, роман Мастера не оценили современники, его прозрение оказалось им ненужным, он сам им не нужен; так же оказался отвергнутым свои м временем и современниками Иешуа, сам Булгаков. Но любовь торжествует в романе: она дает силы Маргарите, она прощает и спасает. Любовь в художественном мире Булгакова является высшей ценностью. Роман имеет два основных варианта прочтения: поверить всему фантастическому, принять это как реальность – или отнести все загадочное на счет массового психоза, гипноза. В эпилоге Булгаков дает «реальное» объяснение всему происшедшему, официальную точку зрения. И здесь каждый из нас выберет версию по своей вере.

В романе М.А Булгакова «Мастер и Маргарита» есть одно заведение, где люди раскрепощаются и становятся сами собой. Это не писательская организация, как должно быть, а клиника Стравинского, сумасшедший дом. Лишь здесь люди избавляются от наваждений несвободы, проявляют свои лучшие душевные качества. Скорее, все, что вне клиники, - сумасшедший дом, а душевнобольные - за ее стенами. Таковы реалии эпохи, которую описывает Булгаков, когда пришедшие к власти большевики проводили жестокий эксперимент над своим народом и его представителями в науке й искусстве. Этот эксперимент требовал от людей тупого подчинения догмам, установленным правительством «справедливого» государства, а сомневающихся и неподчиняющихся объявляли душевнобольными.

С главным героем романа Мастером мы впервые знакомимся именно в этом заведении. Что же его привело сюда? Историк по образованию, кроме родного, знает пять языков, работал в одном из московских музеев, занимался переводами. Он живет в мире без социальных, временных границ, его собеседниками являются Иисус Христос, Кант, Гете, Достоевский. Он решил написать роман, в котором попытался осмыслить двухтысячелетнюю историю развития человечества. Это был роман о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате. Возлюбленная Мастера Маргарита сулила ему славу, поняв глубину этого гениального произведения. И вот когда роман был написан и творец со своим детищем вышел в жизнь, тогда надежда на признание рухнула. Герой «впервые попал в мир литературы». И этот мир его поразил. Редактор, к которому он пришел, задавал «сумасшедшие вопросы», он ничего не говорил по существу романа, но поинтересовался, кто надоумил сочинить произведение на такую странную тему. Ему и невдомек, что человек может мыслить не по чьей-то указке. Роман прочитали другие члены редакционной коллегии, и он был возвращен автору. Желая поддержать Мастера, Маргарита отнесла в редакцию газеты отрывок из романа, который был напечатан. Удары посыпались градом. Мастера Обвиняли в том, что он «сделал попытку протащить в печать апологию Иисусу Христу», называли «воинствующим старообрядцем». Вот тут и появился Алоизий Могарыч, который очень не нравился Маргарите, но покорил Мастера своею страстью к литературе. Он прочитал роман от корки до корки и предложил Художнику пойти на компромисс: изъять некоторые главы. Но герой отказался от сделки с совестью. Его охватило чувство страха, но не от статей, а оттого, что в мире, где люди «говорят не то, что они хотят сказать» и от этого озлобляются, ему нет места. А вскоре в окно его квартиры постучали. Булгаков не пишет, почему отсутствовал Мастер, но «пальто с оборванными пуговицами» красноречиво свидетельствует о физическом насилии над творцом. Он был сломлен физически, «холод и страх» повсюду его преследовали, но роман свой переделывать он не стал. Он его сжег. Нет ему места в обществе, где царят насилие, несправедливость, произвол властей. Можно обвинять Мастера в малодушии, в нежелании бороться с этим произволом, но тогда бы Булгаков нарушил закон художественной правды, исказив реалии своего времени.

Судьбу свою поведал Мастер незадачливому пролетарскому поэту Ивану Бездомному, который в погоне за иностранным шпионом также оказался в клинике Стравинского. А ему-то что здесь делать? Молодой, подающий надежды, атеист, как требовали партия и правительство, внимательно слушающий своего наставника Михаила Александровича Берлиоза, принимающий все к сведению поэт почему-то заинтересовался рассказом иностранца о Понтии Пилате. Ему уже нелегко следовать привычным, установленным в обществе безнравственным догмам. Иван раздваивается. Здесь, в сумасшедшем доме уже два Ивана: старый и новый. Эти два Ивана борются. Бездомный молод, есть надежда на его выздоровление, и важно, какой духовный наставник теперь окажется рядом на этом островке свободы. Встреча Ивана Понырева с Мастером изменила его жизнь. Потрясенный услышанной историей, он, выйдя из психиатрической больницы, усердно стал повышать свой образовательный уровень, занялся историей и философией, круто изменив свое мировосприятие.

Итак, размышление о встрече двух героев подводит нас к мысли о том, что только сам человек может сделать правильный выбор в жизни, если будет жить с ощущением внутренней свободы, переосмысливая нравственный опыт человечества, накопленный тысячелетиями.

«Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась». И среди тысяч шедших по Тверской людей посмотрела на него одного. «Поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!»

Он пошёл за ней по переулку. Внезапно женщина остановилась, спросив: «Нравятся ли вам мои цветы?» – «Нет». – «Вы вообще не любите цветов?» – «Люблю, но не такие, а розы». Она бросила цветы в канаву. Он поднял их и пошёл за ней с цветами в руках. Она «продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!», хотя у неё уже был муж, да и сам Мастер жил с женщиной, имя которой теперь с трудом припоминал.

«И скоро, скоро стала эта женщина моею тайною женой». Она приходила каждый день, а он с замиранием сердца ждал этого. В подвальном окошке появлялись её туфли – и он шёл открывать дверь. Уже в первые дни своей связи оба пришли к заключению, что столкнула их сама судьба и что созданы они друг для друга навек.

Он писал свой роман, «а она, запустив в волосы тонкие с остро отточенными ногтями пальцы, перечитывала написанное». Или протирала от пыли корешки сотен его книг. Она и стала называть его Мастером, сшила ему ту самую шапочку.

К концу лета он дописал роман и отнёс в редакцию. Но редактор, прочтя, лишь странно смотрел на Мастера, крякал и наконец спросил: кто надоумил его сочинить роман на такую странную тему? На вопрос, будет ли печататься роман, редактор сказал, что вначале надо посоветоваться с другими членами коллегии – критиками Латунским, Ариманом и литератором Мстиславом Лавровичем.

Мастер пришёл через две недели, но секретарь редакции, «девица со скошенными к носу от постоянного вранья глазами», заявила, что они «обеспечены материалами на два года вперед» и «вопрос о печатании романа отпадает». Но потом какой-то другой редактор напечатал большой отрывок романа на вкладном листе в газету.

Через два дня в другой газете появилась статья критика Аримана «Враг под крылом редактора»: о том, что в печать, якобы, протащили апологию Иисуса Христа. Потом вышла статья Мстислава Лавровича («ударить по пилатчине!»). И самая злая – Латунского: «Воинствующий старообрядец». Возлюбленная Мастера, прочитав эту статью, прибежала к нему с горящими глазами, стала его целовать и кричать, что отравит Латунского.

А потом в тот же дом пришёл некий журналист Алоизий Могарыч, сумевший быстро свести с Мастером знакомство. Возлюбленной Мастера Алоизий сразу не понравился. Но писателя он заинтересовал тем, что мог в два счёта объяснить тайный смысл любой заметки в газете. Мастер прочёл ему роман, и Алоизий тут же растолковал, по какой причине не может идти в свет каждая из глав.

Статьи против романа в газетах не прекращались. Мастер охватил страх, дошедший до настоящей болезни. По ночам ему казалось, что в окно влезает какой-то спрут с очень длинными и холодными щупальцами. Десять тысяч, оставшиеся от ста выигранных, он отдал своей возлюбленной – чтобы она, в случае чего, сберегла их.

Это было в середине октября. В ту же ночь на Мастера напал приступ ужаса. Он стал разжигать печку, шепча: «Догадайся, что со мною случилась беда. Приди, приди, приди!» Но никто не шёл. Мастер достал рукопись романа и начал бросать её в огонь. И когда сжёг последнюю тетрадь, в окно стал кто-то царапаться. Это была она.

Войдя, она сразу обо всём догадалась и с плачем выхватила из печки последние полуобгорелые листки. Она стала говорить, что решила завтра же объясниться с мужем и навсегда перейти жить к Мастеру. Он отговаривал: «Я не хочу, чтобы ты погибала вместе со мной». – «Только эта причина?» – спрашивала она. – «Только эта». – «Тогда я погибаю вместе с тобою, – твердила она. – Утром я буду у тебя». Она ушла, уговаривая его потерпеть всего несколько часов.

Через четверть часа в окно к Мастеру постучали... Дальше больничный гость снизил голос и начал что-то шептать Ивану на ухо. Потом опять заговорил громко, рассказывая, как в середине января ночью в пальто с оборванными пуговицами пришёл во дворик к своему окошку. В комнатах его жил уже кто-то другой. Внутри, за окнами играл патефон. Он стоял и думал, не броситься ли под трамвай? А потом, пересилив себя, побрёл в эту клинику для душевнобольных за город, чудом не замёрзнув по пути.

Иван спросил: не посылал ли он отсюда писем своей любимой. «Нет! Что бы она пережила, если бы перед ней легло письмо из сумасшедшего дома! Я не могу сделать её несчастной!»

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека . На нашем сайте вы можете прочитать полный текст 13-й главы «Мастера и Маргариты» и краткое содержание всего романа в одной статье . Для перехода к краткому содержанию предыдущей / следующей главы романа пользуйтесь кнопками Назад / Вперёд ниже текста статьи.

  • Назад
  • Вперёд

Ещё по теме...

  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 26. Погребение – читать онлайн полностью
  • Финальный монолог Маргариты «Слушай беззвучие» (текст)
  • «Собачье сердце», монолог профессора Преображенского о разрухе – текст
  • Булгаков «Мастер и Маргарита» – читать онлайн по главам
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», Эпилог – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 32. Прощение и вечный приют – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 31. На Воробьевых горах – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 30. Пора! Пора! – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 29. Судьба мастера и Маргариты определена – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 28. Последние похождения Коровьева и Бегемота – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 27. Конец квартиры № 50 – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 25. Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 24. Извлечение Мастера – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 23. Великий бал у сатаны – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 22. При свечах – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 21. Полёт – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 20. Крем Азазелло – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 19. Маргарита – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 18. Неудачливые визитеры – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 17. Беспокойный день – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 16. Казнь – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 15. Сон Никанора Ивановича – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 14. Слава петуху! – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 13. Явление героя – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 12. Черная магия и ее разоблачение – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 11. Раздвоение Ивана – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 10. Вести из Ялты – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 9. Коровьевские штуки – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 8. Поединок между профессором и поэтом – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 7. Нехорошая квартирка – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 6. Шизофрения, как и было сказано – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 5. Было дело в Грибоедове – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 4. Погоня – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 3. Седьмое доказательство – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 2. Понтий Пилат – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», эпилог – краткое содержание
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 32. Прощение и вечный приют – краткое содержание
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 31. На Воробьевых горах – краткое содержание
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 30. Пора! Пора! – краткое содержание
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 29. Судьба Мастера и Маргариты определена – краткое содержание
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 28. Последние похождения Коровьева и Бегемота – краткое содержание
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 27. Конец квартиры № 50 – краткое содержание
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 26. Погребение – краткое содержание
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 25. Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа – краткое содержание
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 24. Извлечение Мастера – краткое содержание
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 23. Великий бал у Сатаны – краткое содержание

Слово учителя

В романе Булгакова есть герой, который не назван по имени. Он сам и окружающие называют его Мастером. Сила таланта этого человека необыкновенна. Проявилась она в романе о Понтии Пилате и Иешуа. Так кто же он, почему не называет своего имени? Поговорим о его трагической судьбе и о том мире, в который приходит он со своим романом.

Вопрос

В каком эпизоде впервые появляется Мастер?

Ответ

Поэт Иван Бездомный, став свидетелем гибели Берлиоза, преследует сатану и его свиту, проходит через различные злоключения и попадает в психиатрическую больницу, которая в романе названа «домом скорби». Здесь и состоится знакомство с Мастером.

Задание

В главе 13-й прочитаем описание внешности того человека, которого Бездомный увидит через балконную дверь.

Ответ

«С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми».

Слово учителя

На вопрос Ивана, почему, если у пришедшего есть ключи от балконных дверей, он не может «удрать» отсюда, гость ответит, что ему «удирать некуда».

Вот эти-то слова и станут отправными для нас в беседе на уроке. Необходимо разобраться, почему человек, еще достаточно молодой, талантливый, не считает нужным покидать свой теперешний приют. Таким образом, мы продолжим разговор о проблеме «человек и власть», выйдем на вопросы соотношения таланта и бездарности, поговорим о трагедии настоящего художника в современном мире и о любви как спасительной силе для человека.

Вопрос

Гость назовет себя просто Мастером, отвергнув примененное к нему Иваном слово «писатель» и погрозив ему при этом кулаком. Почему?

Возможные ответы:

Он слишком хорошо узнал, кто такие «писатели», когда отнес роман в редакцию.

Он знает себе цену и вполне осознает, что имеет право называться мастером, т.е. человеком, особенно сведущим или искусным в деле своем (определение из словаря В. Даля).

Вопрос

Почему Иван Бездомный заслужит доверие Мастера?

Ответ

Иван расскажет о том, что случилось с ним за тот короткий срок, который прошел с «часа небывало жаркого заката» на Патриарших прудах.

«Гость не рядил Ивана в сумасшедшие, проявил величайший интерес к рассказываемому и по мере развития этого рассказа, наконец, пришел в восторг… Иван ничего не пропускал, ему самому было так легче рассказывать и постепенно добрался до того момента, как Понтий Пилат в белой мантии с кровавым подбоем вышел на балкон.

Тогда гость молитвенно сложил руки и прошептал:
– О, как я угадал! О, как я все угадал!»

Между ними установится та степень доверия, которая поможет каждому осознать что-то в себе. Мастер найдет в этом подтверждение своих догадок, а для Ивана эта встреча станет точкой отсчета новой жизни.

Задание

Восстановим по тексту прошлое Мастера.

Ответ

Довольно бесцветной была жизнь историка по образованию, работавшего в одном из московских музеев, до тех пор, пока он не выиграл сто тысяч рублей. И вот здесь-то оказалось, что у него есть мечта – написать роман о Понтии Пилате, высказать собственное отношение к истории, произошедшей две тысячи лет тому назад в древнем иудейском городе. Он весь отдался работе. И именно в это время он встретился с женщиной, которая была так же одинока, как и он.

«Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы… По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!»

О причине этого одиночества Маргарита скажет позже Азазелло: «Моя трагедия в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным».

Итак, встретились два одиночества. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!» И жизнь этих двух людей наполнилась великим смыслом. Именно Маргарита стала подгонять его в работе, называть Мастером, это она сулила ему славу.

Роман был дописан.

Вопрос

Что означает фраза «И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась» ? Что же произойдет с Мастером? Как литературный мир встретит его версию библейской истории?

Ответ

Роман не был принят к печати; все, кто его читал: редактор, члены редакционной коллегии, критики, – обрушились на Мастера, отозвались в газетах разгромными статьями. Особенно неистовствовал критик Латунский. В одной из статей «автор предлагал ударить, и крепко ударить, по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить (опять это проклятое слово!) ее в печать» .

Вопрос

Что собой представлял тот мир искусства, куда вынужден был войти автор романа о Понтии Пилате?

Ответ

В романе есть главы, специально этому посвященные, и вместе с ними отдельные эпизоды, которые позволяют представить страшную картину бездарности, приспособленчества, стремления погубить все живое и талантливое.

Вопрос

Какие эпизоды мы можем вспомнить?

Ответ

Глава 5-я. «Было дело в Грибоедове».

Собравшуюся здесь литературную братию более всего привлекает «обыкновенное желание жить по-человечески» . Но по-человечески ли, если мечтают эти люди только о дачах («дач всего двадцать две, а нас в МАССОЛИТе три тысячи» ), о творческих отпусках (здесь все точно рассчитано: до двух недель – на рассказ-новеллу, до одного года – на роман); в «Грибоедове» – распределителе благ собираются, чтобы вкусно и дешево поесть.

«Всякий посетитель, если он, конечно, был не вовсе тупица, попав в Грибоедова, сразу же соображал, насколько хорошо живется счастливцам – членам МАССОЛИТа, и черная зависть начинала медленно терзать его».

NB! То здание, которое в романе описывается как «Грибоедов», очень напоминает бывший Дом Герцена, его в ту пору занимало правление РАПП.

Фамилии у писателей говорят сами за себя: Двубратский, Загривов, Глухарев, Богохульский, Сладкий и, наконец, «купеческая сирота Настасья Лукинишна Непременова», взявшая псевдоним «Штурман Жорж»!

Читатель имеет возможность понаблюдать, как проходит лишь один вечер в МАССОЛИТе, но вслед за автором готов воскликнуть: «Словом, ад… О боги, боги мои, яду мне, яду…» .

Литературный мир Москвы ужасен. Темы произведений писателям, оказывается, навязывают, недаром редактор добивается от Мастера, кто надоумил его сочинить роман на такую странную тему. Вспомним, что Берлиоз отчитывает Ивана Бездомного за то, что тот не сумел написать, как требовалось, заказанную ему антирелигиозную поэму.

Сам Бездомный прекрасно понимает, что пишет дурные стихи. На вопрос Стравинского: «Вы – поэт?» – отвечает утвердительно, но «впервые почувствовал какое-то необъяснимое отвращение к поэзии, и вспомнившиеся ему тут же собственные его стихи показались почему-то неприятными». О его узком кругозоре, примитивном мышлении говорит и тот факт, что он вдруг осознает, что «среди интеллигентов тоже попадаются на редкость умные» . И он же считает, что Канта надо отправить на Соловки. Но Бездомный начнет прозревать тогда, когда в жизнь его вторгнется потусторонняя сила и когда он познакомится с Мастером. Мастер спросит его:

«– Хороши ваши стихи, скажите сами? – Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван. – Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще. – Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван».

Тему бездарности печатающихся авторов продолжает поэт Рюхин. Он беспощаден к себе оказывается только ночью, когда привозит Ивана Бездомного в клинику Стравинского и вдруг понимает, что тот совершенно здоров. Минутное прозрение заставляет его осознать, что он пишет плохие стихи, потому что не верит в то, что пишет. Но когда «на поэта неудержимо наваливается день» , он признает, «что исправить в его жизни уже ничего нельзя, а можно только забыть».

Так и живут на свете эти люди, забывшие о высоком назначении писателя, потерявшие стыд и совесть. Недаром так страшно расправится нечистая сила с Берлиозом, бросив его под трамвай, а потом украв из гроба его голову.

Вопрос

Почему Берлиоз заслужил такое наказание?

Ответ

Он стоит во главе МАССОЛИТа, во главе тех, кто может словом возвеличить или убить. Он догматик, он отучает молодых писателей мыслить самостоятельно и свободно. Наконец, он служит власти, сознательно привержен преступной идее. И если Бездомному можно простить что-то из-за его молодости и невежества (от которого, конечно, надо спешить избавиться), то Берлиоз опытен и образован («редактор был человеком начитанным и очень умело указывал в своей речи на древних историков» ), и тем страшнее оказывается он для людей по-настоящему талантливых.

Вопрос

Кто еще из людей, с которыми столкнется Мастер, верно служит власти?

Ответ

Ребята вспомнят журналиста-доносчика Алоизия Могарыча, того самого, о котором Мастер скажет: «У меня неожиданно завелся друг» . Он, этот «друг», мог «в одну минуту» объяснить какую-то непонятную Мастеру заметку в газете, «причем видно было, что объяснение это не стоило ему ровно ничего» . Мастер же не понимал чего-то в газетах, потому что был нормальным, не испорченным этим миром человеком.

Вопрос

Как Мастер со временем объяснил себе нападки на него самого и его роман?

Ответ

Мастер начинает постепенно прозревать и осознавать, что «авторы статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим».

Вопрос

Что же становится результатом этого прозрения?

Ответ

На Мастера сходит страх. И та внутренняя свобода, которая заставила его обратиться к роману о Пилате и Иешуа, сейчас подавляется страхом, вызываемым совершенно не относящимися к статьям о романе или к роману вещами. «Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания».

Вопрос

Почему же роман Мастера заслужил «славы дань: кривые толки, шум и брань» ? (автор этих слов Пушкин ожидал такой реакции своих недругов на роман «Евгений Онегин» – судьба художника всегда одинакова!)

Ответ

Изменилось время, но не изменились люди. В романе Мастера чиновники от литературы увидели себя, т.е. тех, кто подкармливался властью, а значит, зависел от того, кто две тысячи лет назад мог носить имя императора Тиберия или Понтия Пилата, а сейчас по-другому звучащее имя.

Нет надобности искать прямые параллели с теми правителями, во времена которых жили Булгаков и его герой. Времена меняются, а человек не переходит «в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть» .

Вопрос

Какой оказалась судьба романа, написанного Мастером?

Ответ

Реальность сломила Мастера. Во время его горьких хождений с романом по редакциям он узнал ту сторону жизни, которая была дотоле ему неизвестна. И как результат – он сжигает роман. «Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, все же погибал».

Вопрос

Как поведет себя Маргарита в этой ситуации?

Ответ

Она будет делать все, чтобы Мастер поправился и восстановил роман. Маргарита решается на честный разговор с нелюбимым мужем и оставляет погружающегося в безумие страха возлюбленного лишь на ночь.

«Через четверть часа после того, как она покинула меня, ко мне в окно постучали».

Вопрос

Ответ

Это будет история его ареста, хотя слово «арест» не произнесено.

Вопрос

Если Мастера арестовали, то он представлял опасность для системы. Какую? Давайте вернемся к слову «пилатчина», которое постоянно произносилось гонителями Мастера. Слово образовано по аналогии со словами «обломовщина», «хлестаковщина», «репетиловщина», то есть сделан выход на общественное явление. Так что же такое «пилатчина»?

Ответы

Власть имущие и служащие им считали: не может правитель сомневаться в истинности содеянного. Как же тогда жить простым обывателям?

Вопрос

А может быть, не было ареста Мастера, это лишь наше предположение?

Ответ

Одна деталь подскажет, где был Мастер от «половины октября» до «половины января»:

«…ночью, в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами, я жался от холода в моем дворике… Холод и страх, ставшие моим постоянным спутником, доводили меня до исступления».