Прибыль полученная от игорного бизнеса облагается. Как рассчитать налог на игорный бизнес

Необходимость публикации продиктована очевидным обстоятельством: владельцев игорных заведений и игровых залов, игнорирующих предписания налогового законодательства, могут настичь серьезные проблемы, вплоть до уголовной ответственности.

Сегодня мы узнаем, кто является плательщиком налога на игорный бизнес, какими правами и обязанностями наделены субъекты Российской Федерации применительно к этому налоговому платежу, каковы виды и размеры ставок, способы определения налоговой базы и так далее.

Для понимания основного материала нам потребуется вникнуть в отдельные законодательные дефиниции, определенные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ), которые периодически будут вкрапляться в текст публикации.

В частности, в статье 364 упомянутого нормативного документа приведены определения понятий «игорный бизнес» и «игровое поле».

Законодатель определяет игорный бизнес как предпринимательскую по организации и проведению , связанную с извлечением организациями в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр.

Из этого определения следует, что законными владельцами игорного бизнеса могут быть только юридические лица (коммерческие организации). Они же являются и налогоплательщиками. Физические лица и индивидуальные предприниматели лишены такой возможности.

Юридический термин «игровое поле » включает в себя обязательные элементы:

  • уникальное место за игровым столом;
  • оснащенность игрового места в соответствии с правилами игры;
  • число участников игры не ограничено;
  • за каждым игровым полем закреплен лишь один участник, представляющий интересы организатора игры.

Число игровых полей за одним игровым столом напрямую влияет на размер налоговых отчислений, для исчисления которого установленная ставка налога умножается на количество игровых полей.

Налоговый период налога на игровой бизнес ограничивается календарным месяцем (статья 367 НК РФ). Для определения его налоговой базы требуется всего лишь пересчитать наличествующие объекты налогообложения (статья 368 НК РФ).

С ноября 2017 г. в НК РФ расширен круг объектов налогообложения в рассматриваемой сфере.

На сегодняшний день это — игровые столы и , процессинговые центры букмекерских контор и тотализаторов, процессинговые центры интерактивных ставок букмекерских контор и тотализаторов и, наконец, пункты приема ставок букмекерских контор и тотализаторов.

Все перечисленные объекты (каждая единица) должны быть зарегистрированы в налоговой инспекции по месту их нахождения (установки).

Поводом к регистрации служит заявление владельца соответствующих объектов, который в будущем будет являться плательщиком налога. Факт регистрации одного или нескольких объектов подтверждается выдаваемым налоговым органом свидетельством.

Такое заявление подается заблаговременно, не позднее пяти дней , предшествующих дате установки игрового автомата или стола либо моменту введения в строй соответствующего процессингового центра.

Те же сроки и условия регистрации установлены и для случаев открытия или выбытия объектов налогообложения.

Юридически значимые факты регистрации объекта налогообложения и его выбытия удостоверяются выдачей свидетельства или внесением в него изменений соответственно и привязаны к дате совершения обозначенных действий.

Заявления о регистрации объектов налогообложения или уменьшения числа таких объектов представляются в инспекции Федеральной налоговой службой РФ (далее – ФНС) лично, через представителя, по почте или с помощью электронных средств связи в установленном порядке.

Для почтовых отправлений действуют стандартные гражданско-правовые предписания: днем их представления считается день отправления (определяется по штемпелю почтового отделения).

Для заявлений, удостоверенных шифрованной электронной подписью и отправленных по электронным каналам связи, днем представления в ИФНС считается день их фактической отправки.

По поступившему заявлению – при отсутствии замечаний по его оформлению и соответствии его установленным формам – решение о регистрации или внесении изменений в свидетельство о регистрации объектов налогообложения принимается в течение пяти дней со дня поступления.

Официальные формы заявлений, свидетельств о регистрации, актов о внесении изменений в свидетельства о регистрации объектов налогообложения разрабатываются и утверждаются ФНС.

Ставки налога на игорный бизнес

Статья 369 НК РФ определяет пределы налоговых ставок на игорный бизнес, в рамках которых субъекты РФ вправе устанавливать конкретные ставки налога на игровой бизнес. Актуальные данные по состоянию на 27.11.2018 приведены в таблице ниже:

Вид объекта налогообложения Пределы ставок налога на игровой бизнес, устано-вленные НК РФ, тыс. рублей за единицу Ставка налога на игровой бизнес по игровым зонам РФ * , тыс. рублей за единицу
1 2 3 4
Игровой стол 50 — 250 125 250 125
Игровой автомат 3 – 15 7,5 15 7,5
Процессинговый центр букмекерской конторы 50 – 250 125 250
тотализатора
интерактивных ставок букмекерской конторы 2 500 – 3 000 нет 3 000
интерактивных ставок тотализатора
Пункт приема ставок букмекерской конторы 10 – 14 7 14
тотализатора

*Примечание: 1 – Краснодарский край, 2 – Алтайский край, 3 – Калининградская область, 4 – Приморский край.

Для случаев отсутствия региональных нормативных предписаний, устанавливающих те или иные налоговые ставки, действуют ставки, соответствующие нижним пределам, установленным НК РФ:

Это значит, что в , расположенной в Краснодарском крае, налоговая ставка в отношении процессинговых центров интерактивных ставок букмекерской конторы или тотализатора составляет 2 500 000 рублей.

Сохранение приведенных выше размеров налоговых ставок ожидается и в 2019 году.

Общие правила исчисления налога на игорный бизнес регламентированы статьей 370 НК РФ. Государство возлагает на владельца игорного бизнеса, выступающего в роли плательщик аналога, самостоятельно исчислять подлежащие уплате налоговые суммы.

Законодатель предъявляет особые требования к заполнению налоговой декларации. Вносимые в нее сведения должны точно отражать число объектов налогообложения на конечную дату отчетного периода.

Отступления от этого правила чреваты привлечением к административной или – в случае доказанности умысла и соблюдения иных условий, предусмотренных статьей 199 УК РФ, — уголовной ответственности.

Для исчисления подлежащей уплате суммы налога предусмотренные статьей 369 НК РФ и местными законодательными органами ставки налога должны умножаться на число игровых полей.

Полученное значение, в свою очередь, должно умножаться на размер установленной по каждому налогооблагаемому объекту налоговой базы. В результате получится сумма подлежащего уплате налога, которая и должна быть отражена в налоговой декларации.

При расчетах следует принимать во внимание дату выдачи свидетельства о регистрации объектов налогообложения.

Если свидетельство выдано до 15-го числа (включительно) рассматриваемого налогового периода, сумма налога будет исчисляться как произведение числа всех объектов налогообложения (с учетом «вновь прибывших») и установленной для них налоговой ставки.

Для объектов, свидетельство о регистрации которых датировано 16-ым, 17-ым и более поздним числом, суммой налога будет считаться уменьшенное вдвое произведение числа таких объектов и соответствующей им ставки налога.

В случае выбытия отдельных объектов налогообложения и внесения соответствующих изменений в свидетельство о регистрации опять же в расчет принимается дата внесения таких изменений.

Если в налогооблагаемом периоде они имели место до 15-го числа (включительно), для расчета суммы налога принимается уменьшенная вдвое ставка налога. Если после – применяется полная налоговая ставка, в том числе и для выбывших объектов налогообложения.

По общему правилу, установленному статьей 371 НК РФ, местом уплаты налога на игорный бизнес является налоговая инспекция, в которой зарегистрированы объекты налогообложения (игровые автоматы, тотализаторы, букмекерские конторы и так далее).

Это правило не касается крупнейших налогоплательщиков, круг которых в соответствии с особыми критериями определяется отдельным приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации (№ ММ-3-06/308@ от 16.05.2007 с последующими изменениями).

При этом в расчет принимаются результаты финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, их влияние на экономические результаты зависимых компаний, обязательное наличие лицензии на соответствующие виды предпринимательской деятельности.

Таким плательщикам дозволено подавать декларации в ИФНС по месту их учета в качестве крупнейших плательщиков.

Во избежание штрафных санкций подача декларации должна осуществляться ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

На текущий момент механизм взимания налога за организацию виртуальных (получить представление о такого рода заведениях можно, например, перейдя по ссылке казино Вулкан 24 официальный сайт) российским законодательством не определен.

Указанные субъекты игровой индустрии нередко создаются при поддержке зарубежных хостеров и Интернет-провайдеров, и в большинстве своем их деятельность остается за рамками юрисдикции отечественных налоговых органов.

Примеры исчисления налога на игорный бизнес

Изложенные выше теоретические выкладки легче полезно разобрать на конкретных примерах корректного исчисления налога на игорный бизнес.

Пример 1 . «Длинный доллар», имеющее регистрацию в игорной зоне Алтайского края «Сибирская монета», является владельцем 4 игровых столов, 17 игровых автоматов. Необходимо рассчитать ежемесячную сумму налога на игорный бизнес для данного субъекта хозяйствования.

Решение . Сумма подлежащего уплате налога рассчитывается по формуле:

4 * 125 000 рублей + 17 * 7 500 рублей = 627 500 рублей.

Пример 2 . Частному «Три семерки», зарегистрированному в , по состоянию на 01.11.2018 принадлежало 6 игровых столов и 23 игровых автомата. 20.11.2018 предприятие обратилось в регистрирующий орган с заявлением об уменьшении числа игровых автоматов на 4 единицы. Изменения в свидетельство о регистрации зарегистрированы ИФНС 23.11.2018. Необходимо рассчитать сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем отчетном периоде.

Решение . Регистрация факта выбытия объектов налогообложения имела место после 15-го числа отчетного месяца. Это значит, что к выбывшим объектам применяется полный размер . Формула расчета аналогична формуле из предыдущего примера:

6 * 250 000 + 23 * 15 000 = 1 845 000 рублей.

Если бы выбытие игровых автоматов произошло, к примеру, 7-го ноября, формула расчета несколько видоизменилась бы:

6 * 250 000 + 19 * 15 000 + 4 * (15 000 / 2) = 1 815 000 рублей.

В качестве дополнительной информации к рассматриваемой теме приведем некоторые сведения, которые позволят получить беглое представление о налогообложении игорного бизнеса в некоторых зарубежных государствах.

К примеру, в Казахстане круг плательщиков налога ограничен юридическими лицами, оказывающими услуги тотализатора, букмекерской конторы, зала игровых автоматов или казино.

Налоговый период равен кварталу. Круг облагаемых налогом объектов ограничен игровыми столами и тотализаторами, кассами (включая электронные) тотализаторов и букмекерских контор.

Ставки налога определяется казахским Налоговым кодексом и на момент настоящей публикации равняются примерно:

  • 10,8 тыс. долл. за 1 игровой стол,
  • 390 долл. за 1 игровой автомат,
  • 1950 долл. за 1 кассу тотализатора или букмекерской конторы,
  • 26 тыс. долл. за одну электронную кассу тотализатора,
  • 19,5 тыс. долл. за одну электронную кассу букмекерской конторы.

Отличительная особенность казахского налога на игорный бизнес – наличие предельных потолков оплаты налоговых платежей. В пересчете на доллары США они на сегодняшний момент составляют:

  • 877,5 тыс. долл. – с деятельности казино;
  • 162,5 тыс. долл. – с деятельности зала игровых автоматов;
  • 16,2 тыс. долл. – с деятельности тотализатора;
  • 13 тыс. долл. – с деятельности букмекерской конторы.

В США система налогообложения казино и игровых залов весьма запутана, и в каждом штате имеет характерные особенности. Каждый штат волен самостоятельно устанавливать ставки налога.

Игорный бизнес является лицензируемым видом предпринимательской деятельности. Лицензии бывают трех видов: (1) специальные, (2) ограниченные и (3) неограниченные.

Лицензии первого вида позволяют их владельцам размещать игровые автоматы в чужих игровых залах и помещениях.

Лицензии второго вида необходимы для открытия собственного игрового зала с размещением в нем до 15 игровых автоматов.

Для владельцев игровых столов и игровых залов с неограниченным числом игровых автоматов потребуется лицензия третьего вида.

При усредненных подсчетах за каждый игровой автомат по ограниченной лицензии придется выложить в казну две с половиной сотни баксов в год и примерно от 80 до 120 долларов ежеквартально.

Для обладателей неограниченных лицензии эти платежи втрое, а то и вчетверо выше.

В Германии, Франции и ряде других государств до сих пор не решена проблема налогообложения виртуальных игровых залов и казино. В большинстве европейских стран ставка налога на игорный бизнес варьируется в пределах 15-25 % от суммы выручки.

Согласно положениям НК, это прямой налог, который вводится законом субъекта РФ, где определяется его ставка. Отсутствие такого закона не означает отсутствие у предпринимателей обязанности платить за осуществление игорного бизнеса.

В таком случае ставка и порядок уплаты регулируются только НК. Регионы также не вправе изменять такие моменты, как объект и база налогообложения, сроки внесения платежей. Это прерогатива федеральных властей.

Изменения, внесенные в положения НК, касающиеся налога на игорный бизнес, связаны с изменением ЦБ. Она с 1 января выросла и сравнялась с ключевой ставкой, составив, таким образом, 11%. Соответственно выросли и штрафные санкции, в частности, пени, назначаемые за несвоевременное внесение налога.

Плательщики

Как уже упоминалось выше, игорный бизнес – это разновидность предпринимательской деятельности. Заниматься ей могут исключительно юридические лица, специально зарегистрированные в таковом качестве и получившие разрешение – лицензию.

Порядок регистрации юридических лиц прописан в Гражданском кодексе и специальном законе. в качестве организатора азартных игр или тотализатора и букмекера не допускается.

Следовательно, и плательщиками налога будут только лишь юридические лица, или, как гласит ст. 365 НК , организации. Это положение закреплено в Налоговом кодексе с 2011 года.

Ограничение, касающееся запрета иным лицам, кроме юридических, выступать в качестве субъектов игорного бизнеса, появилось в законе в 2014 году.

Что касается проведения таких видов деятельности, как тотализатор или букмекерская контора, то с 2014 года их организаторы обязаны состоять в саморегулируемых организациях.

Это, с одной стороны, уменьшает административный контроль за предпринимателями, а с другой – позволяет регулировать количество подобных организаций и их добросовестность.

Что именно облагается налогом

Объекты, которые облагаются региональным налогом на игорный бизнес, определены в ст. 366 НК . Список этот исчерпывающий и не может быть изменен законами субъектов. Компетенцией вносить изменения в эти положения налогового законодательства наделены только федеральные органы власти.

Список налогооблагаемых объектов в сфере игорного бизнеса в настоящее время выглядит следующим образом:

Каждый из указанных объектов в обязательном порядке регистрируется. Заявление подается в ИФНС до установки или начала работы соответствующего объекта. Минимальный срок информирования фискальных органов – два дня. Также необходимо уведомлять и о любых изменениях в количестве объектов, в том числе и сокращении.

Заявление имеет определенную форму, установленную приказом Минфина. Найти ее, а также образец заполнения можно на официальном сайте ФНС .

Подать заявление можно лично или через представителя. Допускается и отправка почтой, заказным или ценным письмом.

После получения уведомления, налоговый орган в пятидневный срок совершает одно из следующих действий:

  • выдает свидетельство о регистрации нового объекта;
  • вносит изменение в уже существующие документы и выданное ранее свидетельство.

Таким образом, налоговая база будет определяться как количество зарегистрированных объектов.

Следовательно, сумма налога будет произведением установленной в субъекте ставки на количество объектов. Полученный при их помощи доход учитывается, но облагается уже другим налогом.

Положения об определении базы налогообложения содержится в ст. 367 НК . Это еще один параметр, который региональные власти не вправе изменять. Он устанавливается исключительно Налоговым кодексом.

Налоговая ставка

Правом устанавливать определенную ставку налога, обладают власти каждого субъекта. Для этого необходимо принятие соответствующего закона.

В его отсутствие, размер ставки определяется ст. 369 НК по минимальной ставке. Согласно ей, устанавливается определенная вилка.

Размер ставки, принятый законом субъекта, должен находиться в ее пределах. А уж будет ли это значение минимальным или наибольшим из возможных – решает каждый субъект самостоятельно.

Предельные ставки регионального налога на игорный бизнес в РФ в 2016 году такие:

Как и когда платить

Началом обязанности по уплате налога, согласно закону, является начало лицензированной деятельности.

Для данного налога это будет каждое 20 число того, месяца, который следует за отчетным. С той же периодичностью заполняется и подается декларация.

И подается декларация, и уплачивается налог всегда в том месте, где зарегистрирована организация, легально ведущая игорный бизнес, и находятся должным образом оформленные в ИФНС налогооблагаемые объекты.

Для небольших компаний возможна подача деклараций, как в электронном, так и в бумажном виде. А вот налогоплательщики, списочная численность сотрудников которых более 25 человек, подают документы исключительно в электронной форме.

Форма отчетного документа едина для всех плательщиков, утверждена Приказом ФНС N ММВ-7-3/985@ еще в 2011 году.

В этом же нормативном документе содержатся и правила ее заполнения. Это многостраничный документ, в соответствующие поля которого вписываются необходимые сведения. Найти сам бланк и образцы заполнения можно на сайте ФНС .

Как сосчитать, сколько придется уплатить

Каждый предприниматель, являющийся плательщиком налога, сам рассчитывает сумму, которую ему придется внести в региональный бюджет.

Все зарегистрированные в данном субъекте участники рынка игорных услуг обязаны его платить, равно как и регистрировать объекты, названные в законе в качестве подлежащих налогообложению.

Но, несмотря на то, что закон допускает определенную «вилку» в ставке налога, для игорного бизнеса отдельные субъекты предпочитают пользоваться максимальными значениями.

Так, в Москве или в Санкт-Петербурге, где налогообложение данного вида бизнеса регулируется специальными законами (например, г. Москвы N 69 от 2011 г. или г. Санкт-Петербурга N 395-66 от 2012 г.), ставки будут следующими:

51 Налог на игорный бизнес

Налог на игорный бизнес - это региональный прямой налог. Его регулирует глава 29 Налогового кодекса РФ, действующая с 1 января 2004 года. Для целей определения этого налога установлено, что игорный бизнес - это предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр.

Региональные органы власти имеют право соответствующим региональным законом ввести налог на игорный бизнес и установить его ставку (с учетом пределов, установленных НК РФ). Однако, если региональный закон не принят, то налог все равно считается введенным и полностью регулируется НК РФ. В отличие от других региональных налогов объект налогообложения, база, период и сроки уплаты налога на игорный бизнес полностью регулируются НК РФ и не могут изменяться региональным законодателем.

Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются все организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Индивидуальные предприниматели налогоплательщиками этого налога не являются, так как организаторами азартных игр могут выступать только юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.

Объекты налогообложения

Перечень того, что относится к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес, установлен статьей 366 Налогового кодекса РФ. Это:

  • игровой стол;
  • игровой автомат;
  • процессинговый центр тотализатора;
  • процессинговый центр букмекерской конторы;
  • пункт приема ставок тотализатора;
  • пункт приема ставок букмекерской конторы.

Каждый объект налогообложения должен быть в установленном законом порядке зарегистрирован в налоговом органе по месту установки или нахождения не позднее чем за два дня до даты его установки (открытия). Также налогоплательщик обязан регистрировать и любое изменение количества объектов налогообложения - в тот же срок.

Форма заявления о регистрации объектов налогообложения утверждена Приказом Минфина РФ от 22.12.2011 N 184н.

Регистрация (подача заявления налогоплательщиком) может быть проведена лично, через представителя или почтой.

Налоговые органы в течение 5 рабочих дней с даты получения заявления должны выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

Порядок постановки на учет плательщиков налога на игорный бизнес утвержден Приказом Минфина РФ от 08.04.2005 N 55н.

Налоговая база

Налоговая база по налогу на игорный бизнес определяется по каждому объекту налогообложения отдельно, исходя из их общего количества. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы по каждому объекту и соответствующей ставки налога.

Налог подлежит уплате с момента осуществления лицензируемой деятельности в области игорного бизнеса.

Порядок исчисления налога разъяснен в Письме ФНС РФ от 18.05.2006 N ГВ-6-02/

Налоговый период

Календарный месяц.

Ставки налога на игорный бизнес

Налоговые ставки устанавливаются региональными властями России. Однако, они должны не превышать пределы, установленные в статье 369 Налогового кодекса РФ. Эти предельные ставки таковы:

  1. за один игровой стол - от 25000 до 125000 рублей;
  2. за один игровой автомат - от 1500 до 7500 рублей;
  3. за один процессинговый центр тотализатора - от 25000 до 125000 рублей;
  4. за один процессинговый центр букмекерской конторы - от 25 000 до 125 000 рублей;
  5. за один пункт приема ставок тотализатора - от 5 000 до 7 000 рублей;
  6. за один пункт приема ставок букмекерской конторы - от 5 000 до 7 000 рублей.

Субъектами РФ определяются конкретные размеры ставок налога на игорный бизнес. При отсутствии соответствующих законов региональных властей применяется нижний из предельных размеров, установленный статьей 369 НК РФ.

Порядок уплаты налога и представления декларации

Налог на игорный бизнес уплачивается в бюджет по месту регистрации в налоговом органе объектов не позднее срока подачи декларации (20-е число следующего календарного месяца). Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, предусмотренной для этих объектов.

Уплата налога при наличии у организации обособленного подразделения - по месту его нахождения.

Декларация по налогу на игорный бизнес предоставляется также ежемесячно - не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. В декларации необходимо учитывать изменение количества объектов налогообложения в истекший налоговый период (месяц).

Декларацию нужно подавать в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения. Крупнейшие налогоплательщики сдают ее в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Форма налоговой декларации и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом ФНС РФ от 28.12.2011 N ММВ-7-3/ Декларация может быть представлена налогоплательщиком лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть .

Налог на игорный бизнес в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге налог на игорный бизнес регулируется Законом Санкт-Петербурга от 03.07.2012 N 395-66 - этим документом установлены ставки налога. Согласно НК РФ только ставки могут быть установлены на региональном уровне, все остальные аспекты налога на игорный бизнес регулируются НК РФ.

Ставки таковы:

Налог на игорный бизнес в Москве

В Москве налог на игорный бизнес регулируется Законом г. Москвы от 21.12.2011 N 69 - этим документом установлены ставки налога. Согласно НК РФ только ставки могут быть установлены на региональном уровне, все остальные аспекты налога на игорный бизнес регулируются НК РФ.

Ставки таковы:

  1. за один процессинговый центр букмекерской конторы - 125000 рублей;
  2. за один процессинговый центр тотализатора - 125000 рублей;
  3. за один пункт приема ставок тотализатора - 7000 рублей;
  4. за один пункт приема ставок букмекерской конторы - 7000 рублей.

Налог на игорный бизнес: что нового в 2017 году?

По налогу на игорный бизнес в 2017 году нововведений нет.

Однако при уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Первое игорное заведение появилось в Москве 15 лет назад. В мае 1989 г. в гостинице «Саввой» открылось одноименное казино, учредителем которого являлась компания «Амхерстинтернейшинл», а учредителем был Пекка Салми из Финляндии. С рублями это казино, конечно же, дело не имело, а целиком и полностью являлось валютным. Валютным было и второе казино «Москва», открытое компанией «Модергейм» в гостинице «Ленинградская» в 1989 г. И только через 2 года, наконец-то, появилось «рублёвое» казино. Открытие этого казино (оно называлось «Клуб №») происходило при участии компании «Ниневия-гранд», и той же компанией чуть позже были привезены в Россию первые игровые автоматы.

В самом начале своего становления налогообложение игорного бизнеса не отличалось от налогообложения других видов предпринимательской деятельности. Ставка налога на прибыль была одинакова практически для всех 35%. Первое признание игорного бизнеса, как своеобразного вида предпринимательской деятельности, произошло лишь в конце 1991 года. Тогда, 6 декабря 1991 года Советом народных депутатов РСФСР был принят Закон «О налоге на добавленную стоимость» № 1992-1, в соответствии с под п. "о" п. 1 ст. 5 которого:

«Обороты казино, игровых автоматов, выигрыши по ставкам на ипподромах освобождались от налога на добавленную стоимость».

Чуть позже, доходы от игорного бизнеса были выделены в отдельный вид доходов, облагаемых налогами в особом порядке. Согласно положениям п. 9 ст. 2, под п. "в" п. 1 и п. 2 ст. 10 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций":

«Доходы (включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, от игровых автоматов с денежным выигрышем, наряду с доходами видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет и записи облагались налогом на прибыль по ставке 70 процентов. При определении суммы дохода, подлежащего налогообложению, из полученной выручки вычитались материальные затраты, связанные с получением этого дохода».

В этих законодательных актах впервые за многолетнюю историю существование Российского государства были определены ставки налогообложения игорного бизнеса, а не наказание за организацию азартных игр и участие в них, как практиковалось до этого. Несмотря на то, что перечень видов игорного бизнеса, упомянутый в этих двух законах был крайне небольшой, этот шаг в истории развития игр в России можно смело назвать историческим.

Через 3 месяца, а именно 6 марта 1992 года, вышла Инструкция Госналогслужбы РФ № 4 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций», которой было определено, что:

«Облагаемый доход казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса... исчисляется из выручки, полученной от проведения этой деятельности, за вычетом расходов, включаемых в себестоимость работ, услуг в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 по согласованию с Верховным Советом РФ, кроме расходов по оплате труда».

Законодатели и чиновники Госналогслужбы РФ решили, что чистой прибыли у казино и игорных домов вполне достаточно, а значит и зарплату сотрудников можно платить из чистой прибыли.

Через 5 месяцев в вышеуказанную Инструкцию были внесены дополнения от 27 августа 1992 года № 2 (вводится в действие с 1 июля 1992 г.), где было определено, что:

«Доходы от казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса облагаются уже по ставке 90 процентов».

Законодательством о налогообложении прибыли не было предусмотрено уменьшение дохода от игорного бизнеса на сумму исчисленных налогов (транспортный налог, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество и местные налоги и т. п.), относящиеся к внереализационным расходам.

Естественно, в результате повышения ставки налога на доходы от игорного бизнеса количество собираемых налогов от данного вида предпринимательской деятельности не увеличилось, а только сократилось. Это было связано с тем, что руководители игорных заведений, бухгалтера и юристы, пользуясь несовершенством российского законодательства в области игорного бизнеса, приступили к разработке и реализации ряда способов ухода от такого грабительского налогообложения.

Закона от 16 июля 1992 г. N 3317-1, внес изменения и дополнения в ряд законодательных актов Российской Федерации о налогах, было законодательно введено понятие "игорный бизнес", а также изменены правила налогообложения:

в качестве местного налога был введен сбор за открытие игорного бизнеса (согласно введенному под п. "ц" п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации");

доходы от казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса с 1 июля 1992 г. стали облагаться налогом на прибыль по ставке 90% (новая редакция п. 2 ст. 10 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций").

Потребовалось 5 лет, чтобы Законодатели и Правительство, проанализировав поступления от игорного бизнеса и предложения игорного сообщества, решились на замену налога на прибыль со ставкой 90 % на налог на игорный бизнес, который на сегодняшний день является родителем налога на вмененный доход.

Итак, с принятием и введением в действие Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" в налогообложении организаций игорного бизнеса произошел переход с процентной ставки от дохода на фиксированную ставку налога в размерах, кратных принятому Федеральным законом размеру минимальной месячной оплаты труда с каждого игрового стола, игрового автомата, кассы тотализатора и кассы букмекерской конторы.

Как указывалось в пояснительной записке к проекту федерального закона, имевшему в исходном варианте название "О сборе с игорных заведений", существующая на то время система налогообложения предприятий игорного бизнеса по ставке налога 90% с исчисленного дохода не давала возможности собрать в полной мере налоги с фактически полученных ими доходов ввиду невозможности проконтролировать весь оборот наличных денег, вовлеченных в процесс игры. У владельца казино всегда есть возможность организовать сговор и фиктивный проигрыш подставному лицу, которое затем вернет ему эти деньги. Существует и масса других способов занижения в отчетности дохода и перевода наличных денег из легального в "черный" оборот. В результате при любой ставке налога на доход или прибыль игорных заведений государство будет получать только те суммы в виде налоговых отчислений, которые их владельцы сочтут нужным заплатить для создания видимости соблюдения налогового законодательства.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 8-ФЗ в Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес" (до налоговых органов доведен письмом МНС России от 5 марта 2001 г. N ВБ-6-26/190) были внесены изменения и дополнения, которые коснулись обобщения объектов налогообложения в части игровых столов, установления налогового периода, уточнения порядка уплаты налога, поправок, связанных с переименованием Госналогслужбы России в МНС России, а также:

установлена ответственность за нарушения порядка регистрации объектов налогообложения в налоговых органах;

установлен порядок определения налоговой базы;

налоговые ставки установлены в рублях, а не в кратности к минимальному размеру оплаты труда;

не предусмотрено снижение налоговых ставок (налоговых льгот);

изменен срок уплаты налога: не в течение 5 рабочих дней со дня представления расчета по налогу, а не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации, т.е. не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на игорный бизнес платят организации, которые ведут деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 364 и ст. 365 НК РФ).

Законодательство предъявляет дополнительные требования к организаторам азартных игр. В частности, игорные заведения должны соблюдать следующие условия:

  • стоимость чистых активов в течение всего периода деятельности казино и залах игровых автоматов - не менее 600 млн рублей, в букмекерских конторах и тотализаторах - 1 млрд рублей.
  • минимальный размер уставного капитала букмекерской конторы или тотализатора - не менее 100 млн руб. Оплатить уставный капитал можно только собственными денежными средствами учредителей (акционеров);
  • игорная деятельность в букмекерской конторе или тотализаторе возможна только при наличии исполнения обязательств перед участниками азартных игр. При этом срок действия банковской гарантии должен быть равен сроку действия лицензии на ведение игорного бизнеса, а размер гарантии не может быть менее 500 млн руб. Гарантом может являться только банк, имеющий лицензию ЦБ РФ.

Полный перечень требований к деятельности игорных заведений приведен в статье 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ.

Регистрация объектов налогообложения игорного бизнеса

Налогоплательщик обязан зарегистрировать каждый объект налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты его Регистрируется и любое изменение количества объектов налогообложения: выбытие старых и установка новых, опять же не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта (п. 2 и 3 ст. 366 НК РФ).

Объекты игорного бизнеса, которые облагаются налогом и должны регистрироваться в налоговом органе, перечислены в статье 366 НК РФ:

  • Игровой стол - специально оборудованное у организатора игорного заведения место, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша. Организатор игорного заведения участвует в игре через своего Игровой стол состоит из одного или нескольких игровых полей.
  • Игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное), установленное организатором игорного заведения, которое используется для проведения азартных игр с любым видом выигрыша. Представители организатора не принимают участия в азартной игре (ст. 4 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).
  • Процессинговые центры тотализаторов и букмекерских контор - часть игорного заведения, в которой организатор учитывает ставки, которые принял от участников данного вида азартных игр, фиксирует результаты, рассчитывает суммы выплат выигрышей и предоставляет информацию о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок тотализатора или букмекерской конторы.
  • Пункты приема тотализатора или букмекерской конторы - специально оборудованное место у организатора игорного заведения (тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.

Налоговый период по налогу на игорный бизнес

Налоговый период составляет календарный месяц (ст. 368 НК РФ). Законодательством предусмотрены случаи, когда компания может применять 1/2 ставки налога:

  • в налоговом периоде после 15-го числа (включительно) установлен новый объект налогообложения
  • до 15-го числа (включительно) выбыл старый.

Объект налогообложения считается выбывшим с даты подачи заявления в налоговый орган.

Таблица. Расчет налога при изменении количества объектов налогообложения

Ситуация

Момент выбытия (установки) объекта налогообложения

до 15-го числа месяца включительно

после 15-го числа месяца

Установка нового объекта налогообложения (п. 3 ст. 370 НК РФ)

Применяется 1/2 ставки налога

Выбытие старого объекта налогообложения (п. 4 ст. 370 НК РФ)

Применяется 1/2 ставки налога

Применяется обычная ставка налога

Действующие ставки налога на игорный бизнес

Налоговым периодом по налогу на игорный бизнес признается календарный месяц (ст. 368 НК РФ), то есть должны исчислять и уплачивать налог ежемесячно. Налоговые ставки устанавливаются субъектами РФ (ст. 369 НК РФ) в пределах:

1) игровой стол - 25 000 - 125 000 рублей;

2) игровой автомат - 1500 - 7500 рублей;

3) процессинговый центр тотализатора, букмекерской конторы - 25 000 - 125 000 рублей;

4) пункт приема ставок тотализатора, букмекерской конторы - 5000 - 7000 рублей.

Если ставки налогов субъектами РФ не установлены, они устанавливаются по минимальной ставке диапазона.

Порядок заполнения декларации по налогу на игорный бизнес

Форма декларации по налогу на игорный бизнес и порядок ее заполнения утверждены приказом от 28 декабря 2011 г. № ММВ-7-3/985.
В нее входят:

  • Титульный лист;
  • Раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет";
  • Раздел 2 "Расчет налога на игорный бизнес";
  • Раздел 2.1 "Расчет налога на игорный бизнес по игровым столам";
  • Раздел 3 "Изменение количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес за налоговый период";
  • Раздел 3.1 "Изменение количества игровых столов за налоговый период".

Остановимся на некоторых пунктах Титульного листа:

ИНН и КПП, который был присвоен организации налоговым органом, в который представляется декларация.

Номер корректировки. Если вы сдаете первичную декларацию, в поле нужно проставить "0--". Для уточненных деклараций используйте номер корректировки ("1--", "2--" и т.д.).

Налоговый период. Коды, определяющие налоговый период, приведены в таблице:

Таблица. Коды, определяющие налоговый период

Наименование

сентябрь

последний налоговый период при реорганизации (ликвидации)
организации

за январь при реорганизации (ликвидации) организации

за февраль при реорганизации (ликвидации) организации

за март при реорганизации (ликвидации) организации

за апрель при реорганизации (ликвидации) организации

за май при реорганизации (ликвидации) организации

за июнь при реорганизации (ликвидации) организации

за июль при реорганизации (ликвидации) организации

за август при реорганизации (ликвидации) организации

за сентябрь при реорганизации (ликвидации) организации

за октябрь при реорганизации (ликвидации) организации

за ноябрь при реорганизации (ликвидации) организации

за декабрь при реорганизации (ликвидации) организации

Заполняем раздел 3.1 «Изменение количества игровых столов за налоговый период».

Удобнее начинать заполнение декларации с этого раздела. По каждому виду игровых столов составляется отдельный лист раздела 3.1. При этом виды игровых столов выделяются по количеству игровых полей.

Сначала заполним раздел 3.1 для игровых столов, имеющих одно игровое поле.

По строке 010 указываем количество игровых полей на игровом столе.

По строке 020 - количество игровых столов, зарегистрированных в налоговом органе на начало налогового периода.

В строках 030 и 040 указываем изменения, если число столов менялось до 15 числа месяца.

В строках 050 и 060 отражаем количество игровых столов, зарегистрированных и выбывших после 15 числа отчетного месяца.

По строке 070 указываем общее количество игровых столов, зарегистрированных в налоговом органе на конец налогового периода, то есть 020 + 030 + 050 - 040 - 060.

Если в игорном заведении есть столы, которые имеют несколько полей, для них нужно выполнить те же действия.

Заполняем раздел 2.1 «Расчет налога на игорный бизнес по игровым столам»

Этот раздел, так же как и раздел 3.1, заполняется по каждому виду игровых столов отдельно. Сначала заполним раздел 2.1 для игровых столов, имеющих одно игровое поле.

По строке 010 указываем количество полей на игровом столе.

В строке 020 указываем ставку налога в соответствии с региональным законодательством. Например, в в 2015 году ставка налога на один игровой стол - 125 000 рублей.

Строка 030 - размер ставки налога, который рассчитывается как произведение количества игровых полей и применяемой ставки. Для игровых столов с одним полем ставка не меняется.

По строке 040 суммируется количество игровых столов, зарегистрированных на начало периода и установленных в течение этого периода. Данные берутся из соответствующего раздела 3.1 (сумма строк 020, 030 и 050).

По строке 050 указываем количество столов, имеющих одно игровое поле. Рассчитываем его так: строка 050 раздела 2.1 = строка 040 раздела 2.1 - (строка 050 раздела 3.1 + строка 060 раздела 3.1)

По строке 060 суммируется количество столов с одним полем, которые облагаются по 1/2 ставки налога (п. 3 и 4 ст. 370 НК РФ). Результат рассчитывается как сумма значений по строкам 050 и 060 раздела 3.1 декларации.

В строке 070 записываем количество столов, имеющих более одного игрового поля (количество полей указано в строке 010). Они облагаются по ставке, установленной в соответствии с п. 1 ст. 369 НК РФ с учетом абз. 2 п. 1 ст. 370 НК РФ. Рассчитывается оно как разность значений по строкам 040 раздела 2.1 и строк 050 и 060 раздела 3.1.

По строке 080 записываем количество столов, которые облагаются по 1/2 ставки налога (п. 3 и 4 ст. 370 НК РФ с учетом абз. 2 п. 1 ст. 370 НК РФ). Заполняется в отношении игровых столов, имеющих более одного игрового поля (из поля 010). Оно рассчитывается как сумма значений по строкам 050 и 060 раздела 3.1 декларации.

По строке 090 - сумма налога на игорный бизнес по всем игровым столам. Значение рассчитывается так:

  • (стр. 050 x стр. 020) + (стр. 060 x 1/2 стр. 020) - для столов с одним игровым полем;
  • (стр. 070 x стр. 030) + (стр. 080 x 1/2 стр. 030) - для столов с количеством полей более одного.

Раздел 2.1 заполняется столько раз, сколько имеется вариантов количества игровых полей на столах. При этом данные по количеству столов, которые имеют одинаковое количество игровых полей, и сумме налога на игорный бизнес по ним указываются в разделе 2.1 на одной странице.

Заполняем раздел 3 «Изменение количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес за налоговый период»

При заполнении строк в графе 3 «Игровые столы, всего» нужно просуммировать данные по установленным игровым столам с различным количеством игровых полей, указанных в разделе 3.1.

В строке 010 указываем количество объектов налогообложения на начало месяца, в строке 020 - установленные и зарегистрированные до 15 числа. Объекты, выбывшие и снятые с регистрации после 15 числа, отражаем по строке 030. Объекты, установленные после 15 числа - по строке 040, а выбывшие до 15-го - в строке 050. По строке 060 отражаем количество установленных игровых автоматов на конец отчетного периода.

В строке 060 записываем количество соответствующих объектов налогообложения, зарегистрированных на конец налогового периода. Расчет будет таким: стр. 010 + стр. 020 - стр. 030 + стр. 040 - стр. 050 по соответствующим объектам налогообложения.

Заполняем раздел 2 «Расчет налога на игорный бизнес»

Итак, действуем по порядку. В строке 020 мы должны указать общее количество соответствующих объектов игорного бизнеса, которые подлежат налогообложению. В графе 3 пишем сумму значений по строке 040 всех заполненных разделов 2.1, а в графах 4-8, которые касаются игровых автоматов, тотализаторов и букмекерских контор, указываем сумму значений по строкам 010, 020 и 040 из раздела 3.

По строке 030 вписываем количество объектов, которые облагаются по ставке, установленной в соответствии с п. 1 ст. 369 НК РФ. Графа 3 будет равна сумме значений по строке 050 всех заполненных разделов 2.1 декларации. В графах 4-8 следующий: стр. 030 раздела 2 = стр. 020 раздела 2 - (стр. 040 раздела 3 + стр. 050 раздела 3).

В строке 040 мы должны указать количество объектов игорного бизнеса, для которых применяется 1/2 ставки налога (из п. 3 и 4 ст. 370 НК РФ). Графа 3 равна сумме строк 060 всех заполненных разделов 2.1, а графы 4-8 рассчитываются как сумма по строкам 040 и 050 раздела 3.

В графе 3 строки 050 нужно указать количество столов, к которым применяется налоговая ставка, установленная в соответствии с п. 1 ст. 369 НК РФ с учетом абз. 2 п. 1 ст. 370 НК РФ. Сюда вписываем сумму значений по строке 070 всех заполненных разделов 2.1 декларации. А в строке 060 - количество столов, которые облагаются по 1/2 ставки, установленной той же нормой. Значение определяется как сумма по строке 080 всех заполненных разделов 2.1.

Графу 3 строк 080-120 заполняем ставками налога на игорный бизнес по соответствующим объектам налогообложения в месяц. Их устанавливают субъекты РФ (п. 1 ст. 369 НК РФ). Если ставки не установлены, указываются минимальные ставки налога (п. 2 ст. 369 НК РФ);

В графе 4 строк 070-120 остается вписать суммы налога на игорный бизнес по соответствующим объектам налогообложения. Данные берутся так:

  • Строка 070 = сумма значений по строке 090 всех заполненных разделов 2.1;
  • Строка 080 = стр. 080 гр. 3 x стр. 030 гр. 4 + 1/2 стр. 080 гр. 3 x стр. 040 гр. 4;
  • Строка 090 = стр. 090 гр. 3 x стр. 030 гр. 5 + 1/2 стр. 090 гр. 3 x стр. 040 гр. 5;
  • Строка 100 = стр. 100 гр. 3 x стр. 030 гр. 6 + 1/2 стр. 100 гр. 3 x стр. 040 гр. 6;
  • Строка 110 = стр. 110 гр. 3 x стр. 030 гр. 7 + 1/2 стр. 110 гр. 3 x стр. 040 гр. 7;
  • Строка 120 = стр. 120 гр. 3 x стр. 030 гр. 8 + 1/2 стр. 120 гр. 3 x стр. 040 гр. 8.

Заполняем раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет»

В разделе 1 отражается общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Этот раздел заполняется в последнюю очередь, поскольку предназначен для отражения итоговых показателей.

В строке 010 указываем код бюджетной классификации РФ в соответствии с нормативными правовыми актами о бюджетной классификации - 182 1 06 05000 02 1000 110 (Приказ от 01.07.2013 № 65н).

Строка 020 - код территории муниципального образования (ОКАТО) по месту постановки на учет налогоплательщика налога на игорный бизнес. Если количество символов в коде меньше, чем полей, свободные поля в конце нужно заполнить нулями.

В строку 030 остается вписать сумму налога на игорный бизнес. Она рассчитывается как сумма значений по строкам 070, 080, 090, 100, 110 и 120 раздела 2.

И последнее, на что следует обратить внимание. Сведения, указанные в разделе 1, заверяются в строке «Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю». Для этого одно из тех лиц, которые подтверждают достоверность сведений на первой странице декларации, ставит подпись. Это может быть генеральный главный бухгалтер или уполномоченное лицо. После этого проставляется дата подписания декларации.