Пещерные храмы эллоры. Пещерные храмы Индии — уникальные древние святыни

Если вы хотите лучше узнать историю правящих династий и религиозных культов Индии, сделать это вам помогут сохранившиеся памятники архитектуры, наглядно рассказывающие о величии древних империй. Безусловно, одним из важнейших памятников древней истории являются пещерные храмы Индии, служившие убежищем и основным центром обучения для последователей буддизма индуизма и джайнизма с начала нашей эры.

Самые знаменитые и хорошо сохранившиеся пещерные храмы расположены в штате Махараштра рядом с г. Аурангабад - древней столицей могольской империи. Задолго до прихода моголов, этот регион был центром развития торговли и религии. Древние торговые пути проходили через равнины Декана а паломники находили себе убежище в пещерах, которые перестраивались под духовные обители.

Я хочу рассказать о пещерных храмах Аджанта и Эллора - истинных бриллиантах древнеиндийского искусства и архитектуры. Еще в начале нашей эры существовали торговые пути по территории плато Декан (современный штат Махараштра), вместе с торговцами шли первые буддийские подвижники, неся свою веру на территорию южной Индии. Чтобы спасаться от сезонных дождей и палящего солнца путешественникам были необходимы укрытия. Строительство монастырей и храмов – дело долгое и затратное, поэтому первые пилигримы выбирали своим убежищем пещеры в скалистых горах, которые давали прохладу в зной и оставались сухими в сезон дождей.

Первые буддийские пещеры вырезались во 2 веке до н.э., тогда это были простые и незамысловатые убежища. Позже на рубеже 4-6 веков пещерные храмовые комплексы разрослись в огромные монастырские города, где жили сотни монахов, а пещеры превратились в трехэтажные монастыри, искусно украшенные скульптурами и настенной живописью.

В пещерных городах Аджанта и Эллора последовательно исповедовались три религии – индуизм, джайнизм и буддизм. Сейчас на территории комплексов можно увидеть древние статуи и настенную живопись этих трех религий. Так, первыми жителями пещерных городов были буддисты, затем пришли индуисты, и последними по времени вырезались джайнистские храмы, хотя не исключено, что последователи всех религий уживались здесь одновременно, создавая толерантное религиозное общество в середине первого тысячелетия.

Аджанта


Пещерный храмовый комплекс Аджанта находится в 100 км от г. Аурангабад, он расположен в русле реки Вагхур и вырубался со 2 века до н.э. по середину 7 века н.э. На протяжении столетий древние скульпторы методично вынимали грунт из базальтовой породы а интерьер пещер украшался изящными скульптурами и фресками.

В конце 5 века пала династия Харишена, которая являлось основным спонсором строительства пещер, и постепенно комплекс был заброшен. Монахи покинули их уединенную обитель, а местные жители постепенно забыли о существовании пещерных храмов. Джунгли поглотили пещеры, замуровав входы толстым слоем растительности. В пещерах образовался искусственный микроклимат, который сохранил до наших времен фрески начала первого тысячелетия, аналогов которым нет не только в Индии, но и во всем мире. Таким образом, пещеры донесли до наших дней красоту древних мастеров.

Комплекс был обнаружен офицером британской армии Джоном Смитом в 1819 г. во время охоты на тигра. С противоположенного берега р. Вагхар он увидел арку входа в пещеру №10.

"Граффити" офицера Джона Смита, которое он оставил в 1819 году.

Позднее было обнаружено 30 пещер, комплекс был расчищен и частично отреставрирован, а в 1983 г. комплекс пещерных храмов Аджанта был включен в мировое наследие Юнеско.

Сейчас это одна из самых известных достопримечательностей центральной Индии. На данный момент в комплексе можно посетить 28 пещер, относящихся к буддийской традиции. В пещерах 1,2,9,11,16,17 сохранились древние фрески а в пещерах 9,10,19,26 вы увидите изящную буддийскую скульптуру.

Некоторые пещеры служили местом исполнения ритуалов и групповых молитв, они называются «чатьи» или залы для собраний, другие служили местом обитания монахов, они называются «вихары» или монастыри. Пещеры имеют разную планировку и степень декорации.

Некоторые пещеры находятся на стадии разработки, по этим примерах наглядно видно как происходила постройка комплекса.
С противоположенного берега реки Вагхар открывается прекрасный вид на весь комплекс, масштаб комплекса действительно впечатляет.

Ранее у каждой пещеры был свой персональный спуск к реке для забора питьевой воды, была разработана система накопления дождевой воды, и водотока в период муссонов. Стены большинства пещер были расписаны детальными фресками, секрет нанесения которых до сих пор не разгадан, отдельные хорошо сохранившиеся участки убеждают нас в высоком уровне мастерства древних живописцев, а перед глазами встает забытая история и обычаи тех веков.

"Визитная карточка" Аджанты - изображение бодхисатвы Падмапани!

Безусловно, посещение пещерных храмов Аджанты создаст одно из самых интересных впечатлений от Индии, но оно будет не полным без посещения комплекса Эллора, который находится неподалеку. Не смотря на то, что оба комплекса схожи по идее, они абсолютно разные по исполнению.

Эллора


Пещерных храмовый комплекс Эллора, находится в 30 км от Аурангабада, вырубался комплекс в период 5-11 века, и насчитывает 34 пещеры, 12 из которых буддийские(1-12) 17 индуистские (13-29)и 5 джайнистские(30-34), вырубавшиеся в хронологическом соответствии.

Если комплекс Аджанта знаменит своими фресками, то в Эллоре - это безусловно скульптура. Истинный рассвет Эллора приобрела с увяданием Аджанты, видимо большинство монахов и мастеров перебралось сюда начиная с 6 в н.э. В Эллоре зрителя потрясает масштабность построек, так например некоторые пещеры представляют собой трехэтажные «вихары» - монастыри где могло проживать до нескольких сот монахов монахов. Безусловно такой размах потрясает, особенно если учесть что даты строительства относятся к 5-7 векам н.э.

Но истиной жемчужиной комплекса является храм Кайласанатх (владыка Кайласа) или пещера №16.

Этот 30 метровый храм высекался на протяжении 100 лет в течении 8 века. Для его строительства было извлечено 400 000 тонн горной базальтовой породы, при этом не одна деталь не заносилась в храм снаружи, все вырезалось в горной базальтовой породе сверху вниз как на современном 3Д принтере. Безусловно, ничего подобного я не встречал нигде в Индии. Этот шедевр древнего зодчества встает на один уровень с храмами «Ангор Ват» в Камбодже и «Баган» в Бирме, вот только даты постройки практически на тысячелетие раньше!

Храм является аллегорией священной горы Кайлас в Тибете, на которой по легенде пребывал в медитации господь Шива. Раньше весь храм был покрыт белой штукатуркой, дабы походить на заснеженую вершину Кайласа, все скульптуры были искусно расписаны красками, детали которой можно разглядеть и сейчас, множество галерей храма украшены детальной резьбой по камню. Чтобы понять величие храма Кайласанатх, его надо увидеть своими глазами. Фотографии с трудом могут передать его величие и красоту!

Аурангабад

Храмы Аджанты и Эллоры притягивают множество туристов из Индии и со всего мира, в праздники здесь может быть достаточно многолюдно, а чтобы лучше понять историю в камне рекомендуется совершать осмотр в сопровождении гида.

Базой для осмотра храмов лучше выбирать город Аурангабад, здесь множество отелей на любой вкус и кошелек, добраться сюда можно на поезде, самолете или автобусе из Мумбаи и Гоа. Отдыхающие в Гоа могут совместить посещение пещерных храмов с пляжным отдыхом.

Помимо пещерных храмов сам город хранит множество памятников истории, правда намного более позднего периода. В 17 веке здесь правил великий могольский султан Аурангазеб. Самый впечатляющий памятник того времени-это мавзолей «Бибика Макбара», который часто называют маленький Тадж. Этот прекрасный мавзолей из белого мрамора возвел император Аурангзеб в память о своей жене Рабиа Уд Даурани, он имеет большое сходство с Тадж-Махалом в Агре, где похоронена мать Аурангзеба.

Посещение пещерных храмов Аджанта и Эллора безусловно одно из самых ярких и запоминающихся впечатлений от Индии.

Поездку в Аурангабад легко совершить за 2 дня, осмотр пещерных храмов будет прекрасным дополнением к отдыху на пляжах Гоа. Присоединяйтесь к нашим турам и откройте древние сокровища Индии.

Древние скальные храмы Эллоры – одно из самых потрясающих творений человечества, памятник творческому воображению и мастерству древних строителей. По своим масштабам и красоте Эллора не уступает самым знаменитым религиозным сооружениям планеты и представляет собой пример веротерпимости индийцев, где мирно сосуществуют три главные индийские религии – буддизм, индуизм и джайнизм. С 1983 года Эллора входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храмы Эллоры, вырезанные в скалах – великолепные примеры искусства древней Индии, объединяющие художественные стили южной и северной Индии и влияние чужеземных культур.

История и религии

Эллора расположена в центральной части Индии, в штате Махараштра, вдали от популярных туристических маршрутов и легендарных сокровищ Золотого треугольника. В том же районе находится пещерный комплекс Аджанта, известный на весь мир своими великолепными фресками.

Эллора – сокращенная форма старинного названия Элапура. В древности Элапура была важным торговым центром Даккана, через нее проходил торговый путь в Дакшинапатху – южные области современной Индии.

Храмы Эллоры возведены в гористой местности, расположенной на плоскогорье Декан, которую называют Деканскими траппами. Траппы появились в результате большой вулканической активности и представляют собой огромные базальтовые образования, для которых характерны отвесные скалы и утесы. Такие каменистые склоны стали идеальным местом для уединенных пещерных монастырей буддистских общин. Со временем монастыри разрастались, увеличивался поток паломников, а с ним и пожертвования, на которые строились новые храмы, кельи монахов и временные прибежища для пилигримов.

Первые храмы Эллоры появились во времена правления династии Вакатака, цари которой были известны как покровители искусств, литературы и архитектуры. Несмотря на то, что Вакатака были приверженцами индуизма, они на протяжении нескольких веков спонсировали работы в буддистской Аджанте. Согласно другой версии, первыми храмами Эллора обязана правителям двух индуистских династий – старейшие из индуистских пещер построили цари Калачури, а буддистские – Чалукья.

Вообще, об истории ранних пещерных храмов Эллоры известно немного, так как после упадка династии Вакатака религиозные комплексы на какое-то время лишились серьезной поддержки правителей. Своим появлением они больше обязаны безымянным торговцам и незнатным людям, которые делали посильные пожертвования на строительство храмов, не оставляя об этом никаких записей.

В VII-VIII веках буддизм постепенно утрачивал свое значение в регионе. Началось возрождение индуизма, и это хорошо видно на примере Эллоры, где активно строились индуистские пещеры, а некоторые буддистские святилища были переделаны в индуистские храмы.

Среди последователей индуизма в Эллоре доминировал культ Шивы, поэтому во многих пещерах можно увидеть линги и многочисленные изображения Шивы-Махешвары. Самая значительная пещера Эллоры под номером 16 также посвящена Шиве. На ее стенах представлен весь пантеон богов и многочисленные сцены из Махабхараты, Рамаяны и Бхагавадгиты. Также в Эллоре представлено еще одно направление индуизма — вайшнавизм, особенностью которого является поклонение Кришне, Раме и другим воплощениям бога Вишну. В пещере 26 можно увидеть изумительные скульптурные изображения Кришны, Субхадры, Баларамы.

В IX веке в Эллоре появляются и джайнские пещеры. Джайнизм нашел в Эллоре благоприятную атмосферу веротерпимости и процветания. Джайны Эллоры были последователями тиртханкар (духовных учителей, достигших просветления) Суматинатхи, Паршванатхи и Гоматешвары.

Строители джайнских храмов Эллоры создали свой собственный стиль, который впитал в себя характерные черты буддистских и индуистских архитектурных традиций.

По свидетельствам современников, Эллора активно использовалась до XIII века, вплоть до завоевания Декана Делийским султанатом. Буддистские монахи жили здесь до X века, а работы в джайнских храмах продолжались до середины XIII столетия. Хотя с тех пор Эллора не использовалась как религиозный центр, она не была забыта, как Мачу-Пикчу или другие знаменитые сооружения древности. Здесь бывали арабские и европейские путешественники, которые оставили описания Эллоры в своих путевых записках.

В XV-XVII пещеры неоднократно осквернялись мусульманскими фанатиками, и многие статуи, барельефы и архитектурные элементы были серьезно повреждены, однако в целом монумент хорошо сохранился. Сейчас Эллора находится под защитой ЮНЕСКО и Археологической службы Индии и вместе с Аджантой является главной достопримечательностью региона Махараштра.

Хронология строительства храмов Эллоры

Несмотря на несомненное художественное и религиозное значение Эллоры, точных сведений о ее истории практически не сохранилось. За небольшим исключением, загадкой остаются не только точные даты создания большинства храмов, но даже столетия, в течение которых они создавались. Лишь в трех пещерах (15, 21 и 31) были найдены надписи, которые дают исследователям хоть какой-то ключ к разгадке этой тайны.

Считается, что храмы Эллоры создавались в период с V по XIII века нашей эры. В ходе исследований историки и археологи обнаружили, что большинство пещер расположены отдельными группами: 1-12, 14-15, 16-19, 20-24, 25-28, 32-34, и есть большие отдельно стоящие монументы – пещеры 29 и 30. Номера были присвоены пещерам в соответствии с примерной хронологией строительства и разделяются на три группы по принадлежности к религии, которой они были посвящены – буддистские (1-12), индуистские (13-29) и джайнские (30-34).

Исследователи выделяют три важных периода в истории комплекса:

  • ранний индуистский период (VI век), когда строительство первых пещер велось под покровительством индуистских династий Вакатака и Калачури;
  • буддистский период (VI век — начало VIII века) при правлении индуистской династии Чалукья;
  • поздний индуистский и джайнский период (начало VIII века – X век), когда храмы строились индуистскими династиями Раштракута, позже — Ядава.

Из двенадцати буддистских храмов, пещеры 1-10 образуют отдельную группу. Пещеры 1-3 и 5 довольно просты и, скорее всего, относятся к самому раннему периоду. Если судить по стилю отдельных элементов, пещеры 2 и 3 могут быть датированы VI веком, а пещеры 1 и 5 были построены еще раньше. Судя по надписи на основании одной из статуй в пещере 12, пещеры 4, 6-9 были созданы в VI-VII столетиях. Пещера 10 была построена значительно позже, в VIII-IX веках, о чем свидетельствует короткая надпись на одной из ее колонн.

Группа индуистских храмов делится на несколько подгрупп. Пещеры 17-19, 21,25-29 предположительно были построены в VI-VII веке. Пещера 15, вероятно, изначально была буддистской, судя по нескольким фигурам, похожим на Будду, украшающим фриз над первым рядом колонн второго этажа. В этой пещере есть неразборчивая надпись времен короля из династии Раштракута Дантидурги (около 733-757) и медная чаша для пожертвований, принадлежавшая этому королю. Однако исторически этот храм относят к временам правления Кришны I (757-773), а его отдельные части, такие как святилища Ланкешвары и Надидеватас, датируют еще более поздним периодом.

В архитектуре знаменитой пещеры 16 чувствуется влияние стилей, принадлежавших разным периодам. Так, главный храм можно отнести к середине VIII века, тогда как святилища Ланкешвары и Надидеватас и скульптурные барельефы в задней части монумента появились в VIII-IX веках.

Надпись в пещере 21 выполнена буквами древнего алфавита каннада, который был в ходу в VI-VII столетиях, и служит косвенным свидетельством того, что работы над этим храмом начались в эпоху становления династии Чалукья. Этот храм считается самым древним среди всех индуистских пещер Эллоры.

Самым ранним из джайнских храмов считается пещера 30, которая относится к первой половине IX века. Работы над пещерой 32 велись примерно в то же время или всего несколько лет спустя. Пещеры 31 и 33 датируются IX- X столетиями. Остальные небольшие храмы были построены значительно позже, например, на крутом утесе холма над джайнскими пещерами высечено огромное изображение Парсванатхи, которое было сделано знатным человеком по имени Чакрешвара в 1234 году.

Архитектура пещерных храмов

Все пещерные храмы Эллоры целиком, от фасада до элементов внутреннего убранства, выдолблены в базальтовом скальном обрыве и, по сути, представляют собой огромные монолитные скульптуры. Комплекс Эллора включает в себя 34 пещеры, расположенных на склонах утеса Чамадири на протяжении 2,4 километров. На юге расположены буддистские храмы (пещеры 1-12), в северной части на некотором отдалении – джайнские (пещеры 30-34), а в центре – индуистские (пещеры 13-29). В центре комплекса находится архитектурная жемчужина Индии и самый значительный храм Эллоры – пещера 16, или Кайласнатха.

Пещеры высекались двумя способами: по направлению от стены обрыва вглубь скалы и вертикально, сверху вниз. В первом случае в скальной стене прорубалось отверстие, через которое строители, выдалбливая породу, опускались до уровня пола и расширяли помещение, оставляя местами куски породы, из которых позже высекали скульптуры, фризы и колонны.

Второй способ заключался в том, что породу выдалбливали сверху вниз, придавая форму зданий, колонн, скульптур и других архитектурных элементов. При таком способе строители не имели права на ошибку, и усилия, потраченные на работу, были поистине колоссальными. Так, подсчитано, что при строительстве храма Кайласа было выдолблено около 400 тысяч тонн твёрдой горной породы, а период работ превысил сто лет.

Буддистские храмы Эллоры

После упадка Питалкхоры, Насика и других буддистских пещерных комплексов Декана, буддистская община переехала в окрестности Аурангабада и обосновалась возле деревни Эллора (в те времена — Элапура). В V-VII веках буддисты имели огромное влияние в этом регионе. В VIII-X веках под натиском возрождающегося индуизма буддизм постепенно сдавал позиции, и к ХII веку пришел в окончательный упадок.

В основном буддистские пещеры Эллоры представляют собой вихары – помещения, где монахи и спали, и принимали пищу, и проводили время в медитациях и молитвах. Исключение составляет пещера 10, которая выполнена в форме чайтьи – огромного молитвенного зала. Пещеры 1-5, которые до последнего времени считались самыми древними в Эллоре, представляют собой типичные образцы раннего буддистского стиля, аскетичного, без лишних деталей, иногда и вовсе без статуй и украшений. Со временем архитектура становилась все более сложной, убранство – более роскошным, храмы включали в себя жилые и служебные помещения, расположенные на нескольких этажах.

Последние из буддистских храмов — пещеры 11 и 12 – самые большие буддистские пещеры в Индии. Эти монастыри свидетельствуют о расцвете учения Махаяна, в частности его тантрического направления Ваджраяна, которые обрели большую популярность в этом регионе к VIII веку.

Представьте, как сильна преданность богу у того, кто решился вырезать храм в пещере голыми руками. Много столетий тому назад индийские монахи на протяжении долгих лет вырезали в скалах невероятные строения, основывая там монастыри. После того, как пещера была готова, монахи украшали ее фресками и различными фигурами, заполняли интерьер статуями. Пещерные храмы Индии демонстрируют ранние следы человеческой жизни и культуры и важность буддизма в истории страны

1. Мы расскажем о 10 самых выдающихся храмах Индии и начнем обзор с пещер Эллоры . 30 пещер Эллоры были вырезаны в вертикальном склоне холмов Чаранандри в 5-ом столетии нашей эры. Этот храм, состоящий из множества пещер, посвящен Буддизму, Индуизму, и Джайнизму, как демонстрация религиозной гармонии времени. Буддистские пещеры прежде всего являлись монастырями - убежищем для отшельников. Особенностью интерьера являются загадочные потолки с интересными иероглифами


2. У большинства пещерных храмов есть какие-либо иероглифы на стенах, которыми мы можем восхититься благодаря их исторической ценности, но с эстетической точки зрения они не всегда красивы. Этого нельзя сказать о пещерах Аджанта , которые считаются истинными шедеврами в буддистском искусстве.


Аджанта была создана в 1-м столетии до н.э, каждый дюйм 34 пещер испещрен красочными фресками

3. Пещерный комплекс Вараха с четырьмя храмами - ошеломляющий пример архитектуры Паллава, могущественной южной-индийской династии в 7-ом столетии нашей эры. Они превратили испещренную пещерами скалу в отдельные храмы, чтоб почтить бога Вишну и земную богиню Бхуми

4. В 4-ом столетии нашей эры семь храмов Ундавалли были вырезаны из песчаника, чтобы почтить Тримурти – индуистских богов: Шиву, бога преобразования; Брахму, бога создания; и Вишну, высшего бога. Как правило, этим богам поклоняются отдельно, но Ундавалли постарались выдвинуть на первый план гармоничные отношения между богами

5. Слоновьи пещеры (Элефанта) расположены на острове в Аравийском море. Семь пещер расколоты в две группы – первая, посвященная индусскому Богу, Шиве, и вторая - Буддизму в целом. Начиная с его создания в 5-ом столетии нашей эры, до португальского правления в середине 16-ого столетия, индусские пещеры были местом для вероисповедания. Большие скульптуры слонов окружили пещеры со всех сторон, как бы охраняя их

6. В отличие от многих храмов Индии, Амарнатх был основан в естественном формировании. Внутри пещеры находится ледяной сталагмит, выступающий от основания. Сталагмит растет и сжимается, моделируя фазы луны. Амарнатх был основан в 3-м столетии до н.э, и посвящен индусскому богу Шива

7. Храм Удаягири был создан в 5-ом столетии нашей эры, как приежище для буддистов. Комплекс из 14 храмов расположен над естественным горным каньоном. Пещеры наиболее известны благодаря своим сложным T-образным входам и гигантскими скульптурами с головой борова

8. Аура, окружающая 109 пещерных храмов Канхери, только усиливается благодаря их местоположению в густых труднопроходимых лесах. Зеленые деревья со всех сторон окружают черную базальтовую скалу, и массивные каменные столбы величают эту буддистскую святыню. Пещеры населялись в 1-ом столетии до н.э, и расположение каналов и водных путей через храмы подтверждает это.

9. Когда мы думаем о жизни в рамках периода в 80 лет, сложно представить себе период в 100 000 лет и вообразить, насколько глубоко он простирается в прошлое. В 1950-х, когда антропологи обнаружили, что 700 пещер Бхимбетка были созданы около 100 000 лет назад. Они были поражены, увидев как самые ранние люди Индии иллюстрировано представляли свою жизнь со сценами сельскохозяйственного обмена, охоты, и разведения животных. На фото пещерные кельи Бхимбетка:

10. 5 храмов Бадами чрезвычайно живописны, так как располагаются в самом сердце зеленого ущелья. Пещеры были вырезаны вручную в 6-ом столетии нашей эры в склонах песчаника юго-западной Индии. Они чтят богов Вишну и Шиву, и принципы джайна. Архитектурой храма больше всего восхищаются за ее артистическое использование стилистических элементов Северной Индии и Южной Индии

Невероятные пещерные храмы Индии освещают повседневный быт ранних людей, демонстрируют их веру, и являются замечательными аренами искусства - ими невозможно не восхищаться

Все живое на нашей планете хочет любви. Вот только понимает это понятие каждый по-своему. Для кого-то любовь — это страсть, для другого — единение душ. Кто-то стремится лично дарить это чувство, а кому-то необходимо просто греться в лучах любви. В любом случае каждый из нас ищет в своей жизни того, кто был бы способен дать в отношениях то, что нужно именно ему.

Монастырок — и есть такое удивительное место силы, которое помогает найти свою любовь. Это небольшое село в Борщевском районе, Тернопольской области, расположено на берегах реки Серет, в 6 ​​км от села Бильче-Золотое. Раньше, в советское время, его называли Межгорьем. Это одно из самых живописных мест Тернопольщины, поражающее воображение невероятно захватывающими видами на долину реки Серет.

На окраине села, просто в известняковой скале размещен пещерный храм , возвышающийся над обрывом, где течет река.

Координаты для GPS:

48°43"50""N

25°51"30""E

Храм называют древнерусским, а пещеру, в которой он расположен — Языческой. Говорят, что этот храм был основан в XI веке, хотя есть версия, что он намного древнее, чем считают археологи и историки. По сути, до сих пор его еще никто тщательно не исследовал. До крещения Руси здесь был расположен древнеславянский храм, который впоследствии стал христианским. Поэтому, если учесть что православие пришло на эти земли в X в., храм никак не мог быть основан в XI веке. Пещерный храм Монастырка представляет собой идеальное древнее капище.

Языческие капища и святилища — совершенно разные культовые сооружения. Неотъемлемыми атрибутами капища есть грот или пещера, где на потолке собираются капли влаги. Собственно, от слова "капище" пошло и украинское "каплица". Святилища же — это открытые культовые сооружения по типу дольменов и кромлехов, не связанных с гротами и пещерами. Капище — это место взаимодействия с женским началом, а святилище — с мужским.

Пещерный же храм в селе Монастырок и прилегающая к нему территория представляют собой гармоничное взаимодействие мужского и женского начал.

Так, пещера храма, как древнее капище, дает возможность взаимодействовать с планетарной, женской энергией. А место взаимодействия с мужской энергией, обозначено каменной плитой — так называемым жертвенным камнем.

Эта плита лежит на трех каменных опорах, и, возможно, ее использовали и в более ранние времена как крестильную чашу в баптистерии — пристройке к церкви или отдельном здании, предназначенном для совершения таинства крещения. О чем свидетельствует выдолбленный в ней крест и, ведущий от него, небольшой желоб.

Считают, что не всегда этот камень лежал здесь. Что его принесли к скальному храму монахи в XVII веке. Вот только форма каменной плиты вызывает сомнения в этой версии. Если мысленно поставить камень вертикально на основание, он будет очень похож на крымские менгиры с ровно обтесанной и заостренной вершиной.

Менгир — самая простая каменная скульптура в виде грубо обработанного дикого камня, установленного человеком, вертикальные размеры которой заметно превышают горизонтальные. Менгиры — фактически первые рукотворные сооружения, дошедшие до наши дней. Кроме того, их могли использовать с культовой ритуальной целью, как символ центра, или они могли быть элементами ритуалов перехода или плодородия, олицетворять мужское начало.

Даже сейчас, вода, собирающаяся в полости креста на камне, во время дождя, становится красноватой. А на фотографиях, сделанных при любой погоде, видны странные облака "туман" над этим камнем.

Немного в отдалении от пещерного храма можно увидеть христианскую святыню — поклонный крест. Древняя легенда гласит, что если на Воздвижение девушка украсит этот крест цветами, то через год она выйдет замуж. Другие легенды говорят, что это место и крест помогают познать любовь и семейное счастье в браке.

Скорее всего, именно на месте расположения поклонного креста и было сначала установлено менгир, впоследствии свергнут монахами-христианами и превращен в жертвенный камень.

Кстати, крест — это древнейший символ, а главное — символ Космоса, сведен к простейшей форме. Он олицетворяет центр мира, является символом света и огня, в частности света Истины, что распространяется по миру, священного центра Земли, где земная горизонталь пересекается с небесной вертикалью. Собственно пересечение линий креста — это точка соединения между энергиями Неба и Земли.

Крест символизирует четыре элемента — Воздух, Землю, Воду и Огонь. Это символ связи микро и макрокосмоса, единства духа (вертикаль) и тела (горизонталь). Именно в этом древнейшем символе заложена идея сочетания мужского и женского начал. Вертикальная линия любого креста — небесная, духовная, интеллектуальная, активная, позитивная, мужская. Горизонтальная же линия — земная, рациональная, пассивная, негативная, женская. Поэтому крест является вполне достойной заменой давнему менгиру. И еще в большей степени он способен давать человеку то, о чем она мечтает и о чем просит. Иными словами, монахи в своем стремлении утвердить веру в единого Творца заменили древний менгир язычников на еще более мощный символ — крест.

Так или иначе, сейчас пещерный храм в маленьком селе Монастырок — христианский. Службы здесь ведутся прямо в пещере, ведь местные жители убеждены, что это место обладает особой силой.

Размер грота составляет 9,4 х 4,8 м. Вход в пещеру расположен в глубине между каменными глыбами а сверху покрыт скальным навесом, который выступает над землей почти на шесть метров. Навес этот поддерживают три опоры из неотесанного камня. Сделал опоры в конце XIX в. Леон Сапега, заменив ими изначально природные, разрушенные временем. Грот, как и обычный храм, условно разделен на три части: притвор, неф и алтарь. И так же как и в церквях, алтарь обращен к востоку.

Каменная стена алтаря с самого начала напоминала иконостас со святым образом. Ее и сегодня украшает лик Иисуса с прикрытыми глазами, символизируя то, что Всевышний не может смотреть на те злодеяния, которые творятся в мире.

Люди верят, что здесь Господь отпускает даже самые тяжкие грехи. Легенда гласит, что изображение Иисуса явилось монахам как игра света и тени каменных стен храма. А фреска, которую мы видим сегодня, была написана монахами уже поверх явившегося чудотворного образа.

Что касается соискателей личного счастья в селе Монастырок, прежде всего нужно принести с собой цветы к поклонному кресту, который стоит возле священной пещеры. Это ваша дань Богу за то, что Он сотворил вас, символ вашего уважения к этому особенному месту силы и благодарность за ту помощь, о которой Вы просите. Несите цветы и надейтесь получить желаемое.

Если же о любви просит мужчина, он должен пойти в пещеру и зажечь там свечи, помолившись о даровании ему пары или счастливой судьбы.

Верьте, и все, что Вы просите у Творца, будет дано Вам по вере вашей!

В самое ближайшее время я планирую закончить цикл исследовательских статей, посвященных весьма странному всплеску духовной активности практически на всех уголках земного шара в XI столетии нашей эры. По окончании будут подведены итоги и осторожно овучены некоторые гипотезы, в связи с этим. Разумеется, найденное и опубликованной на сайте ранее - всего лишь незначительная часть того, что удалось найти и происходило в действительности, но и её, думаю, будет вполне достаточно для твердых и аргументированных выводов.

Ну что ж, продолжим. Кроме всего прочего, на нынешней европейской территории в XI веке широкое распространие получило строительство подземных храмов и монастырей пещерного типа. Мне довелось побывать в некоторых из них и пообщаться с экскурсоводами, высказывающими предположения о том, что пещерные храмы, вероятней всего, использовались монахами, практикующими исихазм - (от др.-греч. ἡσυχία , «спокойствие, тишина, уединение») христианское мистическое мировоззрение, древняя традиция духовной практики, составляющая основу православного аскетизма .

Найденные памятники древней архитектуры :

  • Ближние и Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры,
  • Гнилецкие пещеры, Церковщина,
  • Бакота,
  • Галицкий пещерный монастырь,
  • Зверинецкие пещеры, Киев
  • Давид Гареджи, Иверия,
  • Холковское городище, Россия,
  • Лалибэла, Эфиопия,
  • Пещера Иограф,
  • Пещерный монастырь Вардзиа, Иверия,
  • Пещеры Святогорского монастыря,
  • и т.д.

Ближние и Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры

Ки́ево-Пече́рская ла́вра (укр. Ки́єво-Пече́рська ла́вра ) - один из первых по времени основания монастырей Киевской Руси. Одна из важнейших православных святынь, третий Удел Божией Матери . Основан в 1051 году (XI век ) при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча.

Антониевы пещеры в Любече, Черниговская область

Древнейшее культовое сооружение Любеча (Черниговская область, Украина) - подземный храм, выкопанный в XI веке предположительно преподобным Антонием Печерским. Информация крайне скудная, потому пересказывать написанное в интернете не стану, добавлю лишь, что Антониевский монастырь действовал до 1786 г. и был закрыт по приказу Екатерины II. В первоначальном виде сохранилась Дальняя пещера, что в лесу на южной окраине посёлка. Недавно была открыта Ближняя пещера в центре посёлка, рядом с каменицей Полуботка (ведутся раскопки).

Антониевы пещеры в Чернигове

Антониевы пещеры - пещерный комплекс XI -XIX века в Болдиных горах в Чернигове. В давние времена на этих горах были языческие капища . По преданию, на их месте Антоний Печерский выкопал пещеру и основал монастырь. Богородичный монастырь был основан по примеру скальных православных монастырей, состоял из многих подземных помещений (кельи для монахов, имел пещерные некрополи, подземные храмы). На территории пещерного комплекса сохранилось одно из наземных сооружений того времени - Ильинская церковь.

Гнилецкие пещеры, Церковщина

Монастырь известный ранее как Гнилецкий или Глинецкий, Скит Пречистыя, расположен в живописном месте между селениями Лесники и Пирогова в урочище Церковщина (хутор Вольный), что под Киевом, и знаменит пещерами XI -XV веков. Ныне это пещерный монастырь Рождества Пресвятой Богородицы .

Бакота

Бакота, что в переводе с древнерусского означает желанное, чудесное место, является одним из древнейших населенных пунктов подольского края (Украина). Здесь на высокой белой горе уже в ХІ столетии возник мужской скальный монастырь.

Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь, Винницкая область, Украина. Основан он в XI веке якобы родоначальником русского монашества Антонием Печерским. Прощу прощения за немного критическую редакторскую вставку, но все вышеперечисленные пещерные монастыри по версии церкви основаны были одним человеком, а точнее Антонием Печерским, и я, честно говоря, с трудом представляю, когда он успевал, ведь хорошо известно, он провел немало лет на Афоне, есть версия, что побывал в Палестине.

Непоротовский Свято-Николаевский пещерный монастырь - мужской пещерный монастырь, Буковина, Украина. По мнению ученых-археологов монастырь основан в середине XII века монахами, которые поселились в красивой местности, в пещерах.

Зверинецкие пещеры, Киев

Зверинецкий пещерный монастырь или как его официально называют - Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь, является пещерным монастырем в исторической местности Киева Зверинец. Прямых упоминаний о монастыре не сохранилось. Предполагается, что заселение пещер монахами произошло в XI-XII веках во времена христианизации Киевской Руси.

Монастырский комплекс Давид-Гареджи попал в список самых красивых мест мира. В XI веке в Лавре Давида был устроен террасный двор, построены новые кельи, трапезная и церковь. Вскоре соорудили бассейн, каналы и резервуары. Наибольшего расцвета Давид Гареджи достигает в XI-XIII веках . В это время появляются новые монастыри – Удабно, Бертубани и Чичхитури.

Белгородская область, Россия. Подземный монастырь с храмом, в котором престол примыкает к внутренней стене апсиды, а над его северной (правой) частью в апсиде высечена небольшая ниша, напоминающая жертвенник. Обводная галерея вокруг престола, видимо, бывшего некогда лежанкой христианского отшельника, построена точно так же, как обводная галерея под синтроном Николаевской базилики в Мирах Ликийских в Малой Азии. Городище датируется XI-XIII веками .

Полтавская область, Украина. Относительно него найдена следующая ремарка:

Батюшка провел меня к крутому берегу Сулы, дал в руку свечку и направил в узкое горло древней пещеры. Сырые прохладные ходы ее прорыты еще в XI веке вплоть до Лубенского холма (нередко из-за пещерных конструкций на некоторых улицах и во вдорах городка проваливается асфальт). Простираются пещеры аж до Миргорода, образуя туннель под Сулой. ()

Информация из Википедии:

Страдчанская пещера (другое название - Страдецкая пещера) - геологический памятник природы местного значения. Расположен возле села Страдч (Яворовский район, Львовская область), на левом берегу реки Верещицы. Пещера находится в недрах Страдецкой (или Страдчанский) горы (359 м), которая расположена на южном ответвлении холмистой гряды Расточье. Гора сложена из песчаников тортона. Вход в пещеру расположен на крутом северном склоне горы. Общая длина ходов - более 270 м. Состоит из входной галереи (длиной около 40 м), в которой устроена часовня. В пещерной церкви является каменный крест ХI века , сохранился каменный стул для исповеди. У главной стены - вырубленный из камня престол, на котором, в углублении горел вечный огонь. Также там было несколько монашеских келий. В конце галереи есть стена, где по камню стекают капли - «слёзы Богородицы» ()

Пещерный монастырь Вардзиа, Иверия

Ва́рдзиа (груз. ვარძია ) - пещерный монастырский комплекс XII-XIII веков на юге Грузии, в Джавахетии. Выдающийся памятник средневекового грузинского зодчества. Расположен в Аспиндзском районе края Самцхе-Джавахети, в долине реки Кура (Мтквари), примерно в 100 км к югу от города Боржоми, вблизи одноименного села. В центре монастыря расположен главный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. На протяжении 900 м вдоль левого берега Куры в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек.