Особенности погребальных обрядов народов севера. Погребальные обряды Ненцев Оленину точно покупать теперь никто не станет

Файлы: 1 файл

Неизменным средством получения обширной как комплексной, так и подробной информации, остаются атласы и карты. Данные широко использовались при написании работы.

На современном этапе, в процессе написания работы нельзя было не воспользоваться данными всемирной сети, в которой накоплено большое количество материала о похоронно-поминальном обряде народов Крайнего Севера.

Таким образом, в ходе написания курсовой работы использовался обширный материал, представленный научными, учебно-методическими, публицистическими, картографическими источниками, материалами сети «Интернет», что позволяет назвать работу научной, информационно-привлекательной, а содержание карт и иллюстраций делает ее наглядной, удобной для восприятия.

  1. Похоронно-поминальный обряд коренных народов

Крайнего Севера

В последнее время жители Крайнего Севера начали принимать христианскую веру, но среди чукчей, эвенков, эскимосов и т.д. еще много язычников. Их религия – это система верований о том, что Землю населяют различные духи – хозяева вещей, явлений и стихий. Какого- то «центрального» божества у северных народов нет, а модели мира, в том числе загробного, различаются только в мелких деталях. По их понятиям существует несколько загробных миров: для хороших людей, для плохих и самоубийц, а также мир, в котором живут Бог и ангелы, так интересно в этих верованиях язычество переплелось с христианством. Эти народности верят, что хороший человек после смерти попадет туда, где нет голода, бедности, зато есть много оленей и рыбы. Что самое интересное, даже язычники осуждают самоубийство и считают души людей, наложивших на себя руки, «нечистыми». Обычаи, связанные с погребением у народов этого региона различны.

    1. Чукчи

Всевозможные предосторожности и предохранительные заклинания во время похорон у чукчей имеют особое значение в цикле похоронно-поминальной обрядности. Страх перед мертвецами и необходимость принимать различные предосторожности их возвращения глубоко укоренились в сознании чукчи.

Вредоносным считается мертвое тело, частицы взятые от мертвого тела, используются при создании порчи, болезни. Человек, идущий по тундре, и увидевший труп подвергается опасности навлечь на себя несчастье, если он вернется или отправится обратно, труп пойдет следом за ним, вскоре перегонит его и преградит дорогу. Тогда чукча не сможет спастись.

Сразу же после смерти с умершего снимают всю одежду, включая ожерелья и амулеты, и кладут его во внутренний полог. Подстилкой и покрывалом служат две шкуры. Считается неприличным показывать мертвое тело дневному свету. Обитатели шатра удаляются из полога.

Похоронный обряд совершается на следующий день после смерти. Ночью возле трупа перед похоронами должны остаться два человека.

У чукчей существовало два способа погребения: сжигание трупа на костре и оставление его в тундре (рис.1). Мертвого одевали в похоронную одежду, чаще из белых шкур. Когда труп оставляли в тундре, то при этом убивали оленей (у оленных) или собак (у приморских чукчей), считая, что покойник совершает на них путь в землю мертвых. Похороны сопровождались многочисленными магическими обрядами.

Прощальный круг вокруг тела покойника. Люди один раз обходят вокруг тела, лежащего на шкурах, при этом переступают через ноги покойника, пинают их, как бы отталкивая его из этого мира – с тем, чтобы он не задержался здесь и при этом издают звуки, похожие на рычание медведя, для того, чтобы умерший человек не мог позвать или захватить кого-нибудь из присутствующих с собой в дорогу. У изголовья стоит деревянное блюдо с сушеным мясом, его берет каждый, кто совершает круг – тогда умерший в верхнем мире не будет голодать.

о тех пор пока на костер не положат тело покойника – считается, что злой дух – «келе» может проникнуть в костер и помешать. Костровище оберегают сначала две женщины с травяными повязками на рукавах и на поясе – люди-вороны. Любой человек ставший на это место – становится вороном и защищает от духов это место. Он должен оставаться на месте и издавать звуки, которые издают вороны. Тогда для келе он будет только птицей, а не человеком.

На чукотских похоронах есть люди, которые наблюдают за тем, как сгорает покойник и есть мужчины, которые следят за тем, чтобы костер равномерно. Их задача – подкладывать дрова и смотреть за тем, чтобы костер не обрушился.

На чукотских похоронах не принято грустить. Чтобы умершему человеку в верхнем мире – людей и оленей – было легко – на земле его провожают с весельем и играми. в этом случае берут золу из костра (но не из погребального, а из того, где кипятили воду для чая), измазывают ей себе руки – и начинаются погони. Задача нападающих – догнать и измазать лицо золой, убегающих – спрятать его или просто убежать.

Один из последних ритуальных обрядов – при возвращении у входа в дом всех присутствовавших на погребении очищают водой – из ковшика каждому человеку дают сделать глоток, а затем поливают спину и голову (рис.2).

По представлениям чукчей, в царстве мертвых лучшие места для обитания предоставлялись людям, умершим добровольной смертью. Добровольная смерть была широко распространена среди чукчей. Человек, желающий умереть, заявлял об этом своему родственнику, и тот должен был исполнить его просьбу, т. е. удушить или убить ударом копья. Чаще всего добровольную смерть предпочитали старики, но нередко поводом для нее служила тяжелая болезнь, сильное горе, обида.

    1. Ненцы

Похоронный обряд ненцев условно можно разделить на три основных цикла: 1) действия, связанные с фактом смерти и подготовкой покойника к захоронению; 2) непосредственно погребение; 3) поминальные обряды.

Сразу после смерти человека ненцы начинали готовить доски для гроба. Гроб должен стать для покойника вторым домом, тем пространством, в котором он ныне будет обитать. Ненцы также хоронили своих покойников в половинках лодок, колодах или сооружении, напоминающем половинку лодки.

Стремление устроить покойника поудобнее объясняется и частично сохранившимся в похоронном обряде расширением погребального пространства путем сооружения невысокого сруба. Ненцы думают, что покойник после погребения имеет те же потребности и занятия, что и при жизни. Поэтому кладут в могилу предметы обихода, а подле нее сани, копье, устраивают очаг, приносят котел, нож, топор, дрова и другую утварь, с помощью которой покойник может достать и приготовить пищу. Как во время погребения, так и несколько лет спустя родственники умершего приносят в жертву оленей.

Похороны стараются провести как можно быстрее, как правило - на следующий день после смерти, если нет уважительных причин для их откладывания. В последнем случае они могут состояться и через два-три дня после смерти, и это не осуждается. Покойника одного не оставляют. У ненцев горел огонь в течение ночи, пока он находился в чуме. С внешней стороны двери у каждого чума клали топор, а с внутренней стороны - кусочек угля. Наутро молодые мужчины стойбища отправляются за досками для гроба. Прежде чем рубить дерево для гроба, ненцы приносили в жертву оленя. Как только привозили материал к чуму, тут же забивали другого оленя. После трапезы приступали к сооружению гроба.

Готовить умершего к похоронам начинают на следующий день и оставляют его в той одежде, в которой он умер. Ненцы тело покойного не мыли. Обычай обмывания у большеземельских и таймырских ненцев распространился под влиянием русских. Ямальские ненцы переняли его уже у большеземельских ненцев и коми-зырян.

Крещеные ненцы проводили похороны по православному обряду. Покойника в полном одеянии ненцы укладывали головой в сторону двери, ногами к стене. На лицо умершего клали кусок сукна. Иногда всю голову зашивали в суконный мешок. После этого труп заворачивали в покрытие чума - мюйко, после чего он напоминает своим видом мумию». Обвязывали веревками.

Как только тело было готово к погребению, ненцы выносили умершего через дыру у спального места головой вперед. Напротив места, где находился покойник, переламывали шесты и раздирали чумовое покрытие.

У ненцев тело покойного мужчины везли на мужских легковых нартах. Тело прикрепляли к нартам веревкой. Справа к планке подвешивали колокольчик. Похоронная процессия состояла из трех нарт, каждую из которых вез отдельный олень. Вещи, которые предназначались для покойника, и доски для гроба везли на отдельных нартах.

Когда покойника выносили из дома, все жители предпринимали меры, чтобы закрыть вход душе умершего в их жилище. Для этого ненцы в кончик рукавицы засовывали огниво. Пускали собак, которые гнали оленей вокруг чума по часовой стрелке три круга. В это время находящиеся в чуме закрывали все входные отверстия и не должны были спать, пока ушедшие не возвращались с кладбища. Похоронная процессия совершала прощальный объезд вокруг чума против движения солнца. Как только процессия выходила со стойбища, оставшихся оленей собирали вместе. И вновь пускали собак, которые гнали оленей вокруг чума по часовой стрелке три круга. Это магические круги для защиты: например, чтобы предотвратить нападение или защитить чум от вторгающихся злых духов и духа покойного. После прощания с покойным оставшиеся в стойбище приступали к обряду очищения.

Во время пути нельзя было садиться на нарты с покойником и его имуществом. Прибыв на кладбище, старые женщины разрезали ремни на нартах, которыми был опутан покойник, при этом делали прорехи на его одежде. У ненцев участники похорон три раза обходили против часовой стрелки могилу, каждый из них ударял в колокольчик или цепочку, подвешенную на деревянной планке. После того как женщины снимут ремни, покойника помещают в приготовленный сруб. Тело обычно клали на левый бок, глазами на запад, и тем как бы хотят показать, что жизнь человека исчезает за могилой, как солнце за небосклоном.

В гроб покойника клали с вытянутыми вдоль тела руками. Если умерший был мужчиной, то в гроб его укладывали мужчины, женщину укладывали женщины.

На кладбище гроб устанавливали, ориентируясь с востока на запад. С умершим в гроб клали все вещи, которыми он пользовался при жизни. После того как покойный был устроен, а все вещи уложены рядом, его закрывали досками, а сверху покрывали куском бересты или ткани.

Ненецкая традиция избрала единственно надежную форму маркирования наследственных земельных владений - хальмер, т. е. традиционные захоронения предков, носили родовой характер. Если человек умирал далеко от своих родовых мест, то родственники должны были похоронить его на родовом кладбище, если на то была его воля .

Шамана хоронили отдельно, строили подмостки из бревен, огороженные сверху со всех сторон против вторжения диких животных; хоронили в лучшей одежде, а подле него помещали его лук, колчан, топор и т.п.; далее привязывают также оленя - одного или двух, если покойник имел их при жизни, и оставляют таким образом этих животных на привязи.

Исследователями и путешественниками XVIII - начала XX в. были отмечены у ненцев разные способы захоронений. Погребальная обрядность ненцев, включающая типы и варианты захоронений, имеет некоторые аналоги с деталями погребальных конструкций ряда северных народов: энцев, эвенков, эвенов, нганасан. Для ненцев характерны наземные захоронения (рис.3).

Умерших детей хоронили в дупле дерева или колоде, буквально возвращая в «породившее» их лоно, так как считали безгрешными.

Конструкция погребального сооружения в основном однотипна для всех групп ненцев.

После того как выполнены все действия, возле могилы разжигают огонь, куда бросают пахучие растения, чтоб окурить не только могилу, но и присутствующих на кладбище. Затем возле захоронения убивают оленей, на которых был привезен умерший. Умерщвление животных у могилы производилось закалыванием кольями, ударом обуха по голове и т. д.

Характерной особенностью погребального обряда ненцев является участие шамана, хотя его присутствие было необязательным. Ненцы перед уходом с кладбища в «покойника пускают три стрелы», чтобы умерший не вернулся в мир людей. Ездовых животных удаляли раньше от кладбища на большом расстоянии. Старались не оглядываться, чтоб умерший не украл чью-нибудь тень, то есть душу.

По возращении с похорон, начинали окуриваться оленьим жиром или бобровым волосом. Прежде чем распрячь оленей, поджигали огнем шерсть ездовых животных на груди. Чум оставался на старом месте только одну ночь после «погребения», а потом переносился на другое место. На месте чума устанавливали три палки высотой 1,5 метра, которые покрывали сукном или меховым покрытием. В жертву душили оленя и мазали этот символический чум кровью, а оставшуюся выливали на землю рядом. Голову и копыта оленя оставляли, а мясо и шкуру забирали. При этом говорили: «Вот твой чум, из этого чума не ходи по нашим следам, здесь твоя жертва».

Специальных дней поминовения у ненцев нет. Кладбище посещают по случаю: в дни похорон или «всякий раз, как после этого придется проезжать мимо могилы». Старались устраивать посещение весной, пока не распустились листья. Долго ухаживать за могилами не принято. Могилы не подправлялись, не обновлялись. Объясняют это тем, что тело покойного давно разложилось, превратившись в жука «си», а могилы зарастают травой. От тела не остается никакого следа.

После похорон родственники соблюдали траур. В первые дни траура запрещено было шуметь, смеяться, петь, громко говорить. Во время траура ничего нельзя было делать острыми предметами - ножом, кайлом, лопатой, иглой и т. д., заниматься домашними делами - стирать, мыть полы, выбрасывать мусор. В это время мужчинам нельзя валить деревья, переходить воду; женщинам - шить или чинить вещи, ходить в гости. У ненцев, как только в чуме появлялся усопший, женщины распускали волосы, развязывали завязки, пояса, мужчины снимали с шеи металлические цепочки, пока «душа умершего» не будет переведена в мир теней.

Описание работы

Актуальность. Коренные малочисленные народы Крайнего Севера - составная часть этнокультурного многообразия мировой цивилизации. В современном мире почти нет однонациональных государств, везде существуют сообщества малочисленных народов, вносящих неповторимый вклад не только в региональное, но и общемировое развитие. Поэтому актуальной задачей является поиск путей сохранения и развития традиционной культуры северных этносов, включающей бережное отношение к природе и ее дарам.

Введение ………………………………………………………………………
3
Методы исследования………………………………………………….
6
Обзор литературы………………………………………………………
8
Похоронно-поминальный обряд коренных народов Крайнего Севера ………………………………………………………………….

11
Чукчи …………………………………………………………….
11
Ненцы ……………………………………………………………
14
Эвенки …………………………………………………………...
19
Эскимосы ………………………………………………………..
23
Алеуты …………………………………………………………...
24
Ханты …………………………………………………………….
26
Погребение шамана ……………………………………………………
30
Выводы ………………………………………………………………………..
33
Заключение ……………………………………………………………………
34
Список использованной литературы и источников ……

Огонь, воздух, вода и земля - это не только основные стихии нашего мира. Навсегда простившись с покойным, можно оставить его тело ветру, кремировать, закопать или сбросить с корабля в море. Все эти способы захоронения хорошо известны человечеству с языческих времен. И хотя сейчас останки умерших чаще всего предают земле, многие народы России издревле не зарывали покойников в могилы, следуя самым разным традициям и обрядам.

Воздушное погребение

Язычники верили, что человеческой душе проще попасть в загробный мир по воздуху. Поэтому мертвецов либо подвешивали на деревьях, либо оставляли лежать вдали от проезжих дорог. При этом иногда сооружалось некое подобие склепов или помостов, куда укладывали трупы людей. Старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Георгий Юрьевич Ситнянский подробно исследовал данную тему в своей научной статье «О происхождении древнего киргизского погребального обряда», которая была опубликована в «Среднеазиатском этнографическом сборнике» (выпуск IV, Москва, 2001 год издания).

По утверждению ученого, обряд воздушного погребения практиковался жителями Пиренейского полуострова, Кавказа, Урала, Сибири, Алтая, Тянь-Шаня, арктического побережья Евразии, а также некоторыми индейскими племенами Северной и Южной Америки. Среди этнографов бытует мнение, что примерно 25-26 тысяч лет назад на территории Сибири сформировалась некая общность людей, которые являются предками многих современных народов. Затем небольшие группы представителей этого древнего племени уходили в поисках лучшей жизни. Одни отправились на запад, достигнув Кавказа и даже Пиренеев, а другие пошли на восток, чтобы покинуть Евразию и достичь Аляски по замерзшему льду Берингова пролива.

«В дальнейшем представители этой общности расселились по обширным территориям Евразии и Северной Америки, а еще позже были ассимилированы представителями других языковых общностей, передав им, в свою очередь, среди других этнокультурных особенностей и необычный погребальный обряд, сохранившийся во многих районах до нового времени, а кое-где - практически до наших дней», - написал Г. Ю. Ситнянский. Не удивительно, что племя, долгое время обитавшее на территории Сибири, хоронило своих покойников, подвешивая их останки на деревьях. Все-таки этих людей окружала почти непроходимая тайга. Представители многих народов считают воздушное погребение единственно верным. Интересная легенда на этот счет есть у кетов. Согласно преданию, некий посланец верховного бога Еся (его сын или его собака - существуют разные варианты мифа) явился на землю и научил людей закапывать мертвецов в землю. И человеческие души, вернувшись с того света, не смогли найти свои тела. Так люди навсегда утратили былое бессмертие.

Кто так хоронил

Если оставить в стороне погребальные традиции басков, монголов и ирокезов, а сосредоточиться на народах России, практиковавших воздушное погребение, то список получится внушительным. В него входят: алтайцы, барабинские татары, буряты, ительмены, кеты, нганасаны, ненцы, селькупы, тувинцы, хакасы, шорцы, эвенки, якуты и представители некоторых других коренных народов Сибири.

Кроме того, своих покойников вверяют стихии воздуха жители Кавказа: адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги, абазины. Итальянский миссионер Арканджело Ламберти (Arcangelo Lamberti) провел среди горцев 18 лет - с 1635 по 1653 годы. В своей книге «Описание Колхиды и Мингрелии» (Неаполь, 1654 год издания) путешественник изобразил удивительный для него обряд похорон.

«Между прочими обычаями этого народа замечательно то, что они не погребают, ни жгут тела покойника, а кладут труп в выдолбленный ствол дерева, который служит гробом. Последний с молитвой привязывают виноградной лозой к высочайшей ветви какого-нибудь большего дерева. Они привешивают также оружие и одежду усопшего», - сообщил своим читателям Арканджело Ламберти.

Сходное описание содержится и в книге «Путешествия Иоганна Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 годы» (Майнц, 1475 год издания). Немецкий воин Johannes Schiltberger, попавший в плен к туркам, долгое время скитался по разным странам - от Греции до Средней Азии - пока не вернулся на родину. Рассказывая о традициях черкесов, автор написал: «У них есть обычай класть убитых молнией в гроб, который потом вешают на высокое дерево. После того приходят соседи, принося с собою кушанья и напитки, и начинают плясать и веселиться, режут быков и баранов и раздают большую часть мяса бедным. Это они делают в течение трех дней, и повторяют то же самое каждый год, пока трупы совершенно не истлеют, воображая, что человек, пораженный молнией, должно быть, святой».

Если говорить о финно-угорских народах, то этнографы отметили обряд воздушного погребения у манси, хантов и мокшан, которые являются представителями одной из этнических групп мордвы. В древние времена эти люди тоже подвешивали тела покойников на деревьях. Данные захоронения назывались «Уркспря» (или «Урля»).

Затем мертвецов мокшане стали хоронить иначе: из стволов сооружались срубы, которые устанавливались на высокие пни. В таких деревянных склепах, имеющих крыши, покоились предки мордвы. Эти сооружения обустраивались в лесу, их именовали «Калмакужа» («Калмакужат»). Лишь после принятия христианства мокшане стали зарывать своих покойников в землю. Вплоть до ХХ века среди калмыков сохранялся древний кочевой обычай: тела покойников просто оставляли в степи, подальше от проезжих дорог. Жители Древней Руси не допускали на кладбища преступников, самоубийц, утопленников, скоморохов и людей, умерших насильственной смертью. Славяне издревле поклонялись не только богам-воителям, но и женской плодородной силе природы, которую называли «Мать Сыра Земля». Русские не хотели осквернять эту стихию «нечистыми» трупами. Таких мертвецов обычно оставляли в лесной чаще или в развалинах домов, заложив камнями. Примечательно, что легендарный богатырь Добрыня Никитич, согласно былине, повесил поверженного им Змея Горыныча «на осине на проклятыя». Это не удивительно, ведь злодей-антагонист не достоин иного обращения даже после смерти.

Кого так хоронили

Воздушное погребение применялось далеко не ко всем покойникам. Но если русские не предавали земле преступников, то представители других народов придерживались противоположных взглядов на похоронный обряд. Коренные жители Сибири, например, считали, что люди, как-то запятнавшие свою честь, не достойны воздушной стихии. Г. Ю. Ситнянский в своей научной работе указал, что алтайцы хоронили на деревьях людей, погибших в результате удара молнии, а также представительниц прекрасного пола, не доживших до свадьбы по тем или иным причинам. А вот телеуты и шорцы подвешивали на деревьях тела умерших детей. Порой младенческий труп клали в дупло, прикрывая снаружи корой, так что никто не мог увидеть такую могилу. Также поступали хакасы, барабинские татары, ненцы, эвенки, ительмены, селькупы. Разумеется, захоронение зависело от возраста умершего ребенка. Подростков обычно помещали в деревянные гробы или заворачивали в бересту, а затем привязывали к дереву. Еще одной категорией покойников, к которым применялось воздушное погребение, были шаманы северных народов. В частности, такой традиции вплоть до ХХ века придерживались якуты и тувинцы. Трупы служителей культа предков оставляли на специальных помостах, сооруженных высоко на деревьях. Буряты также укладывали покойных шаманов на деревянные настилы, которые устанавливались в ветвях кедра, лиственницы или сосны. Большинство исследователей полагают, что изначально обряд воздушного погребения применялся по отношению ко всем умершим представителям коренных народов Сибири, а затем так хоронить стали лишь детей, шаманов и уважаемых стариков. Представители абхазо-адыгских народов тоже удостаивали воздушного погребения только почтенных покойников, знатных людей, а также тех, кто погиб в результате удара молнии.

Кремация

Предание трупа огню - еще один древний вид погребального обряда, который был распространен у представителей многих народов мира. До сих пор в некоторых странах большинство покойных подвергаются кремации. А затем прах либо хоронят в специальных урнах, либо развеивают по ветру. Доктор исторических наук Мария Всеволодовна Добровольская написала научную статью «К методике изучения материалов кремации», которая была опубликована в сборнике «Краткие сообщения института археологии» (выпуск 224, 2010 год издания). Автор объяснила повсеместную распространенность данного похоронного обряда архетипическим отношением людей к очистительной силе огня. Многие язычники верили, что душа человека, освобожденная от земных тягот и грехов, поднимается в небо с дымом погребального костра. Если говорить о народах России, то такой способ похорон издревле использовали славяне. Например, известный публицист и писатель Владислав Владимирович Артемов в своей книге «Славянская энциклопедия» (Москва, 2011 год издания) указал, что жители Древней Руси верили в то, что души их предков находятся на небе вместе с верховными божествами. Такие уважаемые покойные деды и прадеды могли содействовать своим потомкам с погодой. Люди не сомневались в том, что души предков способны, например, рассеять туман, вызвать дождь или снегопад.

Водное погребение

Еще один издревле известный способ погребения связан с водной стихией. В основном, его использовали народы, живущие у крупных водоемов - морей и океанов. Например, викинги отправляли своих боевых товарищей в последний путь на небольших ладьях, снабдив покойных всем необходимым в загробном мире. Жители Древней Руси верили, что души покойных должны пересечь реку Смородину, отделяющую наш мир от обители мертвых. Поэтому гробы славян часто напоминали лодки. Как написал в своей книге В. В. Артемов, некоторые племена русов пускали трупы по реке на специальных плотиках, предварительно их поджигая. Такой похоронный обряд совмещал в себе традиции огненного и водного погребения. Подобные обряды в языческие времена практиковали потомки викингов, поселившиеся на побережье Белого моря. Впоследствии они смешались с жителями Русского Севера и постепенно утратили свои исконные традиции.

У разных народов существует разная культура погребения покойников. Сказывается влияние истории народов, обычаи, религиозные воззрения и климат. Ненцы живут на Крайнем Севере России и занимающиеся оленеводством, ведут кочевой образ жизни.


Представления о загробном мире обусловили ход традиционного погребального обряда. Похороны проходили на следующий день после смерти.
Умершего оставляли в той одежде, в которой он умер, затем тело оборачивали в кусок покрова чума и перевязывали веревками. Выносили покойного не через вход, а приподняв покров чума сбоку. На кладбище везли на мужских нартах мужчину, на женских — женщину. Следом шли нарты с вещами для умершего и досками для гроба. Кладбище хальмер прежде имело родовую принадлежность, располагаясь на возвышенности на территориях летних кочевий рода.

По прибытии на кладбище сооружали гроб, однотипный у всех ненцев. Он имел форму четырехугольного ящика из досок, скрепленных вертикальными и горизонтальными планками.
Пара планок в головах покойника соединялась сверху поперечиной, на нее вешался колокольчик.
Колокольчики встречаются разные, от небольших по размеру современных до старых ямщицких, купленных, видимо, когда-то на ярмарках. На одном из таких колокольчиков имелась дата изготовления (1897) и надпись «звенит потешает, ехать поспешает».

На тухардском кладбище на некоторых крестах или вертикальных рейках подвешены кастрюли, чайники, ведра, что свидетельствует о захоронении здесь женщин.

В гроб клали личные вещи умершего: топор, нож, миску с ложкой, трубку и т.п. Женщине клали скребок для шкур, швейные принадлежности, хозяйственную утварь.
Все вещи предварительно портились, очевидно, чтобы привести их в соответствие с загробным миром, где все наоборот. После закрывания гроба рядом с могилой забивали оленей, на которых привезли умершего. Черепа оленей вешали на планки гроба, мясо ели сырым или варили тут же на костре. Раньше полагалось туши оленей оставлять у могилы нетронутыми, чтобы они полностью достались покойному. Рядом с гробом также оставляли опрокинутые нарты покойного.

Поминальный обед.

Для ненцев характерно изготовление посмертного изображения (нгытарма) умершего главы семьи, в котором обитала после смерти его душа. Изображение держали в чуме, кормили, одевали, заботились о нем как о человеке. Нгытарма делали через 7—10 лет после смерти главы семьи и хранили в течение нескольких поколений. Нгытарма изготавливали из куска дерева либо без основы - только комплект меховой одежды. Этот обычай существует на Ямале до наших дней.

Существовала у ненцев и своеобразная форма поминок (хальмерха хангуронта). Они устраивались весной, пока не распустились листья. На кладбище убивали оленя, варили мясо на костре и несколько минут не начинали трапезу — паром угощались умершие. В обряде участвовали все родственники, находящиеся в данный момент поблизости. И посвящался он всем родичам, похороненным на этом кладбище. Вызывали умерших, позванивая в колокольчики на перекладинах. Могилы ни в коем случае не поправлялись, не подновлялись, что означало бы вмешательство в загробную жизнь, а виновник этого должен умереть.
Детей хоронили в подвешенном состоянии на деревьях. На вопрос «почему умерших младенцев не зарывают в землю ?» обычным ответом были слова «так надо » или «а как душа слабенького младенца из земли выберется? ».
Выбор ненцами возвышенных мест для устройства кладбищ обусловлен не столько религиозными представлениями, как полагали некоторые исследователи XIX в., сколько практическими соображениями. Кладбище, как и священное место, нужно было видеть издалека не только для того, чтобы при перегоне стада по тундре не нарушить покой предков, но и чтобы олени не поранили ноги о гробы, перевернутые нарты, останки жертвенных собратьев.

Часто кладбища устраиваются на высоком берегу реки, как, например в п. Гыда Тазовского р-на, в тамбейской тундре на севере Ямала, в п. Ныда Надымского р-на, на р. Большая Хета притоке Енисея. Старое название поселка Тазовский — Хальмер-Седэ — в переводе означает «сопка мертвых». Кстати, довольно известный в Коми поселок городского типа называется Хальмер-Ю, что в переводе означает «Река в долине смерти» .
Вышеописанные традиции похорон относятся к советскому и пост советскому времени. Существуют и священные места захоронений. И чтятся местным населением настолько, что можно и пулю получить с кустов в случае вандализма со стороны пришлых.
Брошенные захоронения естественно обветшали и переставляют из себя кучу всяких предметов на одном небольшом участке, при незнании посторонние люди начинают собирать эти вещи, что является сильнейшим осквернением могилы, так как эти вещи служат и сейчас усопшему. Поскольку местное население знает о невежестве чужаков, то настоящие могилы скрываются. Были случаи расправы за осквернение, но такие вещи никогда не придаются широкой огласке.
Среди кочевников не принято посещение кладбищ, однако, некоторые, по-своему воспринявшие русский православный обычай, совершают на кладбище поминки в 9-й и 40-й день. При этом на кладбище разжигают костер, кормят духов и ломают табак на могиле новопреставленного сородича.

Умершего отправляли в последний Аргиш. И чем значимей был человек, тем длиннее у него был Аргиш. Считается что за вещами в Аргише необходимо следить и обновлять их, вот почему в них встречаются как современные вещи, так и вещи с времен усопшего.
Что такое Аргиш?
Аргиш- так называют кочевники Севера караван или поезд, состоящий из нескольких нарт, на которых они перевозят весь свой нехитрый скарб: вещи, продукты и даже жилище — чум. Все то, без чего трудно или невозможно прожить в условиях тундры. Кочуют или каслают с помощью транспортных оленей, запряженных в различные типы нарт, и продолжается это не день и не год, а всю жизнь. И более широкое понятие - «аргиш», что в приблизительном переводе означает «путь». Но философских и буквальных значений у этого слова не меньше, чем у китайского «дао».
Аргиш - это весь жизненный путь северного кочевника, прошедшего свой, выделенный судьбой отрезок жизни, бок о бок с оленем. Это целый цикл действий от сбора в дорогу, в длительное кочевье, до прибытия на очередное зимовье, это тысячекилометровые переходы северного человека и его ближайшего друга оленя по бесконечной заснеженной лесотундре в поисках нового уютного места, где можно остановиться, поставить чум, некоторое время пожить, а потом - опять в бесконечный аргиш.



по материалам:

В Ямало-Ненецком автономном округе введен карантин. Как минимум на месяц. Под запретом продажа свежего мяса, рыбы, ягод и грибов. Оленеводы, чьи чумы располагались в зоне заражения, лишились своего жилища и заработка. Для ликвидации последствий на Ямал были заброшены войска радиохимической и биологической защиты, спасатели МЧС и медики из федерального центра.

О том, что происходит в регионе, центральные СМИ сообщают вскользь, информацию дают строго дозированно. И каждый сюжет заканчивается оптимистично: «В Ямале все спокойно. Идет вакцинация животных. Очаги опасности потушены. Проблема практически решена».

Как на самом деле обстоят дела в регионе, чем обеспокоены люди на Ямале и почему не удалось избежать трагедии - в нашем материале.

Справка «МК»:

«Бактерия сибирской язвы с воздухом попадает в легкие, а оттуда - в лимфатические узлы, которые воспаляются. Симптомы сибирской язвы: первоначально у больного наблюдается высокая температура, боль в груди и слабость. По прошествии нескольких дней появляется одышка и снижение уровня кислорода в крови. Попав в легкие, возбудитель сибирской язвы быстро распространяется по всему организму человека. Часто появляется кашель с кровью, рентген может показать наличие пневмонии, температура тела больного нередко поднимается до 41 градуса. Возникает отек легких и сердечно-сосудистая недостаточность, как следствие возможно кровоизлияние в мозг».

«Олени умирали быстро, за несколько часов»

Вот что пишут представители ямальской администрации в соцсетях: «Эпидемии на Ямале нет. Карантин введен локально, границы округа для въезда и выезда людей не закрыты. Санитарно-эпидемиологическое состояние места временного пребывания вывезенных из зоны карантина людей находится под наблюдением санитарных врачей, в медучреждениях - изначально режимных объектах - уровень контроля безопасности, дезинфекции и доступа усилен. Подавляющее большинство кочевников из карантинной территории здоровы, но получают от ямальских врачей профилактическое лечение».

По последним данным, на Ямале госпитализированы 90 человек с подозрением на опасную инфекцию. У двадцати диагноз сибирская язва подтвержден. Инфицированы в том числе трое детей, младшему из которых нет и года. По некоторым данным, скончались три человека - двое из них дети. Все госпитализированные - кочевники, которые пасли оленей в 200 километрах от села Яр-Сале. В результате массового падежа полегло 2500 оленей. Именно животные стали переносчиками инфекции.

Вся ямальская тундра сегодня стала зоной карантина. Сюда прибыли 250 военных и спецтехника из Москвы и Екатеринбурга. Предстоит вакцинировать выживших оленей, обеззараживать территории и утилизировать туши погибших оленей. Их будут сжигать. Только высокой температурой можно убить сибирскую язву.


Семьи оленеводов перевезли в близлежащие поселки

Сотрудники СК сейчас выясняют, вовремя ли выявили в регионе сибирскую язву.

Однако даже хорошие вести не успокаивают жителей близлежащих к зараженной зоне поселков. Люди пакуют вещи и перебираются в Салехард. Кому некуда бежать с тонущего корабля, ежедневно обрабатывают дом хлоркой и запасаются масками. Увеселительные массовые мероприятия в регионе отменены.

«Дети ходят с опухшими шеями, но об этом власти умалчивают»

Столица Ямальского района, который настигла беда, - поселок Яр-Сале. Зона заражения находится от поселка в 200 км.

Коренная жительница поселка Елена собирается переждать жаркую пору в Салехарде у родственников.

В магазинах Яр-Сале у нас шаром покати - всю оленину и полуфабрикаты забоя 2015 года разобрали, - рассказывает женщина. - Люди понимают, что в этом году забоя не будет, поэтому мы останемся без мяса. Ягоды и грибы тоже запретили собирать. Тем, кто уже засолил на зиму грибы и сварил варенье, рекомендуют все утилизировать. У нас все помойки сейчас забиты банками с компотом и вареньем.

Запретили вывоз мяса, оленьих шкур и рыбы из наших поселков. По телевизору говорят, что очаг локализован, но это неправда. Падеж оленей до сих пор наблюдается в разных местах, например, в Пангодах, только об этом молчат.

Количество больных сибирской язвой, по нашим данным, увеличивается с каждым днем. 12 летнего ребенка, который умер от язвы, до сих пор вроде не могут похоронить. Его ведь нельзя хоронить по традиционным обычаям ненцев, надо кремировать. Но родители против. В итоге тело обложили хлоркой, сотрудники морга ждут согласия матери на кремацию.


Прививки тоже делают не всем желающим. Прививают только тех, кто контактирует с больными и помогает утилизировать туши умерших животных в тундре.

Но уже прошел слух, что с 6 августа все-таки начнут прививать всех жителей села. А вот оленей, которые не успели заразиться, вроде всех привили. Хотя это надо было делать раньше. Но кочевники махнули на эти правила рукой. За что и поплатились.

Чумы всех оленеводов, которые находились в опасной зоне, сожгли. Личные вещи утилизировали. Женщин и детей тундровиков перевезли в безопасные районы. Тем, кто категорически отказался покидать насиженные места, предоставили новые чумы в чистом стойбище и выдали антибиотики.

Вы поймите, олень для ненцев - жизнь. Это и одежда - малица, ягушка, кисы, и еда, и средство передвижения, и жилье: чумы они делают из оленьей шкуры. Вот так за несколько недель эти люди лишились всего, - добавляет собеседница. - Тех кочевников, у которых не выявлена сибирская язва, на всякий случай изолировали от общества. Их временно поселили в интернаты, под замок.

Моя знакомая работает с зараженными кочевниками. Рассказывала, что тундровики принимают антибиотики. Посуду, из которой они едят, тщательно обрабатывают хлором. На 10 литров воды кладут 160 таблеток хлорки. Сами работники учреждения не снимают маски и перчатки.

По ее словам, кочевники в нормальных для нас условиях чувствуют себя плохо. Сейчас их кормят кашей, жидким супом, макаронами. А ведь они не могут прожить без мяса и рыбы! Их организм другой пищи, кроме оленины, не воспринимает. Слышала, что некоторых выворачивает от такой еды.

А еще их стараются не выпускать на улицу. Но некоторые все равно выходят каким-то образом. Дети их гуляют. Многие мои соседи уже стали увольняться и уезжать в большие города, дабы не подвергать себя опасности. Большинство селян отвозят своих детей подальше отсюда, к родственникам.


Среди погибших тундровиков - бабушка и внук. «От язвы скончались два члена семьи оленеводов, бабушка 75 лет и внук 12 лет. Мальчик, когда был еще жив, сказал, что пил кровь и ел свежее мясо оленя», - рассказали сотрудники поселковой администрации. Подробности жизни этой семьи селяне не знают. Говорят, кочевники с ними особо не общались. Да и в поселок наведывались раз в полгода, затаривались продуктами оптом, чтобы хватило на 5–6 месяцев, и уезжали обратно.

Я слышала, что продолжается падеж в районе изгиба Юрибея и в районе реки Лата-Марето, - продолжает женщина. - Местные говорят, что дети там ходят с опухшими шеями, собаки тоже все опухли. Опухшие шеи - это воспаленные лимфоузлы - один их симптомов сибирской язвы. Но почему-то об этом умалчивают.

А вот соседка Елены, Надежда, настроена более оптимистично.

Я верю местным СМИ. Если говорят, что ситуация стабилизировалась, олени привиты, их перегнали на безопасное место, значит, так и есть. Все больные находятся в салехардской больнице. Моя подруга говорила, что там в инфекционном отделении лежат 48 человек с подозрением на язву. В больнице круглосуточно дежурит ОМОН. Вход только по пропускам, так что нам в поселке опасаться нечего.

К нам свезли здоровых оленеводов, которым надо где-то перекантоваться, пока не восстановят их жилище. Оставшиеся без чума и скота люди поселились в нашем медпункте, их там около 60 человек. Я понимаю, что чиновники сделают все возможное, чтобы не допустить скандала.


Все чумы кочевников, которые находились в зараженной зоне, утилизировали

На самом деле сибирская язва пришла в регион не 16 июля, как трубят все СМИ, а гораздо раньше. Тундровики сами рассказали нам, что первые олени пали 5 июля. Оленеводы звонили тогда в районную администрацию, но там проигнорировали их звонки. Тогда кочевникам пришлось обратиться в окружной центр. Это как раз и было 17 июля. К тому времени падеж составил около 1000 оленей.

«Оленевод шел четверо суток, чтобы сообщить о беде»

Мужчины в Яр-Сале относятся к происходящему философски: будь что будет.

Александр из села Яр-Сале рассказал, как он видит ситуацию.

Я не очень беспокоюсь насчет того, что в следующем году не поедим мяса. Если учесть что в районе было 700 000 оленей, погибло порядка двух тысяч, думаю, такой проблемы не должно возникнуть. Вот только кому тундровики будут продавать эту оленину? Вряд ли найдутся желающие ее попробовать.

Также в районе запретили продавать оленьи рога, которые народ покупал как предмет интерьера. Вывоз этой продукции тоже категорически запрещен. Сотрудники управляющих компаний ЖКХ ежедневно моют подъезды домов с хлоркой. Думаю, в выходные и свое жилье обработаю на всякий случай.

В поселке закрыли все кафе, ресторан пока работает, но, говорят, недолго ему осталось. Дискотеки и массовые гулянья отменили. Общественного транспорта в поселке нет, так что отменять нечего. В Салехард пока автобусы пускают. Но пассажиров тщательно проверяют - нельзя вывозить и ввозить мясо, рыбу, ягоды, грибы.


Можно ли было избежать трагедии? И есть ли вина властей в том, что на Ямал пришла сибирская язва? Николай из Салехарда, который регулярно объезжает оленеводческие поселки, поведал нам историю, о которой предпочли умолчать СМИ.

Когда начался незначительный падеж скота, тундровики решили, что оленям стало худо от жары. В этом июле стояла нетипичная погода для нашего края - доходило до 38 градусов.

Вот сообщение, которое распространилось по соцсетям от кочевников (сохранился скриншот): «Около озера Ярото на стойбище 12 чумов, погибло 1500 голов оленей, умерли собаки. Всюду вонь, гниение, смрад. У детей появились фурункулы. Людей не вывозят, власть не оказывает никакой помощи, при этом умалчивают об этом. Властям стало известно еще неделю назад о нашей беде, но они ничего не предпринимают. Скоро начнут умирать люди в тундре. Пожалуйста, помогите опубликовать. Спасайте людей».

Послание осталось без внимания.

Зато сейчас представители администрации Ямальского района утверждают, что автор послания - обыкновенный тролль.

Всему виной обыкновенная халатность, - продолжает Николай. - Оленеводы долго искали главу Ямальского района. Но в администрации им отвечали, что он в тундре у оленеводов. Но никого из представителей администрации не видели там. Чиновники района приехали только спустя пару недель, когда уже падеж скота стал массовым, исчислялся более 1000 голов.

Те, кто там был, говорят, картина напоминала фильм ужасов про зомби. Все стойбище завалено трупами животных. Олени умирали быстро, за несколько часов. Просто падали и еще какое-то время продолжали еле-еле дышать. Вокруг ходили люди, многие уже заболели к тому времени, еле передвигались, их знобило. Вот тогда местные чиновники поняли, что дело приобретает серьезный оборот, но попытались исправить ситуацию самостоятельно. Не получилось. И наш губернатор попросил помощи у вышестоящих властей.


И только после этого помощь пришла. Подключили все структуры: МЧС, Роспотребнадзор, Министерство здравоохранения, на место были направлены ветеринары из близлежащих регионов.

Судя по сарафанному радио, пока еще далеко до полной ликвидации, - продолжает Николай. - В тех местах заражена вода в озерах и в ручьях, люди боятся, что грунтовые воды потекут в Обь и есть возможность заражения большой воды и ее фауны. Но, как говорят ученые на месте, такого быть не может.

Также власти сообщают, что якобы с 22 июля с людьми на стойбище был врач-терапевт. Не было там врача, по моим данным. Санитарная авиация прибыла к ним только 23 го числа. А врача привезли 24 июля на стойбище. За все это время хищные птицы и звери поклевали трупы. Ладно олени пали, через десяток лет он восстановит свое стадо. А вот что количество зараженных там людей может перевалить за сотню - это страшно.

- Оленину точно покупать теперь никто не станет?

Даже многие местные жители говорят, что не станут есть оленину как минимум пару лет. Но есть риск, что некоторые браконьеры, не зная о язве, разделывали мертвые туши, спиливали панты, снимали шкуры и успели определенное количество вывезти. Сейчас местная власть ищет всех, кто это делал, чтоб уничтожить то, что они успели вывезти.

- Мясо оленя дорогое?

Стоит оно от 180 руб. до 280 руб. за 1 кг. Оленеводы продают по 180 руб., совхоз - по 250–280.


Вся ямальская тундра сегодня стала зоной карантина

Слова моего собеседника отчасти подтвердила и министр здравоохранения Вероника Скворцова, экстренно прибывшая в регион. Она рассказала, что зараженная территория может быть шире, нежели сообщалось ранее: «С одного очага, очень небольшого, все начиналось. Но потом, в течение определенного времени, выявлялись новые очаги, их на сегодняшний день несколько».

Инфекционисты признали: бактерии разносились оленями и животными, которые поедали трупы умерших от болезни, а также птицами и насекомыми. Радиус заражения может быть до сотни километров от очага. Однако специалисты говорят, что далеко животные уйти не могли.

«После посещения мною зараженной зоны сожгли все мои личные вещи и деньги»

Представитель администрации Ямальского района Равиль Сафарбеков, как может, успокаивает народ в соцсетях. Вот некоторые его сообщения.

«Сейчас все работают на износ: врачи, ветеринары, ученые, правительство Ямала, администрация района, общественные организации, добровольцы и т.д. Многие сутками не спят, питаются на ходу.

К решению проблемы подключились институты и лаборатории России. Постоянно меняется ситуация, приходят новые данные. Чтобы не допустить распространение инфекции, увеличена зона карантина, а значит, необходимо переселять еще больше семей оленеводов в чистые места. Эпидемиологи запрещают перемещение личных вещей - а значит, каждой семье необходимы новые чумы, экипированные на 100%.

Новые личные вещи, новые нарты, новая одежда - это не осилит ни один резервный фонд района, который опустел за пару дней. Прошу, помогите!».


«Губернатор подтвердил, что все крупнейшие компании ТЭК подключились к работе - выделяют технику, вертолеты, специалистов, крупные суммы денег на покупку необходимых вещей и средств помощи».

«Тундровики, которые находятся в интернате, условно здоровы, тем не менее идет перестраховка».

«Я сам был в зараженной зоне. После посещения сожгли все мои личные вещи, деньги. Еле упросил не трогать технику, фотоаппарат, сотовый, который лежал в рюкзаке до конца полета. Их обработали хлором, другими жидкостями и отдали. Лично прошел термометрию, отмывку, получение новых вещей. Не пропустят ни одного человека, побывавшего в зоне заражения».

Также Равиль Сафарбеков пояснил причину произошедшего.

«Я не эксперт, но ученые говорят, что дикая жара оттаяла споры язвы. Когда я летал между очагами, видел ненецкие кладбища (ненцы по традиции выставляют гроб на поверхность земли, не закапывают). Так вот есть предположение, что захоронения под месячной жарой оттаяли. Еще есть версия, что оттаяли места падежа оленей от язвы в средние века. Тогда народу и оленей было мало, и они покидали гиблые места, оставляя трупы на месте. Деваться было некуда. Жара дала бацилле карт-бланш: она поселилась в оленях, убила и, возможно, через почву или мясо переселилась в людей».


Спасатели на Ямале заранее прошли вакцинацию и работают в специальной защитной одежде

Тем временем замруководителя Россельхознадзора раскритиковал действия властей Ямала по предотвращению вспышки сибирской язвы. Николай Власов заявил, что у оленеводов не было возможности сообщить о падеже, и ветеринарные врачи узнали о начавшейся эпизоотии сибирской язвы спустя пять недель после того, как она началась. Также Власов указал, что крупнейшая вспышка таит огромную опасность для будущих поколений, потому что вовремя утилизировать трупы оленей не получится.

То, что произошло на Ямале, - случай беспрецедентный. И главная ошибка властей - отсутствие поголовной вакцинации оленей.

В 2007 году в ямальской тундре была отменена вакцинация оленей от сибирской язвы. Ветеринарная служба Ямальского района сообщила: это связано было с тем, что вирус просто не способен выжить в условиях северного климата. Безопасность животных подтвердили тогда и ученые из Москвы...

МЕЖДУ ТЕМ

2 августа власти Ямало-Ненецкого автономного округа запретили вывозить мясо, рога и шкуры оленей из района, где произошла вспышка сибирской язвы. Региональное правительство уточнило, что забоя оленей в это время года на Ямале нет. А всех жителей региона призывают не покупать мясо на стихийных точках сбыта. На данный момент от вируса язвы погибло более 2300 животных, а в самом районе введен карантин.

Тем временем в одном из столичных магазинов, торгующих олениной, нам пояснили, что вне зависимости от ситуации в округе вся дичь, поступающая на сбыт, проходит ветеринарное освидетельствование дважды. Первый раз - еще на месте забоя.

Кроме того, приходящая к нам партия проходит проверку на ветеринарной станции, к которой мы прикреплены, - объяснили в магазине. - Там мясо проверяют на все вероятные вирусы. Или же к нам может поступать оленина, уже подвергнувшаяся термической обработке, а значит, обеззараженная. Но в любом случае последний раз мясо нам поставляли еще осенью. И после эпидемии привоза не было, и не знаем, когда будет.

Ненцы верят в предзнаменование болезни и смерти: неожиданная гибель нескольких оленей или неудача в ловле, как и неожиданно большая добыча. Скорую смерть предвещала неожиданная удача на охоте или рыбалке, если у других этого не наблюдалось. Такое поверье сохраняется до сих пор. Умершего, в полном одеянии кладут на его спальном месте в обратном направлении, ногами к стене. Покойнику так же ставят его чайную чашку, печенье и со словами: «поешь ты сначала потом мы», из чашки льют чай ему на пальцы ног, а затем на дверь. Огонь горит всю ночь и трое следующих суток. С наружной стороны двери каждого чума кладут топор, а с другой стороны - кусочек угля. Сейчас это делают только в том чуме, где жил покойник. На месте захоронения голову умершего обращали на запад или на восток. Ворожеев хоронили лицом вниз, чтобы они не пугали своих родственников (Мезень), либо в гробу «провидца», «знатока» просверливали около головы отверстие, чтобы он имел выход и мог защитить близких. Заметим: в похоронном обряде строго соблюдается западно-восточное направление, поскольку восток – сторона живых, оттуда появляется день, солнце; запад – сторона мертвых, закат солнца, туда уходит день. В руки умершего кладут торабт (кусок шкурки бобра, выдры), используемый в обряде очищения. Если в его руках ничего нет, он может «взять» с собой чью-то душу. Согласно поверьям, жители Нижнего мира встречают умершего со словами: «Что ты нам принес?» - и он отдает им предметы, вложенные ему в руки. Покойника одевают в лучшую зимнюю одежду, в кисы (обувь). Глаза покойника и сердце накрывают металлическими предметами, монетами, бусинками или уже лицо закрывают суконной маской с обозначенными бисером линиями лица. Считали, что если этого не сделать, то умерший не найдет, «не увидит» дорогу в загробный мир, или это предвещало близкую смерть кого-либо из родственников. Заворачивают покойника половиной покрытия для чума. Шьют это покрытие в направлении от себя, большими стежками, без узелков. Суеверие не позволяет шить на человеке стежками и от себя. Когда девочек учат шить, то говорят: «Не шей, как на покойнике, крупными стежками». С покойником отправляется половинка мюйко, пан (подол покрытия чума), задняя часть (есяр) полога, топор, деревянная часть ружья, металлические части отдают кому-нибудь, но не родственнику. Покойник выносится не через дверь, где ходят живые люди, а для этого приподнимается покрытие чума. Хозяйку чума после ее смерти выносят между двумя шестами около входа, там, где лежала пады, (сумка с ее обувью). Другие умершие члены семьи выносятся с другой стороны входа, где подрубается один шест, следующий за дверным шестом. Ритуальная процедура выноса покойника через специально подготовленное отверстие является одной из этнографических универсалий и соотносятся с представлениями о перевернутости мира мертвых по отношению к миру живых. Этот вход служит границей в пространственной модели дома между Нижним и Средним мирами. В гроб так же кладут одежду и инструменты покойника. Вещи приводят в негодность – у острых предметов отламывают кончик, крышку табакерки нарушают и т.д. умершему нельзя давать ни точило, ни винтовку, но лук можно. В рукавицу засовывают огниво для добывания огня. Огниво сейчас заменяется спичками, сера на них обжигается. Или же у спичек обламывают серу, у винтовки снимают железный затвор. Около гроба оставляют перевернутый продырявленный котел, перевернутую поломанную нарту, иногда перевернутую половину лодки, поломанный бубен ворожея и колыбель. В поперечину гроба втыкают хорей, на поперечине подвешивают колокольчик, рядом оставляют стол с чашкой. Если похороны были летом, то производится обряд латам,хевотава – кровью жертвенного оленя мажется первая доска для гроба. В дальнейшем производятся бескровные поминки, пока «жива земля», т.е. до заморозков. Для достижения Среднего мира (ушедший) обеспечивается средством передвижения. Олени в упряжке «уходят» за хозяином – я,ха,мад (когда земля умрет), т.е. ранней осенью или по первому снегу. Оленей оставляют неразделанными, т.е. так, как они идут в упряжке, вместе с нартой. «Отправляется» за умершим и его собака. Кроме ездовых оленей, забивается олень хан – на угощение. В наземных погребениях на шест вешается колокольчик. С его помощью покойник извещается о приходе на поминки родственников, перечисляются поименно все, кто пришел. В данном случае колокольчик обеспечивает связь с Нижним миром. Перед уходом с кладбища трижды обходят по часовой стрелке захоронение, и каждый ударяет в колокольчик (вариант: каждый раз коснуться земли). В этом случае говорят: «Пока не продырявится мой медный котел, я не приду к тебе». Продырявленный медный котел или ведро, у которого ломают ушко, оставляют у покойника. Раньше продукты клали в гроб, сейчас оставляют снаружи из-за боязни, что медведь, почуяв запах продуктов, сломает гроб. Были случаи, когда медведь снимал переднюю крышку гроба. Ритуальное значение имеет табак – сяр. По этому, жалеть табак – грех, его оставляют покойнику, насыпают в углы гроба, а на кладбище для всех покойников – на землю. Покойника обвязывали половиной аркана (тынзя,), а после опускания тела в гроб аркан резали на куски (по количеству членов семьи каждого участника похорон) и бросали эти куски в сторону востока яля, няю (в сторону дня. Поврежденные нарты вместе со шкурой переворачивают и обращают нарту на закат солнца. Упряжь подрезается. Все участники церемонии встают рядом. Раньше шаман категории самбадана, а теперь старший по возрасту с помощью топора узнает, все ли нужное умерший взял с собой, не держит ли зла на кого-либо. Уходя с кладбища, предпринимают меры предосторожности. Старший (раньше шаман) перегораживает дорогу ветками – одной сухой, другой живой. Ветки ставятся друг против друга. Старший, говорит указывая на живую ветку: «У тебя две дороги, если пойдешь по этой дороге, тебя может встретить волк, медведь, множество рек». Затем, указывая на сухую ветку, говорит: «Вот твоя дорога». Заготавливают два лиственничных полена длиной в аршин, одно ставят, а другое кладут поперек на землю и говорят: «Здесь твой указатель пути, иди по нему до поперечины, мы от тебя ушли». Лесные юраки обходят могилу трижды. При последнем обходе все проходят по «ночной стороне» от умершего, между двумя параллельными деревьями; и это пространство перекрывается сухим упавшим деревом, вершиной к «ночи» - это дорога умершего. То же самое делают и на «дневной стороне», но там пространство запирается живыми деревом, вершиной к солнцу – это дорога живых. Затем сразу едут домой. Ездовых животных умершего тундровые юраки когда-то просто оставляли после удушения у могилы, прислонив их к шестам чума или к заостренным столбам. Это делается и сейчас. В похоронных ритуалах всячески подчеркивалось, что у живых и мертвых разные пути, которые не должны совпадать. Когда человека провожают в другой мир, нельзя молчать, надо говорить. Нельзя плакать, иначе у покойника будет болеть голова. На кладбище нельзя оглядываться назад. Хоронят умершего головой на запад (закат). Перед закрытием крышки гроба проводят обряд «выведения души». Пожилая женщина водит по краям гроба шкурой горностая или медведя, издавая при этом своеобразный свист. После похорон оленей распрягают, не раньше, чем каждый подпалит огнем шерсть ездовых животных впереди и на шее; люди так же поджигают шерсть на своей одежде. Таким образом, можно отметить несколько обрядов «провожания» души в Нижний мир – это выведение души из тела, гадание на топоре, указание дороги умершему. После погребения желательно, чтобы связь между покойником и его родственниками прекратилась, такова особенность ненецкой традиции.