Образ праведницы в рассказе Солженицына «Матренин двор. Тип праведника в творчестве А. Солженицына (по рассказу «Матренин двор») Образ праведницы в произведении матренин двор

Праведник - справедливый, правильный человек, строго соблюдающий законы морали. Героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», наверное, не считала себя праведницей, просто жила так, как жили ее соотечественники и односельчане.Праведность человека определяется тем, какую жизнь он прожил, какой смертью умер, чему научил людей, каким словом вспомнят его после его ухода.Жизнь Матрены была похожа на жизни тысяч ее соотечественниц. Трудности военного и послевоенного времени заставили людей пережить общую боль; страдание должно было сплотить людей, общая беда сделать их чище, добрее, праведнее. Но так было не со всеми.

Никто не позавидовал бы Матрениной судьбе. Не дождавшись с войны мужа, ушла к его брату – и всю жизнь мучилась сознанием своей вины, родственной предательству, корила себя за свой грех… А весь грех был в том, что пожалела семью Фаддея, оставшуюся без помощи. Шестерых детей родила – и ни один не выжил. Киру воспитала, дочку своего бывшего мужа. И всего богатства-то нажила, что крепкую горницу, грязно-белую козу, фикусы да колченогую кошку. Сдержанно осуждали ее односельчане: поросенка никогда не держала, «не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев…» Так и умерла в нищете.

Смерть ставит все на свои места, подводит итог человеческой жизни. Что же оставит в наследство своим близким Матрена-праведница, каким словом помянут ее, как вспомнят? Вспомнили прежде всего, что некому теперь помочь копать огород, «вспахать на себе сохою» – покойница всем помогала, никакой платы не брала. Как же теперь без ее помощи? Лучшая подруга, полвека дружившая с Матреной, застенчиво просит отдать ей обещанную Матренину «вязаночку серую». Фаддей обеспокоен одной мыслью: надо забрать оставшиеся бревна, не то пропадутПлач по покойнице проходит по всем правилам, но показная скорбь по Матрене, погибшей из-за жадности нескольких близких людей, сочетается с попыткой оправдать себя: «…И зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла – не думала! И что же ты нас не слушалась?… (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)».

Хоронят и отпевают Матрену по всем правилам: и поп добросовестно ведет православную службу, и поминают по обычаю. Ушла Матрена, «не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно…» И лишь два человека скорбят по Матрене искренно: «совсем не обрядно», горько, по-бабьи рыдает приемная дочь Кира, мудро и спокойно, несуетно говорит о ее смерти «строгая, молчаливая старуха, древнее всех древних», искреннюю боль испытывает постоялец. Горький вывод делает автор рассказа: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».



Какие проблемы поднимает в своей прозе И.С. Тургенев? (На примере одной из повестей по выбору учащегося.)

Общественная значимость творчества Тургенева объясняется тем, что автор облачал даром усматривать в заурядных событиях актуальные общественные и нравственные проблемы. Такие проблемы затронуты писателем и в повести «Ася».

Сюжет «Аси» крайне прост. Некий господин знакомится с девушкой, влюбляется в псе, грезит о счастье, по сразу не решается предложить ей руку, а решившись, узнает, что девушка уехала, навсегда исчезнув из его жизни. В повести немного событий, автор сосредоточивает внимание па переживаниях персонажей. С точки зрения автора, особенности психологии и жизненной позиции героев «Аси» - Гагина и Н. Н. - характеризуют нравственное состояние современного общества, в частности современного дворянства, рисуют духовный портрет русского человека.

Описанная в «Асе» история несостоявшейся любви начинается в Германии. Н. Н. - молодой человек лет двадцати пяти, дворянин, привлекательный и богатый, путешествует по Европе «без всякой цели, без плана», и в одном из германских городов он случайно слышит русскую речь на празднике. Он знакомится с симпатичной молодой парой - Гагиным и его сестрой Асей, милой девушкой, лет семнадцати. Ася пленяет рассказчика своей детской непосредственностью, эмоциональностью.



Ася не похожа на Гагина. В отличие от брата, которому, по замечанию рассказчика, не хватало «цепкости и внутреннего жара», у нее ни одно чувство не было «вполовину». Характер девушки во многом объясняется се судьбой. Ася - побочная дочь Гагина-старшего от горничной. После смерти матери девочка жила с отцом, а когда умер и он, перешла на попечение брата. Ася болезненно воспринимает свое ложное положение. Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость.

Если Ася, но характеру отличается от брата, то в рассказчике, напротив, есть черты сходства с Гагиным. В любви Н. Н. к Асе, с его колебаниями, сомнениями, страхом ответственности, как в незаконченных этюдах Гагина, видятся какие-то узнаваемые признаки «славянского» внутреннего хаоса.

В решающий момент своей жизни герой оказался неспособным на нравственное усилие, обнаружил свою человеческую несостоятельность. В повести автор прямо не говорит об упадке русского дворянства, его неспособности взять па себя ответственность за будущее страны, но современники писателя почувствовали в рассказе звучание этой темы.

Однако содержание «Аси» не исчерпывается психологическим исследованием определенного социального явления. В повести затронуты также проблемы, имеющие вневременной, внесоциальный характер, и, прежде всего - проблема истинных и ложных ценностей. Даже в эпизодах, прямо не связанных с движением сюжета, Тургенев стремился выразить свое ощущение богатства мира, красоты человека, который «есть высшая нравственная ценность». Ограниченности рассудка, дисгармонии человеческих отношений противопоставлена в рассказе жизнь души, ее способность отторгать ложное и устремляться к истинному.

Фольклорные традиции в образе Василия Тёркина. (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин») Какие качества народного характера нашли воплощение в образе Василия Теркина (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»)

Главный герой поэмы, воплощенный в образе Василия Теркина, - народ на войне в самых разнообразных ситуациях и эпизодах. Твардовский сумел создать типичный образ русского солдата, с его плюсами и минусами. Он создал живого человека. Перед нами предстает воин, который любит свой народ, свою Родину.

Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг. В этом отношении характерна глава "Поединок", построенная на перекличках с былинным эпосом. Теркин вступает в единоборство с сильным, физически превосходящим его противником. С одной стороны, автор укрупняет этот эпизод:

Как на древнем поле боя,Грудь на грудь, что щит на щит, –Вместо тысяч бьются двое,Словно схватка все решит.

Однако былинная торжественность, масштабность события как бы заземляются автором, который возвращает описываемому человеческое измерение, не отменяя полностью торжественности и масштабности ситуации:

Бьется насмерть парень бравый,Так что дым стоит горой,Словно вся страна-держава Видит Теркина:– Герой! Что страна! Хотя бы рота Видеть издали могла, Какова его работа И какие тут дела.

В то же время Теркин в книге не только былинный, общенациональный тип, но и личность. Фольклорные герои в былинах, как мы знаем, остаются одними и теми же от начала до конца повествования. Образ Теркина дан в эволюции: чем ближе к концу произведения, тем больше печальных раздумий появляется в поэме. Последние строки главы показывают его с неожиданной стороны:

– Что ж ты, брат, Василий Теркин, Плачешь вроде?.. – Виноват...

Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд - бой, переход на новые позиции, ночлег в окопе или прямо на земле, «заслонясь от смерти черной только собственной спиной». А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат: Человек простой закваски, Что в бою не чужд опаски... То серьезный, то потешный, ... Он идет - святой и грешный...В образе Теркина Твардовский подчеркивает лучшие качества русского характера - смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность родной земле.

Героиня произведения “Матренин двор”

Маленькое сочинение-рассуждение о большой повести. Jacob

В рассказе «Матренин двор» повествуется о Матрене и об Игнатиче., как они вместе жили и о том, что у них происходило в доме, в какие ситуации попадали. Герой рассказа Игнатий, по описанию очень похож на самого Солженицына. Но речь идет больше о Матрене, о ней, о женщине, которая без корысти делала все для других.

Матрена – это женщина преклонных лет, с искоркой в сердце, отделяющая ее ото всех.
Образ Матрены характеризуется в тексте, как праведный. Это доказывают многие факты, которые разъясняют саму сущность Матрены. Один из них это то, что у нее не было поросенка, коровы, не потому что она лодырь, у нее не хватало на все времени. К Матрене постоянно кто-то приходил и что-то просил сделать. А она по доброте своей душевной шла, и делала все, что ей скажут. За работу она не брала ни копейки. Однажды к ней пришла супруга председателя колхоза и приказала ей брать свои вилы и идти со всеми на уборку картофеля. Матрена не состояла в колхозе по причине плохого состояния здоровья. И все же… Она пошла и сделала все, что требовалось. Матрена не получала никаких доходов. Эта женщина не имела пенсии, не заработка. Только с приездом Игнатия все пошло в гору. За свое проживание он платил сумму, сельсовет также доплачивал потому, что Игнатий работал в школе учителем математики.

Матрена почти ни кому не рассказывала о своей судьбе, о жизни, о своих мечтах и жалобах. Она все держала в себе. Но в один поздний вечер, Матрена все рассказала Игнатию, и в нем многое прояснилось, по поводу старушки. У нее был прекрасный характер. Её сердце не знало слова «нет». Всегда, хотела она того или нет давала согласие на любые работы.

В судьбе Матрены было много «ухабов». В 19 лет она должна была выйти за Фаддея, которому было 23 года. Но началась война в тысяча девятьсот четырнадцатом году. Фаддея забрали на фронт. Фаддей вернулся через три года, но было поздно… Матрена вышла, за его младшего брата Ефима. Были скандалы из-за этого. Как-то все обошлось без рукоприкладства. Можно даже сказать ей в этом повезло. Ведь Ефим не бил ее, в отличие от Фаддея. Матренина жизнь в браке продолжилась до июня сорок первого года. Ефима забрали на войну, и он больше не вернулся.

В конце рассказа шел спор, между Фаддеем и тремя сестрами Матрены за участок земли в Черустях. Чтобы им овладеть, надо было там построить дом. Но негде было взять бревна. А у Матрены как раз стояла горница. Фаддей хотел разобрать ее, увезти бревна и построить в Черустях дом. В конце концов, ему это удалось. Матрена даже рубля за эти проклятые доски не получила. Она даже не просила ничего взамен. Когда ночью Фаддей начал увозить бревна с помощью трактора, взятого украдкой в колхозе и при помощи своих родственников, Матрена пошла с ними, накинув на себя телогрейку. Через некоторое время они проезжали через железную дорогу. Но тут-то случилось не предвиденное. Один из прицепов отсоединился и остался на железной дороге. Пока они его прикрепляли обратно, по железной дороге незаметно подкрался поезд. Удар, стон… Перевернулся локомотив поезда, прицеп был разбит полностью, и были жертвы со стороны Фадея, а самое страшное, Матрена, героиня рассказа, была мертва. Её переехал поезд, когда она стояла между первым и вторым прицепами.

Через три дня были похороны Матрены, вместе с ее племянником, который тоже находился там. Погода была не пригодная. Был февраль, метели. На поминках Матрены, мало кто сказал о ней что-то хорошее. Хотя без нее нельзя было обойтись. Как говорил Игнатий: « Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не село строить. Ни город. Ни вся земля наша».

Естественно, мне был очень интересен рассказ. Так как он раскрывает честность, трудолюбие, а так же любовь человека ко всем живущим на земле. Женщина, готовая помочь всем и всегда. Она отдавала практически все, что имела сама. Даже, как говорится «Горбушку хлеба и ту пополам».

Тема праведничества звучит в творчестве художни-ков слова разных времен. Не остались к ней равно-душными и современные писатели. Свое видение этой проблемы дает в рассказе «Матренин двор» А. И. Сол-женицын.

«Матренин двор» — произведение, полностью ав-тобиографичное и достоверное. Описываемая Солже-ницыным история произошла в деревне Мильцево Купловского района Владимирской области. Там и жила Матрена Васильевна Захарова.

Героиня солженицынского рассказа скромна и не-приметна. Автор наделяет ее неброской внешностью и не дает читателю ее развернутого портрета, зато он по-стоянно обращает внимание на улыбку Матрены, лу-чезарную, светлую, добрую. Так Солженицын подчер-кивает внутреннюю красоту Матрены, которая для него куда более важна, чем красота внешняя. Речь Матрены необычна. Она изобилует просторечными и устаревшими словами, диалектной лексикой. Кроме того, героиня постоянно использует слова, придуман-ные ею самой (Не умемши, не варемши — как утрафишь?»). Таким образом автор раскрывает мысль о народности характера Матрены.

Героиня живет «в запущи». Дом Матрены «с че-тырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сто-рону, крытый щепою», «изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и прореди л ась их обвершка». Быт героини неустроен: мыши, тараканы. Она ничего не нажила, кроме фику-сов, козы, колченогой кошки и пальто, перешитого из шинели. Матрена бедна, хотя проработала всю жизнь. Даже крохотную пенсию себе она выхлопота-ла с огромным трудом. Тем не менее описание быта ге-роини дает ощущение гармонии, которой наполнен ее небогатый дом. Рассказчик в ее доме чувствует себя уютно, решение остаться именно у Матрены приходит к нему сразу же. Он отмечает о Матренином дворе: «.. в нем не было ничего злого, в нем не было лжи».

Матрена прожила нелегкую жизнь. Коснулись ее судьбы события Первой мировой войны, на которой попал в плен Фаддей, события войны Великой Отече-ственной, с которой не вернулся муж. Не обошла сто-роной и коллективизация: в колхозе героиня прора-ботала всю свою жизнь, причем «не за деньги — за па-лочки». Ей и в последние дни живется непросто: целыми днями она ходит по инстанциям, пытаясь по-лучить справки для оформления пенсии, у нее боль-шие проблемы с торфом, у нее новый председатель об-резал огород, она не может завести корову, потому что косить нигде не разрешают, даже на поезд билет ку-пить невозможно. Казалось бы, человек давно должен озлобиться, ожесточиться против жизненных обстоя-тельств. Но нет — Матрена не держит зла ни на лю-дей, ни на свою долю. Главные ее качества — неспособность к злу, любовь к ближнему, умение сочувст-вовать и сострадать. Еще при жизни героиня отдает на слом для Киры свою горницу, потому что «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». Она на-ходит утешение в работе и «ко всякой работе ловка». Рассказчик замечает: «..у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа». Встает Матрена ежедневно в четыре-пять утра. Копа-ет «картовь», ходит за торфом, «по ягоды в дальний лес», и «на каждый день приходилось у нее какое-ни-будь другое дело». По первому зову идет героиня на помощь и колхозу, и родственникам, и соседям. При-чем за свой труд она не ждет и не требует вознагражде-ния. Работа для нее — удовольствие. «В охотку копа-ла, уходить с участка не хотелось»,— произносит она однажды. «Возвращалась Матрена уже просветлен-ная, всем довольная, со своей доброй улыбкой»,— го-ворит о ней рассказчик. Окружающим кажется странным такое поведение Матрены. Сегодня они зо-вут ее на помощь, а завтра осуждают за то, что она от нее не отказалась. О ее «сердечности и простоте» гово-рят « с презрительным сожалением». Сами же сельча-не Матрениных проблем будто не замечают, они и проведать-то ее не заходят. Даже на поминках Матре-ны о ней самой никто не говорит. В мыслях у собрав-шихся одно: как поделить ее нехитрое имущество, как ухватить для себя кусок побольше. Героиня была одинока при жизни, одинокой оставалась она и в тот скорбный день.

Матрена противопоставлена другим героям расска-за, да и всему окружающему ее миру тоже. Фаддей, например, озлоблен, бесчеловечен, корыстен. Он по-стоянно истязает свою семью, а в день трагедии дума-ет лишь о том, как «спасти бревна горницы от огня и от козней матрениных сестер». Противопоставлены Матрене и ее подруга Маша, и ее сестры, и ее золовки.

Основа отношений в окружающем героиню мире — ложь, безнравственность. Современное общество ут-ратило нравственное ориентиры, и его спасение Сол-женицын видит в сердцах таких одиноких праведни-ков, как Матрена. Она — тот самый человек, «без ко-торого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

А. Солженицын — продолжатель толстовской тра-диции. В рассказе «Матренин двор» он утверждает толстовскую истину о том, что в основе истинного ве-личия «простота, добро и правда».


В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» образ праведника является ключевым.

Автор произведения не сразу раскрывает истинную сущность главной героини. На первый взгляд, Матрёна предстает перед читателем простой сельской жительницей со своими заботами и «странностями» - желанием постоянно помогать людям.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Именно эта черта является важнейшей в деревенской праведнице.

Матрена была одной из немногих, кто всегда был готов безвозмездно помочь. Зачастую люди даже не ценили такое участие («Все отзывы о Матрене были неодобрительны... она была...глупая, помогала чужим людям бесплатно»). Так как праведница жила для других, то о себе заботилась меньше всего («...нечистоплотная она была, и за обзаводом не гналась...»).

Матрена являлась сторонницей старинного уклада. Главная героиня была предана традициям и с сомнением относилась ко всем новшествам. Рассказчик называет Матрену язычницей, «брали в ней верх суеверия». Праведница в изображении А. И. Солженицына религиозна, но по-своему. И весь окружающий мир воспринимала она не так, как все.

Праведница в этом произведении – честная, добрая и бескорыстная женщина. На главной героине держится все Тальново, потому что деревня – место, наполненное традициями и стариной, а Матрену можно назвать их хранителем. Также эта женщина – олицетворение безгрешной и чистой души, способной помочь ближнему.

Обновлено: 2017-02-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.