Какие пословицы психологи говорят своим пациентом. Русские пословицы и поговорки, которые могут быть использованы педагогом (психологом) в целях саногенного воспитания младших школьников

Для получения той или иной справки. В первом случае вряд ли стоит лукавить и следует отдаться в руки специалиста, чтобы получить необходимую помощь. Во втором же, как ни странно, при полной непосредственности и открытости можно остаться без желанной работы или без водительских прав. Как избежать такой опасности и не поддаться на провокацию?

Открытые вопросы

При беседе с психиатром важно все, начиная с вашего внешнего вида. Свои вопросы психиатры делят на открытые и закрытые. Открытые вопросы – это обычные вступительные о вашем возрасте, месте проживания, образовании, соседях, друзьях, погоде. На них следует отвечать четко и желательно односложно. Задавая открытые вопросы, психиатр не столько вникает в ваши ответы, как смотрит на вашу реакцию, манеру разговора. Для них важно – многословны ли вы, возбуждены или агрессивны и т.п. Конечно же, в таком случае, как никогда актуальна пословица: «Молчание – золото». Разумеется, что совсем молчать не следует. Нужно ограничиваться ответами «Да», «Нет», «Возможно» и только по существу т.д.

Главное правило - на приеме у психиатра лучше быть спокойным и коммуникабельным, чем взъерошенным и многословным!

Закрытые вопросы. Провокация

Задавая так называемые закрытые вопросы, психиатр уже не только наблюдает за вашей мимикой, реакцией и эмоциональным фоном, а пытается разобраться с вашей психикой, спровоцировать на эмоции, действия. Известные всем вопросы «Чем лампочка отличается от солнца» или «Отличие птицы от самолета» помогут разобраться в ваших умственных способностях.

Часто применяется и прием «тугодума». То есть врач, изображая непонятливость, задает один и тот же вопрос несколько раз или переспрашивает, тем самым пытается вывести человека из равновесия или же поймать на лжи.

Отвечая на закрытые провокационные вопросы лучше всего соблюдать «золотую середину».

Откровенничать и пускаться в длинные рассказы не стоит, как не стоит и замыкаться в себе и просто молчать.

К провокационным вопросам можно отнести и вопрос о суицидальных мыслях. Безусловно, лучше, когда их нет. Опять таки, отвечая, не забывайте о том, что вас могут подловить, задав этот же вопрос во второй раз. Чтобы так не произошло - лучше не врать или хотя бы помнить свои ответы.

Боязнь заработать себе репутацию «психа» и непонимание того, в чем состоит отличие психиатра от психотерапевта, служит для многих людей серьезным барьером, который мешает получить квалифицированную помощь. Между тем, если не обращать внимание на проблемы и не пытаться их решить, они могут лишь усугубиться.

Чем занимается врач-психиатр

Психиатр занимается лечением, диагностикой, экспертизой и профилактикой психических заболеваний, к которым относятся:
- психозы;
- ;
- ;
- навязчивые состояния;
- депрессия;
- маниакальные расстройства.

У психиатра и психотерапевта общим является то, что они врачи. То есть это специалисты, которые имеют высшее медицинское образование и получили специализацию в соответствующей области.

«Душеспасительных» бесед со своими пациентами не ведет. Лечение обычно заключается в применении психотропных лекарственных препаратов, иногда очень мощных. Иногда параллельно с врачом-психиатром может также работать психотерапевт.

Таким образом, психиатр – это врач, который занимается лечением различных психических расстройств, при этом является основным и нередко единственным видом терапии.

Чем занимается врач-психотерапевт

Как правило, психотерапевт с психически людьми, а также с личностями, находящимися в пограничных состояниях. В компетенции этого врача такие недуги, как:
- фобии;
- ;
- болезненные зависимости.

Как и любой врач, психотерапевт вправе проводить медицинские обследования, диагностировать заболевания, а также назначать лекарства. Впрочем, в большинстве случаев лекарственные препараты не используются.

В психотерапии помощь оказывается разными методами, которые чаще всего основываются на взаимодействии врача и пациента. Основное орудие врача-психотерапевта – беседа.

Врач пытается вместе с обратившимся к нему человеком разобраться в причинах нарушения душевного равновесия, выявив при этом проблемы, спровоцировавшие расстройство. Вместе с тем он помогает в поиске путей решения психологических проблем клиента.

Хороший психотерапевт может также владеть специальными психологическими техниками, к которым относятся гипноз, аутотренинг, психологические игры и даже толкование сновидений.

Таким образом, психотерапевт – это врач, занимающийся лечением пограничных расстройств. При этом медикаментозное лечение может являться только дополнением основной терапии, но ни в коем случае не ее полной заменой.

Отличие психиатра от психотерапевта: краткий вывод

Отличие между психиатром и психотерапевтом состоит в том, что первый работает с пациентами, которые имеют серьезные

Пословицы и поговорки расположены по алфавиту.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПОСЛОВИЦА ОТ ПОГОВОРКИ? Все очень просто:

Пословица — самостоятельное законченное предложение, которое несет в себе смысл. (Пример: Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Смысл есть? Есть — чтобы получить результат, нужно приложить усилия.)

Поговорка — слово, или словосочетание (два-три слова), которыми характеризуется человек, поступок, либо какая-нибудь ситуация. Самостоятельно практически не применяется. Употребляется в разговорах для разнообразия, юмора, характеристики человека, или поступка. (Пример: Легок на помине — только вспомнили о нём, он и появился. Не солоно хлебавши — вернуться ни с чем. Валять дурака — ничего не делать, притворяться.)

P.S. Все расшифровки смысла пословиц и поговорок являются исключительно субъективными и не претендуют на роль Вселенской правды, а также являются авторской собственностью, которая охраняется Законом об Авторском Праве. При использовании материала в других источниках, обязательно ссылаться на этот сайт.
Если необходима расшифровка конкретной пословицы, напишите ее в комментариях.

Приятных занятий!

А Васька слушает да ест. (Цитата из басни И. А. Крылова. Смысл поговорки, что один говорит объясняет, растолковывает, пытается «достучаться до Васьки», а Васька мимо ушей все пропускает и делает все по своему.)

А воз и ныне там. (Цитата из басни И. А. Крылова. Смысл поговорки в том, что не смотря на все разговоры и обещания по какому-либо делу, ничего кроме болтовни не сделано.)

А где щи, тут и нас ищи (Русская пословица, означает что человек пытается стремиться туда, где хорошо, где сытая, богатая жизнь.)

А ларчик просто открывался. (Цитата из басни И.А. Крылова. Говорится в том случае, когда на самом деле все было намного проще, чем думали и делали люди.)

А там хоть трава не расти. (Смысл поговорки, в том что, человек сказавший эту фразу, выражает полное безразличие к тому, что будет после его поступка или какой — либо ситуации, и к тем, кто пострадает в результате его действий.)

Авось, да небось. (Смысл поговорки в том, что человек ее говорящий, ничего не хочет сам предпринимать для улучшения, или исправления ситуации, а просто ждет как ситуация будет развиваться дальше сама, без его участия. Скажу честно, пару раз в Жизни такое отношение к делу выручало, но только пару раз….)))). Во многих случаях, такое отношение приводит к плохим последствиям.)

Алмаз и в грязи видать. (Пословица означает: как бы ты ни выглядел, но если ты достойный человек, то люди оценят это уважением к тебе.)

Аппетит приходит во время еды. (Говорят в том случае, когда нет охоты делать какое-либо дело. Смысл в том, что как только начнешь дело, так желание его продолжать обязательно придет само.)

Апрель с водой — май с травой. (Смысл пословицы в том, что если ранней весной будет много дождей, то все растения и культуры уродят очень хорошо.)

Страницы: 1

Обсуждение: 74 комментария

  1. ИЖЕ НЕ ВРИ ЖЕ, ЕГО ЖЕ НЕ ПРИГОЖЕ
    каково значение? помогите, пожалуйста

    Ответить

  2. Наука — море, знание — лодка в его просторе

    Ответить

Даже беглый анализ пословиц, поговорок позволяет обнаружить их ярко выраженную смысловую насыщенность, обращенную к рефлексивной способности человека. По мнению Л.И.Ростовцевой, пословицы и поговорки выполняют три общественно значимые функции:

институциональную - содержат нормы и правила, которые способствуют выработке стереотипов поведения;

социального контроля - ориентируют на воспитание социально-одобряемого поведения (хвалят, если поведение должное, или осуждают, высмеивают);

психологическую (точнее, психотерапевтическую) - включают вербальные, логотерапевтические формы обращения к человеку, способствуя обеспечению психологической защиты, давая человеку надежду, веру в наличие выхода из сложной жизненной ситуации.

Именно эта функция и представляет для нас особый исследовательский интерес. Пословицы многозначны, что, собственно, и роднит их с символом. Как утверждает О.А. Белобрыкина, "специфика природы символа заключается в множественности его интерпретаций - он богат своим содержанием, допускает многовариантность прочтения". Именно этот аспект и придает пословицам особый психологический смысл, на котором и будет сконцентрировано наше внимание.

Так, довольно часто в пословицах подчёркивается таинство, таинственность, неизвестность, интимность человеческой души. Например:

"человека видим, а душу его не видим";

"сердце без тайности - пустая грамота";

"чужая душа - потемки";

"нет таких трав, чтоб узнать чужой нрав".

Глубинный психологический смысл этих пословиц как раз и состоит в том, что указывает на тайну, загадку человеческой души - ни один человек не знает и не может до конца узнать, что происходит в душе другого человека, какие чувства он испытывает. И действительно, понять другого человека - это и великий труд (и интеллектуальный, и эмоциональный), и особый (можно даже сказать божественный) дар. Искусством понимания другого (человека) владеет не каждый, да и не каждому это дано. Отсюда и трудности понимания чувств, переживаний другого человека, осмысления того, что он испытывает в данный момент, трудности в объяснении тех или иных человеческих поступков.

В ряде пословиц и поговорок содержится указание на то, что человек хочет и пытается раскрыть; на то, что у него происходит в душе. Об этом свидетельствуют поговорки: "разговаривать по душам", "облегчить душу", "излить душу", "как камень с души упал".

Как отмечает В.П.Зинченко, душа и тело в современной культуре зачастую существуют как полюса оппозиции. Подобный дуализм наблюдается и во многих пословицах:

"телу простор - душе теснота";

"что телу любо, то душе грубо";

"душа на прохладу, а плоть в баню";

"душа прохладу любит, а плоть - пар".

Заметим, что в пословицах и поговорках основной акцент смещается именно на возвышенность, значимость душевной жизни человека. Душа всегда чище, бесценнее, чем тело: "Чистота духовная паче телесной". Сохранить в чистоте душу много сложнее для человека, чем тело: "Душа всего дороже, душа - заветное дело". Однако именно тело (соматические реакции, психосоматическое состояние) служит индикатором состояния души, внутреннего мира человека, так как человек целостен - он есть единство тела, души и духа. Душа человека в народной мудрости понимается как возвышенная, утонченная, легко ранимая субстанция, тогда как тело - более приземлено: "Душа бессмертна, тело - тленно", "Тело - вместилище души", "Обидеть легко, да душе каково".

Т.С.Леви полагает несинонимичность понятий "тело" и "телесность". Она пишет: "Тело" означает, прежде всего, физический объект, не несущий субъекности, духовности. "Телесность" есть одухотворенное тело. Понятия "тело" и "телесность" отличает мера жизненности". По мысли В.П.Зинченко, "одухотворение тела связано с рождением смысла, чувства души, создания тайны, которое и для психологии остается тайной".

"Душа - это таинственный избыток познания, чувства и воли, без которого невозможно ни их полноценное развитие, ни развитие самой души".

В народной мудрости немало высказываний о нравственных основаниях человека, мерой которых выступает совесть. Именно совесть, а наряду с ней страх и стыд представлены в пословицах и поговорках в качестве регуляторов поведения человека:

"не за страх, а за совесть";

"в ком стыд, в том и страх".

Заметим, что страх и стыд как особые эмоциональные состояния выступают предметом изучения в психологической науке. Причем обращает на себя внимание, что совесть рассматривается как явление, не зависящее от человека и обладающее собственной силой - может наказывать его за плохие поступки, даже если сам он этого не хочет и не думает об этом. Совесть начинает как бы "грызть" человека изнутри:

"угрызения совести";

"добрая совесть - глаз божий";

"совесть без зубов, а грызёт";

"как ни мудри, а совесть не перемудришь"; "сам от себя не утаишь, сам себя и обличишь".

Обратимся к М.К. Мамардашвили, который отмечает, что "человек как человек существует или не существует в поле совести и понимания. Оно, это поле, существует независимо от человека, и он может в этом поле только возникать и рождаться в качестве человеческого существа, узнающего о себе, например, что у него есть душа. То есть ему больно, беспричинно больно. То, что болит без причины, по определению есть душа" .

Очевидно, что телесное и душевное человека напрямую не сводимы друг к другу, не взаимозаменяемы:

"личиком беленёк, да душой черненёк";

"рожа крива, да душа пряма".

Как видим, хороший человек не обязательно должен быть красивым, т.е., иначе говоря, если человек внешне приятен, красив, то это вовсе не значит, что они в душе таков же (красив) и что его совесть чиста.

Как утверждают многие русские пословицы, душу другого человека можно узнать эмоциональным, эмпатийным путём - через сочувствие, сострадание, сопереживание, вживание в переживание другого: "Душа душу знает, а сердце сердцу весть подаёт". В то же время, как гласит народная мудрость, одной эмпатии недостаточно, необходимы и опыт, и некоторое время, чтобы хорошо узнать человека, его душу, узнать, на что он способен, что он чувствует, переживает: "Человека узнаешь, когда с ним пуд соли сам расхлебаешь".

Очевидно, что народный кладезь мудрости несомненен для профессионального становления психолога. Мы полагаем, что и пословицы, и поговорки помогут психологам (особенно начинающим) лучше понять человека, его внутренний мир (душу, её ранимость, возвышенность), с которым им, собственно, и предстоит работать.

Кроме того, пословицы могут выполнять психотерапевтическую функцию, позволяя придать смысл любой жизненной ситуации. Психолог с помощью пословиц может показать варианты поведения человека в сложных ситуациях, актуализировать рефлексию и придать оптимистический смысл отчаявшимся в жизни людям.

Немаловажен в деятельности психолога и ментальный потенциал пословиц и поговорок. Как отмечает Е.А.Савина, "пословицы могут использоваться как богатый источник для этнопсихологии, для изучения менталитета, характера, темперамента какого-либо народа или этнической группы". Известно, что в силу этнических, демографических, культурных различий разные народы имеют и психологическую специфику. У каждого народа свой особый менталитет, свои моральные и нравственные принципы, которые отличаются от менталитета, моральных и нравственных принципов другого народа. И поэтому пословицы и поговорки разных народов, особым образом отражающие специфику внутреннего мира их создателей, будут различны и по структуре, и по смыслу, что тем самым, позволит обнаружить и понять индивидуальность, особенность того или иного народа, нации.

Следует отметить и такую актуальную для настоящего времени проблему, как затруднения в становлении и развитии личности современных детей и подростков. Это обусловлено рядом социальных, экономических, политических и прочих причин, следствием которых стали отсутствие чёткости мировоззренческих позиций, размытость нравственных ориентиров. Кроме того, современная ситуация обучения школьников характеризуется увеличением доли приходящейся на них интеллектуальной и эмоциональной нагрузки, в связи с чем особое значение приобретает психологическое сопровождение педагогического процесса. Одной из важнейших задач психолого-педагогического взаимодействия является разработка и внедрение эффективных методик, оказывающих конструктивное влияние на формирование личности школьника. Причем все чаще и чаще специалисты сферы образования (учителя, воспитатели, психологи и др.) при разработке развивающих, коррекционных программ, технологий, методик стали обращаться к народному фольклору и его разнообразным жанрам. Очевидно, что пословицы и поговорки могут использоваться как действенные средства психолого-педагогического влияния на развитие личности ребёнка, непосредственно вовлекая его в культурное пространство и обращаясь тем самым к самым сокровенным человеческим переживаниям и универсальным знаниям о сущности человеческого бытия.


В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.

Пословицы - не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего - осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства. Во всяком случае возможно параллельное одновременное существование общенародного варианта и индивидуально-авторского.

Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств.

Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат - поведение.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой - оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности - положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями - педагогическими и т.д.

О пословице хорошо сказал Я.А.Коменский: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое». В этом высказывании содержится признание педагогических функций пословиц и учета в них определенных закономерностей, свойственных народной педагогике: во-первых, намек выступает как средство воздействия на сознание воспитуемых, во-вторых, обучение идет от известного к неизвестному (знакомый предмет порождает незнакомую мысль).

Подбор пословиц у Коменского таков, что он не допускает бездумного отношения к окружающей действительности, учит искать новую мысль в привычных предметах и явлениях, призывает к воспитанию и самовоспитанию, поощряет и стимулирует взаимное воспитание, заботится о перевоспитании, устанавливает определенный порядок движения от незнания к знанию.

В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др.

Наиболее распространенная форма пословиц - наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В них содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания.

В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследственности и наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения и т.д. и т.п. Выражение в пословицах общественного мнения о воспитании для народной педагогики имеет принципиальное значение, ибо, как считал К.Д.Ушинский, где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания.

«Мудростью старых чехов» называл Коменский пословицы своего народа. И действительно в детской среде пословицы - редкость, чаще всего они лишь ситуативно воспроизводятся в подражание старшим. Тем не менее ситуативность закрепляет их в памяти как педагогические ресурсы для будущего, и приходит пора когда они становятся средствами воспитательного воздействия. Для повышения воспитательного значения пословиц в народе всемерно поддерживается их авторитет: «Без пословицы не прoживешь», «На пословицу ни суда, ни расправы. Пословица несудима», «Пословица плодуща и живуща», «Пословица не покормница, а с нею добро», «Пословица правду всем говорит», «Пословица - всем делам помощница».

Пословица - «цвет народного ума» (В.И. Даль), но этот ум прежде всего оберегает нравственность. В пословицах главное - этическая оценка поведения человека и народной жизни в целом. Пословица - выкристаллизовавшееся веками общественное мнение народа, нравственная оценка им всех случаев жизни. И педагогические мысли народа несут на себе печать народной нравственности.

В педагогической перекличке народов и поколений участвуют все без исключения народы - большие и малые. Рождение детей - для всех праздник. С детьми трудно, без них вдвое. В русских пословицах дети воспеты многократно: «Сын да дочь - красные детки. Сын да дочь - домашние гости», «Сын да дочь - день да ночь», «Сын да дочь - ясно солнце, светел месяц», «Малы детушки - что часты звездочки: и светят и радуют в темну ноченьку».

Рождения мало, родить всякий может, - важно воспитание. «Нарожать нарожала, а научить не научила» - осуждения подобного рода в адрес родителей - как отцов, так и матерей - встречаются у всех народов.

Народом определенно высказываются мысли о начале воспитания: чем раньше, тем лучше. Воспитание начинается с момента рождения, причем оно главнее рождения: «Не тот отец, мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил». Мать и отец не просто родители, рождение - только начало, мать и отец - воспитатели, только тогда они оправдывают свое имя и назначение. «Материнская школа» важнее и основательнее отцовской: «Какова матка, таковы и детки», «Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет».

О решающей роли родителей в воспитании очень ярко сказано в русской пословице: «Родительское слово мимо (на ветер) не молвится», т.е. о родительском слове сказано то же самое, что и о пословице. Слово родителей оценивается так же высоко, как и живая народная мудрость многих поколений. Родители как воспитатели в данном случае выступают от имени народа, как связующее звено между детьми и народом, подрастающим поколением и уходящим.

В народном мнении наследственность, наследование и результаты педагогической деятельности родителей выступают совместно, в неразрывном единстве: «У доброго батьки добры и дитятки» (рус.), «С хорошего загона - хорошие снопы, из хорошей семьи -хорошие дети» (чув.), «От хорошего мяса - суп хороший, от хорошего человека - дитя хорошее» (шорск.) и др. Но в то же время не отрицается и личная ответственность ребенка за свои действия: «Глупому сыну и родной отец ума не пришьет», «В глупом сыне и отец не волен».

В пословицах отразились условия воспитания - благоприятные и неблагоприятные. Все народы внушают подрастающему поколению мысль о необходимости уважать воспитателей. В пословицах родительский авторитет поддерживается особенно настойчиво: «Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца-матери и в сказке не найдешь», «Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить», «Хоть по-старому, хоть по-новому, а все отец старше сына». Об отце сказано: «Крута-гора высокая, крепка стена белокаменна», и мать праведна названа оградой каменной. Детям предсказывается судьба по их отношению к родителям: «На лубе отца спустил, и сам того же жди от сына» (рус.). Между прочим, есть и сказки на эту тему, и как нравственный вывод из них - пословицы, в которых лучшими воспитателями провозглашаются старые: «Чем старее, тем правее, а чем моложе, тем дороже», «Седина в бороду - ум в голову», «Старина с мозгом - старина, что диво». Взаимоотношения между молодым и старшим поколением у всех народов определяются примерно одинаково: «Старшим место уступи, младшим помощь окажи» (хакаск.), «Старшего слушай, молодого учи» (чув., якут., шорск., тув., татар., кирг.), «Молодой работает, старый ум дает. Молодой на службу, старый на совет», «Молодой на битву, а старый на думу» (рус.).

В пословице - готовый вывод, но она - не конец, не завершение раздумий, а скорее - точка опоры для новых мыслей, как бы их зародыш. Пословица в какой-то конкретной ситуации - вывод, в другой - гипотеза, ставящая новые проблемы. Ценность пословиц выясняется расшифровкой их смысла, требующей проникновения в их глубину. Комментирование пословиц в суждениях, в разговоре, спорах всегда широко было распространено в народе. Такое комментирование во многих случаях переводит в разряд педагогических и те пословицы, которые на первый взгляд не являются таковыми. Пословица «Жизнь прожить - не поле перейти» комментируется как совет, адресованный молодежи: «Учились бы да играли больше. Успеете еще наработаться... Жизнь прожить - не поле перейти».

Применение общего педагогического суждения к характеристике конкретного случая очень часто встречается при употреблении пословиц. Пословица о том, что одного-двух сыновей мало, народом комментируется следующим образом: «А ведь и правда. Один сын и умереть может, со вторым можно характером не сойтись, какая сношка попадется. А три сына - три костыля на старости лет».

Особенно ценны для изучения воззрений народа собственно педагогические наставления. Они вместе с образовательным материалом, со знаниями о детях и воспитании составляют основное ядро народной педагогической мудрости. Это - своего рода морально-педагогический кодекс народа.

Этот кодекс тщательно продуман народом в важнейших деталях: «Детей побоями не учат, добрым словом учат», «Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом», «Жалуй своих, а там и чужих! Свой своему поневоле друг», «Молоденький умок - что вешний ледок», «К мягкому воску - печать, а к юному - ученье», «Неразумного учить - в бездонную кадку воду лить», «Повторение - мать ученья», «Ученый видит, неученый следом ходит», «В бедах человек умудряется», «Общаясь с хорошим, хорошее пристанет, общаясь с дурным - дурное», «Кошма развернется - широкой станет, человек вырастет - умным станет», «Ребенок-первенец больше всех дорог», «Разум шире морей, знания выше гор», «Грамотный человек - словно солнце, неграмотный - что черна ночь», «Сырое дерево гни, пока не высохло, ребенка учи в свое время», «Не учила сына, когда кормила, а тебя кормить станет, так не научишь», «Не учили, когда поперек лавки ложился; а во всю вытянулся, так не научишь», «Не тот глуп, кто не учился, а тот, кто не хочет учиться», «Если не варит в голове, то не сваришь и в котле», «Старому посох подпорка, молодому - наука», «Если среди смелых растешь, сам будешь смелым», «Все мы люди, все человеки», «Каковы веки, таковы и человеки», «Человек человека стоит. Человек не для себя родится».

Важный педагогический смысл имеет народное мнение о результатах воспитания, это - оценивающие суждения о людях, о чертах их личности: «Вспыльчивый нрав не бывает лукав», «Злой человек, как уголь: если не жжет, то чернит», «Добрая совесть - глаз божий. Добрая совесть любит обличение», «На ходу зеленой травы не сомнет» (о смирном), «Встретив равного по силе, стал комнатной собачкой» (о бахвалах), «Как садиться на коня, так и штаны свои отдавать в починку» (о беспечных), «В нем верны только следы, оставленные на снегу» (о лгунах), «Вор - первый богомолец, женолюб - лучший родственник, а плут больше всех говорит о грехе», «Слова хвастливого, что лужа, слова скромного, как море», «Увидев самого медведя, отправится искать его следы» (о человеке, отвлекающемся от главной цели), «Говоря ложь, не сделаешься мудрым, воруя, не сделаешься богатым», «Легче сандаловое дерево сломить, чем молодой задор», «Хорошо откормленная собака на хозяина лает» (о неблагодарных, о них же говорят: «Перекочевал - верблюд не нужен, переплыл - лодка не нужна»), «У плута нет жизни, у лентяя нет мечты», «Добрый человек зла не помнит, а злой добра не помнит» и др. Многочисленные характерологические пословицы интересны тем, что свойства личности оцениваются в них по поступкам и действиям, рассматриваются в связи с воспитанием. Воспитание и перевоспитание дурных людей - дело не из легких: «Змея своей кривизны не сознает: выпрямлять станешь - укусит». Воспитание не всесильно: «То, что грязно изнутри, не сделаешь чистым снаружи», «Змея меняет кожу ежегодно, да ядовитые зубы оставляет при себе».

Положительные и отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей. При этом примечательно, что все народы признают беспредельность человеческих совершенств. Любой человек, как бы он ни был совершенен, может подняться еще на одну ступеньку совершенства. Эта ступенька ведет не только человека, но и человечество к прогрессу. Многие пословицы являются мотивированными и аргументированными призывами к самосовершенствованию.

Жизненные потребности, исторические обстоятельства, общественные условия породили мудрые народные афоризмы. Человек, становясь умнее, сознательно поддерживал и культивировал прежние духовные приобретения и изобретения. В силу этого каждое поколение застает готовые формы и жанры. Содержание их дополняется и развивается от поколения к поколению. Отдельный человек оказывается в плену тех форм, которые созданы задолго до него, и обстоятельствами жизни вовлекается в творческий процесс - восприятия, переосмысления или созидания.

Тысячелетние достижения человеческого духа сохраняют свою непреходящую ценность, причем сокровища любого из народов обогащают общечеловеческую духовную сокровищницу. И в настоящее время в освоении духовных приобретений прошлых поколений дети народов выступают как дети человечества.

Методика "Толкование пословиц"

Цель: исследование уровня, целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, уровень развития речевых процессов.

Материалы: набор пословиц и метафор.

Ход выполнения и интерпретация: испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный переносный смысл.

Буквальное истолкование фразы, либо объяснение при помощи репродукции примеров из собственного опыта, свидетельствует о низком уровне общения. Результаты можно оценить с помощью таблицы.

Можно использовать данный тест в другом варианте, предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит продиагностировать уровень сформированное™ ассоциативных процессов и гибкости мышления.

Методику можно применять как при исследовании подростков, юношей, так и взрослых.

Варианты предъявляемых пословиц. 1. Куй железо, пока горячо. 2. Не в свои сани не садись. 3. Нет дыма без огня. 4. Не все о золото, что блестит. 5. Лес рубят - щепки летят. 6. Шила в мешке не утаишь. 7. В тихом омуте черти водятся. 8. Любишь кататься -люби и саночки возить. 9. Что посеешь, то и пожнешь. 10. Не все коту масленица. 11. Цыплят по осени считают. 12. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. 13. Не красна изба углами, а красна пирогами. 14. Тише едешь - дальше будешь. 15. Взялся за гуж - не говори, что не дюж. 16. Семь раз отмерь - один раз отрежь. 17. По одежке встречают, по уму провожают. 18. Не по Сеньке шапка. 19. Как аукнется, так и откликнется. 20. Мал золотник, да дорог. 21. Горбатого могила исправит. 22. Один в поле не воин. 23. Кривить душой. 24. Кот наплакал. 25. Глас вопиющего в пустыне. 26. Кишка тонка. 27. Два сапога - пара. 28. Вбить себе в голову. 29. Голова садовая. 30. Язык мой - враг мой. 31. Заставь дурака богу молиться - лоб расшибет. 32. Молодец среди овец. 33. Мурашки по коже. 34. Один с сошкой, семеро с ложкой. 35. Как обухом по голове. 36. Комар носа не подточит. 37. Пятое колесо в телеге. 38. Дальше в лес - больше дров. 39. Как гром среди ясного неба. 40. Денег куры не клюют. 41. Душа ушла в пятки. 42. Бросить тень на плетень. 43. Толочь воду в ступе. 44. Пустить козла в огород. 45. Мало каши ел. 46. Буря в чайном блюдце. 47. Овчинка выделки не стоит. 48. Рад бы в рай, да грехи не пускают. 49. Запретный плод сладок. 50. Хоть кол на голове теши. 51. Волков бояться в лес не ходить. 52. Отдал Богу душу. 53. Одного поля ягоды.