Как стать более внимательным. Как развить внимание

Умение управлять вниманием важно в любом деле. Когда мы увлечены, заставлять себя сосредоточиться не нужно. А что делать, если мысли постоянно уносятся вдаль от скучной работы или не слишком интересного занятия?

Наше внимание подвижно: оно может быть направлено как на один предмет, так и на несколько сразу, оно может ослабевать или переключаться. Его можно сравнить с прожектором, направляющим яркий или слабый, широкий или узкий луч, освещающий один или несколько объектов.

Внимательность – это на чем-либо, совершать действия, не отвлекаясь на посторонние дела. Антоним «внимательности» - «рассеянность».

Вспомним басню Крылова «Ворона и лисица», в которой ворона собралась вкусно позавтракать сыром, да отвлеклась на льстивые речи лисицы, которая имела свои виды на этот сыр. И дело закончилось тем, что «Ворона каркнула во все воронье горло: сыр выпал – с ним была плутовка такова».

А детское стихотворение Самуила Маршака о человеке рассеянном с улицы Бассейной? Оно также о том, к чему приводит невнимательность: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду. Вместо валенок на пятки натянул себе перчатки».

Миру очень повезло, что человек рассеянный не был конструктором самолетов, аптекарем, хирургом, банковским служащим – наверно, он был «свободным художником», потому что трудно найти профессию, где бы не требовалась внимательность.

Более того, немецкий пастор Вильгельм Буш заметил, что многие люди стали богатыми потому, что были внимательны к мелочам и не пренебрегали ими. А старая поговорка гласит: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Поскольку рассеянность не болезнь, от нее можно избавиться своими силами. Мы же не хотим ставить свою судьбу в зависимость от собственных ошибок, сделанных по невнимательности?

Как стать внимательным

Психологи шутят, что особенно внимательными мы становимся тогда, когда в рабочее время занимаемся посторонними делами и стараемся не пропустить момент, когда войдет начальник.

Упражнений на совершенствование внимания множество. И они направлены на развитие и тренировку разных его свойств: способности к переключению, совершению параллельных действий, концентрации, устойчивости.

1. Повышаем концентрацию внимания с помощью цвета

Вернее, трех цветов – желтого, синего и зеленого. Давно известно, что цвета сильно влияют на наше . Французский художник Жак Вьено заметил, что «от цвета можно ждать чудес, но он же может вызвать и катастрофу».

Если мы хотим иметь ясный ум, быть сообразительными и внимательными, если то и дело принимаем участие в мозговых штурмах, то при нам стоит обратить внимание на солнечный желтый цвет. При работе над проектами, требующими длительной концентрации внимания, нам облегчит задачу синий и зеленый цвета.

Разумеется, мы не можем изменить интерьер рабочего кабинета в соответствии с этими пожеланиями, но в наших возможностях оформить свой рабочий стол так, как мы хотим. Ручки, блокноты и прочие канцелярские принадлежности, фотографии мы можем подобрать в цветах, настраивающих нас на рабочий лад и повышающих концентрацию внимания. Кстати, эти же цвета не советуют использовать в спальнях.

На рабочем месте не стоит использовать яркий красный цвет, вызывающий возбуждение, из-за чего человеку трудно сосредоточиться и он допускает больше ошибок.

2. Упражнение «Назови цвет»

Напишите на бумаге названия цветов, как в примере ниже, а затем возьмите цветные фломастеры и закрасьте каждое слово другим цветом.

Фиолетовый. Синий. Желтый. Синий. Коричневый. Зеленый. Красный. Черный. Розовый. Оранжевый. Голубой. Красный. Коричневый. Фиолетовый. Желтый. Черный. Зеленый. Синий. Голубой.

Смотрим на эти слова и вслух быстро называем цвета, но не те, которые написаны, а те, которыми слова закрашены. Это не так уж просто, как кажется.

3. Не переключаемся

Наше внимание так и норовит увести нас в сторону от неотложных дел. Мы только включились в рабочий процесс, как тут до нас донесся соблазнительный кофейный аромат – и вот мы уже забыли, над чем собрались работать, и бежим варить кофе. На монитор рабочего компьютера упал солнечный луч – и вот мы мыслями уже в отпуске. Наш взгляд наткнулся на букет цветов – и мы погрузились в воспоминания, потому что такие цветы росли в бабушкином палисаднике. Время идет, усилием воли мы таки заставляем себя взяться за дело, но в спешке совершаем ошибки, и это итог нашей невнимательности.

Берем себя в руки и начинаем контролировать моменты переключений. Открываем блокнот, который отныне будет у нас под рукой, и отмечаем их. В конце дня подсчитываем. Не забываем каждый раз при переключении мысленно себя спрашивать: «Действительно ли я хочу сейчас об этом думать?». Такие вопросы самому себе не дадут остаться переключениям незамеченными, и мы сможем их контролировать.

Если мы все же позволим себе отвлечься, то запишем время, которое уйдет у нас на посторонние размышления. В итоге может набраться немало минут, а то и часов, потраченных впустую. Возможно, этот способ заставит нас больше ценить время и лишний раз не переключаться на бесплодные размышления.

4. Учимся концентрироваться

Здесь понадобится немного терпения: в течение двух минут наблюдаем за движением секундной стрелки. Затем на листе бумаге также на протяжении двух минут рисуем прямую линию, сосредоточившись только на этом процессе. Подумали о чем-то другом – нарисовали петлю и снова ведем прямую линию. Делаем так несколько раз в день и смотрим, есть ли прогресс: стало ли петель меньше?

5. Тренируем внимание

Попросим кого-нибудь оставить на столе несколько предметов – пусть их сначала будет 5. Окидываем взглядом, запоминаем, отворачиваемся и просим один убрать. Поворачиваемся и называем предмет, которого не стало. Постепенно доводим количество предметов до 30.

Заведем дневник и полчаса в день уделим записям: опишем любое событие дня, которое произвело на нас наибольшее впечатление, обращая внимание на детали. Также можно полчаса в день уделить рисованию: рисуем все, что придет на ум, например, как сегодня выглядела наша коллега. Такое упражнение развивает внимательность, наблюдательность, креативность, память и дает возможность сосредоточиться.

В течение двух-трех минут рассматриваем картину или фотографию. Закрываем глаза и мысленно стираем сохранившийся образ. Делаем так несколько раз, вплоть до 50. Далее картину не стираем, а воспроизводим в памяти, стараясь не упустить никаких деталей. Открываем глаза, сверяем запечатленное в памяти изображение с оригиналом, отмечая, какие детали были упущены. Снова проделываем то же самое, пока образ не удастся мысленно воспроизвести с максимальной точностью.

6. Упражнение «Луч внимания»

Врач-психотерапевт Владимир Леви в книге «Искусство быть собой» для тренировки внимания предложил еще одно упражнение: смотрим в окно и находим несколько отдаленных объектов, например многоэтажный дом, церковные купола, телевизионную вышку. Наш взгляд – это луч, одновременно охватывающий эти объекты. Держим этот луч внимания две – три минуты, а затем направляем его на свой кончик носа и держим столько же. Опять направляем луч внимания на дальние объекты – и снова на кончик носа. И так несколько раз. Затем закрываем глаза и мысленно проделываем те же действия.

Это упражнение будет хорошей гимнастикой и для глазных мышц.

Болотских Екатерина, выпускающий редактор журнала "Акционерный вестник".

Навыки, которые пригодятся в работе : умение сконцентрировать свое внимание - навык, полезный для всех. Особенно для тех, чья работа - это каждодневная рутина. Ведь, выполняя скучные обязанности, есть вероятность сделать их кое-как. Можно ли развить этот навык?

Что нам мешает на самом деле?

Часто наша работа стоит из-за телефонных звонков, разговоров с коллегами, внезапно возникших других дел. Да, внешние факторы могут нас отвлечь. Но подумайте, что в жизни бывают такие моменты, когда вы не обращаете никакого внимания на все, что творится вокруг, занимаясь чем-то. Например , читаете интересный журнал, едете за рулем авто и т.п. Если что-то для вас действительно важно, интересно, все ваше внимание будет направлено туда. Но если интереса нет, то вы будете постоянно отвлекаться от дела и откладывать его "на потом". Таким образом, действительная причина нашей рассеянности - отсутствие интереса. Ко всему остальному можно приспособиться и сделать так, чтобы внешние раздражители не становились серьезным препятствием в работе.

Но не стоит забрасывать некоторые дела только потому, что заниматься ими скучно. Внимание, как и память, можно натренировать.

Во-первых, определите причины, из-за которых ваше внимание держится на низком уровне.

Обычно это происходит, если вы:

  • не высыпаетесь;
  • нервничаете;
  • переутомляетесь;
  • не обладаете нужными знаниями и опытом для выполнения заданной работы;
  • наоборот, считаете, что "переросли" порученные дела;
  • не понимаете целей предстоящей деятельности;
  • не видите необходимости в выполнении требуемой работы.

Начните исправлять ситуацию, устраняя то, что вам по силам: измените режим дня, старайтесь находить время для отдыха, не позволяйте негативным эмоциям вами полностью овладеть, а еще лучше - меняйте их на положительные.

Во-вторых, научитесь в любой ситуации мотивировать себя.

Например , у вас есть проблема, которая кажется вам тяжелой и неприятной, и у вас совсем нет настроения за нее браться. Допустим, необходимо написать письмо. Для выполнения данной задачи, вам следует себя правильно настроить. К примеру, можно выбрать один или несколько способов самомотивации.

Продолжите исследование темы. Подробнее о самомотивации читайте в АВ N 2(103).

Осознать, какая польза будет от выполнения заданного. Сказать себе, что, если вы правильно составите и отправите послание, то ваша компания получит в результате то-то и то-то. Или подумать о том, что, отправив сообщение, вы поступите как настоящий профессионал, способный решить возникшую проблему.

Уменьшить для себя значимость самой проблемы при помощи образов. Например , взглянуть на часы со стрелками - написание письма займет всего 15 минут, а это так мало! Или представить вашу проблему в виде образа, а потом в своем воображении уменьшить его до минимальных размеров.

Собраться с духом и хотя бы начать выполнять задание (написать только приветственные слова). Аппетит приходит во время еды - и мотивация начнет проявляться в процессе.

Упражнение. В нескольких словах опишите вашу обычную работу и обязанность, которую вы считаете неинтересной и обременительной, и вы постоянно ее откладываете. А потом напишите, как бы вы могли мотивировать себя ее выполнить.

В-третьих, научитесь самоорганизации.

Для этого следует:

  • определить цель;
  • составить план.

Часто мы хватаемся за все дела подряд и в результате ни одно не доводим до конца. Внимание переходит от одного к другому, рассеивается. Для развития способности концентрироваться, необходимо планирование. Контроль организации процесса работы будет на пользу, если вы хотите сосредоточиться на ней.

Составьте подробный план на день - все, что вам предстоит сделать, вплоть до мелочей. Удалите из него те дела, которые можно выполнить и в другие дни. Пронумеруйте оставшиеся согласно степени важности. Начните выполнять пункты прямо с первого номера - как только выполните его целиком, поставьте "галочку" - и переходите к следующему.

В-четвертых, поверьте в себя, свои силы.

Вообще, чем больше отрицательного и негативного мы заменяем в себе положительным, тем увереннее мы становимся и тем легче нам приступать к работе. Если вы испытываете страх перед воплощением идеи или проекта или думаете, что вам не хватит времени на реализацию, то представьте себе подробно, как вы будете выполнять все этапы. Затем подумайте, какие могут быть альтернативы в случае, если что-то не удастся выполнить в срок.

Ежедневно "выращивайте" уверенность в себе. Не говорите: "Я не могу", "У меня не получится". Внушайте себе обратное: "Я могу!", "Я сделаю это лучше всех!". И продолжайте в том же духе: "Я справился с этим заданием, теперь начинаю следующее", "У меня неплохо выходит!".

В-пятых, применяйте методы, помогающие сконцентрироваться, каждый день на практике.

Только закрепляя их изо дня в день, вы сможете действительно овладеть навыками удержания внимания. Вот еще несколько советов, как достичь хороших результатов в развитии данного навыка:

  • беритесь только за одно дело - "делание" сразу нескольких одновременно рассеет внимание;
  • следуйте внутренним биоритмам - беритесь за дела, требующие наибольшей концентрации, в те часы, когда вы чувствуете наибольший прилив сил;
  • расслабьтесь ненадолго и соберитесь с мыслями перед тем, как приступить к работе, - продумайте цели и способы их реализации;
  • тренируйте органы чувств, чтобы лучше овладеть техникой концентрации, например посмотрите на свой рабочий стол и запомните все, что на нем лежит, закройте глаза и восстановите в мыслях увиденное, затем - откройте глаза и сравните картинки;
  • усложняйте задания, чтобы обычная работа стала хоть немного интереснее, - поставьте задачу выполнить привычное дело на несколько минут быстрее;
  • концентрируйтесь на заданиях с самым высоким приоритетом.

Человек так устроен, что использует в жизни лишь 5% своего потенциала. Ему тяжело развивать в себе какие-либо навыки, часто просто лень чему-то учиться. Попробуйте здесь использовать правило 21 дня. Если делать что-то новое для себя на протяжении трех недель без перерыва, можно развить в себе новую полезную привычку.

Упражнение. Даже скучный доклад поможет вам овладеть методикой концентрации внимания. Мало кто способен выслушать лекцию от начала до конца, не отвлекаясь. Поставьте себе цель - слушая выступление, следите за цепочкой мыслей выступающего. Повторяйте в мыслях ключевые слова из доклада. Когда он закончится, запишите их в той последовательности, в какой они были у докладчика.

В-шестых, не забывайте расслабляться.

После того, как дела сделаны, можно отдохнуть, выспаться, заняться чем-то более легким и приятным. Во время самой работы также полезны будут небольшие паузы.

Есть время, которое мы не можем использовать для выполнения рабочих задач. Например , стоя в пробке или управляя автомобилем. Быть может, это не самое приятное времяпрепровождение, но оно может сгодиться для обдумывания проблемы, возникшей у вас.

И напоследок.

Если у вас есть проблема, которая вас все равно тяготит и мешает сосредоточиться, не надо пытаться делать вид, что ее нет. Но чтобы она не отняла все ваши силы, выделите для ее обдумывания то время, когда вы не заняты основной работой.

А если с первого раза не получается удерживать внимание и оно куда-то "срывается", не отчаивайтесь и не забрасывайте овладение этим навыком. Будьте упорны, настраивайтесь на положительный результат и последовательно достигайте своих целей.

Часто нам приходится в детстве слышать такие фразы: «Какой ты невнимательный!», «Ты всегда всё пропускаешь мимо ушей!», «Ты ничего не запоминаешь, как старики» и что-то в этом роде.И в силу малого возраста для многих эти фразы звучат, как приговор. Человек навсегда запоминает, что он не способен концентрироваться на чём-то, что ему не светят в жизни такие профессии, как машинист, лётчик, разведчик, хирург или даже программист. Подсознательный выбор из-за этого у такого подростка может падать на гуманитарные науки, даже при наличии неплохих способностей к естествознанию, техническим и математическим дисциплинам. Вот так одно категорическое замечание родителя или учителя может повлиять на судьбу ребёнка или ученика в целом.Ведь ребёнок не понимает, что внимательность – это то, что можно в себе развивать, и ситуацию, зачастую сиюминутную, можно переломить в свою сторону. Негативная оценка со стороны взрослого может касаться только конкретного момента, но непререкаемый авторитет старшего способен возвести её в абсолют. Маленькому человеку нечего противопоставить, у него ещё нет возможности аргументировано опровергать замечания, а иногда – и не позволено.Но что-то же нужно с этим делать, и прежде чем ставить на своей картере крест из-за того, что у тебя «с самого детства – склероз», можно повернуть ситуацию в нужное русло. Но для начала нужно понять, статично ли понятие внимательности в применении к конкретному человеку и действительно ли получится её развить?

Что такое внимательность и можно ли ее развить

Внимательностью называют способность концентрировать мысли и сознание на каком-то одном предмете или на выполнении задачи. Но сама по себе задача может быть такой, что концентрироваться только на чём-то одном не получится. Например, водитель концентрируется на управлении автомобилем, но при этом он обязан следить за дорогой, за расставленными на ней знаками, за разметкой, другими автомобилями и пешеходами. При этом он обязан помнить и соблюдать правила движения, чтобы не поступить опрометчиво. Водителю приходится вслушиваться в звук мотора и следить за приборами, дабы понимать, в каком состоянии в данный момент находится его автомобиль. Также ему приходится обращать внимание на погодные условия, влияющие на сцепление колёс с дорогой и на видимость предметов. Столько всего нужно учитывать одновременно, и всему этому человек учится, обычно будучи взрослым.Внимательность нужно тренировать, и можно это делать не только в детском возрасте, но и вполне взрослому человеку. Есть много видов «гимнастики для ума», которые заодно заставляют нас быть внимательными. И такие упражнения делают чудеса даже с теми, про кого в детстве говорили, что они «ворон считают» или «берут информацию с потолка».Хороший родитель всегда найдёт способы в игровой форме научить ребёнка концентрироваться на поставленной задаче. Нередко этому способствуют даже компьютерные игры, поэтому их нужно не запрещать в доме, а выбирать из них полезные для тренировки внимания. Игровой процесс поможет взрослому точно так же тренировать внимательность, как и ребёнку. Возможно, детям для этого понадобится меньше времени, та как они более открыты к восприятию, нежели уже состоявшийся человек. Взрослому, скорее всего, придётся ещё преодолеть психологический барьер, если он когда-то был поставлен родителями или школой.

Топ способов, чтобы развить свою внимательность

Чтобы начать развивать свою внимательность, для начала лучше пройти тест, который покажет, на самом деле ли вы неспособны концентрироваться, или это просто установка, полученная вами из детства. Вполне возможно, что с вами как раз всё в порядке, но вот родители «из благих побуждений» вам постоянно напоминали о том, что вы что-то «как всегда, прошляпили», или что вы – такой же рассеянный, как герой стихотворения Маршака. Кстати, рассеянность может как раз свидетельствовать о том, что человек всецело поглощён какой-то трудной умственной задачей, на которой в данный момент сконцентрирован. Достаточно только вспомнить такой штамп, как носки или ботинки разного цвета на ногах у… учёного!Получается, что внимательность – это ещё и относительное понятие. Ученик, который смотрит в окно, может пересчитать там всех птиц на дереве или точно сказать, сколько телевизионных антенн находится на крыше противоположного дома, сколько по ней обычно гуляет котов, и какой они масти. При этом он абсолютно не сконцентрирован на том, что объясняет учитель. Однако это повод скорее проверить, насколько интересно преподаватель даёт урок, нежели приписывать ученику невнимательность.Если вы всё же скептически отнеслись к своей способности избирательно воспринимать реальность, то вам нужно поработать над собой. И это сделать можно при помощи специальных упражнений и игр. И это не муштра самого себя, а достаточно интересные и увлекательные занятия.Сегодня в топ способов развития внимательности входят:
    специальные компьютерные игры;занимательные игры, вроде «Найди 10 отличий»;упражнения на запоминание деталей окружающей обстановки или внешности людей;прослушивание незнакомых ранее песен с попыткой запомнить слова;тренировка переноса концентрации с внешних раздражителей на работу и в обратном порядке.

Чтобы понять, насколько внимательно вы воспринимаете информацию, можете постараться ответить на вопросы теста. Нужно выбрать из предложенных верный ответ. 1. Врач прописал Василию выпить четыре таблетки – через полчаса каждую. Первую он дал пациенту прямо в кабинете. Когда Василий перестанет принимать эти таблетки?
    а) через час;б) через полтора часа;в) через два часа.
2. Возраст двух братьев в сумме составляет 11 лет. Разница в возрасте – 10 лет. Какого возраста оба брата?
    а) 1 год и 10 лет;б) полгода и 10,5 лет;в) 1 год и 11 лет.
3. В скольких месяцах в году есть 28 дней?
    а) 6;б) 12;в) 1.
4. Самолёт, летевший из страны А в страну Б, потерпел аварию. Где будут похоронены выжившие в авиакатастрофе?
    а) в стране, над которой произошла авария;б) ни в А, ни в Б;в) каждый на своей родине.
5. Какое молоко больше всего любят котята?
    а) коровье;б) кошачье;в) молочную смесь.

Ответы

Правильные ответы таятся под буквой «б». Если вы выбрали в большинстве случаев эти ответы, то вас можно поздравить с хорошей внимательностью. Если же вы чаще склонялись к ответам «в», то вы стареетесь подходить к вопросам осмысленно, но вам нужно ещё поработать над логикой мышления. Если же большинство ответов было под буквой «а», то, скорее всего, вы не задумывались над заданием вообще.Подробный разбор 1. Если Василий принял таблетку в кабинете врача, то следующую он примет через полчаса, третью – через час, и последнюю – через полтора.2. Если бы старший брат был 10 лет, а младший – годовалый, то у них была разница не 10, а 9 лет. Если бы старшему было 11 лет, а младшему – год, то вместе им было бы 12 лет. Так что остаётся вариант полгода + 10,5 лет.3. В каждом месяце бывает 28-е число.4. Если люди выжили в аварии, то зачем их хоронить?5. Кошки – млекопитающие, значит, кошачье молоко существует. Именно оно больше всего подходит котятам, и они любят его больше, чем молоко других животных.

Те же самые компьютерные пасьянсы, за которые обычно ругают секретарш, – это хорошие игры на внимательность и логику. Другое дело, что ими не стоит заниматься в ущерб основной работе. А если нужно вдобавок развить реакцию, то прекрасно подойдут аркадные игры, незамысловатые по сюжету, но не позволяющие отвлекаться. Примерами могут быть «Зума» или «Тетрис», «Пузыри» или «Арканоид». Когда нужно развивать внимание к мелочам, то тут на помощь придут «стрелялки» и «бродилки». Также этому поспособствуют различные симуляторы управления автомобилем, самолётом, локомотивом или даже межгалактическим космическим кораблём.Если же вам и так приходится немало времени проводить за монитором, то можно в свободное время тренировать внимательность при помощи судоку, японских сканвордов или других логических задач, которые печатаются в газетах и журналах. Издаются и целые сборники интересных заданий, с которыми непросто справиться даже взрослому человеку.На пике популярности и такое развлечение, как квесты в реальности. Вот уже где нужно приложить и внимание, и интеллект к решению задач! И не скажешь, что это скучно.

Загадки и задачи на внимательность

Внимание – это не только запоминание зрительных образов, это ещё и восприятие информации на слух. У разных народов издревле существовали загадки, пи помощи которых проверялось не только остроумие, но слуховая память, а также собственно способность воспринимать различные детали на слух. Это как раз тот случай, когда ничего нельзя пропускать мимо ушей, если хочется дать правильный ответ.Например, такая загадка:

«Летела стая. Совсем небольшая. Сколько в ней было птиц, и какие они?!»

Конечно, можно сказать, что она не имеет решения, но если загадывающий её человек слегка смягчит звук «м» в слове «совсем», да ещё и обыграет это интонационно, то получится вот что:Летела стая – сов семь – небольшая.Сколько в ней было птиц, и какие они?Ответ: семь сов.Или такая задача с подвохом:

«Под водой ларец, в нём 33 жемчужины. Понравились они рыбе-прилипале, и она стащила все, кроме 12. Сколько жемчужин осталось в ларце?»

Невнимательный человек предастся арифметике и начнёт от 33 отнимать 12. А ведь именно 12 жемчужин и осталось в ларце, так как их не сумела захватить рыба-прилипала.

Как улучшить внимание при помощи специальных картинок

И всё-таки человек получает 90% информации именно за счёт зрения. Вот почему так много внимания уделяется картинкам, позволяющим тренировать способность концентрироваться.

Кроме парных картинок с определённым числом отличий, есть и другие тестовые варианты:
    задания найти на рисунке как можно больше однородных предметов, например, ваз, снежинок, бабочек или собак;картинки, позволяющие в определённом ракурсе увидеть 3D-изображение;заключённые в различные геометрические фигуры числа, написанные вразброс, которые нужно найти все по порядку;сложные нарисованные на бумаге лабиринты, из которых нужно найти выход;рисунок комнаты, где произошло преступление, на котором нужно отыскать как можно больше улик, число которых известно заранее.
Картинка часто бывает доступна нам долгое время, но есть такие тесты, в которых картинка даётся только на определённое количество секунд или минут, и за это время нужно запомнить расположение и количество предметов, а также их назвать.

Как стать более внимательным к деталям

Этого можно добиться при помощи тренировок. Многих удивляют сцены из детективных фильмов, где сыщик интересуется у свидетелей, не помнят ли они номер машины, уехавшей с места преступления. Как это можно запомнить? Не цвет автомобиля, не его марку, не тип корпуса (седан, универсал, кабриолет и т.д.) или даже размер, а именно номер? Ведь это последнее, на что человек в жизни обращает внимание. Так вот, попробуйте стать благонадёжным свидетелем: научитесь обращать внимание на номера машин, которые стоят возле вашего дома или здания, в котором вы работаете.Запомните марку каждой машины, обратите внимание, кто на ней ездит:
    женщина или мужчина;человек в возрасте или молодая особа;какую одежду предпочитает этот субъект и т.д.
Эта игра в детектива увлечёт вас и научит подмечать мелочи, мимо которых вы ранее проходили равнодушно. Также можно посмотреть, какие колпаки на колёсах у этих автомобилей, висит ли за стеклом ароматизатор или игрушка, есть ли в машине детское сидение. Потом вы сами себя не узнаете, когда начнёте выхватывать зрением эти автомобили даже в потоке транспорта во время движения.Если вы пользуетесь при поездках на работу общественным транспортом, то можете запоминать, какого цвета был трамвай или автобус, на котором вы сегодня ехали. Ездите в метро? Там сидения в вагонах расположены так, что удобно ненавязчиво рассматривать пассажиров, конечно, если народу не слишком много. Можно отметить, во что одеты женины – в брюки, юбки или платья. В межсезонье можно посмотреть, кто обут в сапоги, кто – в полусапожки, а кто продолжает носить туфли или кроссовки назло погоде. Если не стесняетесь смотреть в лицо, то обратите внимание, кто из пассажиров носит очки, в какой оправе – металлической или пластмассовой. С другой стороны, как бы вы увлечённо не рассматривали других людей, вы должны оставаться бдительным, и не только чтобы не пропустить свою станцию, но и чтобы не потерять проездной билет или не стать жертвой вора-карманника. Такая вроде бы простая задача научит вас быть внимательным к деталям даже лучше, чем занятия с книжками.

Многие ресурсы рекомендуют взрослым заниматься медитацией, но не поясняют того, как это нужно делать. Просто сесть в позу лотоса, закрыть глаза и ни о чём не думать? Но как тогда от этого повысится внимательность? На самом деле медитация помогает не фиксировать внимание на одном или нескольких предметах, а именно концентрироваться. Этот процесс учит не отвлекаться на мелочи. Цель медитативных занятий в том, чтобы понять самого себя, услышать зов собственной души и через него постичь законы Вселенной. Звучит громко и пафосно, но эти занятия помогают не разбрасываться по мелочам, не быть рассеянным, быстро настраиваться на работу и на выполнение конкретной цели. А как именно нужно медитировать, стоит посмотреть на сайтах восточных школ. Если же попытаться найти полную информацию о медитации на сайте секции йоги, то это может оказаться тщетной попыткой, так как там никогда всех секретов не откроют, а любезно предложат прийти лично на занятия, притом за деньги.Не лучшая ситуация и с тренингами. Это коуч вам может вдалбливать истину, что вы – человек успешный и т.д., потому что за это он получает от вас деньги. В занятия по личной эффективности входит и курс повышения внимательности или концентрации. После тренинга вы будете находиться на положительной волне, но не факт, что без закрепления ваша внимательность улучшиться. Поэтому нужно работать над собой, проводя регулярные занятия, а не выкладывать деньги за то, что вас за один день обещали научить быть внимательным. Как ни крути, но привычка к чему-либо у человека вырабатывается за 40 дней. Примерно столько же вам придётся посвятить самостоятельным занятиям, чтобы добиться результата и закрепить его.Если вы целенаправленно занимаетесь выработкой новых привычек, то не бросайте это занятие очень быстро. Первые результаты могут дать о себе знать далеко не с первых попыток. А закрепление другого образа мышления может не наступить через месяц. Настраивайтесь сразу на полтора месяца, и тогда у вас получится добиться успеха.

Упражнения, чтобы повысить концентрацию внимания

Учёные обратили внимание на один феномен: лучшие успехи по математике, письму и чтению замечены у детей, которые параллельно школьным занятиям учатся играть на музыкальных инструментах. В чём здесь подвох? Ведь ум ребёнка загружен ещё сильнее, если он учит помимо обычных для начальной школы дисциплин ещё и музыку. Играя на инструменте, человек обычно использует две руки. На струнных щипковых или смычковых инструментах левая рука зажимает лады на грифе, тогда как правая собственно приводит в колебание струны – пальцами, медиатором или смычком. Но действуют при этом руки слаженно. Слаженно работают и полушария мозга.Если в ваши планы не входит освоение какого-либо музыкального инструмента (а годятся не только струнные, но духовые, ударные и т.д.), то вам можно попробовать рисовать одновременно двумя руками разные фигуры. Левую руку (если вы – правша) можно загодя потренировать отдельно, если вы совсем ничего не можете ею изобразить. Теперь начинайте рисовать одной рукой круги, другой – угловатые фигуры: треугольники, квадраты, ромбы. Делайте это одновременно.По пути, когда вы идёте привычным маршрутом, тоже можно тренировать концентрацию внимания. Встретился вам сосед, вспомните его имя, обратите внимание на его одежду, отметьте в ней какой-то примечательный предмет, например, пёстрый галстук или новую сумочку. Теперь составьте мысленно пары слов: «Иван Валерьевич – галстук, как у Ленина» или «Прасковья Петровна – сумочка из крокодиловой кожи». Такие весёлые ассоциации помогут вам запомнить и имя человека, и его образ.Если у вас хорошая слуховая память, то прочтите вслух телефонные номера знакомых из записной книжки. Сделайте это с закрытыми глазами. Вы увидите, что вам легко запомнить ту информацию, которую вы ранее черпали исключительно из записной книжки. При хорошей зрительной памяти можно придумывать для цифр интересные образы или для каждой из них выбрать свой цвет. Теперь постарайтесь запомнить номера, написанные в записной книжке. Так вы натренируете и память, и внимательность.

Видео на внимательность

Вариантов видеопоследовательностей, в которых содержатся тесты на внимательность, сегодня доступно множество. Особенно интересно проверить себя при просмотре движущихся объектов. Популярный ролик предлагает посчитать число пасов, которые делает команда. В это же время среди игроков появляется человек, исполняющий танец в костюме медведя. Пока тестируемый индивидуум считает пасы, он совершенно не видит среди игроков этого «мишку». Далее следует предупреждение о том, что нужно быть внимательным на дорогах и не упускать никакой мелочи. Весьма поучительно!Как видно из примеров и тестов, над своей внимательностью можно и нужно работать. Не нужно робеть перед мнимыми преградами, поставленными когда-то теми людьми, которых мы считали для себя авторитетными. Не поздно развиваться и во взрослом возрасте, в том числе – учиться быть внимательным.

Внимательных людей сегодня не так много и поэтому большинство спрашивает, как стать внимательным человеком, что для этого нужно делать, какие есть секретные методики, упражнения, советы. Развить внимательность может каждый человек, но главное знать, для чего она вам нужна. Развить внимательность невозможно, если у вас нет конкретной цели, зачем она вам нужна и, пригодиться ли в жизни.

В статье вы узнаете, как стать внимательным , что нужно делать, чтобы развить внимание во всем, возможно ли это для невнимательного человека, который уже долгие годы не замечает ничего вокруг себя. Ведь если оглянуться, каждый человек увидит насколько наш Мир прекрасный и сколько всего хорошего в нем есть.

Вам нужно захотеть

Чтобы стать внимательным, вам просто нужно захотеть быть таким и начать проникаться желанием видеть то, чего вы не видели раньше. Все зависит от того, в чем именно вы хотите быть внимательным. Абсолютно во всем, человек не может быть внимательным, а только в том, что он хочет видеть. Если вы не внимательны, к примеру, на работе, вам нужно пробудить в себе желание видеть те вещи, которые вы не видели ранее и полюбить свою работу.

Концентрируйте внимание на одном предмете

Полюбите все вокруг

Чтобы стать внимательным во всем, вам нужно полюбить все, что вас окружает. Тот человек, который любит жизнь, видит больше чем остальные, он живет не прошлым, не будущим, он живет мгновением и ценит каждую секунду своей жизни, проживая ее с любовью и положительнымиэмоциями.

Очищайте разум от ненужных вещей

Занимайтесь тем, что вам нравиться

Чтобы стать внимательным , нужно перестать себя мучить и обманывать. Если вы не можете быть в чем-то внимательным, значит это не ваше занятие и вам не нравиться все это. Найдите свое предназначение, любимое дело, работу, тогда вам не нужно будет думать, как стать внимательным, так как все произойдет автоматически. То, что мы любим, мы запоминаем быстрее и естественным образом.

Наблюдательные люди замечают больше, чем другие. Им по-иному раскрывается окружающий мир. Наблюдательному человеку органы чувств поставляют в сознание намного больше разнообразной информации для размышления, анализа и познания. Они будоражат интеллект и питают его, насыщая фактическим материалом для проницательной мыслительной деятельности. Мир открывается тем, кто умеет видеть.

Как воспитать или развить у себя наблюдательность? Для начала попробуйте следовать приведенным далее рекомендациям.


1. Доведите осознание ориентиров наблюдения до привычного

Главное - приучите себя осознавать за любыми внешними проявлениями тот внутренний процесс и систему, в которой они функционирует. Затем старайтесь определить, на что ориентироваться при дальнейшем наблюдении. Например, человек явно солгал. Это внешнее проявление. Что же привело к нему? Сразу отслеживайте процесс возникновения лжи. Человека могли ввести в заблуждение, или он что-то неправильно понял. То есть ложь появилась уже на входе информации в сознание. Или он мог сам решить солгать по какой-либо причине - это уже функциональный продукт его сознания. Наконец, это может быть его сложившийся образ мышления. Все эти параметры могут служить вам для дальнейшего наблюдения. Следуйте им и фиксируйте новые внешние проявления, пока не уясните истинную причину лжи и соответственно не выработаете правильные собственные действия в этой ситуации.

Возьмите этот пример в качестве образца. Хотя бы один раз в день анализируйте по ним какое-нибудь замеченное внешнее проявление, глубже вникая в суть внутреннего процесса и обеспечивающей его системы. Доведите таким образом осознание ориентиров наблюдения до привычного, до автоматизма. Активнее применяйте в жизни, особенно в сложных ситуациях.

2. Последовательно снижайте предел наблюдательности

Начните со зрительного предела наблюдательности. Например, включите фильм и дождитесь какой-нибудь насыщенной сцены (скажем, много автомашин затормозили на светофоре или столкнулись в аварии). Тут же нажмите паузу или стоп-кадр. Затем отвернитесь от экрана и попытайтесь ответить на следующие вопросы:

  • сколько автомашин?
  • каких моделей?
  • какого цвета?
  • кто в них водители - мужчины или женщины?
  • какого примерно возраста?
  • во что одеты, прическа?
  • какое выражение лиц?
  • какие номера у машин?
  • сколько человек стояло на улице?
  • сколько из них мужчин и женщин?
  • какого возраста?
  • во что одеты, прическа?
  • какое выражение лиц?

Теперь посмотрите на экран и проверьте детальность и точность своей наблюдательности. Повторяйте тренинг с этой же сценой до тех пор, пока не сможете точно или почти точно ответить на все вопросы. Постарайтесь уловить еще какие-либо более мелкие дополнительные детали.

Поменяйте сцену. Другая остановка на светофоре, авария, скопление людей на вечеринке, в аудитории или что-либо подобное. Составьте аналогичный перечень вопросов и потренируйтесь таким же образом. Периодически меняйте сцены и добивайтесь:

  • чтобы с первого раза схватывалось как можно больше мелких деталей;
  • чтобы к окончанию работы со стоп-кадром вы могли фиксировать как можно более мелкие детали.

Параллельно снижайте слуховой предел наблюдательности. Звонок в дверь. Постарайтесь по характеру звонка определить, кто звонит. Сформулируйте различия в звонках членов семьи. Но вот звонок незнакомый. Постарайтесь определить, кто звонит - мужчина или женщина, какого возраста и т. п. Затем откройте дверь и проверьте наблюдения.

За окном слышны шаги. Определите по ним, кто идет - мужчина или женщина, какого возраста и т. п. Выгляните в окно и проверьте наблюдения. Сформулируйте различия в звучании шагов мужчины, женщины, ребенка, пожилого человека и т. п. По интонации человека определите его настроение и отношение к вам. Сформулируйте, на основании каких признаков вы сделали это.


3. Расширяйте полноту и детальность первого впечатления

Предположим, вы переходите улицу на перекрестке. Автомашины затормозили на красный свет. Окиньте их взглядом, всмотритесь повнимательнее. Загорелся зеленый - ситуация рассыпалась. Вот теперь постарайтесь воспроизвести ее и ответить на те же вопросы, что и в предыдущем тренинге. Повторяйте и повторяйте упражнение, добиваясь более полной и детальной фиксации увиденного.

Другой вариант. Вы входите в привычную аудиторию или офис, где уже находятся несколько человек. Десять-пятнадцать секунд присмотритесь, охватите взглядом помещение. Затем отвлекитесь от увиденного, как бы уйдите в себя и постарайтесь ответить примерно на те же вопросы: сколько человек, мужчин, женщин, какого возраста, во что одеты, прическа, выражение лиц и т. п. И еще на один: что изменилось с предыдущего посещения? После чего вновь взгляните на аудиторию (офис) и проверьте правильность и глубину своего первого впечатления. От тренинга к тренингу сокращайте время охватывания взглядом до минимального, скажем, до двух-трех секунд, но добиваясь той же полноты и детальности. Придумайте какие-либо иные аналогичные тренинги, может быть более подходящие и удобные для вас.

Еще одно упражнение: первое впечатление о человеке. Когда вы увидели кого-то впервые, постарайтесь сразу зафиксировать и сформулировать как можно больше деталей его внешнего вида, выражений лица, интонаций, особенностей характера, манеры говорить и двигаться и т. п. Практикуйте это при каждом новом знакомстве. Последовательно добивайтесь все большей полноты и детальности. Затем, уже в процессе дальнейших отношений, проверяйте свои первоначальные впечатления и выводы.

4. Тренируйте умения и навыки постоянного наблюдения

Поставьте себе следующие задачи:

  • главное - от наблюдения к наблюдению замечать все более мелкие детали и, исходя из них, глубже проникать в сущность процесса и системы, обеспечивающей его функционирование;
  • фиксировать происходящие во время наблюдения изменения.

Для их реализации выберите такие объекты, которые безо всяких дополнительных усилий всегда будут доступны для наблюдения:

Наблюдайте за объектом в целом, если это комнатное растение или что-то подобное. Конечно, за человеком наблюдать таким образом будет сложнее. Поэтому для первого тренинга лучше выделить один из процессов. Скажем, как общается ваш брат или сестра, коллега, начальник? Или как они трудятся, делают уроки и т. п. Зафиксируйте в качестве отправной точки то, что вам уже известно об этом. Определитесь с ориентирами наблюдения : откуда и какая информация об общении питает сознание извне, к каким выводам человек пришел сам и как это проявляется на выходе из системы, во взаимоотношениях, речи, действиях и т. п.

Затем начинайте подмечать все более мелкие внешние проявления: как быстро объект сходится с незнакомыми, какими приемами поддерживает хорошие отношения, что за причины и поводы служат основанием для разрыва?

Каков характер взаимоотношений с сослуживцами или одноклассниками, сколько друзей, врагов? Кто из них оказывает наибольшее влияние, а кто подчиняется и почему? Какие привычные слова и фразы он использует в общении, насколько часто вводит новые выражения? Умело ли пользуется интонацией, мимикой, жестами? Старайтесь все удержать в памяти, не особо обременяя себя записями.

5. Тренируйте умения и навыки типового наблюдения

Задачи и приемы аналогичны предыдущим, но подход несколько иной. Наблюдайте тот же процесс общения или какой-либо иной у другого, третьего, четвертого человека. Быстро фиксируйте общее, типичное во внешних проявлениях - и сразу переключайте основное внимание на различия . Это даст возможность скорее вникнуть в суть процесса и конкретику общения данного человека. Со временем вы накопите столько информации о типичном в людях, что достаточно будет только взглянуть, зафиксировать специфичное - и вы уже видите человека насквозь. Аналогично с природными объектами и техникой.

6. Тренируйте естественность наблюдения

Казалось бы, это пустяк: как вы выглядите, когда наблюдаете за людьми? Вцепляетесь взглядом и упорно, не отрываясь, держите его на наблюдаемом?

Как раз именно этого делать не следует. Во-первых, выглядите вы при этом, согласитесь, довольно глуповато. А во-вторых, под вашим неотрывным взглядом наблюдаемый начинает вести себя неестественно, его поведение заметно искажается. Возможно проявление дискомфорта или даже агрессии. Поэтому наблюдайте естественно: безо явно бросающейся в глаза обостренности или напряжения во взглядах и мимике. Наблюдайте в процессе обычных разговоров и дел, чтобы никто даже и не догадывался об этом. Именно в таких условиях и достигается высшая острота наблюдения, за которой следует сама проницательность.