Идеальное (Философская энциклопедия). Сознание и материя. Понятия «идеальное» и «сознательность

Уже философы древности исходили из представления о двухмерности бытия, его разделенности на два основных типа: материальное и идеальное. Поэтому наряду с понятием «материя» одним из базовых философских понятий стала категория идеального. Проблема идеального, духовного мира в целом и субъективного мира человека, его индивидуального духовного мира на протяжении тысячелетий привлекала внимание философов.

Однако и сегодня духовный мир человека хранит многие тайны, по-прежнему оставаясь своего рода «вещью-в-себе». Стремясь выработать новое понимание идеального, современная философия обобщает и анализирует все сведения о нем, накопленные в разных областях теории и практики. Притом она опирается на выводы классики о специфике идеального бытия, его соотношении с бытием материальным.

Заслуга наиболее глубокой разработки проблемы идеального принадлежит Платону. Именно он впервые обосновал концепцию удвоения мира, представив его как состоящий из мира вечных, неизменных сущностей - идей и мира изменчивых, конечных во времени материальных предметов.

Эти мысли Платона получили признание и дальнейшее развитие в средневековой религиозной философии, исходившей из признания существования двух миров - божественного и земного, а в человеке - двух начал, духовного и телесного.

По мере развития философской мысли внимание философов вновь и вновь обращалось к выяснению специфики идеального, выявлению его отличий от материального. Причем решение этих вопросов в рамках материализма и идеализма всегда было неодинаковым. Острые споры велись вокруг следующих двух вопросов:

Какова специфика идеального, в чем состоит его отличие от материального;

Каково соотношение, субординация этих двух реальностей, какая из них является порождающей, первичной.

Позиция философов-материалистов, начиная с Демокрита, состояла в том, что идеальные, духовные явления производны от материальных и потому тождественны им, представляют собой то же самое по своим свойствам, что и явления материальные. По мнению Демокрита, душа человека, как и весь окружающий мир, состоит из атомов, только более легких и подвижных.

Точка зрения философов-идеалистов, начиная с Платона, состояла в том, что идеальное представляет собой качественно иной вид реальности, резко отличающийся от материального. Так, поддерживая и развивая линию Платона, немецкий философ Г. Лейбниц говорил, что, если даже можно было бы увеличить мозг до размеров большой ветряной мельницы, то и в этом случае в нем не удалось бы обнаружить каких-то носителей идеального; там нельзя было бы увидеть ничего, кроме отдельных нервных клеток. Следовательно, идеальное не есть материальное, а есть нечто иное.

И сегодня философы-идеалисты, продолжая спор с материалистами, говорят, что мнение о тождестве материального и идеального столь же безосновательно, как и утверждение, что масло есть то же самое, что и дерево, а вода есть то же самое, что и железо. Конечно, идеалисты не отрицают существующей связи, взаимодействия между двумя видами бытия, но связь и взаимодействие, подчеркивают они, далеко не то же самое, что тождество. Самые чувствительные физические приборы типа «детекторов лжи», созданные современной наукой, потому и не являются вполне точными, что они фиксируют только факт взаимодействия физического и психического, а не сам феномен идеального, в котором нет ни грамма материального, вещественного.

Идеалисты исходят из того, что идеальное, духовное существует в виде особого мира идей, основу которого составляет совокупность наиболее общих понятий, универсалий, таких, как сущее, единое, истинное, благое, прекрасное и т.п. Концепция идеализма представляет идеальное не только, как нечто совершенно иное, чем материальное, но и как приоритетную субстанцию, существующую до и независимо от материального мира, как явление, существующее изначально и объективно и обладающее способностью порождать все материальное.

Однако и в позиции идеалистов есть свои слабости и уязвимые места. К их числу относится вопрос об источниках, причинах возникновения идеального мира. Этот вопрос в идеалистической философии, как и в религиозной, или вообще не ставится, обходится, или же, как в системе Гегеля, связывается с вечным мировым разумом, абсолютной идеей, выступающими в качестве первопричины. Именно эти, опять-таки идеальные субстанции, по Гегелю, и порождают в процессе своего поступательного развития всю существующую действительность.

Это объяснение происхождения идеального долгое время критиковалось материалистами как совершенно необоснованное, мистическое.

Тем не менее, данная мысль находит сегодня естественнонаучное подкрепление: ряд физиков высказали предположение, что наша Вселенная произошла из некоего смыслообразующего вакуума, творческого первоначала.

Но поскольку эти объяснения генезиса Вселенной носят характер научной гипотезы, в современной философии сохраняются и другие концепции происхождения идеального. К их числу относится и материалистическая теория отражения .

Теория отражения, разработанная философией материализма, дает достаточно обоснованный, хотя и небезупречный, ответ на вопрос о происхождении идеального из материального. Ее исходным положением является мысль о том, что материальные предметы не только взаимодействуют, но и воспроизводят, отражают друг друга. Отражение - есть одно из универсальных свойств материи. В результате длительной эволюции этого свойства материи и возникло человеческое сознание, представляющее собой высшую форму отражения. Под отражением понимается такое взаимодействие, под влиянием которого происходит изменение структуры предметов, вступающих во взаимодействие. Свойство отражения присуще как живой, так и неживой природе, оно универсально. Причем характер этого взаимодействия на разных уровнях организации материи качественно различен.

Так, на первом, низшем уровне неживой природы имеют место физико-химические формы отражения, взаимодействия в виде механических перемещений, тепловых, звуковых, магнитных воздействий, химических реакций и т.п.

На втором, биологическим уровне организации материи появляются более высокие формы взаимодействия живых организмов в виде простейших реакций раздражимости растений и микроорганизмов, чувствительности животных, связанной с простейшими рефлексами, инстинктами, а у высших животных - с ощущениями и восприятиями.

И, наконец, на третьем, социальном уровне отражения появляется сознание человека, включающее наряду с чувственными, еще и рациональные формы отражения, представляющие собой высшую ступень в длительном процессе эволюции форм взаимодействия материальных систем.

Но у сторонников материалистического объяснения происхождения сознания есть немало противников. Они указывают на ряд слабых мест, недостатков теории отражения. По их мнению, эта теория основана на подмене понятия «тождество» понятием «связь». Между тем наличие связи еще не обязательно свидетельствует о сходстве, а тем более близости, тождестве двух предметов. По остроумному замечанию одного из критиков материалистических концепций французского философа А. Бергсона, плащ, висящий на вешалке связан с вешалкой и даже может покачиваться вместе с нею, но это не означает, что плащ и есть вешалка. Точно так же и материальное с идеальным, хотя и связаны между собой, что и следует из теории отражения, но никак не тождественны друг другу, а наоборот, принципиально, качественно различаются.

Кроме того, о том, что сознание нельзя свести только к результатам отражения, свидетельст-вует и содержание наших знаний, психики, культуры: в них велика роль знаний, полученных неза-висимо от процессов отражения в результате автономной, творческой активности самого сознания, а также с помощью процессов интуиции, различного рода предчувствий, творческого воображения.

Таким образом, ни идеалистическое, ни материалистическое объяснения происхождения сознания не являются полностью обоснованными, вполне убедительными.

Очевидно, поэтому среди современных философов все более широкую поддержку находит представление о том, что бытие изначально возникло в двух формах: материальной и идеальной.

По мнению В.С. Соловьева, «весь действительный мир состоит в постоянном взаимоотно-шении и непрерывном внутреннем взаимодействии идеальной и материальной природы» 1 . Великий русский философ видел выход из всей этой смуты ума в том, чтобы отказаться от коренного заблуждения, производящего путаницу, т.е. признать, что и мертвое вещество, и чистое мышление, и «всемирный механизм и всемирный силлогизм» суть лишь отвлечения нашего ума, которые сами по себе существовать не могут, но имеют действительность лишь в том, от чего они отвлечены, но в чем-то третьем, что не есть ни бездушное вещество, ни бесплотная идея 2 .

Эта компромиссная точка зрения на проблемы соотношения материального и идеального, восходящая еще к Аристотелю, очевидно, потому и привлекает симпатии, что вообще снимает необходимость весьма, как мы видели, сложного обоснования превращения одного в другое.

«Идеальное» - это гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, программы, модели) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, красота, справедливость и т.п.), которые подлежат реализации в деятельности человека.

Идеальное бытие существует в двух формах - в форме духовного, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов (субъективный дух), и в форме того, которое может существовать вне индивидов, то есть объективируется (объективный дух). Первая форма - это весь психический мир индивида. Сюда мы можем отнести:

- самосознание, то есть осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, словом, себя как особой и единой личности;

- бессознательное, понятие используемое для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются;

- сверхсознание – особая сфера человеческого сознания, к которой относятся такие компоненты высшей психической деятельности, как интуиция и озарение, то есть способность человека получать достоверные знания без предварительных логических обоснований.

Бытие субъективного духа - важнейшая сторона бытия индивида, интегральная составляющая, без которой невозможно человеческое бытие, его диалектическое развитие.

Бытие субъективного духа не оторвано от эволюции бытия как целого. Оно не существует отдельно, обособленно и от совокупной жизнедеятельности индивидуального человеческого существа, от которой во многих отношениях зависит. Оно «локализовано» в общественном человеке и по своей сущности является особой разновидностью духовного, обусловленного также бытием общества и развитием истории. Вот почему субъективный и объективный так тесно переплетены, способны «переливаться» друг в друга. Результаты деятельности сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека могут отделяться от него самого, как бы выходить «вовне». И тогда возникает вторая форма бытия - объективный дух.

Объективный дух принадлежат к внеиндивидуальным формам идеального бытия. Наиболее универсальными являются языковые формы существования, воплощения духовного - буквы, слова, предложения, тексты, правила, богатые варианты развитого языка выступают и как реальность, также обособленная от сознания отдельных индивидов, поколений людей. Им эта реальность дана как особый мир, запечатленный в «памяти» человеческой культуры, в памяти человечества. Языковая память культуры, человечества - сложное единство актуальной памяти многих конкретных людей, говорящих и пишущих на данном языке, и объективно существующих памятников (письменных, а с некоторого времени - и звуковых документов). Только благодаря тому и другому обогащается, изменяется, хранится, а значит, живет, существует язык как целое.

Объективный дух, как и субъективный дух, обязательно материализуются, причем оба вида духовного материально воплощаются в словах, звуках, знаках естественного и искусственного языков. Материальные «носители» духовного - это материальные предметы и процессы (книги, чертежи и формулы, проекты, холсты и краски картин, мрамор и бронза статуй, пленки фильмов, ноты и звучание музыкальных инструментов и т. д.). Сегодня функции хранения и использования социальной памяти все чаще передаются современным машинам, что значительно повышает роль тех исследований сознания и знания, которые сконцентрированы именно вокруг объективированного духовного.

А идеи красоты, справедливости, истины? Как бы ни изменялись представления людей о кра-соте, благе, добре, истине, все-таки сложились обобщенные представления, критерии и нормы, регу-лирующие процессы художественного, нравственного, научного творчества. Такие идеи в процессе развития человечества кристаллизуются, формируя духовные сокровища общечеловеческих цен-ностей. Отсюда, однако, неправомерно делать вывод об абсолютной независимости бытия духов-ного от бытия мира природного и человеческого. Бытие идей не просто неотделимо от бытия при-роды и человеческого мира, но изначально и непреложно включено в целостное бытие как таковое.

Духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь - это специфическое «место бытия» объективного духа, чем и определяется его место в целостном бытии.

Билет 71 . Общество и история как предмет философского осмысления. общественное бытие и общественное сознание.

Важнейшей составной частью философии является системный анализ общества и исторического процесса в целом. Особая важность такого анализа непосредственно связана с решающим значением в философии проблемы отношения человека и мира.

Философия была бы неполной и односторонней, если бы она абстрагировалась от человека, а значит, и от общества, ограничивая свои интересы исследованием ненаселенной людьми природы. Такая "безлюдная" философия перестала бы быть учением о всеобщем, ее познавательная и методологическая ценность была бы значительно снижена. Все это превращает системное философско-социологическое осмысление общества и исторического процесса в абсолютно необходимую и притом органически составную часть философии.

Общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу.

Природа была и остается тем фундаментом, на котором покоится и из материала которого строится общество. Сегодня ясно, что без природы как базиса у общества нет будущего.

Общество - особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества делают люди. В живой природе, например, в лучшем случае происходит лишь приспособление организмов к природным условиям, общество не приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности вещества природы и ее процессы для удовлетворения своих потребностей. Деятельность, таким образом, есть способ существования социального, ибо всякое изменение социального, т. е. его движение, реализуется через деятельность.

В отличие от природы общество имеет свои пространственно-временные границы и подчиняется в своем движении. наряду с общими, особенным и специфическим законам. Философский анализ общества имеет своей целью на основе исследования конкретно-исторических обществ или их состояний построение идеальной модели общества с использованием целой системы философских категорий. К ним относятся категории деятельности, материального производства, общественных отношений, базиса и надстройки, общественно-экономической формации и т. д. Здесь же важно подчеркнуть, что теоретическая модель общества позволяет решить ряд задач. Она дает возможность выявить социальную необходимость, отвлекаясь от случайностей, представить изучаемый объект в предельно развитой форме, выявить законы его движения.

Общественное бытие и общественное сознание - две стороны, материальная и духовная, жизни об-ва, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Под О. б. марксизм понимает материальное Отношение людей к природе в процессе производства материальных благ и те отношения (в классовом об-ве-классовые), в к-рые люди вступают в процессе этого производства. О. с.- это взгляды, представления, идеи, политические, юридические, эстетические, этические и др. теории, философия, мораль, религия и др. формы сознания. Вопрос о взаимоотношении О. б. и о. с. является конкретизацией осн. вопроса философии в применении к об-ву. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни об-ва. В действительности же сознание есть не что иное, как отражение в духовной жизни людей их О. б. Первую формулировку этого положения, подводящего под науку об об-ве твердое научное основание, дали Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии»: «...люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение (т. е. производственные отношения.- Ред.), изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание» (т. 3, с. 25). Марксизм не только объяснил этот решающий для понимания жизни людей факт. Он показал также, что взаимоотношения О. б. и о. с. не просты, а сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Если на первых ступенях истории О. с. формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей, то в дальнейшем, с расчленением об-ва на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, О. б. воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и государственный строй, правовые и политические отношения и т. п., также оказывающие огромное влияние на О. с. В этих условиях непосредственное выведение О. с. из материальных отношений приводит к вульгаризации и упрощению. О. с. и его многообразным формам, при всей их зависимости от О. б., присуща относительная самостоятельность. Последняя выражается в том, что изменения в материальной жизни об-ва никогда не создают заново продукты О. с., ибо духовные представления - научные, философские, художественные и прочие идеи - зависят от накопленного ранее материала и подчиняются определенной внутренней ло-: гике своего развития. Кроме того, изменения в материальных отношениях не могут вызывать мгновенного, автоматического изменения О. с., т. к.^ду-ховным представлениям людей свойственна значительная сила инерции и только борьба между новыми и старыми представлениями приводит закономерно к победе тех, к-рые вызываются решающими потребностями изменившейся материальной жизни, нового бытия. В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль О. с. и его воздействия на развитие само-* го О. б. Абсолютное противопоставлен ние этих двух сторон жизни людей действительно лишь в рамках осн. вопроса о том, что первично и что вторично. За пределами этого вопроса такое абсолютное противопоставление теряет смысл, а в те или иные периоды роль О. с. может стать и становится решающей, хотя и тогда оно в конечном счете определяется и обусловлено О. б. Историко-материали-стическое решение вопроса в отношении О. б. и о. с. и их природы имеет огромное методологическое значение, помогает научно ставить и практичен ски решать проблемы общественной жизни.

Билет 72 . Философия истории, её задачи и основные концептуальные модели

Филосо́фия исто́рии - раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства . Философия истории исследует имманентнуюлогику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий . Также к философии истории относятся вопросы о возможности, сущности и границах исторического знания и исторической науки в частности.

Хотя сам термин «философия истории» принадлежит французскому просветителю Вольтеру, вопрос о существовании общих законов исторического развития, непосредственно связанный с предметом философии истории в современном понимании, поставил немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер в работе «Идеи к философии истории человечества»

Философская интерпретация идеального эволюционирует от вопроса о соотношении сознания, идеи и материи, предметов реального мира. Идеалистическая традиция рассматривает идеальное как конструктивно преобразующую сущность действительности, импульс изменения и развития вещественного мира, а мир материальных явлений как сферу реализации, выражения и проявления идеального.

Идеальное как внепространственность, недоступность чувственному восприятию, невещественность, невидимость, неслышимость и т.п. чувственных образов и знаково-символического мышления существует лишь в восприятии, воображении чувствующего и мыслящего общественного субъекта. В этом принципиальное отличие реальности сознания от реальности материального; психического, субъективного - от физического, объективного.

«Идеальное» обозначает как сам процесс, так и результат этого процесса, а именно процесса идеализации, психического отражения действительности, формирующего образ предмета, который, в свою очередь, является «идеальной формой бытия предмета в голове человека». Изначально идеальные образы возникают и формируются как момент практического отношения человека к миру, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями людей.

Идеальное, будучи миром образов и понятий, обладает собственной логикой, относительной самостоятельностью собственного функционирования, определенным уровнем свободы, выражающейся в способности идеального порождать новое или вообще нечто, непосредственно в действительности не встречающееся и являющееся результатом духовной деятельности.

Идеальное всегда остается личностным явлением, субъективным проявлением мозговых процессов человека. Последние актуализируют для индивида информацию в виде субъективных переживаний, знаний и т.п. Неактуализированная для личности (потенциальная) информация, хранящаяся в различных структурах головного мозга, зафиксированная в памятниках культуры, произведениях искусства, книгах, инженерных сооружениях и разработках, никак не может быть соотнесена с понятием идеального, пока не станет актуальной для сознания индивида.

Идеальное всегда остается тождественным индивидуальному сознанию, определяющему и формирующему в свою очередь сознание общественное. Только в процессе актуализации, распредмечивания форм общественного сознания сознанием конкретных индивидов общественное сознание становится идеальным, субъективной реальностью сознания этих индивидов.

Происхождение и сущность сознания

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщении, оценивании и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле. Сознание есть высшая форма психических отражений.
Идеалистическая философия истолковывает сознание как нечто, не зависящее от объективного мира и созидающее его. Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) превращает сознание в божественную, таинственную сущность, оторванную и от человека, и от природы, видя в нем первооснову всего сущего. Субъективный идеализм (Беркли, Мах и др.) рассматривает сознание индивида, вырванного из всех общественных связей, как единственную реальность, а все предметы - как совокупность представлений отдельного человека.
Современная наука доказала, что сознание является результатом длительной эволюции материи. Материя, природа существовали всегда, а человек результат сравнительно позднего развития материального мира. Большинство современных философов выделяют следующие специфические особенности сознания:
сознание общественно по своей природе. Оно возникает, функционирует и развивается как компонент практической деятельности общественного человека. Вовлекаясь в практическую деятельность, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике. Развитие общественно-производственной практики, разделение труда приводит к обособлению сферы производства сознания и дифференциации его форм. Человек мыслит с помощью мозга. Сознание – продукт природы, свойство материи, но не всей, а только высокоорганизованной – человеческого мозга. Мысль неотделима от материи, мозга, но ее нельзя и отождествлять с материей. Мысль не вещь, ее нельзя увидеть, сфотографировать. Мысль - это образ предметов и явлений мира, но образ не материальный, а идеальный. Это не простая фотография действительности, не безжизненная ее копия, а действительность, соответствующим образом преобразованная в голове человека. Деятельность высокоорганизованной нервной системы мозга является условием возникновения и развития человеческого сознания.
Функция сознания заключается не только в том, чтобы верно ориентировать человека в окружающей действительности, но и в том, чтобы через отображение способствовать преобразованию реального мира.
Представляя собой, свойство высокоорганизованной материи - мозга, сознание выступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, субъективная реальность.

Сознание и материя. Понятие идеального в философии. Самосознание личности.

Раскрывая соотношение сознания и материи, следует сказать об осо­бой роли мозга в отражении человеком окружающего мира. Появление мозга было одной из важнейших предпосылок формирования сознания. Человеческий мозг представляет собой весьма сложную структуру, которая координирует психическую деятельность индивида. Деятельность мозга - этофизиологическая основа сознания . Сам же мозг является продуктом длительной биологической и социальной эволюции челове­ка. Каждое из двух его полушарий отвечает за те или иные психические функции: левое - за рациональное мышление, а правое - за образное восприятие мира. Что еще известно современной науке о мозге?

Мозг новорожденного весит около 350, у взрослых людей - око­ло 1300 - 1400 граммов. А вот мозг В.И Ленина имел вес 2004 грамма. Эта сложнейшая структура вещества вмещает в себя около 40 - 50 миллиар­дов клеток (нейронов), каждая из которых имеет контакты примерно с 10 тысячами своих сосœедей. В обычной жизни функционирует всœего лишь около 15 % клеток, а остальные составляют своеобразный резерв. Нормальный мозг способен вместить в себя информацию, равную по своему объёму примерно 500 Британским энциклопедиям, которая состоит из 33 томов. Сеть нейронов человеческого мозга примерно в 1500 раз сложнее всœей телœефонной сети земного шара. Существенно отличается женский мозг от мужского: у первого более развито пра­вое полушарие, и в связи с этим женщинам в большей степени присуще об­разное восприятие мира, интуиция и чувственно-эмоциональные ре­акции на окружающую действительность.

Но мыслит всœе же не мозг, асам человек при помощи мозга. Мозг - это всœего лишь орудие для мышления . В истории философии и естествоз­нания иногда высказывались идеи о якобы независимости сознания от мозга, а психического - от физиологического, как бы обособленного их существования. В данном случае речь идет о концепции "психофи­зического параллелизма ", получившей неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ распространение в XVIII - XIX вв . (Г.Лейбниц и др.). В конце XIX в. успехи биологии и физиологии подготовили почву для раскрытия подлинных механизмов сознания. Русскими учеными И.М.Сеченовым , И.И.Мечниковым . И.П.Павловым было создано учение о физиологических основах чело­веческой психики , ее рефлекторной (отражательной ) природе . Было вы­явлено и убедительно показано, что психическое и физиологическое представляют из себядва уровня (высший и низший) в деятельности мозга. Психика человека напрямую зависит и от его физиологии (на пример, его наследственные данные), и от социальной среды (характер деятельности, уровень жизни, отношения в семье и т.д.).

При раскрытии сущности и природы сознания часто употребля­ется понятие "идеальное". В философии оно имеет несколько иной смысл, нежели в обыденной жизни и искусстве, где под идеальным обычно принято понимать степень совершенства и изящности вещей и творений человека. Впервые проблема идеального была обозначена Платоном в его Учении о "мире идей" как некоей творческой силе. Позже эта тема была обстоятельно осмыслена в творчестве Г.Гегеля . В философском идеа­лизме идеальное обычно воспринимается как духовная основа и творец ("демиург") всœего сущего.

В современной научной философии идеальное воспринимается как субъективная реальность , создаваемая человеком с помощью своего со­знания и представляющая собой специфический способ существования вещей-в форме их образов . Это понятие раскрывает уникальную твор­ческую природу человека, его способность создавать новый мир , в отли­чие от уже существующей действительности. Идеальное есть как бы иноебытие (другое, новое бытие) материи, ее "превращенная" (измененная) форма, которая создана с помощью сознания. Образно говоря, идеаль­ное - это "двойник", "заместитель" материи, ее нематериальная копия. По определœению К. Маркса , ".. .идеальное есть не что иное, как материаль­ное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней".

Мир идеального включает в себя ощущения и эмоции , воображе­ние и фантазию , понятия и представления , идеи , идеал и т.д., которые ориентированы на творческую деятельность человека. Идеальное яв­ляет собой чувственные и мысленные образы, созданные человеком и отражающие внешний мир.
Размещено на реф.рф
Оно содержит в себе не только образы того, что уже есть . Идеальное включает, прежде всœего, образы того, что нужно человеку . В этом смысле прав В.И.Ленин , говоря, что чело­веческое сознание "...не только отражает объективный мир, но и тво­рит его". Неудивительно, что в структуре идеального особую роль играет идеал как своеобразный образец, высшая цель, которая при­звана выводить человека за рамки его повсœедневного существования, преодолевать наличное бытие в порыве созидательного творчества.

Идеальное - это продукт природной и социальной организации человека, его духовно-практической деятельности. Работы упомянутых нами выше психологов А.И. Мещеряков а и С.И. Соколянского показали, что идеальное формируется только в обществе и на почве деятельнос­ти, а не является прирожденным свойством человека. (Один из воспи­танников этих ученых - А.В.Суворов - успешно окончил Московс­кий университет, защитил диссертацию доктора психологических наук). Основным условием его формирования должна быть лишь активное при­общение человека к духовно-практической деятельности, к миру куль­туры как воплощению совокупного опыта человечества. Без этого че­ловек останется всœего лишь "кандидатом" в люди, ᴛ.ᴇ. неразвившимся существом, неким придатком дикого природного мира.

Идеальное является очень важным элементом сущностных, творческих сил человека. С появлением "мира духа" возникли прин­ципиально иные источники развития мира, до сих пор в природе не существовавшие. В итоге дальнейшая эволюция материального мира (в пределах Земли) под воздействием человека постепенно ста­ла приобретать управляемый характер и высокий динамизм, а сам человек превратился из раба обстоятельств и стихий в творца но­вого - искусственного мира.

Понятие идеального раскрывает человеческое сознание с точки зре­ния результатов отражательного процесса, которые отлиты в те или иные формы-в идеи, образы, представления. Что же касается нередко употребляемого в философии понятия "сознательность", то оно в дан­ном случае характеризует человека с другой стороны. А именно - с точки зрения его способности действовать практически и творить мир сознанием дела . Иначе говоря, сознательность означает разумность дей­ствий человека , наличие в этих действиях рациональной компоненты (сознательность гражданина, сознательные поступки и т.п.). Напро­тив, отсутствие сознательности указывает на стихийность и непредска­зуемость, неразумность в действиях людей, в совокупном историчес­ком процессе. Сознательность - это показатель того, насколько люди способны контролировать свою деятельность с помощью знаний об окружающем мире. Проблема сознательности есть, таким образом, про­блема превращения сознания человека в реальную и активную силу со­вокупного социально-культурного и исторического процесса.

Итак, обладание сознанием характеризует человека как су­щество, способное действовать в данном мире разумно и творчес­ки. Сознание создает необходимые предпосылки для самоутвер­ждения человека как существа познающего и деятельного. Со­знание - это единство дара, обретения и бремени человека.

Сознание и материя. Понятие идеального в философии. Самосознание личности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сознание и материя. Понятие идеального в философии. Самосознание личности." 2017, 2018.

Проблема идеального является одной из ключевых проблем философии. Предельно широкие категории материи и сознания входят в состав основного вопроса философии и образуют важнейшее содержание философской науки. Понятие идеального является квинтэссенцией понятия сознания, идеальное - специфическое качество сознания. Сущность понятия идеального можно определить только через его отношение к материальному миру.

В истории философии предпринимался ряд попыток решения проблемы идеального. Впервые проблема идеального возникает в античной философии. Проблема идеального занимает важное место в философии античности, хотя понятия идеального как такового не существовало. Под идеальным понимался дух, душа. В философии Платона и Аристотеля впервые возникает трактовка идеального как невещественного. У Платона идеальное первично, является самостоятельной сущностью, которая творит мир и противостоит этому материальному миру. Концепция идеального, выраженная в концепции души, у Аристотеля разработана более основательно и содержит ряд положительных моментов. Аристотель утверждает, что все, что мы знаем, мы знаем из наших ощущений. Независимость предмета от ощущения утверждается Аристотелем категорически, но в то же время в идеальном есть сходство с материальным миром. Аристотель с его догадкой, что идеальное - это форма, пошел дальше, чем все античные философы, но, на наш взгляд, такая трактовка идеального недостаточна.

Другая крупная попытка решения проблемы идеального предпринимается в немецкой классической философии Гегелем. Гегелевская трактовка идеального по сути не выходит за пределы объяснения идеального как невещественного. Идеальное определяется у Гегеля как снятое, как способ существования конечного в бесконечном. Гегель постулирует первичность идеи, идеального, что ведет к превращению сознания в самостоятельную сущность, творящую мир. В истории философии впервые Гегель связал идеальное с бесконечным мировым процессом.

Немецкая классическая философия послужила отправной точкой для двух крупных направлений XIX - XX вв.: неклассической философии и философии марксизма. В XX в. выделяют три крупных течения в философии: аналитическая философия, философия экзистенциализма и марксизм. Проблема идеального является одной из критериальных при оценке этих течений современной мировой философии.

В центре внимания экзистенциализма - проблемы смысла жизни, индивидуальной свободы и ответственности. Основное понятие этого течения - понятие экзистенции как основы личности.

Глубокую разработку проблема идеального получила в философии марксизма. В развитии марксизма обычно выделяют два этапа. Первый - этап К. Маркса, Ф. Энгельса, второй - В.И. Ленина. Научность марксизма заключается в том, что он принципиально и окончательно решил важнейшие вопросы философии, которые уже не могут быть решены иначе. Материализм прошлого понимал человека только как часть природы, тогда как в диалектическом материализме человек понимается как социальное существо, ведущая деятельность которого - труд.

Впервые последовательное материалистическое решение проблемы идеального было разработано в научной философии Марксом и Энгельсом. "…Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней".

Следующий шаг в разработке материалистического понимания проблемы идеального делает В.И. Ленин в работе "Материализм и эмпириокритицизм". Ленин доказывает материалистическую теорию отражения предметов сознанием человека. Ощущения - отображения вещей, ощущения - связь сознания с внешним миром.

Таким образом, в классическом марксизме в принципиальном виде были выяснены важнейшие черты идеального как такового. Понятие идеального требует дальнейшей разработки на основе научно-технического прогресса XX в.

В XX в. была предложена новая форма диалектического материализма, которая была названа конкретно-всеобщей теорией диалектического материализма и является современной формой научной философии. Конкретно-всеобщая теория позволяет объяснить закономерное появление человека и вывести идеальное из мирового процесса развития. В связи с этим определение идеального получает дальнейшую разработку.

"Идеальное - предмет, лишенный своего непосредственного материального субстрата, непосредственного конкретно-чувственного бытия и существующий на основе особого материального субстрата - человека".

Таким образом, научная философия наполнила понятие идеального глубоким смыслом и содержанием. Научное понятие идеального, по нашему мнению, позволяет решать фундаментальные проблемы психологии. Психология до сих пор не знает критерия психического, не знает, на каком этапе (уровне) развития живого появляется психическое.

Особое значение проблема идеального приобретает на современном этапе развития науки, усиления ее роли в развитии общества, с появлением компьютерной техники. Концепция идеального содержит в себе ключ к проблеме мозга и машины. Появление компьютера ставит вопрос о специфике человеческого сознания, его сходстве и различии с деятельностью компьютера. В отличие от компьютера, человек в многофакторной ситуации не перебирает все возможные варианты решений, поскольку это невозможно из-за ограничения во времени, других обстоятельств, а строит ее модель с ограниченным количеством элементов. Но это не главное отличие мозга человека от машины. В компьютере отсутствует идеальное.

Понимание идеального как специфического качества сознания человека поможет определить место человека в мире, его отношение к миру. В условиях кризиса цивилизации способность человеческого сознания предвидеть будущее играет особо важную роль.

Большое значение проблема идеального приобретает в связи с претензиями религии заполнить духовный и нравственный вакуум в обществе, повлиять на интеллектуальный потенциал общества. С позиции религии, чем совершеннее и величественнее образ бога в сознании верующего, тем скромнее его оценка собственных возможностей и способностей. Это ведет к интеллектуальной и практической пассивности человека.

Интеллектуальный потенциал общества - важнейший фактор экономического и социального прогресса, а материалистическое решение проблемы идеального, материалистическая философия вообще являются базовым компонентом интеллектуального потенциала общества.

Субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека. “…Идеальное...

Субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека. “…Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 23. С. 21). В материалистической философии до Маркса предметы рассматривались как нечто внешнее, противостоящее субъекту в виде объекта созерцания, а не деятельности. В результате И. оказывалось либо совокупностью реакций организма на воздействие материальных сил, либо проявлением духовной активности субъекта, при к-рой связь его духовных и телесных отправлений выступала как непостижимая. Идеалисты, как правило, подчеркивали сверхчувственный характер такой активности, рассматривая И. как характеристику, проявление особой нематериальной субстанции: “мирового разума” и т. п. При этом они абсолютизировали ту роль, к-рую И. играет в человеческой деятельности, видя в ней исходный пункт, всеобщее начало последней (нем. классический идеализм). С т. зр. марксистской философии И.- формы (образы) не зависящего от человека бытия и вся совокупность их общественных значений, образующих цели и мотивы его сознательной деятельности. Эти образы не только отражают объективно существующие предметы, явления, но и несут на себе печать отношений людей, навыков и способов их деятельности и общения. Хотя сознание функционирует только с помощью определенных материальных средств и процессов (практическая деятельность об-ва, физиология центральной нервной системы, сигнальные средства языкового общения и т. п.), оно не сводится ни к одному из них. Оперируя не реально существующими вещами, а их образами, языковыми значениями и смыслом, к-рьге выступают в качестве “заместителей” вещей, их моделей, И. способно исследовать объективные законы и на их основе создавать проекты будущего. Оно способно также создавать иллюзорные представления и понятия, искажающие объективную действительность. Поэтому в процессе деятельности происходит постоянное сравнение образов предметов с самими предметами и выясняется, насколько точно и полно в них отражается объективная сущность последних. И.- это формы культуры, осваиваемые индивидами, это созданные историей человечества образы, с помощью к-рых мир не только осознается, но и преобразуется.

Идеальное

Понятие, выражающее природу мышления и высших психических функций и ставшее предметом многочисленных дискуссий а...

Понятие, выражающее природу мышления и высших психических функций и ставшее предметом многочисленных дискуссий а отечественной философии советского периода. Изучение И. началось с кон. 20-х гг. не в философии, а в психологии. В культурно-исторической концепции психики Выготского впервые в советское время представлен “отрыв” культурной (идеальной) формы от ее создателя; для объяснения природы мышления использовался метод “Капитала” К. Маркса. Идеи Выготского развивали А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др. В 30-40-х гг. в работах А. Н. Леонтьева И. уже трактуется как опредмеченная форма, как объективная реальность. Он относит к объективным идеальным формам, созданным человечеством, язык, идеи, понятия, музыкальные произв., творения пластических искусств и развивает вслед за Выготским концепцию интериоризации внешней деятельности (перевода ее внутрь), с помощью к-рой данные формы становятся субъективной реальностью. Деятельностный подход Выготского – Леонтьева к идеальной сфере основывался на марксистской концепции практики как предметной, чувственно-материальной и вместе с тем целеполагающей деятельности. Сформировался принцип единства деятельности и сознания С. Л. Рубинштейна, к-рый полемизировал по ряду вопросов с Выготским. В 40-50-х гг. с проблемой И., обсуждавшейся в психологических исследованиях, пересекаются проблемы исторического и логического, абстрактного и конкретного, диалектики как логики и т. п., ставшие предметом философских дискуссий (в работах М. М. Розенталя, Ильенкова, Г. С. Батищева и др.). Непосредственным предшественником дискуссий 60-х гг. о соотношении психики и мозга явился спор о взаимосвязи психического и физиологического, в к-ром приняли участие Н. П. Антонов, Н. С. Мансуров, Я. Б. Лехтман и др. Главным результатом полемики о том, мыслит ли мозг или мыслит человек при помощи мозга, какова природа той способности, к-рая позволяет мыслителю целостно воспринимать предмет теории и т. п., явился отказ от “физиологического” толкования философских и психологических моментов И., представленных в работах нек-рых философов, неправомерно апеллировавших к наследию И. П. Павлова, отказ от упрощенных взглядов на мышление. В это же время складывалось естественно-научное направление в исследовании мышления, представители к-рого пытались определить И. через общенаучные понятия “информация”, “код” и т. п. Проблема И. вышла на категориальную стадию своего развития в нач. 60-х гг. в работах Ильенкова. Он определяет И. как “… субъективный образ объективной реальности, т. е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли. И. есть не индивидуально-психологический, тем более не физиологический факт, а факт общественно-исторический, продукт и форма духовного производства” Ильенков Э. В. Идеальное // Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 219). Ильенков развивал данное определение в историческом и логическом аспектах, анализируя наследие Спинозы, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Маркса, идеальность формы стоимости, проблемы идеала, особенности эстетического восприятия, соотношение науки и нравственности. Мн. аспекты проблемы И., намеченные Ильенковым, получили дальнейшую разработку в трудах Ф. Т. Михайлова, М. Б. Туровского, В. С. Библера, В. И. Толстых и др. Наиболее полно осмысливались категория практики и ее роль в научном познании, логика орудийной деятельности, рефлексивный (обращенный внутрь) и репрезентативный (связанный с предметом) характер мышления, логика мыслительного диалога, И. как продукт и форма духовного производства. Н. Е. Ергалиев, Г. Г. Соловьев, Л. К. Науменко, М. М. Мельников исследовали роль категории “идея” в научном познании, взаимопревращение материального в И. и др. Концептуальные построения Выготского – Леонтьева – Ильенкова использовались П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, И. А. Соколянским и А. И. Мещеряковым для создания системы поэтапного формирования умственных действий, преодоления принципа созерцательности в обучении, а также для воспитания слепоглухонемых детей с помощью совместно-разделенной деятельности. Естественно-научное направление в осмыслении И. вышло на категориальный уровень к кон. 60 – нач. 70-х гг. в работах Д. И. Дубровского. Оно было полемически противопоставлено деятельностному подходу к мышлению. Дубровский понимает И. как актуализированную для личности информацию, как “данность информации в “чистом виде” и способность оперировать ею с высокой степенью произвольности” (Дубровский Д. И. Проблема идеального. С. 123-124). Информационный и деятельностный подходы к проблеме И. резко противопоставили свои исходные постулаты в дискуссии 60-70-х гг. о психике и мозге. В ней приняли участие Д. И. Дубровский, Ильенков, В. П. Смирнов, В. Н. Сагатовский, А. В. Брушлинский и др. Истолкование И. как субъективной реальности, как информации позволило Д. И. Дубровскому, Е. В. Черносвитову, С. М. Шалютину, Д. А. Поспелову и др. исследовать структуру субъективной реальности, частично решать проблемы создания искусственного интеллекта и т. п. Д. Н. Узнадзе, А. Е. Шерозия и др. грузинские философы и психологи пытались решить вопрос об идеальности бессознательного через понятие “установки”. В 80-90-х гг. разработка проблемы И. шла в направлении уточнения принципов деятельностного и информационного подходов к проблеме. Мн. идеи, высказанные в ходе многолетней полемики, в частности логика диалога, рефлексивность мышления и т. п., приобрели самостоятельное звучание. В. С. Библер, Ф. Т. Михайлов, А. Г. Новохатько, Э. Г. Классен, Н. Б. Шулевский работают над проблемами диалога культур, историко-философским аспектом проблемы И., анализируют И. в Капитале” Маркса. На базе идейного наследия Рубинштейна возникает концепция И. как “копии оригинала” Я. А. Пономарева. В конце 80-х гг. К. Н. Любутин и Д. В. Пивоваров отмечали, что деятельностный и информационный подходы, несмотря на полемику, по ряду существенных моментов не противоречат друг другу; они выступили за создание интегральной концепции И. В это же время М. А. Лифшиц предлагал рассматривать И. не только как факт общественно-исторический, но и как совершенную форму, существующую в природе, выводя дискуссию за рамки предыдущей проблематики и приближая ее к проблемам, затрагивающимся в учениях Платона, Шеллинга и В. С. Соловьева. В связи с этим нек-рые философы говорят о “запутанности” мн. аспектов проблемы И. в советской философии. Между тем в дискуссиях по проблеме И., хотя их участники не пришли (и не могли прийти) к единому знаменателю, был сделан шаг вперед в его изучении (в т. ч. и с учетом научных достижений), выявлены мн. стороны этого сложного философского феномена, что позволяет составить о нем более целостное представление.

Идеальное

Философское понятие, содержание которого оформляется в оппозиции “И. – материальное”; категория для фиксации...

Философское понятие, содержание которого оформляется в оппозиции “И. – материальное”; категория для фиксации специфической субстанции – субстанции духа. В такой традиции, как идеализм, мыслится как самодостаточная реальность, конституируемая вне пространственно-временного континуума. В рамках традиции материализма трактуется как способ бытия объекта, в качестве отражения в психическом мире и жизнедеятельности субъекта; конкретно-научное понятие в психологии. Проблема И. стала актуальной и очевидной по ряду причин. Основой выступил стабильный исследовательский интерес к знанию, а через него – к человеку. В объективистском (научном) подходе к сознанию преобладает констатация того, что мыслительная активность связана со специализированным мозговым (нейродинамическим) процессом (физиология высшей нервной деятельности). И. в данной интерпретации предстает как информация, как сознательное состояние отдельной личности, субъективно переживаемые человеком материальные состояния его собственного мозга. В культурологическом (И. как материализованное (осуществленное) многообразие идей, творческих замыслов) подходе акцент делается на деятельностной, общественной природе сознания. “И. выступает как продукт и форма человеческого труда, целенаправленного преобразования природного материала и общественных отношений, совершаемого общественным человеком. И, есть только там, где есть индивид, совершающий свою деятельность в формах, заданных ему предшествующим развитием человечества” (Ильенков). Окружающий человека мир приобрел к 20 столетию совершенно иное, чем до данного этапа его деятельностной активности, состояние. Это уже не столько природная система, сколько пронизанная идеей, творчеством среда, в рамках которой И. играет существенную роль.

А.И. Лойко

Идеальное

субъективный образ объективной реальности, получивший разработку в марксистской концепции соотношения духа и материи,...

субъективный образ объективной реальности, получивший разработку в марксистской концепции соотношения духа и материи, как “материальное”, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.

Идеальное

Специфический способ бытия объекта, представленного (отраженного) в сознании и духовном аспекте жизнедеятельности...

Специфический способ бытия объекта, представленного (отраженного) в сознании и духовном аспекте жизнедеятельности субъекта.

Идеальное

1) непротяженность и невещественность,

3) способность образа становиться единицей субъективного мира человека и информировать его об объективных сущностях и явлениях.

Объяснение природы образа определяется мировоззренческой позицией философа; из-за различия таких позиций общезначимое понятие И. пока не сформировалось.

1. В пространственно-временном отношении И. понимается либо как причастность образа к вечному, свободному, потустороннему и непротяженному миру (объективный способ бытия прообраза); либо, напротив, как непротяженное инобытие отражаемого в отражающем (например, в головном мозге человека) в подчиненной, преходящей, положенной, растворенной, виртуальной, снятой форме (субъективный способ существования образа). В обоих случаях И. обычно противопоставляют “реальному”, т. е. протяженному и вещественному (от позднелат. realis – вещественный) существованию, и определяют И. как отсутствие в образе вещества того предмета, который либо творится по мерке образа, либо копируется в форме образа. Некоторые философы отождествляют “реальное” и “материальное” и противопоставляют И. и материальное. Реисты и вульгарные материалисты отрицают невещественность образов, а бихевиористы вообще устраняют категорию И., сводя образы сознания к поведенческим структурам.

2. В субстратно-содержательном плане И. также трактуется по-разному:

(а) как потенция образа творить вещь по своему подобию, выступать бестелесным геном отдельной вещи, архетипом класса вещей или сущностью качества, служить образцом (эталоном, принципом, идеалом, совершенством, планом), по которому воспроизводятся реальные предметы;

(б) как всеобщая способность предметов запечатлевать в своих внутренних структурах тени друг друга, воспроизводить друг друга в форме копий или карт, выражаться друг через друга.

В том и другом случае И. мыслится как свойство образа сопрягаться со своим предметом, содержательно походить на него, находиться с ним в отношении некоторого соответствия. Философы-марксисты предпочитают именовать И. только высшую, человеческую, форму отражения мира. Субъективные идеалисты не связывают И. с отношением соответствия между образами и вещами, поскольку теоретически отрицают объективную реальность.

3. В аспекте данности человеческому сознанию И. дают разные определения.

(а) творящие первообразы или сущности вещей открываются нам благодаря своему просвечиванию сквозь явления, поэтому И. есть чувственно-сверхчувственный способ познания мира, имеющий наглядно-образный (эйдетический) и логический (идеализация, абстракция, понятие) уровни;

(б) объективные прообразы предметов и сущности вещей созерцаются только внутренним зрением, интуицией, даны нам непосредственновнутренне (имманентно), поэтому И. есть сугубо внутреннее и прямое усмотрение прообраза или сущности (оригинала);

(в) И. есть переживание индивидом информации о внешнем мире в “чистом виде”, когда все посредники – носители информации внутри организма – не воспроизводятся в личном сознании (Д. И Дубровский).

Общее в трактовках гносеологического аспекта И. – понимание И. как способов субъективного существования ноуменальных и феноменальных характеристик предметов в деятельности и сознании человека, будь то схемы практики, чувственные и рациональные образы или непосредственное (мистическое) знание оригинала. В зависимости от понимания онтологии и гносеологии И. его могут мыслить либо как нечто оторванное от реальности, недостижимое или неполно постигаемое человеком, либо как нечто изначально возникающее в структуре человеческой практики, либо как свойство сознания любого человека, но не более того.

Понятие И. своими корнями уходит в анимизм и тотемизм, согласно которым:

а) каждая вещь (палка, оружие, пиша и т. п.) имеет собственную уникальную душу, а душа вещи (нечто вроде пара, воздуха или тени) способна перемещаться в пространстве и проникать в другие вещи и людей;

б) каждый класс людей обязан своим происхождением и общими признаками предку-родоначальнику (тотему).

Определенный аспект анимистического взгляда на душу предмета как специфическую причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет, был закреплен древнегреческой культурой в термине “эйдос” (eidos, лат forma, species – вид). Некоторые моменты тотемистических воззрений на дух рода, мировую душу закрепились в термине “идея” (греч. idea). Во времена Гомера и досократиков эйдос понимался как внешний “вид”, “наружность”, “видимое”, “то, что видно”, но с V в. до н. э. его значение стало изменяться: у Эмпедокла эйдос – это образ, у Демокрита – это фигура атома, у Парменида – это видимая сущность. Софисты добавили к эйдосу смысл – “быть видовым понятием, разновидностью сущности”. Постепенно эйдос все более стал наделяться значением чего-то внутреннего, скрытого (Платон, Аристотель, Плотин), пока в наше время, например в феноменологии Гуссерля, не превратился в чистую сущность, объект интеллектуальной интуиции. Исследовав историю термина “эйдос”, А. Ф. Лосев выделил следующие его аспекты: простое, единое, цельное, неизменное, индивидуальная общность, самопрозрачность, смысл, явленный лик; эйдос видится мыслью, осязается умом, созерцается интеллектуально. Античное понятие идеи обозначало целостность некоторого множества, родовую сущность вещей; если эйдос – душа тела и начало дифференциации мира на отдельные предметы, то идея – дух рода, общее в явлениях. Платон описывал идею как “общее в чистом виде”, как бестелесную и объективную сущность, находящуюся вне конкретных вещей и явлений и живущую в особом мире идей. Напротив, Аристотель полагал идею необходимой формой вещи; идея не есть некий совершенный, неизменный и спокойный образец, существующий отдельно от вещей, но есть слитая с вещами деятельная форма, целевой принцип жизни; идею нельзя оторвать от вещи, она имманентна явлению, подлежит изменению, сопряжена с отдельным, а не с общим; она не обладает спокойным бытием платоновского первообраза. Платон и Аристотель перемешали внутреннее и внешнее значение эйдоса, а также сблизили содержание эйдоса и идеи. В результате последующие мыслители предпочитали ограничиваться в описании невещественных аспектов мира термином “идея”, а об “эйдетическом” стали говорить, скорее, применительно к картинному характеру человеческой памяти, зрительным впечатлениям. Вместе с тем Платоном и Аристотелем остро поставлена проблема универсалий, по-разному решавшаяся сторонниками “реализма” (идея как общее в чистом виде предшествует вещам и творит вещи), “умеренного реализма” (общее существует в вещах и проявляется через них) и номинализма (общее есть только в мышлении человека и существует в форме понятия).

Отход от языческого архетипа, согласно которому душа и дух (эйдос и идея) качественно различены, затемнял философскую онтологию сущности, ее уровней, порядков и степеней общности, усиливал релятивизм в понимании различия между родовыми и видовыми сущностями, законами общего и частного порядка, обусловливал сугубо количественные трактовки этих различий. Проблема качественного различения порядков сущности (объективных идей) остается по-прежнему острой и требует своей категоризации либо путем возвращения к прежним понятиям эйдоса и идеи, либо в каких-то новых терминах Вечной остается и другая проблема – проблема пребывания эйдоса в идее, вида в роде, видового понятия в родовом понятии Образует ли невещественная сторона мира некую строгую иерархию уровней, систему видовых и родовых понятий или она есть сплошная и бесступенчатая целостность? Третья вечная проблема – вопрос об источнике познания общих и специфичесих сущностей вещей (идей и эйдосов): эти сущности начинают познаваться путем внешнего контакта с вещами, через опыт или они открываются только разуму, умозрению, интуиции? Древнегреческая культура была сориентирована на внешние формы познания; эйдосы и идеи наделялись свойствами внешней воспринимаемости и живой чувственности; отсюда и сохранение аспекта наглядности в современном понимании идеи. Напротив, средневековые философы сместили акцент на внутреннюю данность идей (как божественных логосов) мышлению человека, усиливая тем самым логический аспект их природы.

В XVII – XVIII вв. на первый план выдвигается теоретико-познавательный аспект идеи. Эмпиризм связывал идеи с ощущениями и восприятиями людей, а рационализм – со спонтанной деятельностью мышления. Кант называл идеи понятиями разума, которым нет соответствующего предмета в нашей чувственности; по Фихте, идеи – это имманентные цели, согласно которым “я” творит мир; для Гегеля идея является объективной истиной и сущностью всякого качества (в т ч. бытия в целом), совпадением субъекта и объекта, венчающим весь процесс познания. В начале XVIII в появился термин “идеализм” (франц. idealisme), обозначавший философское учение о первичности мира идей. В обыденном словоупотреблении идеалист – это человек, стремящийся к достижению возвышенных целей, бескорыстно руководствующийся идеалами. Идеал (франц. ideal) – образец, нечто совершенное, высшая цель стремления, подчас недостижимая. В новое время греч. idea (первообраз) и лат. idee (мысль) прежде всего стали применять для рассуждения об образах “вообще” (будь то образы как демиурги вещей или как копии оригиналов), а франц. ideal преимущественно обретал значение чего-то совершенного прекрасного и образцового. В понятии идеала уравновесились внутренний и внешний аспекты идеи: чувственно-телес.чая ипостась идеала ценится не меньше, чем его идейное (сверхчувственное, сущностное, трансцендентальное) значение. При этом одни люди могут больше поклоняться телесной стороне идеала, превращая его в кумир, идол, а другие возделывать идеал как “окно в сущность” и относиться к нему духовно. Суть культуры – в возделывании идеалов как посредников между людьми и медиумов между людьми и вещами. Смещение акцентов либо на плотскую, либо на духовную сторону идеала позволяет подразделять людей на плотских и духовных, а в самой культуре выделять две неразъемлемые стороны – материальную и духовную.

Немецкий язык схватывает различие между способом существования всякой идеи и формой бытия идеала (как особо ценной идеи и телесного представителя рода вещей) в двух разных терминах – Ideele и Ideale. Так, Гегель понимал под Ideele:

а) всякое снятое бытие, пребывание предметов в форме объективных возможностей в сфере сущности, рефлексии;

б) положенность, представленность и признаваемость инобытия внутри самобытия.

Под Ideale же Гегель подразумевал совершенное проявление сущности в некотором крайне редком явлении имеющем характер эстетического предмета (зримую сущность, слышимую сущность, чувственное явление идеи). К сожалению, в русскоязычной философии отсутствуют специфические термины, позволяющие четко различать такие формы бытия, как Ideele и Ideale. И то и другое обычно переводят как “идеальное”, хотя точнее было бы перевести их так: Ideele – “идейное”, a Ideale – “образцовое”. “идеальное”.

Неопределенность перевода терминов “эйдос”, “идея”, “идеал” и “идол” всеохватывающим словом “образ” нерддко ведет к теоретической путанице, проявившейся, например, в недавней дискуссии по проблеме И. в советской философии. Термин “образ” скорее эквивалентен “имаго” (лат. imago, англ. irttage – образ). Вместе с тем с “идеей”, “идеалом” и “идолом” русское слово

Идеальное

Несуществующее, налагаемое наличным, фикция. Сознание не является идеальным. Антоним термина “идеальное” –...

Несуществующее, налагаемое наличным, фикция. Сознание не является идеальным.

Антоним термина “идеальное” – термин “реальное”, а вовсе не материальное, как часто считают. Вначале идеальное противостоит феноменальному, оказывается мнимым флюидом последнего и уже затем наступает противопоставление для субъекта идеального и остальной реальности. Следовательно, естественная противоположность идеального – феноменальное, а мировоззренческая – реальное.

Несмотря на свое отсутствие, идеальное, ввиду его полагания и ссылок на него, в таком своем качестве циклопично и многоданно. Классификации его могут быть различными. Идеально наличны не только проекции практического, математические объекты, но и объекты логически невозможные вроде деревянного железа или четырехугольного треугольника.

Идеально все то, что не предстоит в здесь-теперь-так феноменах и не может иметь иносубъективного или несубъективного статуса. В определенных случаях идеальное может быть относительным.