Художник диего ривера картины. Диего Ривера – революционер с кистью в руках. Никуда не денешься, все равно ты женишься

Ривера был почетным гостем на лекции о современном мексиканском искусстве и искусстве стран Латинской Америки, которая состоялась в Москве 9 ноября 1927 года, и сам дал несколько лекций в Академии изящных искусств, критикуя станковую живопись.

Диего Ривера впервые приехал в Советский Союз осенью 1927 года, в канун празднования 10-й годовщины Октябрьской революции - и зарисовал в блокнот сюжеты демонстрации на Красной площади, подготовив сорок пять акварелей и множество карандашных зарисовок. Часть этих акварелей Риверы были впоследствии приобретены Эбби Рокфеллер, в качестве материала для фрески в здании Рокфеллер-Центра в Нью-Йорке, уничтоженной по требованию американского правительства в 1933 году. Ряд эскизов были опубликованы в журнале «Cosmopolitan» в сентябре 1932 года, иллюстрируя статью Эмиля Людвига о Сталине.

35.


Оригинал

Ривера был почетным гостем на лекции о современном мексиканском искусстве и искусстве стран Латинской Америки, которая состоялась в Москве 9 ноября 1927 года, и сам дал несколько лекций в Академии изящных искусств, критикуя станковую живопись и призывая обратить внимание на традиции прикладного народного творчества. Он с головой окунулся в полемику вокруг проблем нового революционного искусства, сблизившись с группой «Октябрь», и активно поддержал троцкисткую оппозицию. Это вызвало резкую, а подчас и грубую критику в его адрес, и вынудило досрочно прервать свой визит.

36.


Оригинал

«Я никогда не забуду мое первое впечатление в Москве - организованное марширующеедвижение людей. Ранним утром снег падал с неба. Марширующая масса была темной,компактной, объединенной ритмично, эластичной. Плавающее движение змеи, котораябыла прекраснее любой рептиоии, какую я мог себе представить. Она медленно плыла из узких улиц на открытые площади, у нее не было конца»

12.


Оригинал

Это рисунки из Музея современного искусства в Нью-Йорке (MoMA), где хранится рабочий блокнот Риверы, который он заполнял карандашными и акварельными эскизами во время своего полугодового пребывания в СССР. На всех листах рядом с автографом проставлена дата - «28», но предполагают, что 1927 год там тоже есть. Спасибо clervo за апдейт, далее кусок его поста.

1-6. Эта и пять следующих зарисовок - бытовые. Некоторые предметы узнаваемы, кажется, на уровне генетической памяти: печка в городском доме, умывальник и таз на табуретке под ним, этажерка с книгами и бюстиком Ильича. Коммуналка? Быть может.

1.

Оригинал

2.

Оригинал

3.

Оригинал

4.

Оригинал

5.

Оригинал

6.


Оригинал

Седьмой рисунок из блокнота повторяет шестой (или это допущенная при размещении сканов на сайте музея ошибка?), поэтому сразу переходим к восьмому листку из блокнота художника.

8-10. Московские улицы, украшенные к празднику. Вероятно, какая-то рабочая окраина. Узнать местность не могу, ничего не приходит в голову.

8.


Оригинал

9.


Оригинал

10.

Оригинал

11-16. Народ собирается на демонстрацию. Началу движения в центр города предшествует митинг. Пока с трибуны несутся лозунги, работницы в легких платьях то ли обсуждают что-то, то ли прихорашиваются.

11.


Оригинал

13.

Оригинал

14.

Оригинал

15.

Оригинал

16.

Оригинал

С этого листа и до конца блокнота - Красная площадь и подходы к ней, перемежающиеся набросками портретов демонстрантов и зрителей первомайского действа.

17.


Оригинал

18.


Оригинал

19.


Оригинал

21.


Оригинал

22.


Оригинал

23.


Оригинал

24.


Оригинал

25.

Оригинал

26.

Оригинал

27.


Оригинал

28.


Оригинал

29.


Оригинал

31.


Оригинал

32.


Оригинал

33.


Оригинал

34.


Оригинал

37.


Оригинал

Где это место? Была мысль, что на заднем плане Сухарева башня, но строения, изображенные справа, опровергают это предположение.
38.


Оригинал

39.

45.

.

shakko: В 1955-1956 годах, восстановив отношения с просоветской Компартией Мексики, Ривера еще раз посетил СССР, написав маслом на холсте «Празднование Первого Мая в Москве». И на этой картине демонстрация вновь шла через Красную площадь.

А вот знаменитое панно «Человек на перепутье, смотрящий с надеждой на выбор нового и лучшего будущего», которое ему заказал Рокфеллер для своего центра в Нью-Йорке в 1933 году. Фреска была почти готова, когда на ней разглядели Троцкого, Ленина и так далее. Ее сбили, работу Ривере больше не давали. Цветное фото -- это ее авторский повтор во Дворце изящных искусств в Мехико.


Фрагменты
Ленин, Троцкий, Энгельс и Маркс, придерживающие красное знамя, на котором написан призыв: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь в IV Интернационале!»



Единство рабочих. Портрет Америки. 1933

А вот русские на портретах Риверы (в основном парижские знакомства еще).

Это два варианта "Портрета Максимилиана Волошина" (1916). Реально же похож!

Какой-то художник Зиновьев (1913), инициалов нет.
UPD rumenica Александр Петрович Зиновьев. Живописец, график, сценограф. Приехал из Москвы учится в Париж, но так там и остался. С Риверой- был знаком.
https://artinvestment.ru/auctions/2375/biography.html

"Портрет Маревны", 1914, русской парижской художницы, которая была любовницей Риверы и матерью его дочери Марики

"Материнство", ок. 1916
Портрет Ангелины Белофф, другой русской художницы, первой юридической жены Риверы. Здесь она с их сыном Диего (прожил всего два года).

Портрет Эренбурга. 1915. Музей Медоуз (США)

И вот интересно:
В 2019 году в Пушкинском музее и Третьяковской галерее в Москве одновременно пройдут выставки работ мексиканской художницы Фриды Кало и ее мужа Диего Риверы.

«Мы представили себе, что было бы идеально сделать сразу две выставки, связанные друг с другом: в Пушкинском музее — выставку Фриды Кало, а в Третьяковке — выставку о Диего Ривере и важной традиции, которая связывает его с советским искусством, сопоставить монументальные произведения Риверы с трудами советских монументалистов, таких как Александр Дейнека», — сообщает директор ГМИИ Марина Лошак. Работы Фриды Кало станут ядром экспозиции «День смерти», которая пройдет в Пушкинском музее и будет посвящена мексиканскому празднику мертвых.

Дие́го Мари́я де ла Консепсьо́н Хуан Непомусе́но Эстанисла́о де ла Риве́ра и Баррье́нтос Ако́ста и Родри́гес (исп. Diego María de la Concepción Juan Nepomuceno Estanislao de la Rivera y Barrientos Acosta y Rodríguez; 8 декабря 1886 - 24 ноября 1957) - мексиканский живописец, муралист, политический деятель левого толка.

Диего Ривера родился 8 декабря 1886 года в городе Гуанахуато на северо-западе Мексики в зажиточной семье. По отцовской линии он происходил из испанской знати. У Диего был брат-близнец, умерший в двухлетнем возрасте. Его мать была конверсо, еврейкой, чьи предки были обращены в католицизм..

C 1896 по 1902 год Ривера брал уроки рисования и живописи в Академии художеств Сан-Карлос в Мехико. Он был премирован стипендией, которая позволила ему поехать в Испанию. С 1907 по 1921 год он жил в Европе. Учился в Академии художеств в Мадриде (1907), затем жил и работал в Париже (1909-1920), в Италии (1920-1921), побывал также в Бельгии, Нидерландах и Великобритании. Был близко знаком с парижской художественной элитой, в том числе с Пабло Пикассо и Альфонсо Рейесом.

В течение полугода возлюбленной Риверы была Маревна (настоящее имя Мария Брониславовна Воробьёва-Стебельская (1892-1984)), русская художница и мемуаристка польского происхождения, которая родила от него дочь Марику (1919), впоследствии ставшую актрисой.

Ривера испытал влияние как классического европейского изобразительного искусства (изучал стенные росписи XIV-XVI веков), так и модернизма , в частности кубизма . Очень близки ему традиционные мексиканские художественные жанры и стили.

В 1922 году Ривера вступил в Мексиканскую коммунистическую партию, в этом же году он женился второй раз, на Гуадалупе Марин.

В 1927 художник приехал в СССР, где в 1928 году стал членом-учредителем объединения «Октябрь».

Ривера участвовал в праздновании 10-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции в Москве. Во время военного парада и демонстрации по этому случаю на Красной площади он находился на трибуне Мавзолея В. И. Ленина. Он сделал десятки зарисовок участников празднования в Москве. Эти рисунки были показаны на выставке работ Риверы в нью-йоркском Музее современного искусства.

Позднее Ривера стал придерживаться троцкистских взглядов, в 1929 он вышел из Мексиканской компартии и после прибытия Троцкого в Мексику дал ему приют в своем доме. Затем между ними возник конфликт. 7 августа 1939 года Ривера был исключен из мексиканской секции троцкистского 4-го Интернационала.

С течением времени он занял позицию, соответствовавшую курсу Сталина, а в 1954 году снова вступил в Мексиканскую коммунистическую партию.

Ривера работал в США в 1930-1934 и 1940 годах. С 1922 он стал одним из основателей мексиканской школы монументальной живописи, расписав огромное число стен общественных зданий и создав в этой связи малую форму фрески.

Одна из главных тем в творчестве Риверы - фольклорные сюжеты, верования и обычаи народа Мексики, а также революционное движение в стране.

В 1932-1933 годах Ривера создал фреску «Человек на распутье» по заказу Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке. Наиболее значимыми в этой фреске, представляющей мир капитализма как мир эксплуатации человека человеком и мир социализма как мир победивших трудящихся, были изображения В. И. Ленина, соединяющего руки рабочих, и демонстрации на Красной площади в Москве.

Фреска была уничтожена в 1934 году по решению правления Рокфеллеровского центра (о чем было сделано официальное сообщение центра) после того, как Ривера отказался заменить изображение Ленина «изображением лица неизвестного человека», как это было написано в письме адвоката центра. При этом Нельсон Рокфеллер не выплатил художнику гонорар. Позднее художник поехал в Детройт, где хорошо заработал.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XX века Опубликовано 01.10.2017 17:57 Просмотров: 1203

Жизнь Диего Риверы – цепь противоречивых событий и фактов. Это один из самых скандальных и видных культурных деятелей Мексики.

Он будоражил общественное мнение своим творчеством, политическими взглядами и личной жизнью всю первую половину XX в.

Из биографии художника (1886-1957)

Дие́го Мари́я де ла Консепсьо́н Хуан Непомусе́но Эстанисла́о де ла Риве́ра и Баррье́нтос Ако́ста и Родри́гес – таково его полное имя. Родился будущий художник 8 декабря 1886 г. в г. Гуанахуато на северо-западе Мексики в зажиточной семье. C 1896 по 1902 г. Ривера брал уроки рисования и живописи в Академии художеств Сан-Карлос в Мехико. С 1907 по 1921 г. он жил в Европе: учился в Академии художеств в Мадриде (1907), затем жил и работал в Париже (1909-1920), в Италии (1920-1921), в Бельгии, Нидерландах и Великобритании. Был близко знаком с Пабло Пикассо и Альфонсо Рейесом (мексиканский писатель).
Испытал влияние классического европейского изобразительного искусства и модернизма (в основном кубизма), а также традиционных мексиканских художественных жанров и стилей.

Д. Ривера «Поклонение Богоматери» (1913)
В 1922 г. Ривера вступил в Мексиканскую коммунистическую партию.
В 1927 г. художник посетил СССР и даже стал здесь членом-учредителем объединения «Октябрь», участвовал в праздновании 10-й годовщины Октябрьской социалистической революции в Москве, находясь на трибуне Мавзолея В. И. Ленина. Делал зарисовки участников празднования в Москве.
Позже Ривера принял троцкистские взгляды, вышел из Мексиканской компартии и после прибытия Троцкого в Мексику дал ему приют в своем доме. После конфликта между ними в 1939 г. Ривера был исключен из мексиканской секции троцкистского 4-го Интернационала.
Затем, став сторонником сталинизма, в 1954 г. снова вступил в Мексиканскую коммунистическую партию. В 1955-1956 гг. художник снова приезжал в СССР.

Д. Ривера «Майская демонстрация в Москве» (1956)
Диего Ривера скончался 24 ноября 1957 г. в Мехико и похоронен на территории «Ротонды выдающихся деятелей».

Ротонда выдающихся деятелей – участок на территории Гражданского Пантеона Долорес в Мехико. Здесь покоится прах знаменитых военных, учёных, видных деятелей культуры Мексики
Ривера был трижды женат. Последней его женой была художница Фрида Кало – главная женщина его жизни.

Фрида Кало и Диего Ривера. Фотография 1929 г.

Творчество Диего Риверы

В 1922 г. он стал одним из основателей мексиканской школы монументальной живописи, расписал огромное число стен общественных зданий. Им расписаны здания Министерства просвещения (1923-1929), Министерства здравоохранения (1929-1930), Национального дворца (1929- 1950-е), отеля «Прадо» в Мехико (1947-1948), Национальной сельскохозяйственной школы в Чапинго (1926-1927), дворца Кортеса в Куэрнаваке (1929-1930), Института искусств в Детройте (1932-1933), театра «Инсурхентес» (1951-1953), Олимпийского стадиона в Мехико (1952-1953), Водораспределительной камеры реки Лермы (1951-1953).

Олимпийский стадион в Мехико
В 1930-е годы стал одним из самых известных художников Мексики.
Одна из главных тем в творчестве Риверы – фольклорные сюжеты, верования и обычаи народа Мексики, события революционного движения в стране.
В 1932-1933 гг. по заказу Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке Ривера создал фреску «Человек на распутье». На ней был изображён В. И. Ленин, соединяющий руки рабочих, и демонстрации на Красной площади в Москве.

Д. Ривера «Человек на распутье»

Д. Ривера. Фрагмент фрески
Фреска состояла из трех частей. В центре изображен человек – повелитель стихий. Два мира противопоставлены друг другу: социализм со всеми его преимуществами – и ужасы капитализма.
По решению правления Рокфеллеровского центра фреска была уничтожена в 1934 г. после того, как Ривера отказался заменить изображение Ленина другим, неизвестным изображением.
Художник воссоздал фреску в Мехико во Дворце изящных искусств (но на ней уже появилось изображение Троцкого). Фреска была названа «Человек, управляющий Вселенной».

Д. Ривера «Человек, управляющий Вселенной» (деталь с изображением Троцкого)
В течение нескольких лет после 1934 г. он занимался преимущественно станковой живописью. Работал в технике масла и акварели, отдавал предпочтение портрету и пейзажу.
Начиная с 1940 г. Ривера вновь обратился к фресковой живописи: работал для Всемирной выставки в Сан-Франциско, расписывал Национальный дворец в Мехико.

Станковая живопись Д. Риверы

Хотя главным делом художника была настенная живопись, монументальная фреска, значительное место в его творчестве занимала станковая живопись. Кубистический период начался примерно с 1913 г. и продолжался недолго, 2-3 года. Ривера быстро осваивал авангардные стили, достигал совершенства в их интерпретации и переходил к следующему стилю или направлению. Он всегда жадно учился новому, Пикассо стал для него настоящим открытием.

Д. Ривера. Портрет человека (художник Зиновьев) (1915)
Большая часть произведений Риверы посвящена политической тематике. Ривера и Фрида Кало были коммунистами, активно выступали на демонстрациях, встречались с русскими эмигрантами.

Д. Ривера «Триумф революции» (1926)
Герои картины раздают еду, кормят детей и женщин. Ривера помещает колесо прямо за головой персонажа, изображённого слева. Это не нимб в прямом смысле слова, но ни одна деталь в картинах Риверы не бывает случайной.
Во всех своих работах художник делает акцент на движении и насыщенности пейзажа.

Д. Ривера «Сумерки в Акапулько» (1956)
Все критики отмечают особенности стиля художника, который никто не смог повторить. А вернее, его творчество – это смесь стилей: реализма , символизма , экспрессионизма , сюрреализма ...

Д. Ривера «Руки доктора Мура» (1940)
На холсте изображены руки доктора со скальпелем, перерезающим дерево. Вместо дерева при внимательном взгляде на картину легко увидеть женскую фигуру, а его корни напоминают кровеносные сосуды. Внизу картины на ленте есть надпись: «Это руки доктора Клэрэнса Мура из Лос-Анджелеса, из Калифорнии. Они подрезают древо жизни так, чтобы она обновлялась и не умирала. Нарисовал Диего Ривера в 1940 году». Благодаря этой подписи становится понятен символизм изображенного: доктор перерезает пуповину при рождении новой жизни.

Д. Ривера «Сон о воскресном дне в парке Аламеда». Центральный фрагмент (1948)
Эта картина – изображение традиционного мексиканского праздника – Дня мёртвых. Многофигурная композиция включает в себя все слои мексиканского общества: портреты современников, представителей мексиканской элиты, бедняков. Главным персонажем произведения является фигура в маске, напоминающей череп (маска Катрины).

Сложно представить себе наиболее колоритную и противоборствующую пару в истории искусства прошлого века, нежели мексиканцы Фрида Кало и Диего Ривера . Фрида, при жизни не имевшая и десятой доли популярности мужа, неожиданно стала всемирно известной художницей, сюрреалистические автопортреты которой теперь узнает каждый. А вот некогда недосягаемый мэтр получил роль "сопутствующего персонажа" из ее биографии - эдакого любвеобильного мачо с очень колоритной внешностью. И уже далеко не все помнят, как.


Еще двадцать пять лет тому назад, казалось, что славу мексиканского художника-муралиста нельзя сопоставить из скромной популярностью его жены, художницы Фриды Кало. Однако хрупкая и темпераментная женщина, никогда не находилась в тени знаменитого мексиканца.


Ривера был гениальным мастером больших форм, муралист, крестный отец сегодняшнего уличного искусства «стрит-арт». Фрида предпочитала малые формы и была одной из самых известных мастеров арт-модерн 20-го века. Эта чета живописцев в художественном плане оказала невероятное влияние на творчество друг друга, несмотря на то, что совместная их жизнь была полна драматизма.


Духом борьбы и соперничества был пропитан весь совместный путь двух легендарных художников. Оно выражалось и в творчестве, и в политических взглядах, и в отношении к свободной любви, когда на супружескую измену одного, второй демонстративно отвечал двумя. Но признанным художником в этой экстравагантной семье при их жизни оставался лишь Ривера, и Фрида с этим ничего не могла поделать, сколько ни пыталась. Успех мужа закрывал ей дорогу к собственной карьере.

Однако со временем произошла переоценка ценностей, и эта иерархия перевернулась. Фрида "обскакала" своего мужа по части международного признания - женственность в данном случае победила "мачизм".

Соперничество картин Диего и Фриды на аукционных торгах

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-rivera-0002.jpg" alt="«Две обнаженные в лесу».(1939).

В наши дни многие пытаются разгадать тайну маленькой изувеченной талантливой женщины. А Западный мир захлестнуло новомодное течение, носящее название «калоизм». Феминистки разных стран называют ее своей предтечей, ею восторгаются бисексуалы, художники-сюрреалисты причисляют ее своим основоположникам, ее картины оцениваются в миллионы долларов, в ее честь сооружаются "алтари Фриды".

Возможно сейчас горячая мексиканка от души бы порадовалась такой популярности и превосходству, а может гордо отвернулась бы от ошеломляющей славы, потому как жила своими чувствами в мире, где все было реально - боль, искусство и любовь к Диего.

Картины Фриды, посвященные Диего

История любви двух темпераментных мексиканцев была совсем неидеальной. Между ними пылала безудержная страсть в которой сплелись в одно целое злость и нежность, предательство и преданность, пылкая любовь и дикая ревность.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-rivera-0025.jpg" alt="Фрида Кало. Объятия вселенской любви, Земля, я, Диего и Коатль. 1949" title="Фрида Кало. Объятия вселенской любви, Земля, я, Диего и Коатль. 1949" border="0" vspace="5">


Но последнее десятилетие жизни художница вела дневник, который был исписан именем мужа и признаниями, шедшими из глубин ее души: «Я хочу лишь одного: чтобы его никто не ранил… Если бы я обладала здоровьем, я его целиком отдала бы Диего» . Эта запись была найдена на одном из последних листов дневника.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-rivera-0028.jpg" alt="Автопортрет.

Картины Риверы, посвященные женщинам и цветам

В свою очередь Фрида для Диего была единственной, кто понимал и принимал его всецело, таким каков он был на самом деле. И хотя он никогда не был верным, Фрида очень многое ему прощала, ведь он всегда возвращался к ней. Так, женившись на ней во второй раз Диего принял все условия, выдвинутые Фридой. И когда это свершилось он с облегчением заявил: «Я так счастлив был вернуть Фриду, что согласился на все».

голубку" всего лишь на три года, правда, успев создать еще одну семью - без любви, без страсти, лишь для того чтобы заглушить боль и не быть совсем одиноким. Он завещал похоронить его рядом с Фридой. Однако новая семья не выполнила его просьбы, похоронив на территории «Ротонды выдающихся деятелей».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-rivera-0005.jpg" alt="Портрет миссис Донны Елены Флорес де Каррилло. 1953. Автор: Диего Ривера." title="Портрет миссис Донны Елены Флорес де Каррилло. 1953.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-rivera-0006.jpg" alt="Купальщика Теуантепека. 1923.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-rivera-0009.jpg" alt="Образ, символизирующий азиатскую расу. Вода. Источник жизни. 1951. Автор: Диего Ривера." title="Образ, символизирующий азиатскую расу. Вода. Источник жизни. 1951.

Диего Ривера, известный по прозвищу "людоед", родился в хорошо обеспеченной семье, в Гуанахуато, Мексика (Guanajuato, Mexico), 8 декабря 1886-го. Брат-близнец Диего, Карлос, прожил всего два года. С 1896-го по 1902-й Ривера учился в Академии художеств Сан-Карлос, а затем отправился в Испанию.

В 1922-м Ривера вступил в Мексиканскую коммунистическую партию, из которой вышел в 1929-м. Он стал придерживаться троцкистских взглядов, но из-за конфликта с самим Троцким (Leon Trotsky) Диего изгнали из мексиканской секции троцкистского "4-го Интернационала".



Художник воссоздал свою знаменитую фреску "Человек на распутье", уничтоженную в 1934-м по решению правления Рокфеллеровского центра. В несколько измененной версии, названной "Человек, управляющий Вселенной", появился Троцкий, рядом с Карлом Марксом (Karl Marx) и Фридрихом Энгельсом (Friedrich Engels).

Обладая особым обаянием и притягательностью, Диего разбивал одно женское сердце за другим. Неоднократно изображая самого себя как толстобрюхую лягушку, держащую чье-то сердце в руке, художник однажды признался, что жаждет подвергать женщин страданиям, особенно тех, в которых сам без ума влюблен.

Первой супругой "людоеда" стала русская художница Ангелина Белова (Angelina Beloff). Брак был заключен в 1911-м, и жена давала мужу "все, что только женщина способна дать мужчине". За это Диего "награждал" ее "всеми страданиями, которые мужчина может причинить женщине".

Страсть, интриги, безумная ревность, отчаяние и даже рукоприкладство - таковыми были основные составляющие брака между Беловой и Ривера. Их сын не сумел оправиться от гриппа и умер в 1918-м. Пара распалась в 1921-м, но русская художница так и не смогла выжечь любовь из своего сердца к "мужчине с набрякшими веками и выпученными глазами".

В одном из писем бывшему мужу Ангелина не преминула сообщить, что Диего стал для нее Богом. Этот "бог" как-то случайно встретился с ней в Мехико (Mexico City) и сделал вид, будто не узнал ее или вообще никогда с ней не был знаком.

Еще состоя в первом браке, Ривера сделал заложницей своей любви другую русскую художницу, Марию "Маревну" Воробьеву-Стебельскую (Maria Vorobieff-Stebelska). Сердцеед напирал на свою новую "жертву" до тех пор, пока Мария не осознала, что этому мужчине чужды любые моральные принципы. Позднее в своим мемуарах она заявила, что ее притягивала необычность Диего, обладающего силой гения и слабостью ребенка.

Лучшие дня

Внебрачную дочку от Маревны, Марику Ривера (Marika Rivera), ставшую актрисой театра и кино и танцовщицей, известную по фильмам "Скрипач на крыше" ("Fiddler on the Roof") и "Девушка на мотоцикле" ("The Girl on a Motorcycle"), Диего никогда не признавал на людях. Он бросил дочку и дико оскорбленную и униженную любовницу, оставившую ему на память шрам не шее от ножа, и отправился в родные края с целью начать все заново. Позже Маревна написала о том, что путеводителем по жизни для Ривера были его похоть и страсть к женщинам.

Вернувшийся в Мексику (Mexico) и воодушевленный царящей в стране атмосферой после революции, художник начал создавать свои монументальные работы, именуемые мурали. В 1922-м он взял в жены мексиканскую модель и писательницу Гуадалупе Марин (Guadalupe Marín). Она родила мужу двух дочерей.

В 1927-м художник приезжал с визитом в СССР (USSR), где в следующем году был назначен членом-учредителем объединения "Октябрь". Диего принял участие в праздновании 10-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции в российской столице. Его зарисовки участников празднования в Москве (Moscow) были показаны на выставке в нью-йоркском Музее современного искусства. Второй раз в СССР художник побывал в 1955-1956 гг.

Не изменяя самому себе, Ривера изменил второй супруге со студенткой Фридой Кало, ставшей главной женщиной в его жизни. Брак распался в 1929-м, и в этом же году, 42-летний Диего взял в жены 22-летнюю "девушку из космической расы", притягивающую его как магнит. Однако связь эта была больше духовная, чем плотская, и ничего подобного художник более не переживал в своей жизни.

В 1939-м Фрида подала на развод, узнав об измене мужа с ее сестрой Кристиной. Кало решила, что также имеет право спать, с кем захочет, и одним из ее любовников оставался Троцкий, обосновавшийся в Мексике вместе с женой в 1937-м.

Однако в 1940-м Диего и Фрида вновь связали себя узами брака. Измученный разлукой супруг был готов пойти на все, чтобы вернуть "экстраверсивную натуру", и та потребовала заключить брачный контракт, предусматривавший полный отказ от секса. У пары не было детей. Страдавшая от полиомиелита и перенесшая жуткую автомобильную аварию, слабая здоровьем Кало перенесла два выкидыша.

Художницы не стало 13 июля 1954-го. Говорят, она сама упрашивала мексиканскую актрису Марию Феликс (María Félix), множество портретов которой написал Диего, выйти за Ривера после ее смерти. Свадьба действительно состоялась, но с Эммой Уртадо (Emma Hurtado), владелицей художественного салона.

Будучи атеистом, Диего стал членом теологического и тайного мистического "Ордена розы и креста", основанного американским оккультистом Харви Спенсером Льюисом (Harvey Spencer Lewis).

Когда в 1954-м Ривера попытался вернуться в Мексиканскую коммунистическую партию, считающую "Орден розы и креста" "подозрительно похожим на масонство", художника призвали к ответу. Изначально Диего утверждал, что просочился в орден, типичную организацию "янки", во славу коммунизма.

Однако впоследствии он заверил, что, по сути своей, орден имел материалистическую природу, допускал существование различных состояний материи и энергии и основывался на древнеегипетских оккультных знаниях от Аменхотепа IV (Аменхотепа IV) и Нефертити (Nefertiti).