«Хранитель Байкала»: что думают экологи и жители Ольхона. Скульптуру «Хранитель Байкала» устанавливают на Ольхоне Что означает скульптура хранитель байкала

Даши Намдаков, как любой творческий человек, личность очень интересная. Художник, ювелир,скульптор.

О его скульптуре "Хранитель Байкала" много мнений и дискуссий.

Из интервью "Восточки" от 17.07.2018 г.:

"... Я родом отсюда, забайкальский. Всё творчество было связано с великой степью, кочевой культурой, гуннами. Но сейчас моя география смещается: сначала я жил в Москве, потом пять лет в Италии, столько же в Лондоне. Среда обитания сказывается и на моих работах. Творчество – это же не так: жил, задумал что-то, а потом выплеснул ряд произведений на какую-то тему. Нет, это мои естественные состояния выливаются в работы. Вот они и получились другими.

– Нынешний период вашего творчества нередко сравнивают с «Болдинской осенью» Александра Пушкина. Согласны ли вы с этим сравнением и считаете ли сегодняшнюю выставку новым продуктивным витком?

– Нет, конечно. Не скажу, что у меня раньше оно было непродуктивно. Каждому возрасту свойственны определённые нюансы. Эту коллекцию я не смог бы сделать в возрасте 20–30 лет. Творчество сейчас стало другим, мои предпочтения в искусстве поменялись. Слава богу, многое можно увидеть в Лондоне, Нью-Йорке, Москве. Меня интересует современное искусство, будь то фотография, балет или театральные постановки. Я не хожу на классику, уже насытился ею. И эти предпочтения отразились и на моих работах тоже.

– Выставка представлена как мировая премьера. Это значит, что иркутяне первыми увидят данные работы?

– Совершенно верно. Это Галерея Бронштейна молодцы. Они проявили инициативу привезти скульптуры в Иркутск, я был этому рад. Дальше они поедут в Русский музей в Санкт-Петербург.

«В своей жизни я никогда не делал коллекции. Создавал всегда по одной работе. И скульптуры были друг от друга независимы, – рассказал Даши Намдаков на пресс-конференции, приуроченной к открытию выставки. – Я не ставил перед собой задачу сделать коллекции, как и сейчас. Это получилось само собой. Я был сам поражён. Это случилось около полутора лет назад, после того как мы долепили «Хранителя Байкала» и отдали его на литьё. Я улетел в свою мастерскую в Лондоне, и меня просто понесло со страшной силой. Я два месяца не общался с миром, выключил телефон, и эти двадцать работ (в Иркутске представлены только шесть. – «ВСП») просто взяли и вылились. Я не понимал, что происходит. Так как я очень внимателен, понимал, что это не просто так. Спустя два месяца после начала работы ко мне приехали люди из Лондона, которые занимаются искусством. После этой встречи у меня остановился процесс, видимо, они сбили энергию. Потом я полгода не мог смотреть на глину. Всё время думал, что происходит, общался с моим духовным учителем, он сказал, что я сделал богоугодное дело. Видимо, за то, что мы сделали «Хранителя Байкала», я в ответ получил подарок в виде невероятной энергии, которая вылилась в эту коллекцию».

– Давайте поговорим о «Хранителе Байкала», вокруг которого по сей день не утихают дискуссии. Для установки объекта на Ольхоне было необходимо получить разрешение от Минприроды России. Достигнуты ли какие-либо договорённости на сегодняшний день?

– Пока нет. Я буддист и очень легко ко всему отношусь. Значит, не пришло время для этого, всё уляжется. Пока я в состоянии ожидания.

– Установка первоначально намечалась на лето 2017 года, затем срок растянулся до октября. На сегодняшний день о каких сроках идёт речь?

– Пока точной даты нет. Я сам особо не спешу, жду, когда всё разрешится само собой.

– В октябре прошлого года посетители Третьяковской галереи смогли увидеть макет «Хранителя», напечатанный на 3D-принтере и выполненный из биоматериала. Вызвал ли объект резонансное обсуждение в Москве, высказывались ли полярные мнения относительно внешнего вида объекта?

– Проходило Биеннале современного искусства, куратором которого была Юко Хасегава – один из самых известных кураторов современного искусства из Японии. Она выбрала эту работу, предложила мне поучаствовать. Куратор была удивлена: как же так, произведение мирового уровня, а всё не так просто с установкой. Часто говорю друзьям, что мне проще реализовать проект в Лондоне – установить монументальную скульптуру Чингисхана, чем поставить что-то на Родине.

– Не вызывает ли у вас обиду на Иркутск, где вы были признаны как большой художник, эта коллизия с неоднозначной реакцией на выбор места для «Хранителя»?

– Нет, обиды нет. У меня только чувство благодарности, потому что город дал мне крылья, возможность выставиться, он поддержал меня. Благодаря уверенности, которую я получил от Иркутска, я имею честь ездить по миру. У меня с Иркутском прекрасные отношения.

«Когда мне исполнилось 50 лет, мы подумали с семьёй, что нужно собрать друзей на празднование, – рассказал скульптор, выступая перед журналистами. – Оказалось, это сделать невозможно – география большая, все разбросаны. Поэтому мы решили сделать подарок Родине и затеяли эту идею с «Хранителем Байкала». Я позвонил другу Виктору Бронштейну, спросил, не хочет ли он поучаствовать. Он сказал, что готов, сразу появилась идея. Я пытался рисовать, но ничего интересного не выходило. Начал искать место для установки скульптуры со стороны Бурятии, оно должно было откликнуться. Я поднимался на сопки и берега, но ничего не затрагивало. В иркутской стороне тоже ничего не происходило, на Ольхоне оказался на Хобое, поднялся и понял, что это то самое место. Внутри пошли пульсации, внутри всё мне подсказывало, что это то самое место. Потом я вернулся в гостиницу, и утром на салфетке появился эскиз. До этого ничего интересного не выходило. Когда меня спрашивают, поставил ли бы я скульптуру со стороны Бурятии, я говорю, что эта идея мне нравится. Меня останавливает только то, что я почувствовал некое колебание внутри. В остальном готов поставить в другом месте, в Бурятии».

– Где вы сейчас проводите больше времени – в Италии, Англии или России?

– Я нахожусь между Англией и Россией, но успеваю бывать в Италии и Китае. Моя семья – жена, трое детей и двое внуков – живёт в Англии. На выставку они приехать, к сожалению, не смогли, так как младший ребёнок ещё учится в школе. Поэтому на выставке будут только мои друзья.

– А каков сейчас ваш ближний круг?

– Я крепкий семьянин. В семье моих родителей было восемь детей. Мой внук знает 23 колена своих предков. Это те имена, которых в практике нет, их сохранил мой дядя. Я считаю, что ничего случайного не бывает. Мне однажды сказали, что моё творчество – это не мои заслуги, а заслуги моих предков, которые накапливали опыт, а я лишь передаточное звено. Преемственность поколений – это основа. Мой отец научил меня ремеслу. Хотя этому даже не нужно специально обучать, это в крови, как у породистых собак, склонных к охоте..."

фото: личная страница Ивана Хажеева в Facebook

Известный иркутский эколог вспомнил «Властелина колец» и окрестил её «зримым воплощением мордорских чудовищ»

Композиция бурятского скульптора Даши Намдакова «Хранитель Байкала» всё-таки появилась на Ольхоне - несмотря на протесты общественников и местных жителей. Её привезли на остров в разобранном виде на прошлой неделе,7-го декабря, а установили три дня спустя. Об этом сообщил в своей статье «Над Байкалом сгущается тьма» известный иркутский эколог и орнитолог, кандидат биологических наук Виталий Рябцев. В публикации подробно описываются бедствия, которые обрушились в последние годы на священное озеро - от сокращения водоохранной зоны со всеми вытекающими до инициатив иркутских бизнесменов, несущих гибель байкальской природе.

Заголовок статьи ассоциируется с «Властелином колец». И надо же такому случиться, но именно сейчас на берегу Байкала появилось зримое воплощение мордорских чудовищ, - охарактеризовал статую Виталий Рябцев.

Фото самой композиции опубликовал в соцсетях иркутянин Иван Хажеев. Напомним, «Хранитель Байкала» - совместный авторский проект арт-фонда Даши Намдакова в Москве и галереи Виктора Бронштейна - иркутского мецената. Изначально творение всемирно известного мастера планировали разместить на самой высокой точке Ольхона - мысе Хобой - осенью 2017-го. Сообщалось, что открытие скульптуры состоится в рамках международного Байкальского экологического водного форума в сентябре. Позднее сроки сдвинули на октябрь, а потом - и вовсе на неопределённый срок

«Хранитель» не мог обрести пристанище больше года. В конце ноября СМИ сообщил , что его хотят разместить в ольхонском посёлке Узуры. А неделю назад там начали ездить грузовые машины и появился фундамент под статую. Портал «Бабр 24» писал, что установка композиции вблизи посёлка начнётся уже через несколько дней.

Её привезут на остров по частям и уже на месте будут собирать, - подчёркивает издание. - Фундамент установлен у уреза воды на скале. В результате повреждён грунт. К тому же сам участок находится в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. То есть на него распространяется охранный режим, который запрещает практически любое строительство.

Однако, как отмечает портал, «это никого не волнует».

И.о. директора ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» (Умар Рамазанов - прим. авт. ) лично дал согласие на установку скульптуры, уверяя, что она поспособствует продвижению бережного отношения к Байкалу. Отмалчивается и природоохранная прокуратура. Им присылали запрос, просили проверить законность строительных работ с использованием тяжёлой техники в водоохранной зоне. Однако прокуратура этого делать не торопится, - пишет «Бабр 24».

В ситуацию решил вмешаться общественники. Недавно представитель движения «За священный Байкал» Андрей Ершов, который активно выступал против установки скульптуры ещё год назад, направил в «соответствующее ведомство» письмо с просьбой обратить внимание на происходящее и «провести проверку законности».

Сам же Даши Намдаков, который минувшим летом принял участие в программе «Мнение» на радиостанции «Эхо Москвы» в Улан-Удэ, подчеркнул: порой дискуссия вокруг его творения была «очень горячей».

Я прекрасно понимаю этих людей. Я вообще очень деликатный и не конфликтный, но у каждого своя правда. Сейчас просто выжидаю и не предпринимаю никаких действий по этому поводу. Недавно встречался с Хамбо ламой (Дамбой Аюшевым, главой Буддийской традиционной Сангхи России - прим. авт .) и он сказал: давай поставим «Хранителя Байкала» на бурятской стороне. Мне эта идея тоже нравится, но это всё должно утрястись как-то само собой, - считает мастер. - Понимаете, если эту скульптуру не взорвут, не расплавят, не закопают в землю или не утопят на дне водоёма, то она простоит две тысячи лет. Бронза - вечный материал, поэтому мы никуда не спешим. Я по-буддийски решил, что «Хранитель Байкала» должен сам собой найти себе место и встать там, а будет это на Ольхоне или на бурятском берегу - уж как сложится.

Отметим, в июне 2017-го года шаманы провели на Ольхоне обряд и духи «разрешили» людям поставить на крупнейшем острове Байкала искусственное древо. Однако ольхонцы всё равно почему-то не в восторге от такого «подарка».

19 сентября в столице открылась VII Московская биеннале современного искусства. На этот раз экспозиции развернулись в Третьяковской галерее на Крымском валу. В основном проекте представлены работы 52 художников из 25 стран мира, в том числе известной исландской певицы Бьорк. Также среди конкурсантов известный бурятский скульптор, художник Даши Намдаков.

Я думаю, что все, кто придет сюда, они почувствуют, что эта биеннале — это биеннале современного искусства, как искусства, а не как художественная иллюстрация к каким-то социальным или политическим идеям. Это очень тонко, очень умно выстроенный проект, при этом показывающий, что то, что происходит в современном искусстве, происходит по всему миру… Но что мне очень нравится в этом проекте, это глубокая гуманистическая направленность каждого из представленных художников и проектов, — подчеркнула директор Третьяковки Зельфира Трегулова в интервью РИА Новости .

В этом году впервые биеннале будет проходить четыре месяца вместо одного. Среди участников основного проекта - Мэтью Барни, Олафур Элиассон, которые создают новые работы специально для участия в Московской биеннале, и известная исландская певица и художница Бьорк. Из российских художников в основной проект отобрали творческое объединение «Куда бегут собаки», Алексея Мартинса, Даши Намдакова, Анастасию Потемкину, Илью Федотов-Федорова, Валю Фетисову.

Куратор биеннале - арт-директор Музея современного искусства в Токио, профессор Токийского университета искусств Юко Хасегава. Она отметила что темой события стали «Заоблачные леса».

Здесь идет взаимообмен между двумя поколениями — облачным и лесным. Облачное поколение — это поколение людей, которые родились уже после изобретения интернета, они связаны друг с другом с помощью этого облака, при этом также открывают для себя новый материальный мир. В то же время существует старшее лесное поколение, которое теснее связано со своими культурными кодами. Здесь мы можем подумать, каким образом мы можем работать теснее с историей и традицией и переносить ее в современный мир, — пояснила она.

Даши Намдаков на Московской биеннале представил инсталляцию «Хранитель Байкала». Она напечатана из экологически чистого биоразлагаемого материала с помощью высокотехнологичного 3D-принтера и будет встречать гостей биеннале до 18 января 2018 года.

С помощью очков виртуальной реальности посетители смогут переместиться на остров Ольхон.

Скандальный монумент всемирно известного скульптора Даши Намдакова «Хранитель Байкала» недавно был установлен на острове Ольхон. Изначально, правда, его планировалось поставить на мысе Хобой, но из-за протестов возмущенной общественности место изменили. И, после недолгих сомнений, скульптура встала неподалеку от местечка Узуры, вдали от туристических маршрутов на севере острова. Как к этому относятся люди с активной жизненной позицией – экологи и сами жители Ольхона?

Сам Мастер от комментариев старается воздерживаться.

Когда лет через десять мы встретимся на Ольхоне, вы сами увидите, что там (около скульптуры) будет паломничество. Конечно, нужно предпринимать меры по охране природы и необходимо ограничить количество людей, чтобы они не затоптали землю. Но у меня там нет никаких коммерческих интересов. Это чистый подарок родине, – сказал Даши Намдаков незадолго до установки «Хранителя Байкала».

Один из самых активных лоббистов установки памятника именно на Ольхоне, иркутский бизнесмен Виктор Бронштейн утверждает, что это одобрил сам лидер монгольских шаманов Баир Цырендоржиев.

Он сказал, что это одно из самых сакральных мест и что духи Байкала будут ликовать, если скульптора будет установлена тут, – утверждает Бронштейн.

Отчасти это подтверждается словами известного прибайкальского шамана Валентина Хагдаева, живущего в Еланцах.

Вопрос мы действительно обсуждали долго, созывали целый экспертный совет. Сначала скульптуру хотели установить у мыса Бурхан – самого известного места на острове, но я был категорически против. Духи могут разгневаться изображением идола. Выбрали Хобой. Это тоже священное место, но если провести специальный обряд и спросить разрешения у божеств, тогда можно. Пускай люди приезжают и любуются.

Хватало и противников установки скандального произведения монументального искусства. От движения «За священный Байкал» к прокурору Иркутской области поступило обращение с просьбой разобраться.

Ничего не известно о том, проводились ли оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза при проектировании данного монумента. Мы заявляем, что эти проекты не имеют ничего общего с традиционными ценностями и верованиями народов, проживающих на Байкале. На наш взгляд, они лишь оскверняют священное имя Байкала, оскорбляют религиозные чувства местных жителей и могут нанести непоправимый вред уникальной экосистеме Ольхона, – был категоричен в суждениях представитель этого движения Андрей Ершов.

Действительно, старший помощник прокурора Наталья Рягузова подтвердила:

К нам поступило два обращения от жителей Ольхонского района о несогласии с установкой скульптуры. В настоящее время организована проверка законности предоставления как земельного участка для установки скульптуры, так и влияния скульптуры на окружающую природную среду. В случае, если установят, что статуя влияет на окружающую среду, не исключено, что она будет демонтирована.

А чуть позднее стало известно, что у прокуратуры нет претензий к новому месту «прописки» статуи. По крайней мере, начальник отдела туризма и рекреации ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Василий Мальцев сообщил:

«В размещении скульптуры на Хобое отказали. Решили (поставить) в Узурах. Проехали туда, обследовали. Там есть небольшая территория муниципалитета. После утверждения новых границ Прибайкальского нацпарка мы изучим расположение с точки зрения законности».

Самым яростным противником установки детища Намдакова на острове оказался иркутский экоактивист и энтомолог Виталий Рябцев.

Лично у меня сама скульптура не вызывает отторжения, лишь ее название. Как и многие, считаю, что «Дух Байкала» не может выглядеть вот так. Но главное возражение: не место таким объектам на особо охраняемой и ценной территории. Пусть стоит в каком-нибудь поселении. Но не в природном ландшафте Ольхона, и без того испытывающем запредельную туристическую нагрузку, – прокомментировал он ситуацию до того, как монумент был установлен. Но когда стало известно об окончательном решении и месте установки, он высказался более категорично:

Речь идет о размещении на природной территории объекта, который не связан с целями, задачами и основной деятельностью особо охраняемой природной территории федерального уровня – Прибайкальского национального парка. Напротив, результатом появления данного объекта станет возникновение еще одного участка, где травяной покров байкальской степи будет полностью уничтожен возникшей автостоянкой, на которой будут единовременно размещаться многие десятки (возможно, и сотни) автомобилей, а также сопутствующей сетью тропинок, вытоптанным участком вокруг статуи. Площадь участка «погибшей природы» составит многие тысячи, а никак не заявленные 900 квадратных метров. То обстоятельство, что участок «не является перспективным для дальнейших исследований», нисколько не снижает его высокую природную ценность.

Однако сами жители Ольхона не столь категоричны и не всегда однозначно «против».

Все последние годы количество туристов, посещающих остров, растет. Все, что это несет природе, – вытаптывание почвы. Лично для меня тем, что может противостоять деградации, является культура, поэтому я поддерживаю все проекты, связанные с повышением общего образовательного и культурного уровня, – объясняет свое видение директор старейшей турбазы на Ольхоне Наталья Бенчарова. – Природа для меня прекрасна, но так же прекрасен и художник, творец, который эту природу интерпретирует, добавляет в нее что-то от себя и возвращает это назад. То есть лично для меня появление скульптуры – жест доброй воли автора, который, тронутый красотой Байкала, делает ему приношение. Тем самым он выражает свое уважение к местности – а что еще может подарить художник? С другой стороны, называя скульптуру Хранителем и придавая ей несколько устрашающий облик, он как бы предостерегает всех от неразумного пользования ее благами. Это сродни изображениям грозных хранителей буддийского учения, которые, по вере последователей буддизма, охраняют чистоту учения от профанации.