Гуманитарии и технари — это миф? Не мешает ли он вашему ребенку развиваться? Кто такой технарь и гуманитарий

Выбор дальнейшей профессии стоит перед каждым школьником. Сегодня система образования подразумевает, что в определенный момент ваш ребенок должен четко понимать профиль своего дальнейшего обучения.

Практически с младших классов заботливые родители пытаются помочь своим детям раскрыть способности и таланты. Стоит признать, что бывает достаточно трудно дать совет своему ребенку. В таких ситуациях определиться помогает тип мышления.

Преподаватели, обучающие ребенка, знакомы с его талантами. Для них не составит труда подсказать гуманитарий он или технарь. Так что же означают данные понятия?

Сегодня в обществе существуют примерные разделения. Например, если ваш ребенок отдает предпочтение точным наукам, таким как математика, физика, то он технарь. А если у него развивается интерес к языкам, изучению художественной или исторической литературы – гуманитарий. Но на практике, все не так-то просто, поскольку встречаются дети со смешанным типом.

Интересно, что можно определить склад ума ребенка по определенным критериям: манера запоминания информации, признании в социуме, жизненным ценностям и целям.

Человек-технарь

Детей с техническим мышлением отличает энергичность, настойчивость и целенаправленность. Их мозг работает с большой скоростью и четкостью. Еще в школе, у них проявляется склонность к алгебре, геометрии и физике, такой ребенок может поладить с любой техникой.

Но, несмотря на свою активность, технари не любят живое общение. Новые открытия, изобретения, след в истории – это участь технарей. Люди с техническим складом ума в своей работе сталкиваются с каким-либо материалом, оборудованием, точными науками.

На практике, это профессионалы своего дела. У человека-технаря всегда все четко и по плану , никаких сторонних размышлений быть не может. Телефоны, компьютеры, автомобили, дома и сооружения – то, без чего мы не мыслим нашу жизнь, заслуга этих людей.

Человек-гуманитарий

Учеными давно определено, что склонность ребенка к различным наукам можно выявить еще с раннего детства. О гуманитарном типе мышления может говорить сильно выраженное тактильное и обонятельное чутье. Среди множества увлечений такие дети отдают предпочтение рисованию или рукоделию.

Основные черты характера гуманитария:

  • коммуникабельность
  • интерес к искусству, традициям, истории, философии
  • желание постоянно развиваться и совершенствоваться

Можно назвать целый ряд общественных наук – лингвистика, филология, юриспруденция, политология. Человек – гуманитарий прекрасно в них разбирается, так как благодаря типу мышления способен владеть языком слов и букв

Дети, которые прекрасно адаптируются в социуме, смело могут найти для себя соответствующую профессию.

Способности и интересы

Говоря о выборе профессии, необходимо учитывать не только возможности ребенка, но и его интересы , склонности. В действительности, это различные вещи. Часто случается так, что ребенку может быть очень нравится определенная школьная дисциплина, но он ее до конца не понимает и не во всем разбирается.

Или наоборот, преподаватель не вызвал у школьника интерес к своему предмету, поэтому ребенок не хочет разбираться в “неинтересном” материале.

Не стоит судить ребенка, опираясь только лишь на школьные оценки. Если мы попытаемся составить соотношение интересов и способностей, то получим различные варианты.

Первый : интересно направление и присутствуют способности – идеальный вариант, который не подразумевает размышлений о выборе профессии. Второй : ребенок не проявляет интерес к направлению, но обладает четко выраженными способностями. Тут стоит задуматься, почему ребенок не хочет заниматься в этой сфере. Быть может проблема в том, что преподавать не разбудил интерес к дисциплине? Или же ребенку просто интересно что-то другое?

Третий: интересно направление, но нет особых способностей. Подумайте, стоит ли в данном случае развивать того, чего нет? Или же просто не было возможности себя проявить? Четвертый: нет интереса к направлению и нет способностей. Здесь все просто – задумайтесь о других направлениях.

И пятый : если присутствует средний интерес как гуманитарным, так и к техническим наукам, обратите внимание на другие направления, например, творческие.

Важно, чтобы именно за ребенком оставалось последнее слово. Это его выбор, и только его. И не нужно ему мешать, даже если вдруг он решит сменить направление.

Помощь родителей и преподавателей заключается только в том, чтобы предоставить ребенку полную информацию обо всех возможных сферах знаний. А уже определиться с областью поможет психологическое тестирование, своего рода профориентационное.

Один человек может писать хорошую прозу, стихи, красиво рисовать, но разобраться в устройстве даже сравнительно простого прибора для него – тяжелая задача. А другой при всем желании не срифмует пары строчек, зато с техникой «на ты». Это понятно и естественно, ведь один из них – «гуманитарий», а другой – «технарь».

Человек гуманитарного склада ума при рассмотрении какого-то вопроса, явления в основном обращает внимание на наиболее запоминающиеся, бросающиеся в глаза признаки. Он способен к логическому мышлению, но до определенного предела. При запоминании какой-то новой информации гуманитарий использует такие признаки, как частичное совпадение по нескольким наиболее значимым характеристикам, а иногда и всего лишь по одному наиболее характерному признаку. Второстепенные признаки гуманитарий, как правило, относит к разряду незначительных мелочей, и поэтому не уделяет им должного внимания.

Именно поэтому ярко выраженному гуманитарию трудно добиться успеха в таких сугубо технических дисциплинах, например, таких, как физика, математика, химия и т.п. Ведь там необходимо тщательно учитывать абсолютно всю известную информацию, вплоть до самой незначительной.

Как мыслит человек-«технарь»

Для ярко выраженного «технаря» сама мысль, что можно пренебречь какой-то информацией, просто потому что она не слишком значима, практически невозможна. Разумеется, человек с техническим складом мышления тоже умеет отличать главное от второстепенного, но он рассматривает и учитывает абсолютно все, вплоть до мелочей. Пытаясь разобраться в чем-то новом или запомнить какую-то информацию, «технарь» не может ограничиться формальным совпадением некоторых наиболее значимых признаков, как это сделал бы гуманитарий. Он обязательно проверит, совпадают ли и второстепенные признаки, и только после этого запомнит информацию или сделает вывод. Один-единственный факт, признак, выбивающийся из общего ряда, заставит технаря заново все проверить и обдумать.

Технарь может показаться слишком дотошным, медлительным (особенно с точки зрения гуманитария). Но это всего лишь естественное следствие особенностей его мышления и поведения.

Поэтому извечный спор, кто важнее – «физики» или «лирики» (то есть, технари и гуманитарии) не имеет смысла. В жизни одинаково важны и те, и другие.

Противопоставляясь при этом естественным и абстрактным наукам на основании критериев предмета и метода. В гуманитарных науках, если и важна точность, например описания исторического события, то ещё более важна ясность понимания этого события. [ ]

В отличие от естественных наук, где преобладают субъект-объектные отношения, в гуманитарных науках речь идёт преимущественно о субъект-субъектных отношениях (в связи с чем постулируется необходимость интерсубъективных отношений, диалога , общения с другим).

Гуманитарные науки включают философию , культурологию , религиоведение , филологию , лингвистику , литературоведение , искусствознание , отчасти (во взаимодействии с социальными науками) историю , психологию , антропологию , этнографию , когнитивистику , а также ряд других, неконвенциональных дисциплин, например, изучающих метаморфозы человека и человечества под воздействием техносреды (техногуманистика) .

Гуманистика - это область самопознания и самосозидания человека и человечества. О чем бы ни писались гуманитарные сочинения: об эстетике итальянского Возрождения или об эпических сказаниях древней Индии, о взаимовлиянии романских и германских языков или о кантовской философии времени и пространства, - всюду перед нами предстает образ человека в разных его воплощениях. Мы сопоставляем себя с ними, находим общность и отличия, а значит, глубже познаем себя и одновременно становимся более человечными. [ ]

Гуманитарные науки учат:

понимать и выражать себя;

понимать других людей и общаться с ними;

понимать другие культуры и эпохи;

понимать цели человечества и ход истории;

сознательно строить свою личность в творческом взаимодействии с другими индивидами и культурами;

История возникновения [ | ]

Можно также отметить трансформацию традиционного разделения наук, ведущего свою историю от Аристотеля по линии Кант - Коген - Бахтин. А именно - разделение логического, этического, эстетического и совершенно особым образом религиозного опыта ответственности.

  1. В логике рассматриваются причинно-следственные отношения объективного в смысле естественно-научной рациональности, в этом отношении мир рассматривается с позиции субъекта, который опредмечивает и упорядочивает объекты мира сущего. В некотором роде, это определённый масштаб отношения к миру явлений как к всеобщей и абсолютной субстанции.
  2. В этике отношение к другому как к самому себе, в этой области формулируются значимые нравственные максимы и ссылки на авторитет.
  3. В эстетике речь идет об отношении автора и героя, зрителя и произведения. В этом отношении всегда сталкиваются два несовпадающих друг с другом сознания, где одно завершает другое во всех трансгредиентных (фон, образ, художественное оформление и пр.) ему моментах.
  4. Область религии коррелирует с этическим, но выходит за пределы этого разделения, поскольку речь идет об общении с Богом (в том числе чтение религиозной литературы, форма этого общения и пр.).

Здесь мы в первую очередь имеем дело с когеновской идеей заданности исследования выбранным способом и отношением к описанию или же, говоря словами Г. Когена, «методология подхода конституирует предмет исследования».

Предмет и метод [ | ]

В статье «Время картины мира» Мартина Хайдеггера мы читаем, что в гуманитарных науках критика источников (их обнаружение, выборка, проверка, использование, сохранение и истолкование) соответствует экспериментальному исследованию природы в науках естественных.

Но основная задача гуманитарного исследования, по мнению Бахтина, заключается в проблеме понимания речи и текста как объективаций производящей культуры. В гуманитарных науках понимание проходит через текст - через вопрошание к тексту, чтобы услышать то, что может только, сказаться: намерения, основания, причины цели, замыслы автора. Это понимание смысла высказывания движется в модусе анализа речи или текста, событие жизни которого, «то есть его подлинная сущность, всегда развивается на рубеже двух сознаний, двух субъектов» (это встреча двух авторов).

Тактим образом, первичной данностью всех дисциплин гуманитарных наук является речь и текст , а основным методом становится реконструкция смысла и герменевтическое исследование.
Ключевая проблема гуманитарных наук - это проблема понимания .

Гуманитарные науки и гуманитарные технологии [ | ]

Цель гуманистики - самосознание и самотрансформация человека, причем не только индивидуума, но и всего человечества. Гуманитарные науки, не ограничиваясь чисто исследовательским подходом, призваны изменять то, что они изучают Отсюда один из самых острых методологических вопросов: о практическом, конструктивном потенциале гуманитарных наук, об их воздействии на сознание общества, на этику, на культуру, литературу, искусство, язык. Если естественные науки преобразуют природу посредством техники, а социальные науки преобразуют общество посредством политики, то гуманитарные науки еще только находятся в процессе разработки методов своего практического воздействия на культуру. .

Дословно понятие «гуманитарий» означает "человечный, великодушный, вольный". Этим словом называют области деятельности и науки, связанные с искусством,

философией, психологией, с изучением человеческого сознания, культурных и социальных процессов.

Эрудированный творец, образованный естествоиспытатель

Гуманитарий - кто это? «Внутренним ядром» понятия, скрытым от глаз обычных людей, можно назвать ученых, связанных с социальным и культурным изучением общества, преподавателей некоторых дисциплин. К толще общей гуманитарной культуры можно отнести писателей и искусствоведов, журналистов-аналитиков и представителей арт-, кино, театральной критики.

Гуманитарии - это интеллектуалы, создающие и формирующие стиль общественного мышления. «Науками о духе» можно назвать специализированные эмпирические области знания, изучающие, исследующие культурные, исторические, психические и социальные феномены. Химик и биолог, археолог и медик, артист и философ, лингвист и экономист - это гуманитарий, то есть представитель профессии, не связанной со сложными математическими вычислениями и логическими размышлениями.

Что отличает гуманитария от технаря?

Гуманитарий - что это такое? Принято считать, что люди, увлеченные искусством, историей и литературой, любящие говорить и выступать перед публикой, легко усваивающие иностранные языки, имеют гуманитарный склад ума и обладают высокой чувствительностью. Ко всему сказанному, считается, что у них совершенно отсутствуют способности к математическим наукам, зато развито воображение и романтическое восприятие действительности.

Людей с так называемым техническим складом ума принято считать более активными, энергичными и приземленными. Они целеустремленны, настойчивы и более уверены в себе. Их стилю мышления приписывают более высокую скорость, четкость и последовательность. Людям с таким аналитическим и логическим мышлением ближе области жизни, связанные с математикой, информатикой и физикой.

Как отличить одних от других?

Можно использовать разные критерии для того, чтобы отличить два этих типа людей:

  • цветовые предпочтения;
  • отличия в стиле одежды;
  • способы запоминания новой информации;
  • поведение в обществе и в семье, ценности;
  • способы передачи знаний и информации.

Целями людей с техническим являются поиски алгоритмов, всеобъединяющих формул и оптимизация процессов. Гуманитарии - это те, кто стремится получить расширенные знания о предмете изучения. Первые умеют упрощать и конкретизировать информацию, выстраивать логические цепочки. Вторые используют красочные и обширные аналогии, применяя свойства памяти.

Кому нужны эти общественные науки?

К сожалению, та деятельность, которой занимаются ученые-гуманитарии - это мало востребованный обществом, редко понимаемый тип знаний. Основная масса людей, вовлеченная в круговорот повседневной обыденности, относится к философским и социально-гуманитарным знаниям как к роскоши и прихоти. Обычным людям вполне хватает сведений о том, что «плохо» или «хорошо», кто такой «дурак», а кто такой «умный», так или по-другому необходимо вести себя в определенных ситуациях.

Представители современного общества научились управлять явлениями материального мира. Человека восхищают утилитарные, конкретные результаты и технологические возможности использования законов природы для удовлетворения своих потребностей. В техногенном обществе востребовано умение решать конкретные практические задачи, выдавать алгоритмы и схемы для этого, а не способность размышлять, задавая вопросы.

Кто умнее: технарь или гуманитарий?

Необоснованные утверждения некоторых о том, что умственные способности технарей и математиков выше, чем у представителей сильно преувеличены. На самом деле любой гуманитарий легко может освоить любую техническую профессию благодаря своей хорошей памяти. Технарь вряд ли справится с таким процессом, хотя бывают и исключения из правила.

Если спросить человека: «Вы гуманитарий. Что это значит?», он может начать долгие и красивые рассуждения о высоком значении его профессии в развитии мировой науки. Получить конкретный ответ будет довольно сложно. В изучении дисциплин, далеких от точных вычислений, отсутствует ярко выраженная последовательность получения навыков. От осознания кропотливости и скучности мелкой работы для получения незначительного результата готовность выполнять эту работу у гуманитария быстро пропадает.

Почему западные компании ищут гуманитариев?

Современная наука помогает человеку удовлетворять насущные потребности. Технократические стремления общества выделили такие профессии, как нефтяники и геологи, экспериментаторы и физики, космонавты и создатели летательных аппаратов. Однако в последнее время крупнейшим компаниям нужны таланты.

Гуманитарии - это специалисты, которые в наши дни занимаются постижением и технических специальностей. Разносторонне образованные сотрудники с гибким мышлением и творческими идеями востребованы даже в различных финансовых организациях. Это происходит потому, что студентам многих гуманитарных факультетов присущи такие навыки, как более острый критический взгляд на действительность, они лучше владеют техниками решения конфликтов, чем многие специалисты-технари.

Искусство думать

В одних профессиях важно иметь хорошую память и способности анализировать (историк, юрист), в других имеет значение развитое воображение и (педагог, журналист). В некоторых профессиях даже при блестящем развитии способностей необходимы определенные качества характера (философ, логопед, психолог, искусствовед). Однозначного ответа на вопрос: «Гуманитарий - что это такое?» - не существует. Во многих областях нужны смешанные

способности. К ним можно отнести следующие специальности:

  • социология и лингвистика;
  • преподавание технических дисциплин;
  • экономические специальности;
  • сфера управления.

Специалисты перечисленных профессий должны обладать и хорошей памятью, и умением аналитически мыслить, и делать математические вычисления, и владеть элементами ораторского мастерства, и уметь грамотно разрешать конфликтные ситуации. Математик, изучивший менеджмент, или финансист, практикующий психологию, ответят на утверждение: «Вы гуманитарий», что это действительно так и есть. Искусство думать приветствуется в любой области жизнедеятельности человека, в любой профессии. Невозможно представить себе как и лингвистику, без гуманитарных и математических знаний. Политология невозможна без математической обработки данных.

В средневековые времена и арифметика входила в число свободных искусств, которыми назывались Разве сейчас кто-нибудь будет спорить, что все изменилось!

На самом деле гуманитарий - не тот, кто любит читать хорошие книжки. Любить читать должен каждый нормальный человек, обладающий воображением. Великий физик Альберт Эйнштейн восхищался Достоевским. Генеральный конструктор космических кораблей Сергей Павлович Королев регулярно перечитывал «Войну и мир» и знал наизусть многие стихи Есенина. Но это не сделало их гуманитариями.

Бывает и хуже: последние годы «гуманитариями» корректно называют тех, кто, отсидев 10 лет в школе, не может посчитать площадь квадрата и не помнит таблицу умножения. Как правило, это обычные лентяи. Но слово «лентяй» обидное, а «гуманитарий» – нет.

Конечно, гуманитарные науки отличаются от точных. Но совсем не так, как кажется многим. Дело в том, что естественные (точные) науки стремятся к построению объективной картины мира. Гуманитарные же имеют дело с человеческим сознанием. А оно, во-первых, всегда нелинейно, во-вторых, тяжело поддается формализации, а в-третьих, очень субъективно. Психологи говорят, что у любого явления есть как минимум семь объяснений, а в любой ситуации – семь способов действия. Поэтому главная задача гуманитария – увидеть многозначность и сложность явлений, их принципиальную незамкнутость.

Например, литературный текст для гуманитария – это способ познания мира. Мы можем познавать себя с помощью текста. Можем анализировать взаимоотношения героев. Можем рассматривать, как и из чего текст сделан. Изучать, каким образом человек (в данном случае автор) составляет модель, которая начинает жить собственной жизнью. Если человеку интересно смотреть на эту многозначность и вертеть ее, как калейдоскоп, – он гуманитарий. Если хочется просто восхищаться – он хороший человек. Но это не имеет отношения к гуманитарным профессиям.

Вы думаете, филологи – это те, кто любит литературу? О нет! Филологи литературу изучают и препарируют. Они уже не могут любить книги наивной трепетной любовью. А тот, кто остается в таком первозданном состоянии, обычно не особо котируется как специалист.

«Гуманитариями» иногда называют себя и люди искусства – те, кто идет во ВГИК, Щепкинское или Суриковское училища. Увы, искусство и гуманитарные дисциплины – это разные вещи. Искусство апеллирует к чувствам, а гуманитарные науки – к разуму. Да, в Средневековой Европе гуманитарные науки назывались свободными искусствами (кстати, в их число входила и арифметика), но со времен Средневековья много воды утекло.

Тому, кто хочет поступить в творческий вуз, нужно учиться думать и анализировать. И в этом может помочь изучение литературы. Опыт людей, лишь вступающих во взрослую жизнь, обычно достаточно ограничен. А литература дает множество моделей восприятия массы душевных оттенков и жизненных коллизий. Так что если человек в 16-17 лет не прочитал определенного количества текстов и не пропустил их через себя, значит почти наверняка работа его души не налажена.

Формально для поступления в большинство творческих вузов хватает 55-60 баллов по литературе. Но на самом деле, чтобы стать артистом, режиссером, музыкантом, художником, мало «изучить» программные произведения по кратким пересказам. Их надо пропустить и через сердце, и через разум.
Так что быть гуманитарием непросто. Гуманитариями не рождаются – этому надо учиться.