Факты о космонавтах в космосе. Интересные факты о космосе, космонавтах и планетах

Юрий Алексеевич Гагарин

Первый полет человека в космос проходил на высоте 302 км. Юрий Алексеевич Гагарин облетел Землю на скорости 28 000 км/ч за 108 минут (1 час 48 мин). При старте ракеты первый космонавт произнес: "Поехали!", и уже через несколько минут это русское слово повторял весь мир!

Алексей Архипович Леонов

Первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, так же был наш соотечественник - Алексей Архипович Леонов. Когда космонавт оказался в открытом космосе, произошла внештатная ситуация - его скафандр раздулся и Леонов не смог пройти в люк. Неизвестно чем закончилось бы это происшествие, если бы отважный космонавт не предпринял попытку снизить давление в скафандре. Все завершилось хорошо, однако, первый выход в космос продолжался вдвое дольше запланированного.

Валентина Владимировна Терешкова

Стоит помнить, что и первой женщиной-космонавтом стала представительница нашей страны - Валентина Владимировна Терешкова. Кроме того, Валентина Владимировна до сих пор остается единственной женщиной, которая совершила космический полет в одиночку. Есть у наших космонавтов и другие рекорды. Самый длительный полет - 438 суток - совершил Валерий Поляков. А другой космонавт - Геннадий Падалка - за пять полетов провел в космосе 878 суток, что так же является мировым рекордом.

Международная космическая станция

МКС - Международная космическая станция - представляет собой огромный и очень сложный конструктор. Отдельные блоки, создаваемые на Земле в разных странах, выводили в космос и уже там собирали станцию. Начали строить станцию в 1998 года, а первые космонавты попали на МКС в 2000 году. Строилась станция 10 лет.

Вход в атмосферу посадочного модуля

Одним из самых сложных, но и красивых, этапов космического полета является приземление. В момент, когда космический корабль входит в плотные слои атмосферы, его охватывает пламя, которое видят космонавты в иллюминаторы. С Земли это выглядит, словно, огромный метеор приближается к нашей планете. Незадолго до приземления, космический аппарат начинают притормаживать с помощью парашюта, но, чтобы избежать резкого толчка, сначала выпускается маленький парашют, потом парашют побольше, и, наконец, самый главный парашют.

Вид Земли из космоса

Несмотря на то, что космические корабли летают высоко над Землей, современная аппаратура позволяет им детально рассмотреть все, происходящее на нашей планете. Однако, и без специальных приборов Земля выглядит красиво, словно, живая карта. Множество космических аппаратов, находящихся сейчас на орбите, помогают человечеству наблюдать за природой, составлять карты, следить за состоянием экологии и делать много других полезных дел.

Это лишь небольшая часть интересного о космосе. Хотите знать больше? Приезжайте в Москву, в Парк Горького! Там снова функционирует космическая обсерватория для детей. 12 апреля, в честь Дня Космонавтики, вход в обсерваторию, мастер-классы и лекции будут бесплатными - об этом сообщается на сайте Парка Горького.

10 интересных фактов из истории космонавтики, о которых вы не знали

Космонавт - одна из самых опасных профессий, доступных современному человеку. Но в абсолютных цифрах она таковой не выглядит: за 56 лет истории пилотируемой космонавтики и после более чем 500 полетов на низкую орбиту и к Луне известно всего 5 инцидентов, которые закончились жертвами. Такие цифры - результат того, что космонавтика также является одной из самых серьезных профессий, где свято чтут технику безопасности и понимают значение огромного количества предварительных проверок.

Космонавты учатся крайне долго, и совсем не факт, что вы когда-нибудь все же полетите в космос, а не останетесь на Земле в качестве инструктора или сотрудника ЦУП. Но то, что от работы космонавтов в некоторой степени зависит будущее человеческого вида и наша судьба в космосе, не значит, что и они не могут немного повеселиться. После небольшого исследования мы собрали забавные ситуации и истории о некоторых космических миссиях. В следующий раз, вглядываясь в звезды и удивляясь бесконечности возможностей космоса, разрешите себе немного посмеяться над этими интересными и иногда забавными моментами на пути к космическому просветлению человечества.

Непотопляемая Молли Браун и первая в истории космическая контрабанда

История мировой пилотируемой космонавтики официально началась с полета Юрия Гагарина на космическом корабле «Восток». В 1961 году СССР совершенно заслуженно открыл «ачивку» «Доставить человека в космос». Первый американский астронавт побывает в космосе вскоре после Гагарина, а первые выходы в открытый космос Леонова и Уайта будут осуществлены с разницей всего в несколько месяцев.

Запуск «Джемини-3» стал большим шагом в космос для США: это был первый американский многоместный космический корабль с экипажем на борту. Для мировой космонавтики он стал первым пилотируемым аппаратом, совершившим орбитальный маневр. А еще - первым в истории средством доставки в космос контрабанды и первым (и пока единственным) кораблем для сэндвича с говядиной. Пилот капсулы Джон Янг втайне провез его на орбиту, потому что не мог терпеть дегидрированную еду. Факт вероломного преступления вскрылся уже в полете, когда Янг достал сэндвич из кармана и показал командиру Гриссому. Крошки после укуса летали по всей капсуле, идея оказалась неудачной, и Янгу пришлось спрятать его обратно в карман скафандра.

Пилот Джон Янг и командир Вирджил Гриссом в капсуле «Джемини-3». Фото: NASA



Что-то похожее должна была есть в полете команда корабля. Фото: NASA



Легендарный контрабандный сэндвич с говядиной, залитый в акриле. Сейчас хранится в Мемориальном музее Гриссома. Фото: Raymond K. Cunningham, Jr./Collectspace

Выходка Янга была встречена медиа и конгрессом крайне негативно. Политики посчитали, что 10 секунд, потраченные на бестолковое поедание сэндвича в орбитальном полете длиной всего 5 часов, - слишком дорогое развлечение для страны. Тем более тогда, когда в полете тестируется еда для будущих стартов к Луне. Но руководство NASA восприняло инцидент более спокойно, а Джон Янг в будущем даже стал участником экспедиции «Аполлона-10».

C полетом «Джемини-3» связана еще одна история. Командир экипажа Вирджил Гриссом настаивал на том, что его космический корабль должен иметь собственное имя. Так как первый корабль, на котором он летал, после посадки затонул в океане, Гриссом хотел официально назвать «Джемини-3» в честь хитового в то время мюзикла «Непотопляемая Молли Браун». Руководство NASA не поддержало идею по поводу названия, которое вообще подразумевает какое-либо затопление, и попросило придумать другое. В ответ Гриссом и Янг предложили «Титаник», на что, конечно, получили полный запрет называть капсулу хоть как-то. Официально ни один из кораблей программы «Джемини» так и не получил собственного имени, но при старте Гриссом сказал в эфир: «Ты в пути, Молли Браун!» - и кличка закрепилась в переговорах между диспетчерами. Американская космонавтика вернулась к практике придумывания имен для космических аппаратов только в программе «Аполлон», когда появилась необходимость различать между собой два пилотируемых элемента одного корабля: командный модуль и спускаемый лунный модуль.





Несмотря на то, что кличка «Молли Браун» не использовалась официально, после миссии были изготовлены вот такие патчи. Фото: NASA



И вот такие памятные медальоны. Фото: Heritage Auctions

Путающиеся стропы парашюта и корабль «Восток-2»

Космонавт - это человек, который садится в маленькую капсулу на бомбе размером с 15-этажный дом и полностью осознает драматизм этой ситуации. Любое неверное действие в полете вас убьет, а чтобы понимать, какое же действие будет неверным, космонавты и команда наземной поддержки днями проводят тренировки и испытания систем. А еще космонавты умеют с юмором относиться к своей работе и возможности возникновения такой ситуации, потому они чаще оказываются готовы к ней (конечно, благодаря тренировкам и испытаниям).

Герман Титов был одним из первых космонавтов, гордостью СССР и до сих пор остается самым молодым человеком, побывавшим в космосе (в 26 с небольшим лет). Его полет на корабле «Восток-2» был намного продолжительнее первого полёта в космос. В результате человечество узнало о негативном влиянии невесомости на вестибулярный аппарат. Или, если говорит простыми словами, о «космической болезни».

Корабли серии «Восток», в отличие от американских аналогов, имели одну существенную особенность: они не возвращались на поверхность вместе с космонавтами. Экипаж катапультировался из капсулы после торможения в плотных слоях атмосферы на 7-километровой высоте. Еще до полета, на предварительных тренировках у Титова были выявлены проблемы со стропами парашюта, которые путались после катапультирования. И это было немаленькой проблемой, которая абсолютно точно могла его убить.

Уже стоя возле капсулы на ракете Р-7, коллеги Титова в напутствие напомнили ему об инциденте на тренировках и в шутку отметили, что, если стропы запутаются в реальном полете, им «придется уволить его из космонавтов». Напутствие сработало: через 25 часов и 17 витков вокруг планеты Герман Степанович благополучно вернулся на Землю, а на месте его посадки сейчас установлена памятная стела.



Старт ракеты Р-7 и корабля «Восток». Кадр из советского документального фильма о полете Германа Титова «700 000 километров в космосе»



Космический корабль «Восток». Фото: РСЦ «Энергия»/ESA/Space.com



Одна из фотографий Земли из космоса с автографом Германа Титова

Космический туалет «Джемини-7» и немного туалетного юмора по пути к Луне

Вам может показаться, что самый жуткий кошмар, который заставляет просыпаться астронавтов и космонавтов по ночам, - это нечто вроде того, что вы могли видеть в фильме «Гравитация». Однако есть ситуации и намного более банальные, но не менее жуткие, чем столкновение вашего корабля с космическим мусором или станцией. Американским астронавтам Фрэнку Борману и Джеймсу Ловеллу пришлось пройти через такой бытовой кошмар.

В рамках полета «Джемини-7» экипаж должен был собирать свою мочу для последующего анализа. Но устройство для сбора несколько раз давало протечки. Несмотря на все усилия, команда так и не смогла собрать все парящие по капсуле шарики урины. Чтобы понимать драматизм момента, нужно знать, что обитаемый объем капсулы «Джемини» - 2,55 кубического метра. Астронавты застряли там на 13 суток и 19 часов при нулевой гравитации с летающими вокруг частичками собственной мочи. Позже, когда у них спрашивали об ощущениях от полета, экипаж сравнил его с двумя неделями, проведенными в мужском туалете. Очень маленьком туалете размером с субкомпактный легковой автомобиль, без уборщицы и освежителей воздуха.



Встреча «Джемини-7» и «Джемини-6А» на орбите. Фото: NASA



Земля и Луна с борта «Джемини-7». Фото: NASA



Приводнение «Джемини-7». Долгожданный свежий воздух уже близко. Фото: NASA

Транскрипция переговоров экипажей кораблей «Аполлон» и наземных служб были рассекречены еще в начале семидесятых, после окончания «космической гонки». С появлением и распространением интернета в них, конечно, традиционно нашли «доказательства» того, что экипажи слышали по радио сигналы НЛО, а NASA снова что-то скрывает. Но в них было и кое-что поинтересней - одна из величайших неразгаданных тайн человечества: кто же неудачно сходил в туалет в модуле «Аполлона-10» на шестой день полета?

Миссия «Аполлона-10» была последней экспедицией к Луне перед высадкой. В рамках полета команда корабля должна была повторить и еще раз проверить все операции, которые предстояло провести команде «Аполлона-11», кроме последнего этапа - непосредственно самой высадки на поверхность. На шестые сутки полета, за пять часов до включения двигателя для осуществления маневра возврата к Земле в командном модуле произошел пикантный разговор.





Транскрипция переговоров команды «Аполлон-10». Изображение: NASA



А кто это сделал?!

5:13:29:44 Командир: Оу, кто это сделал?

5:13:29:46 Пилот командного модуля: Кто сделал что?

5:13:29:47 Пилот лунного модуля: Что?

5:13:29:49 Командир: Кто это сделал? [Смеется.]

5:13:29:51 Пилот лунного модуля: Откуда это взялось?

5:13:29:52 Командир: Скорее, дайте мне салфетку. Тут в воздухе плавает д****о.

5:13:29:55 Пилот командного модуля: Я этого не делал. Это не мое.

5:13:29:57 Пилот лунного модуля: Я не думаю, что это мое.

5:13:29:59 Командир: Мое было более липкое. Выбросите это.

5:13:30:06 Пилот командного модуля: О, господи.

5:13:30:08 [Смех.]

Разобравшись с проблемой, команда вернулась к выполнению обычных обязанностей. Впоследствии, уже при полете к Земле экипаж несколько раз вспоминал инцидент с юмором, но больше такие ситуации не повторялись. Здесь стоит еще раз вспомнить о том, что космические исследования не только крайне опасны, но и очень сложны. И совершенно обыденные на Земле ситуации в космосе проявляются с другой стороны. Если сегодня у экипажа МКС есть сравнительно комфортный вакуумный туалет и конструкции, которые позволяют воспользоваться им без опасности загадить всю станцию, то у экипажей космических кораблей «Аполлон» и «Союз» такой роскоши не было.



Юджин Сернан, Джон Янг и Томас Стаффорд на фоне ракеты «Сатурн V». Фото: NASA



Командир экипажа Томас Стаффорд гладит нос игрушечного пса Снупи перед посадкой на корабль. Имя Снупи было кличкой лунного модуля «Аполлона-10». Фото: NASA



Земля с борта «Аполлона-10». Фото: NASA



Устройство для сбора «твердых» отходов человеческой жизнедеятельности. Фактически представляло собой пакет, закреплявшийся на нижней части тела. Специальная таблетка внутри предотвращала образование в пакете бактерий и газов. Фото: NASA

Вульгарный «Аполлон-10» и пьяный «Аполлон-8»

Полет «Аполлона-10» отметился в истории космонавтики не только туалетным инцидентом, но и рядом вскрывшихся проблем с космическим аппаратом, которые учли на Земле при подготовке следующего полета. После отделения лунного модуля на орбите у Луны и отработки совместного орбитального полета в программе модуля возник сбой, который на короткий срок сделал капсулу неуправляемой. К счастью, сбой не привел к бо́льшим поломкам, экстренной отмене миссии или жертвам. Частота пульса пилота Сернана поднялась до 129 ударов в минуту. А на те несколько минут, пока модуль бесконтрольно вращался, астронавты превратились в настоящих моряков и вспомнили каждое грязное слово, описывая лунную поверхность, появлявшуюся и исчезавшую в иллюминаторе. Когда команда благополучно вернулась на Землю, их ждал приветствующий баннер от коллег «Полет „Аполлона-10“ - только для взрослой аудитории».

«Аполлон-8» стартовал за пять месяцев до миссии «Аполлона-10» и был первым космическим кораблем, в рамках полета которого люди достигли другого небесного тела. А еще его полет пришелся на рождественскую ночь, которую команда провела на лунной орбите. Чтобы отблагодарить их за такую жертву на благо человечества, управление полетами включило в паек три миниатюрные бутылочки бренди на праздничный ужин. Это привело к неловким ситуациям в космосе. Сын одного из диспетчеров управления спросил, кто управляет кораблем, если они все выпившие. На что астронавт Уильям Андерс ответил: «Я думаю, в основном сейчас рулит Исаак Ньютон».



Транскрипция переговоров экипажа. Изображение: NASA


Одна из нераспечатанных бутылок бренди, летавших на «Аполлоне-8». Сейчас находится в личной коллекции Джеймса Ловелла - пилота командного модуля корабля. Фото: Heritage Auctions



Последняя ступень ракеты «Сатурн V» с борта «Аполлона-8». Фото: NASA

Достоверно известно, что NASA готовилось к рождественскому эфиру заранее, а среди личных вещей астронавтов также была Библия. После полета, уже на Земле экипаж в интервью рассказывал, что конкретных инструкций на этот счет для них не было и их просто попросили отметить вечер как-то «достойно». В результате астронавты начали зачитывать в эфир отрывки из Библии. Некоторые источники пересказывают историю о японском корреспонденте, который освещал из США полет «Аполлона-8». Тогда администрация NASA предупредила прессу, что в ящиках их столов будет по экземпляру Библии. Согласно легенде, корреспондент отблагодарил агентство «за оперативное предоставление расшифровки переговоров». Но документальных подтверждений этому, к сожалению, нет.

Космическая лодка «Союз ТМА-11»

Реальная посадка космического корабля - это не шутка, и она не похожа на посадку в фантастических фильмах. Эта часть космического полета, возможно, самая опасная и напряженная для команды. Спускаемый аппарат буквально врезается в плотные слои атмосферы, его поверхность нагревается до нескольких тысяч градусов, а экипаж может испытывать перегрузку до 9g. Во время посадки многое может пойти не так, как планировалось, и, даже если экипаж доберется до Земли целым и невредимым, существенное отклонение от расчетного места посадки чревато, например, встречей с дикой живностью или падением капсулы с высокого обрыва. Но иногда проблемы или комичные ситуации создают совсем не дикие животные.

Штатная посадка корабля «Союз ТМА-20М». Взрыв под капсулой - это работа шести двигателей мягкой посадки, срабатывающих на высоте 70 сантиметров от поверхности. Фото: Роскосмос

В такой ситуации во время возвращения с МКС в 2008 году оказался экипаж корабля «Союз ТМА-11»: Юрий Маленченко (Россия), Пегги Уитсон (США) и Ли Со Ен (Южная Корея). Один из пироболтов, перед посадкой разделяющих корабль на три части, не сработал, и «Союз» вошел в атмосферу с одним из модулей, болтающимся где-то на корпусе. К счастью, болт со временем сдался, но такого полета с раскаленным шаром по соседству было достаточно, чтобы ситуация целиком вышла из-под контроля. Корабль совершил крайне жесткую посадку, отклонившись от расчетной точки на 420 километров и существенно осложнив его поиски для наземных служб. А после посадки на местности начался пожар. Юрий Маленченко, крайне ослабленный полугодом в невесомости, смог выбраться наружу и повстречал двух местных жителей - казахов, привлеченных к месту посадки парашютом и дымом от горящей травы. Американский астронавт Крис Хэдфилд в своей книге «Руководство астронавта по жизни на Земле. чему научили меня 4000 часов на орбите» описывает эту встречу со слов Юрия.

«Вы откуда взялись?» - спросил один из них.

Юрий пытался объяснить, что они упали прямо из космоса, но их это, видимо, не сильно интересовало.

«Ладно, а что у вас за лодка? Откуда взялась лодка?» - спросил житель, не понимающий, как эта «плоскодонка» («Союз») может плавать в космосе.

Мужчины помогли космонавткам выбраться из капсулы, а Юрий Маленченко попросил их достать из корабля оборудование для радиосвязи, так как возвращаться в капсулу самому уже не было сил. «Нет проблем!» - вызвались помочь мужчины, забрались в «лодку» и… начали набивать карманы всем, что попадалось под руку. Юрий был слишком обессилен, чтобы вмешаться, но вскоре в небе показался первый спасательный вертолет и новые знакомые прекратили безобразничать.



Пожар вокруг места посадки корабля «Союз ТМА-11». Фото: novosti-kosmonavtiki.ru/А. Пантюхин



Юрий Маленченко. Фото: novosti-kosmonavtiki.ru/А. Пантюхин

12 апреля, День космонавтики, - памятная дата истории человечества. В этот день совершен первый полет человека в космос.

12 апреля 1961 года мир был потрясен сообщением ТАСС о том, что с территории Советского Союза выведен на орбиту вокруг Земли первый в истории космический корабль «Восток» с человеком на борту, пилотируемый гражданином Союза Советских Социалистических Республик Ю. А. Гагариным.

Юрий Гагарин... Бесстрашный рыцарь космоса, славный сын нашей великой Родины. Человек, покоривший небо. Человек, подвиг и улыбка которого покорили нашу планету.

12 апреля 1961 года. Эта дата навсегда вошла в историю человечества. Весенним утром мощная ракета-носитель вывела на орбиту первый в истории космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли - гражданином Советского Союза Юрием Гагариным на борту.

Старт космического корабля "Восток-1"

108 минут длился первый космический полет. В наши дни, когда совершаются многомесячные экспедиции на орбитальных космических станциях, он кажется очень коротким. Но каждая из этих минут была открытием неизвестного.

Полет Юрия Гагарина доказал, что человек может жить и работать в космосе. Так появилась на Земле новая профессия - космонавт.

Профессия космонавта особая, она предъявляет к человеку очень высокие требования. Космонавт, прежде всего, должен обладать отменным здоровьем. Ему приходится работать в необычных условиях: при выведении на орбиту и особенно при возвращении на Землю на него действуют немалые перегрузки. Так, десятикратная перегрузка означает, что космонавт, например, при собственном весе 80 кг ощущает свой вес равным 800 кг. А на орбите он попадает в условия невесомости, совершенно непривычные для человека, родившегося и живущего в условиях земной силы тяжести.

Космонавт должен быть мужественным и смелым человеком, находчивым в любых ситуациях, уметь быстро разбираться и принимать правильные решения в стремительно меняющейся обстановке. Каждый старт в космос - полет во враждебную для человека среду, где царят вакуум, невесомость, смертельные для человека излучения. И хотя в космическом корабле или на орбитальной станции космонавт защищен прочным непроницаемым корпусом, внутри для него созданы практически привычные для человека условия жизнедеятельности, непредвиденные аварийные ситуации могут возникать и на Земле при испытаниях космической техники, и в космосе, и при возвращении на Землю. Летопись пилотируемых космических полетов хранит не только героические, но и трагические страницы истории освоения космоса.

Космонавт должен превосходно знать космическую технику и безукоризненно владеть ею. Уже первые космические корабли обладали очень сложным техническим устройством. С тех пор космическая техника стала еще более сложной и совершенной, что предъявляет еще более высокие профессиональные требования к космонавту. Только идеальное взаимодействие космонавта с космическим кораблем может обеспечить полностью успешное выполнение программы полета.
Наконец, космонавт - это исследователь, и он должен не только хорошо знать программу исследований и экспериментов, но и уметь работать с научной аппаратурой. А с каждым годом научные программы космических полетов становятся все шире и насыщеннее, научная аппаратура - все сложнее и разнообразнее.

После полета Юрия Гагарина каждый старт человека в космос становился новым шагом в освоении космического пространства. Удлинялись сроки полетов, расширялись программы научно-технических исследований и экспериментов, космонавты овладевали все более сложной космической техникой. Полет Германа Титова продолжался свыше суток, а Валентина Терешкова, первая женщина-космонавт, находилась в космическом полете почти трое суток.

Валентина Терешкова. Первая женщина в космосе.

В марте 1965 года Алексей Леонов стал первым космонавтом, который в специальном скафандре вышел из корабля «Восход-2» и в течение примерно 20 мин находился в открытом космосе.

Из космонавтов США наиболее известны Н. Армстронг, Э. Олдрин и М. Коллинз - экипаж космического корабля «Аполлон-11», который в июле 1969 года совершил полет к Луне с высадкой на ее поверхность. Н. Армстронг и Э. Олдрин стали первыми людьми, побывавшими на Луне.

В 70-е годы советская программа пилотируемых космических полетов была направлена на создание долговременных орбитальных станций со сменяемыми экипажами - магистрального пути человека в космосе. Доставляемые транспортными космическими кораблями «Союз» на орбитальные станции «Салют», советские космонавты совершили целый ряд длительных космических экспедиций. Так, полет космонавтов П. И. Климука и В. И. Севастьянова на корабле «Союз-18» и орбитальной станции «Салют-4» продолжался почти 64 суток. На базе орбитальной станции «Салют-6» был создан научно-исследовательский комплекс «Салют-6» - «Союз», который регулярно снабжался топливом и другими необходимыми материалами автоматическими грузовыми кораблями «Прогресс». На этом орбитальном научно-исследовательском комплексе советские космонавты Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко, В. В. Коваленок и А. С. Иванченков, В. А. Ляхов и В. В. Рюмин совершили рекордные по продолжительности космические полеты длительностью соответственно 96, 140 и 175 суток.

Союз-Апполон

В 70-е гг. успешно развивалось сотрудничество космонавтов различных стран непосредственно в космосе. В июле 1975 г. был выполнен совместный экспериментальный полет космического корабля «Союз-19», пилотируемого советскими космонавтами А. А. Леоновым и В. Н. Кубасовым, и космического корабля «Аполлон», пилотируемого американскими космонавтами Т. Стаффордом, Д.Слейтоном и В. Брэндом. В 1978-1980 гг. по программе «Интеркосмос» вместе с нашими космонавтами на советских космических кораблях «Союз» и орбитальной станции «Салют-6» совершили полеты космонавты Чехословацкой Социалистической Республики, Польской Народной Республики, Германской Демократической Республики, Народной Республики Болгарии и Венгерской Народной Республики.

Станция "Мир"

На смену «Салютам» пришло третье поколение околоземных лабораторий - станция «Мир», которая представляла собой базовый блок для построения многоцелевого постоянно действующего пилотируемого комплекса со специализированными орбитальными модулями научного и народнохозяйственного значения. Орбитальный комплекс «Мир» находился в эксплуатации до июня 2000 года - 14,5 лет вместо пяти предусмотренных. За это время на нем было проведено 28 космических экспедиций, в общей сложности на комплексе побывали 139 российских и зарубежных исследователей космоса, было размещено 11,5 тонн научного оборудования 240 наименований из 27 стран мира.

Космический комплекс «Мир» сменила на орбите Международная космическая станция (МКС), в строительстве которой участвовали 16 стран. При создании нового космического комплекса широко использовались российские достижения в области пилотируемой космонавтики. Эксплуатация МКС рассчитана на 15 лет, но, возможно, она отработает намного больше намеченного срока.

Сегодня мы видим поразительные успехи космической техники: вокруг Земли обращаются десятки тысяч спутников, космические аппараты сели на Луну, Венеру и Марс, несколько космических аппаратов покинули пределы Солнечной Системы и несут на себе послания Внеземным Цивилизациям. Марсоходы «бороздят» поверхность Марса. Ко многим планетам Солнечной системы направлены исследовательские космические зонды. Астрономы делают потрясающие открытия благодаря находящимся в космосе различным по функциональности космическим телескопам.

На МКС, все не так, как на Земле. Конечно, люди те же, планета, которую видно из иллюминатора, тоже наша, родная. Но вот условия пребывания в космическом пространстве, в условиях полной невесомости, полностью изменяют жизнь космонавтов. За один день вы можете видеть 16 рассветов.


Да, на низкой орбите Солнце встает и садится каждые полтора часа, так что спать при таком цикле практически невозможно. Для того, чтобы наладить жизнь команды МКС, была создана обычная 24-часовая система, основанная на так называемом “среднем” гринвичском времени. Это часовой пояс, пролегающий где-то на полпути между Москвой и Хьюстоном. Кстати, встают космонавты по звонку, сигналу, который отправляется из ЦУП-а на МКС. Звуковой сигнал – мелодия, которую выбирает либо сам астронавт, либо его семья.

В космосе вы становитесь выше.

Именно так, из-за отсутствия притяжения Земли, позвоночник немного удлиняется, и вы становитесь выше примерно на 5-8 сантиметров. К сожалению, это не очень хорошо, и подобный “рост” сопровождается различными усложнениями. Например, может болеть спина, или ущемится нерв. Всякое случается.

Космонавты не храпят.


Человек, который храпел на Земле, в космосе храпеть не будет. Все потому, что именно сила притяжения вызывает храп. В космосе отмечены лишь единичные случаи храпа спящих космонавтов. Кстати, некоторые другие отклонения сна тоже исчезают в условиях невесомости.

Соль и перец приходится смешивать с водой.


Конечно, приправы у космонавтов – в жидком виде. Как вы представляете себе соление или перчение пищи в условиях невесомости? Поэтому приходится создавать различные жидкие приправы, которые улучшают вкус продуктов из рациона космонавтов. В противном случае использование приправ было бы большой проблемой.

Самый долгий период пребывания в космосе – 438 дней.

Дольше всех в космосе пробыл русский космонавт Валерий Поляков. Он оставался на борту космической станции “Мир” 438 дней (это 14 месяцев). Его миссия завершилась в 1995 году. Почти каждый космонавт страдает космической болезнью.


Да, и так бывает. Очень многие космонавты в течение первых дней в условиях невесомости испытывают все неприятные ощущения, связанные с проявлением космической болезни. Эта “болезнь” проявляется в потере ориентации, в том, что человек перестает ощущать положение рук и ног. Некоторые вообще постоянно чувствуют себя вверх ногами. По статистике, каждый второй космонавт испытывал неприятные ощущения, связанные с проявлением “синдрома адаптации к космосу”. Да, есть и такое название. Но все становится хорошо уже через несколько дней – неприятные ощущения уходят. На Земле космонавтам тяжело приспособиться к силе тяжести.


По возвращении на Землю людям приходится заново адаптироваться к нашим условиям. Особенно страдают астронавты из-за того, что никак не могут привыкнуть к падению вещей. Они уже усвоили, что предметы свободно парят в воздухе, и подсознательно продолжают ожидать того же и на Земле. Вот так и получается, что космонавт может попробовать оставить чашку в воздухе, забывая, что она сейчас упадет и разобьется.

День космонавтики традиционно отмечается 12 апреля. Установленная дата связана с первым полетом человека в космос. В 1961 году советский космонавт Юрий Гагарин стартовал с космодрома «Байконур» на космическом корабле «Восток-1» и впервые совершил орбитальный облет Земли. Предложил установить праздник второй летчик-космонавт СССР Герман Титов. Он обратился в ЦК КПСС. После этого вышел указ Президиума Верховного Совета СССР с соответствующим постановлением. Кстати, в этот же время отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. А в 2011 году на специальном заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция, официально провозгласившая 12 апреля Международным днем полета человека в космос.



Шнурок Гагарина


Возвращения Юрий Гагарина из космоса ждал весь Советский Союз. За нашими победами следили и далеко за пределами СССР. Больше всего людям, конечно, запомнились кадры со встречи космонавта после первого полета. А точнее, его развязавшийся шнурок. На самом же деле, это был не шнурок, а болтающаяся тесемка подтяжки носков. Говорят, что из-за сползшего носка Юрия Гагарина по ноге очень больно била металлическая пряжка, однако советский космонавт дошагал по дорожке до «пункта назначения» под прицелом камер и взглядов миллионов не останавливаясь.

Как инженеры побороли космическую невменяемость?
До того, как Юрий Гагарин отправился в космос, никто и предположить не мог, каким именно образом человеческая психика может отреагировать на невесомость, космос, полное отстранение и одиночество. Но с гипотетической угрозой сойти с ума бороться было необходимо, как минимум, предусмотрев для этого специальные технические механизмы выявления психологического состояния человека. Так, для перевода корабля с автоматического на ручной режим управления была создана защита с вводом цифрового кода, который находился в запечатанном конверте. Предполагалось, что в состоянии невменяемости Юрий Гагарин не сможет открыть конверт и понять код. Правда, перед самым началом полета код ему все-таки сказали.

Во что превращаются слезы в космосе

Многих людей по вполне понятным причинам интересует масса вопросов, связанных с тем, мол, а как оно там – в космосе. Например, некоторые пытаются узнать, могут ли космонавты ТАМ плакать. Отвечаем – не могут. То есть, в теории, конечно, да, тем более, если очень хочется, но слезы не стекают привычно вниз. Они остаются на глазах в виде маленьких шариков. Более того, плакать космонавтам не советуют вообще – слезы могут вызывать неприятное жжение и потом эти самые шарики приходится убирать руками.

Космический туалет


Некоторых сильно интересует весьма деликатный вопрос – туалет. Это на Земле кому-то тема может показаться нетактичной, а для невесомости людей этому специально учат. Программа предполетной подготовки предусматривает работу на «тренажере позиции». Космонавту необходимо занять правильное положение на стульчаке и при этом смотреть не в какую-то отстраненную точку, а на монитор. Картинка на экран выводится с камеры, установленной под ободком унитаза. Конструкция подразумевает специальные фиксаторы для ног и бедер. Они в невесомости удерживают тело в сидячем положении. Отходы из космического туалета удаляются с помощью мощных всасывающих наносов. Далее твердые отходы отправляются в специальные емкости для утилизации, а жидкие фильтруются до состояния чистой воды. Уборные, как в России, так и, например, в Америке, разработаны и произведены в РФ. Стоимость каждого из них приблизительно 19 млн долларов.

Путешественник во времени. Кто это?
Наш, российский космонавт Геннадий Падалка провел на орбите в совокупности 878 дней. Это мировой рекорд. Вместе с тем, Падалка успел поставить и другой рекорд. Именно он является «обладателем» самого продолжительного путешествия во времени среди жителей планеты. Согласно теории относительности, чем больше скорость, с которой движется объект, тем сильнее для него замедляется время. Благодаря космическим полетам Сергей Крикалев, например, на 1/45 секунды моложе, чем если бы он оставался все время на Земле.

Чем пахнет лунная пыль?
Начитавшись Николая Носова с «Незнайкой на Луне», наслушавшись небылиц про космическое пространство, каждый второй ребенок задавался вопросом, как пахнет лунная пыль? Отвечаем – порохом. Чистоплотные американские астронавты пытались тщательно очистить свои скафандры, возвращаясь с Луны на корабль, но от лунной пыли было никуда не деться. Так было определено, что она источает своеобразный для космоса запах – запах земного пороха.

Почему перед полетом космонавты смотрят «Белое солнце пустыни»?
Традицией всех советских и российских космонавтов стал просмотр кинофильма «Белое солнце пустыни» перед полетом. Дело в том, что после гибели трех космонавтов корабля «Союз-11» экипаж «Союза-12» сократился до двух человек. Перед стартом они смотрели как раз этот фильм, а после удачной миссии заявляли, мол, товарищ Сухов буквально стал третьим членом экипажа.

Кто храпит?
Сон – это здоровье, здоровье космонавта – один из основополагающих факторов. Так что, помехи сну – враги космонавтики. Традиционная помеха – чужой храп, но только на Земле. Дело в том, что в невесомости захрапеть физически невозможно.

Силиконовая грудь и космос
Путешествие в космос как поездка, к примеру, в Финляндию, правда, очень-очень дорогая поездка – одна из давних фантазий людей. Много лет весь мир обсуждает, когда же эту мечту можно будет воплотить. Конечно, точных сроков мы не назовем, зато с уверенность можно сказать, что дамам с силиконовым бюстом поездка в космос заказана – в невесомости силикон имеет свойство взрываться.