Евангельские сюжеты в живописи художников. Евангельские сюжеты в древнерусской иконе и светской живописи. Новый Завет. Трапезный стол. Фрагмент

Посещение Марией Елизаветы.
А. А. Иванов. 1840-ые, конец - 1857 г. Бумага, акварель, кисть, перо, итальянский карандаш. 33,3х44,4.

Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем. Евангелие от Луки 1:39-47


Благовещение. Копия с картины С. Мартини.
А. А. Иванов. 1850-е. Рисунок из альбома


Благовещение.
А. А. Иванов. 1850-е.


Благовещение (по Матфею). Композиция росписи стены.
А. А. Иванов. 1850-е


Сон Иосифа («Не бойся принять Марию, жену твою»).
А. А. Иванов. 1850-е. Бумага, акварель, итальянский карандаш. 25,2x38.
, Москва


Сон Иосифа («Не бойся принять Марию, жену твою»).
А. А. Иванов. Бумага, акварель, белила, итальянский карандаш


Явление ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа. Эскиз.
А. А. Иванов. 1850-е. Бумага коричневая, акварель, белила, итальянский карандаш. 26,4х39,7.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Славословие пастухов.
А. А. Иванов. 1850 г. Бумага, акварель, белила, итальянский карандаш.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Ангел повелевает Иосифу вернуться в землю Израилеву.
А. А. Иванов. 1850 г. Бумага, акварель, кисть, перо, итальянский карандаш. 35х41,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Проповедь Иоанна Крестителя. Фрагмент.
А. А. Иванов


Проповедь Иоанна Крестителя.
А. А. Иванов. 1850-е. 39,9x58,3.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. Евангелие от Марка

Евангелие начинается с Иордана…


Проповедь Иоанна Крестителя.
А. А. Иванов. 1850-е.


Явление Христа народу.
Первоначальный эскиз картины.
А. А. Иванов


Фигура Христа (поколенная)
А.А. Иванов. Этюд для головы и фигуры Христа картины 1837-1857 „Явление Христа народу" („Явление Мессии"), находящейся в ГТГ. 1833-1857. Бумага на холсте, масло. 61 х 44,7
На подрамнике наклейка с надписью чернилами: 62 (48) Фигура I. Христа до колънъ. м. к. Собранiе М. П. Боткина; графитным карандашом: № 62. Б; красным карандашом: 039220 ГТГ; синим карандашом: КГ МРИ Вх 1054

Инв. № Ж-5271. В Каталоге 1980 не датирован. Датируется временем работы над картиной: между 1833 и 1857.

http://www.tez-rus.net/ViewGood37175.html


Фигура Христа (в рост)
Этюд для головы и фигуры Христа картины 1837-1857 „Явление Христа народу" („Явление Мессии"), находящейся в ГТГ. 1833-1857. Бумага, наклеенная на холст и надставленная по верхнему и боковым краям, масло. 81,5 х 61,5.
На обороте холста надпись чернилами рукою М. П. Боткина (?): Александръ Ивановъ; на подрамнике наклейка с надписью чернилами: 64 (52) Фигура I. Христа въ ростъ. м. к. Собранiе М. П. Боткина; графитным карандашом: пор. № 64 Б
Поступил: в 1917 из собрания М. П. Боткина (Петроград)
Инв. № Ж-3861. В Каталоге 1980 не датирован. Датируется временем работы над картиной: между 1833 и 1857.
Государственная Третьяковская галерея. Москва
http://www.tez-rus.net/ViewGood37176.html


Явление Мессии (Явление Христа народу).
А. А. Иванов. Холст, масло. 540x750.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Это произошло в Вифаваре при Иордане, когда Иоанн Предтеча крестил иудеев. И видит он идущего к нему Иисуса: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». (Ин 1:29-31).

«Мой сюжет всемирный. Идя вслед за алканием пророков, я остановился на Евангелии - Евангелии от Иоанна! Тут на первых страницах увидел я, что Иоанну Крестителю поручено было Богом приготовить народ к принятию учения Мессии, и, наконец, лично представить Его! Сей последний момент выбираю я предметом картины моей», - писал Александр Иванов.

Название картины - «Явление Христа народу» - позднейшего происхождения. А. А. Иванов никогда не называл так свое произведение. Наиболее часто в его письмах и записях встречается название «Явление Мессии» или «Появление Мессии». В научной литературе за картиной закрепилось именование «Явление Мессии».


Крещение.
А.А. Иванов. 1840(?). Бумага, карандаш, 27,2х38,8.
Отдел рукописей Российской государственной библиотеки


Крещение.
А.А.Иванов. Эскиз. Бумага, масло, 26х36,2.
Государственная Третьяковская галерея


Искушение Христа.
А. А. Иванов.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Христос и Никодим.
А. А. Иванов. 1850 г. Бумага коричневая, акварель, белила, кисть. 26,5x39,5.
Государственная Третьяковская галерея

Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите,- как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Евангелие от Иоанна

После казни Иисуса Никодим приносит дорогие благовония и вместе с другим тайным учеником Христа Иосифом Аримафейским участвует в погребении Христа.


Умножение хлебов.
А. А. Иванов. 1850-е. 26x42.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Евангелие от Иоанна


Хождение по водам (Христос спасает начавшего тонуть Петра).
А. А. Иванов. 1850-е. Бумага коричневая, акварель, белила. 26,7x39,2.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. Евангелие от Матфея


Женщины служат Христу.
А. А. Иванов. 1850-е. 26,5x39.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Женщины служат Христу имением своим.
А.А. Иванов. Конец 1840-х – 1850-е. Бумага, акварель, белила, итальянский карандаш 26,4х44,4.
Государственная Третьяковская галерея

Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим. Евангелие от Луки


Преображение.
А. А. Иванов. 1850-е. Бумага, акварель, итальянский карандаш. 26,5х40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Преображение.
А. А. Иванов. 1850-е. 26x40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Преображение.
А.А. Иванов. Эскиз. Бумага, масло, 29х44,2.
Государственная Третьяковская галерея


Проповедь Иисуса Христа на горе Елеонской о втором пришествии. Эскиз.
А. А. Иванов. Сер. 1840-х гг. 47,5x53,5.

«Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Евангелие от Матфея 24: 3


Проповедь Христа на берегу озера.
А. А. Иванов.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Проповедующего в притчах Христа хотят схватить первосвященники и фарисеи.
А. А. Иванов. 1840-ые, конец - 1857. Бумага, акварель, итальянский карандаш. 26,3x40,2.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Изгнание торгующих из храма.
А. А. Иванов. 1850-е. Бумага, акварель, белила, карандаш. 26x40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.


Проповедь Христа в храме.
А. А. Иванов. 1850-е. 26х40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Евангелие от Иоанна


Фарисеи посылают учеников своих с иродианами спросить Иисуса, позволительно ли давать кесарю подать.
А. А. Иванов. 1850-е.


Тайная вечеря.
А. А. Иванов. 1850-е.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Тайная вечеря.
А. А. Иванов. Акварель, сепия, бумага коричневая. 26,5х39.
Авторская копия акварели из Третьяковской галереи.
Государственный Русский музей


Тайная вечеря.
А. А. Иванов. 1850 г. Бумага, акварель, белила, итальянский карандаш. 26,6х40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Выход после Тайной вечери.
А. А. Иванов. 1850 г. 26х40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда.»(Евангелие от Иоанна)


Христос в Гефсиманском саду.
А. А. Иванов. 1850 г. 26х40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Молитва в Гефсиманском саду (Моление о чаше).
А. А. Иванов. 1850-е. Бумага серая, акварель, белила, итальянский карандаш. 26,4х39,7.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

…и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. Евангелие от Луки


Поругание Христа у первосвященника Каиафы.
А. А. Иванов. 1850-е. 27х39,2.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

И закрывши Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? Евангелие от Луки


Бичевание Христа.
А. А. Иванов. 1850-е. 29,5х46,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. Евангелие от Иоанна


Богоматерь, ученики Христа и женщины, следующие за Ним, смотрят издали на распятие.
А. А. Иванов. 1850-е. Бумага коричневая, акварель, белила. Лист склеен из двух частей. 26,3х40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим. Евангелие от Марка


Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа.
А. А. Иванов. 1850 г. Бумага коричневая, акварель, белила, кисть. 43,5х60,5
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев,- просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим,- приходивший прежде к Иисусу ночью,- и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.» (Евангелие от Иоанна)


Воскресение. Эскиз.
А. А. Иванов


Ангел отваливает камень от гроба.
А. А. Иванов. 1850-е. 26х40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба, и сидел на нем. Евангелие от Матфея


Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения.
А. А. Иванов. 1835 г. Холст, масло. 242х321.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей. Евангелие от Иоанна

Картина повергла в восхищение Академию. «Какой стиль!» – изрек перед нею почтенный профессор Егоров. Больше ничего говорить и не надо было, все стояли в восхищении. Это был единственный общественный успех в жизни Иванова, доставивший ему известность. Ему было присуждено звание академика, что открывало блестящие возможности для карьеры. Неофит.ру


Явление Христа ученикам по Воскресении.
А. А. Иванов. 1850-е.


Вознесение.
А. А. Иванов. 1850-е.

На сороковой день по воскресении Иисус вывел апостолов из города в Вифанию и благословил их, завещав им проповедь Царства Божия всем народам. “Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и в Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо” (Деян. 1, 8–11)


Проповедь апостола Павла в римской тюрьме.
А. А. Иванов. 1850-е.

Евангельские сюжеты в русской живописи

Евангельские сюжеты

Поленова В.Д.

Шевченко С.И.

Учитель ОРКСЭ, ОПК

МОУ «Гимназия № 1»

г. Железногорск


Евангельские сюжеты в русской живописи

Евангельские сюжеты

Поленова В.Д.

Родился 20 мая (1 июня по новому календарю) 1844 года в Петербургев семье археолога и библиографа Д. В. Поленова. После получении среднего образования Василий поступил в петербургскую Академию художеств (1863 г.), а чуть позже начал посещать лекции на юридическом факультете в университете.

В 1872 г. окончивший оба курса с отличием Поленов награждается поездкой за границу за счёт академии. Он побывал в Вене, Венеции, Флоренции, Неаполе, длительное время жил в Париже. Визит домой был недолгим; в 1876 г. художник отправился добровольцем на сербо-черногорско-турецкую войну.

В последующие годы много путешествовал по Ближнему Востоку и Греции (1881-1882, 1899, 1909 гг.), Италии (1883-1884, 1894- 1895 гг.). В 1879 г. вступил в общество художников-передвижников. В 1882-1895 гг. преподавал в Московском училище живописи, ваяния

и зодчества.

В признание заслуг Поленова в 1893 г. избрали действительным членом Академии художеств. С 1910 г. он занимался развитием провинциальных театров, став через три года руководителем специальной секции при Московском обществе народных университетов.

Поленов известен как автор разножанровых произведений. Он обращался к историко-религиозным темам - «Христос и грешница» (1886-1887 гг.), «На Тивериадском озере» (1888 г.), «Среди учителей» (1896 г.); в 1877 г. создал серию этюдов кремлёвских соборов и дворцовых палат; в разное время делал театральные декорации.

По его эскизам были построены церкви в Абрамцеве (в соавторстве с В. М. Васнецовым) и в Бехове под Тарусой (1906 г.). Но наибольшую славу Поленову принесли пейзажи: «Московский дворик» (1878 г.), «Бабушкин сад», «Лето» (оба 1879 г.), «Заросший пруд» (1880 г.), «Золотая осень» (1893 г.), передающие поэтическое очарование уголков городской жизни и первозданной русской природы.

Последние годы жизни художник провёл в усадьбе Борок, где организовал музей художественных и научных коллекций. Здесь с 1927 г. действует музей-усадьба В. Д. Поленова.




Когда в 1871 году Василий Дмитриевич заканчивал Академию художеств, то на конкурс представил картину «Воскрешение дочери Иаира», за которую получил Большую золотую медаль.

Библейская история изображена художником в момент, когда дочь Иаира уже воскресла, то есть драматичность смягчена, виден уже результат волшебства, а не сам его процесс.

Многие отмечали большую теплоту чувства, выраженного Поленовым в образе девочки, тянущей худенькую руку к Христу.

Воскрешение дочери Иаира


Поленов был гуманистом. Он верил в любовь, в победу добра над злом, в чистоту и доброту. И, тем не менее, в картинах на Евангельские темы, можно заметить некоторую трагически-грустную ноту. Будто реальная жизнь внесла свои коррективы в «свет» задуманных полотен. И это очень видно на картине "Христос и грешница".

Сюжет «Христа и грешницы» наиболее соответствовал его желанию показать нравственную силу и торжество тех гуманистических идей, которые нес людям Христос, их красоту и истинность.

Полвека из своей жизни Поленов положил на создание живописного цикла «Жизнь Христа», составлявшего более пятидесяти полотен.

Весь путь Христа он прошел пешком и не раз. С этой целью он объехал Палестину, Сирию и Египет, сделав там множество этюдов.

Картина Христос и грешница. 1888



А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему.

Среди учителей


Евангельский динамизм, отразившийся в картинах Александра Иванова и Николая Ге, сменился у Поленова тихой созерцательностью. Огромную роль играет окружающий Христа пейзаж. Устранены все театральные эффекты, которые были свойственны картинам многих других художников, писавших на библейские темы.

События протекают в обстановке обыденности. Только величественная восточная природа подчеркивает духовный смысл совершающегося.


В картине «На Генисаретском (Тивериадском) озере». 1888 Поленов остается верен трактовке образа Христа, заданной в первой картине цикла ("Христос и грешница".). Перед нами, прежде всего, человек, остро сочувствующий другим людям. Изменен лишь контекст - если в первой работе Христос был показан среди людей, то здесь он - один, погружен в себя. Природа, как всегда у Поленова, соответствует состоянию человеческой души, как бы подчеркивая, выявляя это состояние.

Пустынный пейзаж, тающие в воздухе очертания далеких холмов. Голубые утренние тени лежат у ног сидящего на каменистой земле Христа. Природа объемлет его своим покоем и тишиной, погружая в состояние мечтательной задумчивости. Мягкий свет и воздух, приглушая краски, словно легким прозрачным покрывалом окутывают фигуру Христа, придавая образу одухотворенность, поэтичность. Акцентируя в образе Христа человеческое начало, художник вовлекает зрителя в круг размышлений о глубинном смысле бытия.

На Генисаретском (Тивериадском) озере. 1888


Тема гармонического слияния человека и природы находит дальнейшее развитие в «Сидящем Христе» (1893–96 гг.)

На огромном валуне - одинокая фигура странника с посохом в руках. О чем его думы и мечты? Об этом можно много размышлять. Возможно, глубже проникнуть в замысел художника помогут слова Эрнеста Ренана, которого так ценил и уважал Поленов: "Эти горы, море, лазурное небо, эти высокие равнины на горизонте для него были не меланхолическим видением души, вопрошающей природу о своей судьбе, но определенным символом, просвечивающей тенью невидимого мира и нового неба".

Сидящий Христос (1893–96 гг.)


«Привели детей» (1890–1900-е гг., из цикла «Из жизни Христа».)

«Привели детей»

(1890–1900-е гг., из цикла «Из жизни Христа».)


В 1909 году труд по созданию цикла "Из жизни Христа" был завершен (хотя были и еще возвращения к этой теме). При этом Поленов стремился запечатлеть не столько драматические эпизоды и события его жизни, сколько показать Христа, природу, которая его окружала. "Мои картины служат главным образом изображением природы и обстановки, в которой совершались евангельские события", – писал Поленов о своем цикле Л. Толстому.

Возвестила радость плачущим.

Из цикла «Из жизни Христа». 1899-1909


Источники:

Русские художники от «А» до «Я»./ Е.М. Адленова, И.А. Борисовская, Т.И. Володина, Е.С. Гордон и др. - М.: Слово/ SLOVO, 1996. - 216с.

Поленов: 50 художников. Шедевры русской живописи. 2010 год, вып. 6./ текст Александр Панфилов. – М.: ООО «Де Агостини», 2010. – 31 с.

Http://krotov.info/spravki/persons/19person/1844pole.html библиотека Якова Кротова

Http://www.artprojekt.ru/gallery/polenov/index.html сайт, посвященный жизни и творчеству В.Д. Поленова

Http://regina-sitnikova2009.ya.ru/replies.xml?item_no=134 репродукция картины «Христос и грешница»

Http://history-life.ru/post123686646 прекрасные репродукции с картин В.Д. Поленова из Евангельского цикла «Из жизни Христа» смотреть

Русский художник, музыкант и деятель театра Василий Поленов долго не решался обратиться в творчестве к Библейской теме. Пока не случилось страшное: его любимая сестра серьезно заболела и перед смертью взяла слово с брата, что он начнет «писать большую картину на давно задуманную тему "Христос и грешница".

И он сдержал слово. После создания этой картины Поленов приступил к созданию целого цикла картин под названием "Из жизни Христа", которому он отдает несколько десятилетий неустанных творческих и духовных поисков. Поленов для это даже совершает путешествие через Константинополь, Афины, Смирну, Каир и Порт-Саид в Иерусалим.

Генрих Семирадский

Выдающийся художник-портретист Генрих Семирадский, хоть и был по происхождению поляком, с юности чувствовал органическую связь с русской культурой. Возможно этому способствовала учеба в харьковской гимназии, где рисование преподавал ученик Карла Брюллова Дмитрий Безперчий.

Семирадский привнес в свои полотна на библейские сюжеты живописность, что сделало их яркими, запоминающимися, живыми.

Деталь: Принимал участие в росписи храма Христа Спасителя.

Александр Иванов

"Он оставил себе в учителя одного божественного Рафаэля. Высоким внутренним инстинктом почуял он истинное значение слова: историческая живопись. И внутреннее чувство обратило кисть его к христианским предметам, высшей и последней степени высокого", - писал о знаменитом живописце Николай Гоголь.

Александр Иванов - автор картины "Явление Христа народу", которая стоила ему 20 лет настоящего труда и творческого подвижничества. Иванов также делал акварельные эскизы к росписям "Храма человечества", но почти никому их не показывал. Только после смерти художника эти рисунки стали известны. В историю искусства этот цикл вошел под называнием "библейские эскизы". Эти эскизы были изданы более 100 лет назад в Берлине и с тех пор больше не переиздавались.

Николай Ге

Картина Ге "Тайная вечеря" потрясла Россию, как когда-то "Последний день Помпеи" Карла Брюллова. Газета "Санкт-Петербургские ведомости" сообщила: "Тайная вечеря» поражает оригинальностью на общем фоне сухих плодов академической выправки", а члены Академии Художеств, непротив, долго не могли определиться в суждениях.

В "Тайной вечере" Ге трактует традиционный религиозный сюжет как трагическое противостояние героя, жертвующего собой ради блага человечества, и его ученика, навсегда отказывающегося от заветов учителя. В образе Иуды у Ге нет ничего частного, только общее. Иуда – собирательный образ, человек "без лица".

Деталь: К евангельским сюжетам Николай Ге впервые обратился под влиянием Александра Иванова

Илья Репин

Cчитается, что никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин. Современники восхищались мастерски выполненными многофигурными жанровыми композициями и как-будто бы "живыми" портретами.

Илья Репин в своем творчестве неоднократно обращался к евангельской теме. Он даже отправился в качестве паломника на Святую Землю, чтобы увидеть самому те места, где ходил и проповедовал Христос. "Я почти ничего не писал там - некогда, хотелось больше видеть... Написал образ русскую церковь - голову Спасителя. Хотелось и свою лепту положить в Иерусалим…" Позже он говорил: "всюду живая Библия", "так грандиозно я почувствовал Бога живого", "Боже! Как великолепно чувствуешь свое ничтожество до небытия".

Иван Крамской

Свое полотно "Воскрешение дочери Иаира" Иван Крамской обдумывал целое десятилетие. В начале 1860 года он делает первый набросок, и только в 1867 году - первый вариант картины, который его не удовлетворил. Чтобы увидеть все, что сделано в этом роде, Крамской совершает путешествие по Европе с обязательным посещением лучших музеев мира. уезжает в Германию. Он ходит по картинным галереям Вены, Антверпена и Парижа, знакомится с новым искусством, и позже совершает поездку в Крым - в районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале так похожие на палестинскик пустыни.

Марк Шагал

Автор знаменитого "Библейское послание" Марк Шагал с детства любил Библию, считаяее необыкновенным источником поэзии. Так как он происходил из еврейской семьи, то довольно рано началпостигать азы образования в школе при синагоге. Спустя много лет, уже взрослым человеком, Шагал в своем творчестве пытался осмыслить не только Ветхий, но и Новый завет, тяготеет к пониманию фигуры Христа.

Введение. Евангельские сюжеты в искусстве

Экранизация Евангелия: от иллюстрации до авторской трактовки текстов.

·«Иисус из Назарета» Дж. Дзефирелли. Изложение на тему.

·«Евангелие от Матфея» П.П. Пазолини. «Я так вижу».

·«Последнее искушение Христа» М. Скорсезе. Авторское, слишком авторское.

·«Страсти Христовы» М. Гибсон. «Так все и было…»


Введение


Евангельские сюжеты в произведениях искусства явление довольно частое. «Искусство - это тоска по идеалу», - так определял этот вид деятельности Андрей Тарковский. Следовательно, создание произведения искусства, должно пониматься как создание идеального образа, достижение которого, составляет смысл жизни, и одновременно трагедию жизни, потому как достижение идеала невозможно само по себе. Смысл заключен в процессе. Итак, понятие искусства связано с понятием идеала. В первую очередь с идеалом человека, как носителя высоких нравственных ценностей. Одним из первых создать такой образ попытался Достоевский. «Я хочу создать образ совершенно прекрасного человека», - так он формулировал свою задачу на страницах дневника, где фиксировал мысли по поводу работы над романом «Идиот». Примером «совершенно прекрасного человека» для него был Иисус Христос, именно его чертами писатель наделил главного героя романа. То есть, в данном случае, имело место обобщение качеств одного человека и перенесение на другого, в другой контекст, сохраняя элемент узнавания. Кинематограф охотно пользовался этим способом - тот или иной евангельский сюжет переносился в условия современной режиссеру реальности, задавая тем самым глубину восприятия произведения. Пример: фильм Скорсезе «Таксист», где за современным Нью-Йорком угадываются черты Содома и Гоморры, а главный герой - ангел осуществляющий акт возмездия. Но одно дело отдельные образы, мотивы и сюжеты Евангелия, и другое - работа со всем текстом. История Иисуса, изложенная в Новом завете, неоднократно становилась материалом для кинематографа. При этом только режиссеры авторского направления брались за данный материал. Авторский взгляд на Евангелие иногда вступал в спор с первоисточником, иногда полностью соответствовал букве Писания.


«Иисус из Назарета» Дж. Дзефирелли. Изложение на тему


Дзефирелли в своей картине наглядно показал, что изобразить идеал технически возможно, но с точки зрения художественного результата невыполнимо. Целью режиссера, снимавшего фильм по заказу католической церкви, видимо было создание научно-популярного изложения описывающего евангельские события. Создается впечатление, что это вариант для тех, кто еще не знаком с текстом Нового Завета, и после просмотра обязательно должен прочесть. Картина Дзефирелли скорее похожа на сказку. В том смысле, что изображаемые события и Иисус, как главный герой повествования, будто бы сошел со страниц произведений фольклора. Для этих произведений характерно полное идеализирование героя и отсутствие объяснений т.н. чудесных событий. Объяснений не с точки зрения науки или рациональной логики, а с точки зрения законов жанра. Ведь содеянное чудо не есть прямое отображение произошедшего, за фактом скрываются обобщенные понятия. А в фильме они даны именно потому, что в Евангелие так написано. Следование букве, а не смыслу, поставлено было во главу замысла. Следование этому принципу породило усредненный, конформный вариант, подходящий для всех.

Однако, при рассмотрении контекста появления картины много становится понятным. К году выпуска картины было создано множество фильмов, где главное действующее лицо некий герой, обладающий экстраординарными способностями и помогающий людям. Эти фильмы имели достаточно серьезный зрительский успех, снятые масштабно с привлечением спецэффектов, они производили впечатление на зрителя. При этом, ни одна постановка по текстам Евангелия на могла соперничать с данными фильмами по такому критерию, как зрительский успех. А для создателей фильма «Иисус из Назарета» было важен именно этот фактор - фильм, а, следовательно, и герой должен понравиться всем. Поэтому авторы и пошли по пути создания образа Иисуса, как внешне привлекательного героя, обладающего способностями помогать людям, а при работе над изображением добивались красочности и поражающей эпичности. И, надо сказать, авторы добились своей цели - по опросам телеаудитории, фильм понравился всем, кто его посмотрел, у большинства зрителей, сложился положительный образ Христа. Однако Дзефирелли режиссер не последнего порядка, поэтому ему удалось выполнить задачу и при этом выдержать баланс между символическим, реалистическим и психологическим подходами к изображению.


«Евангелие от Матфея» П.П. Пазолини. «Я так вижу»

Пазолини, как представитель авторского кинематографа, на мог пойти по пути простого изложения материала. «Я так вижу», - сакраментальная фраза приписываемая людям, которые занимаются художественным творчеством, употреблена в случае картиной Пазолини неслучайно. «Евангелие от Матфея» итальянского режиссера снята чуть ли не в документальной манере, зритель становится чуть ли не соучастником событий, а камера становится его (зрителя) глазами. Таким образом, эта история как бы подсмотрена современным человеком. Пазолини до предела насыщает картину различными видами фактурных натуральных материалов. Здесь и камень, и дерево, и ткани - все абсолютно настоящее, реальное, осязаемое, за счет этого достигается эффект достоверности происходящего. Даже лица - Пазолини очень долго искал людей на самые незначительные роли - поражают фактурностью, биография, реально прожитая жизнь отпечатана на этих лицах. Все съемки велись на натуре - изначально планировалась Иордания, но Пазолини нашел более подходящую в Тоскане. Поиски натуры были подчинены единственному требованию - соответствию замыслу режиссера, по которому история, описанная в Евангелии, должна быть передана как реально происходящая. На большинство ролей были приглашены непрофессиональные актеры, что, во-первых, исключало элемент узнавания закрепившегося за актером образа, во-вторых, работало на замысел. На роль Иисуса также приглашен непрофессионал, однако в отличие от всех прочих персонажей его лицо современно. В документально зафиксированную реальность картины проникают и другие приметы современности - в одной из сцен звучит джазовая композиция. Пазолини предлагает нам свою версию событий, при этом настаивая на их реальности. Последнее как раз и является авторской трактовкой Евангельской истории. В своих теоретических работах Пазолини говорил о том, что стилистические особенности, сама манера изложения играет ключевую роль в понимании произведения. Иисус у Пазолини - это революционер, который пошел на смерть ради собственных убеждений, он не отрекся от них, ожидая, что его жертва станет провозвестницей потрясений в обществе, которые разрушат старые устои книжников и фарисеев. Современный типаж актера, исполняющего роль Иисуса, говорит нам, что эти потрясения должны произойти в современном режиссеру мире. Пазолини придерживался прокоммунистических взглядов и его антибуржуазные настроения выражены им в этом фильме. К тому же Пазолини был убежденным атеистом, образ Христа он понимал прежде всего как образ борца за справедливость. Чудеса, творимые Христом, Пазолини снимает как нечто само собой разумеющееся. «Это Евангелие должно было стать срывающимся криком в будущее, барахтающейся в собственной слепоте буржуазии, которая предчувствует собственный конец и в финале может получить только разрушение антропологической, классической и религиозной сущности человека», - так определял замысел сам Пазолини. Таким образом, Пазолини в картине использовал образ Христа для донесения своей авторской мысли о необходимости очищения и обновления общества в современную ему эпоху. Однако, взгляд режиссера находится в контексте евангельской истории о жертвоприношении Христа во имя искупления грехов всего человечества, поэтому, что немаловажно, при наличии авторской интерпретации, смысл текста Писания не искажен.

«Последнее искушение Христа» М. Скорсезе. Авторское, слишком авторское.


Мартин Скорсезе мечтал поставить фильм по роману греческого писателя Никоса Казанцакиса в течение пятнадцати лет. В точном смысле это не является экранизацией Евангелия, но тот факт, что режиссер взял за основу интерпретацию библейского текста уже является показательным. В романе его привлекла трактовка евангельской истории, как притчи о вечном соперничестве в человеке земного и божественного. По этой версии обычный плотник из Назарета, призванный Богом, вынужден нести все тяготы своего предназначения. Последним искушением для Иисуса оказалось видение будущей жизни с Марией Магдалиной в том случае, если бы ему удалось избежать распятия на кресте. Компания «Юниверсал» со скрипом выделила на проект $7 млн, и то при условии, что следующий проект Скорсезе будет сугубо коммерческим. Нехватка средств ощущалась во всем - Барбаре Херши (Мария Магдалина) приходилось даже самостоятельно делать себе татуировки. Картина вызвала негодование как среди католиков, так и православных - в основном из-за вольного изображения Христа то обнаженным на кресте, то предающимся любовным утехам с Магдалиной. Однако Скорсезе на сей раз не искал скандальной славы, поэтому реакция церкви стала для него большим ударо. Эпиграфом к фильму являются слова Никоса Казанцакиса: «Двойственная сущность Христа - величайшая жажда человека познать Бога, жажда столь человечная и одновременно столь же и нечеловеческая… всегда была для меня непостижимой тайной. С ранней юности моим глубочайшим страданием и источником всех моих радостей и мук была непрекращающаяся и беспощадная битва между духом и плотью…». Не обошлось и без необъяснимого: в момент проявки пленки обнаружились странные кадры в самом конце фильма, перед титрами. Их не было в сценарии, очевидно, просто камера дала сбой.

Скорсезе создал произведение, очень вольно интерпретировав евангелический текст. Поэтому, на первое место, скорее следует ставить авторский посыл режиссера, а не смыслы самого Евангелия.


«Страсти Христовы» М.Гибсон. «Так все и было…»


«Да, так все и было», - именно эту фразу произнес после просмотра фильма Папа Римский Бенедикт XVI. И действительно, достоверность в фильме Гибсона доходит до предела, граничащего с натурализмом.

В этой киноистории американский режиссер и актер Мэл Гибсон повествует о событиях, непосредственно предшествующих распятию Христа. Фильм начинается с Гефсиманской молитвы, появления дьявола и его диалога со Спасителем и заканчивается сценой, когда тело Иисуса снимают с креста. В прокате картина демонстрировалась с субтитрами (потому что герои говорят на арамейском и латыни), но несмотря на это, сумма кассовых сборов по всему миру составила феноменальную для такого рода фильмов цифру - более $600 миллионов. Несмотря на то, что многие теологи отмечали значительное расхождение сюжета ленты с Евангелием, а критики - перебор со сценами жестокости, представители разных конфессий считают фильм нужным и правдивым. Исполнителю главной роли, Джеймсу Кэвизелу, не пришлось особо усердствовать, чтобы изображать физические мучения Христа - он действительно испытывал боль. Гибсон знал, что ему понадобятся лучшие в мире специалисты по гриму, чтобы сделать сцены бичевания и распятия как можно более реалистичными. Для съемок этих эпизодов Кэвизела ежедневно гримировали в течение семи часов. От многослойного грима его тело покрылось волдырями, так что он даже не мог спать! Крест, который актер нес на Голгофу, реально весил около 70 кг. Хотя съемки проходили зимой, Джеймс был одет только в львиную шкуру. Часто ему становилось так холодно, что он не мог шевелить губами, и его приходилось отогревать. А во время сцен истязаний Кэвизел дважды познал «прикосновение» хлыста к обнаженной плоти. Если первый удар лишь свалил его с ног, то второй вывихнул бедняге кисть.

Казалось бы, такой натурализм снимаемых сцен может показаться лишь формальным приемом, необходимым для создания шокирующего эффекта. Но для чего тогда нужен сам этот эффект? На мой взгляд, прием абсолютно оправдан - Гибсон за счет него, заставляет зрителя чуть ли не физически ощутить страдания перенесенные Христом, чтобы он (зритель) вспомнил хотя бы на время фильма, какой понятийный ряд, стоит за именем Иисуса Христа. «Не произноси имя Господа, Бога твоего, напрасно», - такую простую мысль пытается донести до зрителя режиссер. А ведь в наше время эта заповедь нарушается едва ли не больше, чем все остальные вместе взятые. Таким образом, Гибсон, создал авторское произведение, раскрывающее суть Евангелия, но не противоречащее ему, а развивающее одну из мыслей, заложенных в Писании.


Заключение


Так в чем же заключается роль автора в экранизации Евангелия?. Парадокс в том, что всякий авторский взгляд разрушает основу, вступает в соперничество с текстом, в то же время иллюстрация отражают только поверхностный слой произведения. В тексте Евангелия заложен мощный понятийный ряд, который при постановке требует только одного - максимально точного раскрытия, а не трактовки.

«Кино - это трюк, зачем делать трюк в квадрате?»- так говорил Брессон об особенностях своей профессии. Евангелие - это понимание смысла жизни, зачем представлять понимание понимания. Нужно, прежде всего, попытаться раскрыть максимально полно мысли заложенные в самом тексте, избегая оригинальной трактовки. Иначе получается произведение, имеющее весьма посредственное отношение к Евангелию. И наиболее удачные примеры экранизаций священного текста, встречаются у тех режиссеров, которые подчинили свой замысел, замыслу авторов Евангелия.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.