Дети проводят экскурсию в музее. Конспект «Экскурсия в историко-художественный музей. Исполняется любая русская народная песня

Тема: экскурсия в краеведческий музей.

Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанников.
Задачи:
закрепить понятия «музей», «исторические источники»; сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников по истории родного города;
развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.

Ход занятия:

Кто из вас был в музее?

Что означает слово «музей»?

Музе́й (от греч. μουσεῖον - дом Муз) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.

В мире очень много музеев самой разной тематики.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)

Что такое краеведение?

Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем.

Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей.

Как надо вести себя в музее?

Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод.

Я советую вам слушать внимательно, так как после экскурсии мы со старшими ребятами спросим, что вы запомнили.

Предоставляю слово экскурсоводу.
Экскурсовод:

    Краснодар в годы войны.

Экскурсовод:

2. Коллекция «Флора и фауна Краснодарского края»

Уникальное географическое положение создало предпосылки для сохранения на территории района в естественных условиях многих видов птиц и животных.

Сначала мы с вами вспомним наших пернатых друзей – птиц.

Кто такие птицы?

Пти́цы - класс оперённых, теплокровных, яйцекладущих позвоночных, чьи передние конечности имеют форму крыльев. Изначально строение птиц приспособлено к полёту, хотя в настоящее время существует и много видов нелетающих птиц. Ещё одним отличительным признаком птиц является также наличие клюва. На сегодняшний день на Земле обитает более 9800 различных видов (в России - 600 видов).

Чем отличаются птицы от других летающих животных, например, от летучих мышей.

Много ли вы знаете птиц? (называем по одной, по очереди).

Посмотрите вокруг, какую самую большую птицу вы видите?

А самую маленькую?

Отгадайте загадки.

а) Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять

(Снегирь)

б) Прилетает на кормушку,

Бойко семечки клюет,

А еще перед весною

Звонко песенку поет.

Как отличить синицу от снегиря?

Посмотрите на чучела настоящих птиц и скажите, какую птицу вы видите впервые.

- (указывая на ворону) Эта что за птица? Какого цвета у неё перья? Какой клюв – большой или маленький? Чем питаются вороны? Знаете ли вы, что ворона может повторить звуки, которые слышит и даже слова?

А какие птицы остаются с нами зимовать?

Чем питаются зимующие птицы?

Животные – значит живые. У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью.

А теперь давайте познакомимся, какие животные живут в лесах нашего района.

Животные которые живут в лесу, как мы их называем? (дикие)

У всех ли животных есть своё жилище?

Медведь – … в берлоге.

Лиса – … в норе.

Заяц – … под кустом.

Белка – … в дупле.

А волчий дом называется – логово.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем

Слушайте загадку и подойдите к отгадке.

Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу. (Медведь)

Повыше кошки рост,

Живет в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

Все знаем мы … (Лису)

Что за зверь зимой холодный

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Всех зверек пугается,

Под кустом спасается,

Да на зуб волку попадается. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

Водяные мастера, строят дом без топора.
(Бобры)

Экскурсовод:

    Теперь мы предлагаем посмотреть этнографическую коллекцию.

Музей краеведения богат изделиями прикладного искусства. В музейной коллекции много образцов вышивки, ткачества, резьбы по дереву.

За годы работы собрано много мебели: столов, стульев, зеркал, диванов, тумбочек, буфетов с декоративной резьбой, а так же изделия из металла с чеканкой и гравировкой.

Наш далёкий предок жил среди дремучих лесов и поэтому дерево считал самым ценным материалом. Оно всегда было под рукой на все годилось, легко поддавалось обработке. Именно из дерева создавал русский человек всё, что окружало его в повседневной жизни.

Вышневолоцкие плотники сооружали не только хозяйственные и жилые постройки, но искусно изготавливали предметы обихода, орудия труда, детали лодки.

В нашем крае широко была развита резьба и роспись по дереву.об этом свидетельствуют повседневные изделия крестьянского обихода 19 и начала 20 века, представлена в собрании музея различными образцами. Коллекция обычной домашней утвари состоит, главным образом, из долблёной, резной и токарной посуды. Это скобкари, ковши, чаши, миски, солонки, ложки. Среди орудий труда самую большую часть составляют прялки, которые долго находили применение в быту, либо сохранялись, как память.

Как вы думаете, для чего служили прялки?

Среди разнообразных предметов для напитков преобладали плоскодонные сосуды, которые по традиции сохраняли естественный цвет древесины, изредка окрашивались коричневой или красной краской либо покрывались олифой. Все изделия местных мастеров отличаются красивой формой, выразительным силуэтом с плавными линиями.

Кто из вас уже встречался с этим предметом утвари и где?

Повсеместно изготавливали различные долблёные солонки. Одним из древних видов народного искусства является художественная обработка металла. Кузнецы умели искустно ковать железо, мебель. Работали здесь и мастера художественного дела. В коллекции музея много образцов кузнечного мастерства 18-19 века светцы для лучины, амбарные замки, ключи, бубенчики и т. д. К наиболее древним видам народного прикладного творчества, распространенного в нашем крае, относится гончарное производство. Его развитию способствовали месторождения красной, белой, синей и серой глин, имеющиеся на территории района. Многие гончары работали семьями в своих жилых домах, обжигая свои изделия в обычных печах.На этом наша экскурсия подходит к кону.

III. Подведение итогов.

В каком году основан наш краеведческий музей? (1932г.)

Кто водил нас в музее? (экскурсовод)

О чём рассказывал экскурсовод?

С каким разделом музея нас познакомили Настя и Иль.

Ребята после того как мы познакомились с животным миром нашего края мы перешли в другой зал. В какой? (Исторический)
- С чем вас познакомили там? (с бытом, как жили раньше люди, какую одежду носили, с народными промыслами).

Что за мебель находиться в зале?

Ребята, а что вам больше всего понравилось в музее?

Экскурсии

В картинной галереи используются 4 вида экскурсий: экскурсии по экспозиции, обзорная, тематическая, учебная.

Экскурсия по экспозиции - полная выкладка материала экспонируемой выставки.

Обзорная Экскурсия - музейная экспозиция, целью которой является ознакомление посетителей как с выставкой, так и с историей музея, его коллекцией.

Тематическая экскурсия - музейная экскурсия по конкретной теме. Тематическая экскурсия наиболее детально раскрывает одну тему или проблему.

Учебная экскурсия - экскурсия, организуемая для музейных сотрудников, участников республиканских семинаров, студентов Бендерского художественного училища и ПТУ им. Т.Г. Шевченко (в рамках РКГ). Она знакомит с принципами построения экспозиции, особенностями хранения фондов, культурно образовательной деятельностью.

Задача руководителе состоит в том, чтобы при неимении в штате должности музейного педагога, каждый сотрудник, допущенный к проведению экскурсий, должен обладать арсеналом форм и методов работы с аудиторией, отличным знанием материала, умением донести свои знания до слушателей, следить за новейшими научными исследованиями, должен обладать знаниями о различных разделах фондовой коллекции.

В тех случаях, когда экскурсия строится не на основе диалога, а на принципах обучающей дидактики, человек теряет к ней интерес.

Экскурсия должна быть адресной и проводиться на основе дифференцированного подхода к группе.

С этой целью, вновь принятый творческий сотрудник, планомерно изучает музейное дело, научно-методический материал по выставке, прослушивает экскурсии, проводимые коллегами в течение 30 дней, и затем сдает экскурсионный минимум на заседании НМС. После заслушивания и утверждениями экскурсии ему доверяют зрительскую аудиторию.

Основным документом в экспозиционной работе является методическая разработка для экскурсовода, которая раскрывает содержание экскурсии, материал для показа, маршрут и продолжительность.

Примером методического пособия я взяла выставку Проекта «Возвращение» «Династии Васильевых».

Методическая разработка экскурсии по выставке «Династия Васильевых»

Выставка расположена в левом крыле галереи: 1,5-7 залы. Время проведения экскурсии 25 минут.

В ходе проведения экскурсии можно использовать следующие педагогические приёмы:

Прием опорных вопросов, на которых строится модель целостного восприятия художественного образа произведений;

Прием создания ощущения собственного открытия, который дает детям самостоятельно строить познавательную деятельность;

Прием диалогизации;

Прием заражения личным воздействием, когда экскурсовод втягивает участников в свои рассуждения, делится своими сомнениями;

прием коллективного обсуждения произведения, когда идет вдумчивое рассматривание произведение искусства, воспитывается в подростке уважение к чужому чувству и мнению.

1. Цель методической разработки. Знакомство зрителей с яркой творческой личностью Заслуженного деятеля искусств Молдавии А.А. Васильева, и Отличного работника культуры Молдавии Н.А. Васильевой.

2. Задачи.

Раскрыть творческие биографии художников, опираясь на представленные произведения.

Обратить внимание на высокопрофессиональное владение техникой живописи художника А.А. Васильева.

Раскрыть значение творчества А.А. Васильева и Н.А. Васильевой в культурном пространстве Молдавии.

Обратить внимание на фотоархив семьи Васильевых, отражающий колорит времени.

Выставка произведений династии Васильевых представлена произведениями отца и дочери и экспонируется в 1, 5-7 залах Республиканской картинной галереи. Это 4-я персональная выставка основателя династии Алексея Александровича Васильева в картинной галерее г. Бендеры. Она организована по инициативе сына художника Ярослава Васильева, в память о близких ему людях.

Выставка произведений Васильевых является составной частью совместного проекта Союза художников ПМР и Республиканской картинной галереи «Возвращение». Цель проекта - возвращение зрителю имён художников, чьё творчество определяет развитие изобразительного искусства на нашей земле, а жизнь посвящена верному служению избранной профессии. Династия Васильевых - яркое тому подтверждение.

Алексей Александрович Васильев, заслуженный деятель искусств МССР, родился 30 сентября 1907 г. в Самарканде. В 1926 г. поступил в Московский художественный техникум «Памяти 1905 года», а в 1932 закончил - Высший художественно-технический институт, где обучался у таких известных художников как В.А. Фаворский, С.В. Герасимов, Д.С. Моор и др.

С 1939 по 1935 годы А.А.Васильев учился в аспирантуре Государственной Третьяковской галереи.

Во второй половине 30-х годов жил и работал в Средней Азии, Хабаровском крае, на Чукотке.

В 1941 году переехал в Молдавию, был назначен начальником отдела. ИЗО Управления по делам искусств СНК Молдавской ССР, секретарём Союза художников Молдавии, а в 1945 году, на первом съезде художников республики, был избран его председателем.

В экспозиции представлено 60 работ Алексея Александровича из частной коллекции семьи Васильевых и фондов РКГ. Портреты, тематические полотна, пейзажи Молдавии, Крыма, а также работы, созданные во время творческих поездок по странам Африки, Азии раскрывают творческий диапазон художника и несут наряду с познавательным интересом подлинно художественное начало. Это художник яркой индивидуальности.

Знакомство с выставкой мы начинаем в 1 -ом зале, где, наверняка, внимание зрителей привлечет портрет Васильева в интерьере, исполненный румынским художником Д. Юстером. Таким энергичным, полным творческих надежд начинал он свой путь в Молдавии. Портрет датируется 1947 годом.

В 5-ом зале познакомимся с портретами, пейзажами, тематическими полотнами этого талантливого художника. Экспозиция зала открывается «Портрет сцепщицы Водоян». Работа написана в 50-е годы, когда без портретов передовиков не обходилась ни одна выставка. Более того, каждый художник обязан был отдать дань требованиям времени тяжелых послевоенных лет, когда на женские плечи легла тяжесть мужского труда. Кисть реалиста отдавала дань женщинам послевоенных пятилеток, восстанавливающих разрушенное войной хозяйство. Эта работа продукт времени, требующего от каждого полной самоотдачи. И в портрете социальной направленности это ярко отражено в открытом обветренном лице женщина с твердым взглядом, четко читающейся фигурой на фоне розоватой прохлады раннего рабочего утра. Читая портрет с позиции сегодняшнего дня, осознаешь сколь несовместима женственность с тяжелым физическим трудом, и еще острее воспринимаешь людей в контексте конкурентного времени.

Совсем иного плана детский портрет «Сын лесника», написанный в 1958 году. Портрет относиться к разряду лирических. Тонким лессировочным слоем проработано лицо мальчика с печатью легкой грусти, задумчивости. Слегка намеченный фон лесного массива не отвлекает, а концентрирует внимание на портретируемом. Оригинальное композиционное решение, совместно с колористическим, дополняет лирическое построение портрета.

Горячо влюбленный в Молдавский край Алексей Александрович много путешествовал с этюдником по окрестностям. Он знал, где самые задумчивые дали, где Днестр причудливой петлёй обнимает берега. В своих произведениях он умел говорить о природе негромким, но убедительным голосом, раскрывая своё понимание красоты, свой творческий почерк. Из всех состояний природы он любил больше всего осень и вечерний час. Таких пейзажей написано много. К ним относятся «И снова мирная осень» (собственность РКГ), и «Молдавская осень».

В этих пейзажах просматривается выработанная автором манера исполнения молдавских пейзажей, где в живописной игре цвета принимает участие местами не проработанный холст, где пастозность переходит в легкую лессировку, а чередование цветовых и линейных ритмов, несут образ легко узнаваемых уголков Молдавии, написанных с натуры, где тихое прозрачное небо, неяркое солнце, увядающая зелень, акцентируемая вспышкой пурпура, создают настроение приятной грусти.

6-ть работ в данном зале являются собственностью картиной галереи. К ним относится и тематическое полотно «Рожденные летать», которое звучит как гимн романтике подвига, гимн зрелой молодости.

Спортсмен только что оторвался от самолета... И, словно, зачарованный близостью облаков, от которых можно оттолкнуться рукой, он как бы задержал или сменил на мгновение свой стремительный полет к земле на парящее движение. Работа почти квадратная. Ощущение красоты достигается контрастными, уменьшающимися у горизонта куполами парашютов. Движение в ней развивается сверху вниз. Колорит работы строится на усилении к центру синего стального, зеленовато - разовых оттенков цвета. По краям, кое-где оставлен чистый холст, а углы затемнены.

Картина написана энергично, широко. В ней передано жизнерадостное настроение автора.

Второй тематической работой является «Художник и время». Это работа раздумье, неторопливое повествование о человеческой жизни, о жизни художника, прожитой в едином созидательном ритме со временем. Перед нами интерьер мастерской художника, загроможденный гигантскими холстами с индустриальными пейзажами, здесь же герои его работ - сталевары, рабочие, узнающие себя на полотне. Работа осталась незавершенной из-за болезни художника.

Нельзя обойти вниманием «Портрет дочери Наташи». Это один из лучших детских портретов в молдавской живописи, вобравшие в себя лучшие традиции реалистической школы.

Поколенное изображение маленькой белокурой девочки, с торчащими в разные стороны косичками, обрамлено овальной рамкой. Детскую непосредственность подчеркивает полуоткрытый рот. Взгляд сконцентрирован на чем-то неведомом зрителю, на том, что находиться за приделом холста. Фоном работы служит тот исторический дворик, где в течение 16-ти лет жила семья художника после приезда в Молдавию. В этой маленькой Кишиневской квартире раньше жила ученица Репина Е.М. Малешевская. Говорят в этом доме гостил сам Шаляпин. Написан портрет широко, легко, в сложном серебристо - сером колорите, характерном для творчества Алексея Александровича 40-х годов.

Особое место в творчестве А.А. Васильева занимает цикл работ, написанных к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. В 1965-1966 гг.Алексей Александрович побывал в Ульяновске, Казани, Кокушкино, Сибири. К работам этой сери относиться «Церковь, с. Шушенское». Работать над ленинианой было трудно. Ведь эти места выглядят совсем иначе, чем в тревожные предреволюционные годы. Художнику приходилось мысленно реконструировать облик селений, колорит природы надо было писать с натуры. В работе «Церковь, с. Шушенское» реконструировав единственное по документам каменное здание церкви «бурачного» цвета, написав дождливый день, он создал такое настроение, как будто сюда вела и здесь оканчивалась знаменитая левитановская «Владимировка». Щемящее настроение заброшенности и тоски усиливают серые унылые фигуры крестьян.

В 6-ом зале представлены работы художника - результат творческих поездок в Крым, страны Азии и Африки. В основном это этюды. Начинается экспозиционный ряд работами крымского цикла. Творческая командировка в Крым состоялась в 1963 году. Менее чем за год Алексей Александрович подготовил к выставке 150 пейзажей. Крымским пейзажам свойственны черты мягкости и гармонии.

Пейзажи, строгие по композиции и отбору деталей. Колорит работ обобщён. Таковы работы «Судак», «Весна в горах», «Сумерки. Крым» и др.

Пейзажам «Розовый лес», «В Гурзуфе», «Ай Петри», «Крым», «В старом Бахчисарае» свойственны мягкость и плотность цвета.

Морские пейзажи «Гурзуф. Домик Чехова», «Крымский порт», также этюды «Крымские горы», «В Гурзуфе», строятся на импрессионистической свежести, что свойственно и другим работам этого цикла.

Многие уголки легко узнаваемы всем, кто бывал в Крыму. Это вышеназванные произведения и работы «Крым. Ласточкино гнездо» и «У причала». Большая часть названных работ, сохраняя этюдную свежесть, несут цельность и завершенность.

В 1969г. осуществилась мечта художника: он посетил некоторые страны Африки. Особенно поразил его Египет. Страницы дневников испещрены записями восторженных впечатлений от встреч с древней архитектурой, природой, людьми.

Памятникам древней культуры Египта он посвятил работы «Долина Гизе», «Воспоминания о долине Гизе» и др.

«Воспоминания о долине Гизе» - это рассказ о грандиозности древней культуры. В картине сфинкс и пирамида такие огромные, что кажется им может не хватить места на холсте, они заполняют своими монументальными формами всё пространство. Люди, находящиеся у их подножья выглядят совсем маленькими. Пестрые одежды арабов вносят в общий колорит картины цветовые акценты. Над немым великолепием сфинкса и пирамиды золотое небо. Обветренный веками камень сооружений и окружающая их пустыня - освещены вечерним светом. Огромные контрастные и холодные тени подчеркивают грандиозность архитектуры. Алексей Александрович фактурно выделил световые части сфинкса и пирамиды, ещё более усиливая их значимость.

Алексей Александрович с большим удовольствием писал африканские города: «Дакар. Улица», «Дакар. В мастерской резчиков», «Синегальские модницы», «Синегал. На острове Горе».

В них он показал живописные кривые улочки, раскаленные лучами обжигающего солнца, пестрые, яркие, кишащие людьми. Он стремился хотя бы в набросках и этюдах отобразить поразившие его краски нового края.

Это маленькие бытовые сценки: люди занятые своими делами, ветерок трепет яркое сохнущее белье, горят многоцветные длинные юбки, шали, тюрбаны. Мазки энергичные, разнохарактерные, в основном, насыщенные в цвете, передают этот удивительный край.

В 1959 году Алексей Васильев побывал в Китае в творческой командировке, где находился 60 дней. Масса впечатлений от памятников, быта, колорита этой страны, стали основой множества этюдов, а затем легли в основу выставки, на которой было представлено около 100 работ китайского цикла. На данной выставке представлено 5 работ китайского цикла. Более густой мазок лепит форму в работе «В старом Шанхае», где закатное солнце последними лучами осветило левую часть узкой улочки. Теплый оранжево-охристый колорит невысоких, прижатых друг к другу строений, оттеняет серовато- зелёный цвет китайских фанз. Свежесть этюда, вибрация цвета характерны остальным 4-ём работам китайского цикла. И «Утро на реке Янцзы» и «Китайская стена» минимумом технических средств напоминают мудрую Китайскую поэзию, где всё удивительно просто, легко и в тоже время весомо и значимо. Быт трудовых рабочих кварталов, их особый колорит, отражен в этюде «Делают клетки для певчих птиц».

Мне хотелось, чтобы этюды были подобны маленьким стихам о Китае, говорил Васильев. «В стихах живет картина, а в картине живут стихи» - эту поговорку, услышанную в Китае, неоднократно озвучивал Алексей Александрович.

Фотографиями из семейного архива завершаем знакомство с выставкой.

В 7-ом зале представлен фотоматериал из семейного архива Васильевых, монографии и произведения Алексея и Натальи Васильевых.

Васильева Наталья Алексеевна (1939-2010 гг.)

Отличный работник культуры МССР, талантливый педагог, художник, искусствовед.

Родилась Наталья Васильева в 1939 году в городе Анадырь на Чукотке. Её детские годы прошли в Москве, затем в Кишиневе, куда её семья переехала в 1944 году. В этом городе она закончила среднюю школу, Республиканское художественное училище им. И.Е.Репина, а в 1965 году получила высшее образование в Киевском художественном институте.

С 1959 года Наталья Алексеевна преподавала спецдисциплины в Детской художественной школе им. А.В. Щусева, с 1979 по 1983гг. была её директором. За годы педагогической работы она подготовила 11 выпусков учащихся, многие из которых избрали профессию художника, дизайнера, архитектора, искусствоведа.

Наталья Алексеевна вела активную просветительскую работу: была организатором выставок отца в музеях Молдавии и Приднестровья, автором и ведущей детских телепрограмм по изобразительному искусству «Давайте фантазировать» и «Художник», являлась автором монографий по творчеству Сергея Чоколова, Алексея Васильева, а также каталогов и буклетов по выставкам и творчеству отца.

В проект «Возвращение» вошли 8 живописных работ Натальи Васильевой, фотоматериалы из семейного архива, авторские монографии.

Произведения раннего периода творчества «Гималайский пейзаж», «Северный монастырь», «Крепость», «Прошлое. Импровизация» раскрывают её, как художника тонко чувствующего, работающего монументально, крупными цветовыми плоскостями, где мощь земли, её величие и тайна неоспоримы, портреты являются подтверждением приверженности автора к реалистической школе. Такова работа «Петровна», где сохраняется тот же строгий отбор деталей и обобщений.

Увлечение искусством Востока, произведениями крупнейшего автора прикладного искусства, заслуженного деятеля искусств С. Чоколова привело к рождению работы «Керамика С. Чоколова».

Наталья Алексеевна Васильева ушла из жизни 28 февраля 2010 года. Эта выставка организована в память о жизнелюбивом человеке, яркой творческой личности, восторженно любившей окружающий мир.

Спасибо за внимание. Вопросы к экскурсоводу.

Список литературы к методичке.

1. Роднин К.Д. «60 дней в Китае», Кишинев, «Тимпул», 1963 г.

2. Васильева Н.А. «А.А. Васильев», Кишинев, «Тимпул», 1968 г.

3. Шведов И. «Алексей Александрович Васильев» (Литературный

портрет), Кишинев, «Картя Молдовеняскэ», 1969 г.

4. Шабардина Т.К., Васильева Н.А. «А.А. Васильев», Кишинев, «Тимпул», 1968 г.

культурный образовательный художественный музей

Лекции

Другой популярной формой культурно-образовательной деятельности галереи является чтение лекций. Основная цель лекций - донести до слушателей теоретический материал, порой, сопроводив его материалами музейной коллекции.

В музейной практике РКГ получили распространения такие виды лекционной работы как тематические циклы, используемые в разных аудиториях:

- «Западноевропейское искусство»;

- «Русское искусство XVIII начало XX веков»;

- «Советское искусство»;

- «Молдавское искусство»;

- «Искусство мастеров Приднестровья»;

- «Основы изобразительного искусства».

Не смотря на мнение не целесообразности давать лекционный материал на детскую, дошкольную аудиторию, нами опробована эта форма для самых маленьких. Примером может служить лекция «Сказочный мир Палеха» , сочетающей элементы лекции и беседы (Красота и своеобразие изделий Палеха).

Кафедра управления развитием образовательных систем

Консультация для руководителей школьных музеев

Методика организации экскурсии для школьников

Консультант: Айдарова Олеся Александровна, методист лаборатории музейной педагогики.

Ключевые слова: экскурсия, школьная экскурсия, урочная экскурсия, внеурочная экскурсия, внешкольная экскурсия, тема экскурсии, экскурсионный объект, план текста экскурсии, показ экспозиции.

Краткая аннотация контента консультации

Консультация по методике разработки экскурсий для обучающихся образовательных учреждений. Формы и виды экскурсионной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности. Методика разработки, проведения экскурсий. Особенности показа экспозиционных объектов.

Запрос на консультирование

Педагоги образовательных учреждений применяют в своей практике экскурсии, используя их как форму дополнительного образовательного элемента. В связи с этим возникает вопрос, как максимально можно использовать ресурсы школьного музея или внемузейного объекта для наилучшего усвоения обучающимися предмета.

Консультационный текст

Самым доступным способом в привлечении школьного музея или внемузейного объекта в деле дополнительного образования и воспитания школьников является экскурсия.

Для того чтобы правильно представлять себе возможности экскурсии для учеников, давайте разберемся в этом понятии.

Как принято считать, экскурсия это – коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста – экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

В тоже время автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В.А., характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.».

Многие специалисты музееведы отмечают, что экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая в не рамках школы, или с использованием материалов школьного музея.

Отметим, что такие экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Давайте уточним значение этих двух понятий, и так, школьная экскурсия это – форма учебно – воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.

Школьные экскурсии имеют два вида:

урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому учитель заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.

Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.

— внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.

Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д.

Как мы видим, экскурсии урочные и внеурочные имеют общую черту, их содержание, так или иначе связано с учебной программой соответствующего класса школы. Проводят и организовывают эти экскурсии педагоги образовательных учреждений в соответствии с планом работы по своему предмету. Следует отметить, что в отличии от обычных экскурсий для детей, проведение школьных экскурсий предусматривает, что оценку за знания, полученные на экскурсии, педагог по своему усмотрению, может выставить в классный журнал.

Теперь обратимся к понятию внешкольная экскурсия. Каковы её особенности и специфика.

Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.

Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.

Особенностью внешкольной экскурсии мы можем считать то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.

Не нужно забывать, что все экскурсии проводимые для обучающихся должны содержать в себе элемент разрядки – игры, вопрос – ответ и т.д.

Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, а для экскурсий организованных для детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов.

Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.

Давайте разберемся в том, как же правильно подготовить экскурсию по своему предмету, для того чтобы, максимально использовать материалы школьного музея, специфики предприятия, окружающей среды, экономического развития территории и т.д.

Начнем с того, что рассмотрим все этапы подготовки школьной экскурсии.

Не будем забывать, что успех проведения экскурсии во многом зависит от подготовки преподавателя и учеников. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием предстоящего занятия, предлагаются вопросы, которые нужно будет решить в ходе предстоящей экскурсии, между её участниками можно распределить задания для наблюдений и по сбору материала.

Если экскурсия выходит за рамки школьного музея, следует предварительно ознакомить детей с предстоящим экскурсионным маршрутом, для лучшей ориентации на местности.

Педагог должен четко определить ученикам задачи предстоящей экскурсии. Нельзя вести учеников по неизвестному учителю маршруту. За день-два до проведения экскурсии следует посетить место экскурсии, наметить объекты показа, выбрать места остановок, более интересные моменты экскурсии музея и другого объекта. Это поможет педагогу выбрать методы работы с показом предметов, объяснения производственных и природных процессов. Так же педагог должен изучить литературу по выбранной теме, что бы быть осведомленным в затрагиваемых вопросах. Такая предварительная работа поможет провести экскурсию на высоком уровне и в соответствии с намеченным планом.

В план подготовки экскурсии входит:

1. Определение темы экскурсии.

Следует тщательно продумывать и обосновывать тему экскурсии. Тема экскурсии, это то, что является её основой, на чем строится показ и рассказ. Тема экскурсии так же выступает критерием построения всей структуры экскурсии.

Темами экскурсии могут быть: архитектура населенного пункта; творчество местных литераторов; история жизни знаменитых земляков; история улицы; экология местности; экономическое развитие и т.д.

Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет.

2. После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы.

Целями экскурсии могут выступать:

● воспитание патриотизма;

● интернациональное воспитание;

● трудовое воспитание;

● эстетическое воспитание;

● экологические воспитание;

● показ достижения населенного пункта в экономике страны;

● показ исторической роли населенного пункта;

● знакомство с особенностями природы края;

● расширение кругозора.

3. Затем, после определения цели экскурсии, определяется экскурсионный объект , который будет рассматриваться в ходе экскурсии и нести в себе основную смысловую нагрузку. Педагогу необходимо сориентировать учеников на выбранные им объекты показа экспозиции.

Объект должен обладать яркими, выразительными, интересными для экскурсантов характеристиками. Что же такое экскурсионный объект, следует разобраться в этом понятии. Экскурсионный объект – это предмет или историческое (природное, механическое) явление, несущее информационную функцию.

Нужно понимать, что объект в экскурсии – это не только внешняя сторона, но и конкретное помещение, где происходили исторические события, действовали реальные лица.

Объект показа это в первую очередь знак, символ невербальной коммуникации, которая проходит между различными культурами и социальными слоями общества.

Определим что же может являться объектами экскурсии:

● памятные места;

● здания и сооружения;

● природные объекты;

● производственные и промышленные объекты;

● экспозиции государственных музеев, картинных галерей, постоянные и временные выставки;

● памятники археологии – городища, временные стоянки, места поселения,

курганы с захоронениями и т.д.

Заметим, что в экскурсионном деле существует определенная классификация объектов экскурсии:

● по функциональности: основные (служат для раскрытия темы) и дополнительные;

● по степени сохранности: полностью сохранившиеся; дошедшие до наших дней со значительными изменениями; частично сохранившиеся; утраченные.

Важно помнить, что экскурсия составленная педагогом не должна быть перегружена объектами показа, один академический час экскурсии должен содержать в себе не более 10 главных объектов показа.

После определения темы, задачи и объектов экскурсии переходим к составлению текста экскурсии. Для правильного написания экскурсионного текста следует придерживаться определенного плана, который включает в себя: введение, основную часть, заключение.

И так, переходим к введению. Экскурсию следует начинать с введения, оформленного в проблему в форме рассказа или беседы. Затем поясняется цель экскурсии и обозначиваются её основные моменты, для большей заинтересованности слушателей. Введение должно занимать 3-5 минут.

Переходя к самой экскурсии, следует следить, чтобы она не перешла в обыденный урок или не приняла лекционный характер, это все является другим направлением учебной деятельности.

В ходе экскурсии следует показать объект или объекты, которые были запланированы для показа, воссоздать зрительную картину исторического события, которое происходило вблизи этих объектов или действия исторических лиц, связанных с выбранными объектами. Можно прибегнуть к приему исследования, он заключается в выполнении учениками простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом. Так, например, в ботанической экскурсии можно практиковать следующие задания: посчитайте число междоузлий на сосне, что позволит приблизительно определить ее возраст; измерьте длину тени дерева, что позволит определить его высоту. На геологической экскурсии можно определять твердость минералов с помощью стеклышек, заранее взятых с собой; на гидрологической экскурсии быстро и легко можно узнать скорость течения реки с помощью поплавков – обломков веток и т.п. На производственно-экономической экскурсии школьники, например, с интересом подсчитывают, какое количество того или иного вида продукции изготовляется за определенное время.

После изложения основной части экскурсии, переходим к заключению. В заключении делается обобщение новых сведений, которые узнали ученики, педагог формирует главные положения, собирает задания (если они были даны).

Так, экскурсия для школьников должна быть оформлена учителем в следующем виде:

Название экскурсии:

Тема:

Цель:

Задачи:

Образовательные:

Воспитательные:

Оборудование:

Итоги экскурсии.

Помните, что показ в экскурсии должен преобладать над рассказом. Таким образом, показ экскурсионных объектов не является простой демонстрацией, это максимально наглядный анализ зрительной информации, получаемый экскурсантами. Особенностью показа является возможность обнаружить те качества объекта, которые незаметны при первом взгляде на предмет. Желательно начинать описание объекта с внешних особенностей, а затем постепенно переходить к анализу его внутреннего содержания.

На действенность экскурсии влияет ряд факторов:

● методика и техника ведения;

● знания педагога;

● подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;

● условия проведения экскурсии.

Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные так и психологические особенности учащихся. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала.

Б.Е. Райков – российский методист – биолог, видный педагог дал основные советы подготовки экскурсии школьникам.

1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место куда ведешь экскурсию.

3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Исходя из всего выше сказанного следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.

Разделы: Классное руководство

Цель:

  • пробуждать интерес к познанию искусства и культуры семейских через музей и его коллекции;
  • воспитывать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры;
  • формировать понимание единства истории и культуры.

Задачи:

  • формировать способность комбинировать зрительные впечатления путем свободного ассоциирования, создавая новый образ, новую реальность;
  • развивать способность цветового и пространственного видения, чувства ритма, гармонии;
  • сформировать навыки музейного поведения, самостоятельной ориентации в музее;
  • на примере творчества писателей сформировать умение постигать меру внутренней и внешней свободы человека.

Оборудование:

  • экспонаты музея МОУ “Куйтунская средняя общеобразовательная школа” Тарбагатайского района,
  • компьютерная презентация,
  • музыкальное сопровождение экскурсии.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

2. Постановка целей и задач

Звучит фольклорная песня.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по– иному, многое заново открываем или переоцениваем. Это в первую очередь это относится к нашему прошлому.

Весной 2007 года наш город наполнился людьми в ярких костюмах. Это было мероприятие, на которое съехались представители разных стран.

– Что это был за событие?

В мае 2007 года наш город стал центром проведения Всемирного съезда старообрядцев “Путь Аввакума”. Мы стали свидетелями этого грандиозного события. Чтобы лучше узнать их культуру я предлагаю совершить экскурсию в выездной краеведческий музей и посетить экспозицию “Нам есть, что помнить. Нам есть, чем гордиться”. Наш музей необычен, все экспонаты можно потрогать руками, примерить на себя.

– Может вы знаете, кто такие семейские?

– А может и среди вас те, у кого семейские корни?

Послушайте, больше 200 лет живет в Забайкалье большая группа русского населения, которая прозвала себя семейскими. Их предки выступили в 17 веке против реформы Никона и были подвергнуты жестоким преследованиям со стороны официальной церкви.

Чтобы больше узнать о культуре народа, надо окунуться в ту атмосферу, в которой жили семейские.

3. Костюм семейских.

В русской пословице говорится “Встречают по одежке …”. Вот и мы сначала познакомимся с женскими и мужскими костюмами.

Любили семейские свои костюмы и берегли их. У Фирса Федосовича Болонева есть такие строки, подтверждающие мои слова:

Все, что было завещано,
Из седой старины,
Сохранили нам женщины,
Обаянья полны.
Золотые кокошники –
Обереги для баб.
Запона с лентой розовой
У девчат, молодух,
От Федосьи Морозовой
Несгибаемый дух.
Сарафаны их радуют
Наш придирчивый глаз,
Пояса, словно радуга,
Кашемир да атлас.

Очень красив и необычен женский костюм. О семейском костюме, нам расскажет гость нашей экскурсии, человек, который много знает о культуре семейских Зайцева Анна Федоровна. (Рассказывает и показывает.)

– Вы познакомились с женским костюмом. Я думаю вам интересно узнать, что собой представлял мужской костюм? (Приложение , слайды)

– Понравились вам костюмы. Думаю, вам захотелось самим примерить их. Давайте мы с вами приобщимся к культуре семейских. Мальчики повяжут пояс, а девочки оденут на волосы косник или накинут на плечи шали.

Теперь вы чувствовали себя настоящими семейскими.

– Сравните семейский и современный костюм. Чем они отличаются?

– Что значат цветовые решения отдельных частей костюма?

– Почему именно такую одежду носили семейские?

4. Материальная культура

Красив и необычен костюм, но много тайн хранит в себе и материальная культура. Переходим к другой экспозиции, где представлена материальная культура

В руках любое дело спорится –
Трудолюбив семейский люд,
А избы, как хоромы строятся.
Все блага люди создают.
Как радуга цветенье ставней,
Промытых стен янтарный жар.
О, быт семейских стародавний,
Ты полон самобытных чар.

Жилище представляло собой бревенчатую избу, состоявшую, как правило, из единственной комнаты, к которой могли примыкать сени – своеобразный тамбур для входящих в дом людей. Внутри избы располагалась печь, представлявшая собой круглую или продолговатую площадку, перекрытую сводом. Кроме печи внутри избы находились также стол и лавки, на которых днем сидели, а ночью спали. Наиболее ценные вещи и скоропортящиеся продукты питания хранили в подполье – яме, вырытой под дощатым полом избы, в которую спускались по лестнице. Давайте и мы посмотрим, что было в семейской избе, подойдем и познакомимся с утварью. В нашем музее экспонатов намного больше. На этой экспозиции представлена домашняя утварь, которая вызывает наибольший интерес.

– Посмотрите, может кто-нибудь расскажет об заинтересовавших вас экспонатах.

Основная масса утвари, использовавшейся в повседневном быту, изготавливалась их дерева. Это миски, ложки, разнообразные орудия труда (соха, лопата и т. п.), средства транспорта (сани, лодки).

– Попробуйте рассказать об этих трех экспонатах?

– Что это?

– Из чего сделано?

– Для чего используется (продемонстрировать в действии).

(Выступление групп)

– Посмотрите на необычный рисунок внутри вафельницы. Что изображено?

– Где это изображение можно увидеть? (На гербе.)

В “Истории государства Российского ” Н. М. Карамзин высказал предположение, что символика русского державного герба ведет начало от печати. Действительно, печать представляла впервые соединившихся и неразрывных в течение многих последующих столетий всадника , поражающего копьем дракона , и двуглавого орла с коронами на головах. Но если на печати Ивана III обе эмблемы выступают как бы на равных, занимая каждая свою сторону, то уже со следующего века двуглавый орел “завоевывает приоритет”. В XII веке он становится главной эмблемой российского государственного герба.

Обратите внимание на рисунок и подумайте, о каких нравственных качествах семейских по этому рисунку можно судить. (Они были патриотами своей Родины.)

5. Духовная культура

Трудно жилось семейским, но они свято хранили обычаи старины и культуру. Там, где люди трудились, отдыхали, зарождались песни, стихи. В следующей экспозиции мы познакомимся с духовной культурой семейских.

Всегда там к месту поговорки,
И песни, песни без конца…
Вдруг привлекут в оконной створке
Черты прекрасного лица.

Послушайте семейскую песню. В чем красота исполнения таких песен. (Фонограмма песни)

Болонев в книге “Семейские” говорил “Физический труд укрепляет телесную мощь человека, песня, поэзия – духовную. Душа отдыхала от спокойных, милых, родных напевов, ритмов, мелодий. Они так задушевны, трогательны, милы в подлинных народных песнях.....”

Мы узнали о том, что трудиться и отдыхать семейские умели, но, наряду с этим, существовали много запретов, которым они должны были подчиняться: нельзя было пить, курить, сквернословить, поэтому и дети, и взрослые зачастую долгими вечерами играли.

Игры были самыми разнообразными, и мы разучим одну из них.

Очень часто на молодежных вечерках играли игру “Подушечка”, в которой сочетается и песня, и танец, большой юмор. Во время этой игры знакомились, общались, дружили. В нее можно играть как в доме, так и на улице. Играющие юноши и девушки становились в круг. Девушка держит в руках подушечку. Она обходит играющих, выбирает себе юношу. Играющие приветствуют друг друга поклоном и выходят в центр круга. Девушка предлагает стать на колени на эту подушечку, под пение всех остальных они прикасаются друг к другу щеками, изображая поцелуй. Все остальные приплясывают и поют. Затем юноша кланяется, берет подушку и выбирает себе другую пару.

Стелю, стелю подушечку,
Стелю пуховую
Люблю, люблю девчоночку,
Люблю молодую.
На коленочки поставлю,
Целовать заставлю.
Коло носа, коло глаз
Поцелую 40 раз.

6. Итог

Сегодня мы только прикоснулись к культуре семейских. Говорить о ней можно бесконечно, подробнее вы можете узнать в музеях, из книг.

– Нужна ли нам культура семейских?

Для того, чтобы нашему народу найти истоки такого духовно– нравственного здоровья, почерпнуть живой воды, которая смогла бы принести ему оздоровления души и тела.

Семейский писатель ФФ. Болонев говорил: “Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию”.

“Обретение истории родного народа – начало духовного возрождения”.

Действительно истоки духовно– нравственного здоровья мы вправе искать в родной истории. Любить и уважать предков – это одно из условий нашего духовного и физического возрождения.

На территории республики Бурятия проживают люди разных национальностей. У каждого народа есть своя неповторимая культура – богатейшая бурятская, русская, казацкая, эвенкийская и многие другие. С традициями и обычаями этих народов вы будите знакомиться самостоятельно.

Я думаю, что подобные экскурсии у вас будут продолжаться, а наша экскурсия подошла к концу.

– Что нового узнали? Ваше впечатление об экскурсии? (Отзывы зачитать.)

Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012/13учебный год)

Номинация конкурса: педагогические идеи и технологии: дошкольное образование .

Консультация для педагогов: «Экскурсия в музей как средство ознакомления дошкольников с народной игрушкой»

Место выполнения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9»

Экскурсия в музей как средство ознакомления дошкольников с народной игрушкой.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что полноценное их развитие во многом зависит от личности педагога, культуры воспитания, условий в семье. Особая роль в этом процессе принадлежит эстетическому воспитанию. Ознакомление детей с искусством в детском саду не может в полном объёме сформировать умение понимать, принимать и чувствовать прекрасное. Необходима встреча ребёнка с его подлинными произведениями.

Экскурсии детей в музей необходимы. Образная память ребёнка сохранит впечатления, полученные в детстве, и он сможет снова к ним обратиться в более зрелом возрасте.

Музей способен обогатить ребёнка впечатлениями подчас совершенно новыми, от незнакомых предметов, которые он никогда не видел, да и не мог встретить в доступной ему действительности.

Очень интересны детям выставки игрушек. Это может быть и студия мастера прикладного искусства: рассматривание художественных предметов быта, скульптурок, игрушек, что доставит ребёнку огромное эстетическое удовольствие. Каждый экспонат по отдельности и все они вмести создают приподнятое, жизнерадостное настроение детям. Эти экспонаты надолго запомниться детям, а потом найдут отражение в изобразительном творчестве юных художников.

На сегодняшней день в дошкольных учреждениях сложилась определенная система работы с детьми, включающая несколько этапов:

1. Подготовка детей в детском саду к посещению музея. Сначала педагог рассказывает, показывая иллюстрации, репродукции, слайды. Создав у детей определённые представления, он переходит к диалогу с ними. Это позволяет дошкольникам впоследствии легко непринуждённо общаться с экскурсоводом, отвечать на вопросы, поддерживать беседу. Возможно использование дидактической игры, игры беседы.

2. Экскурсия в музей. По приходу в музей встречает экскурсовод.

3.Работа с детьми в детском саду по закреплению музейных впечатлениях.

Посещение музея группой дошкольников происходит в сопровождении педагогов. Дети знают, какие единые правила поведения они должны придерживаться, а педагоги организуют предварительную работу и закрепляющую работу по согласованию с экскурсоводом.

Единственной проблемой является транспортировка детей к музею, так как их перевоз в городских экскурсионных автобусах запрещён. Решением этого вопроса мог бы стать транспорт, непосредственно приписанный к музею.

Многолетние наблюдения позволяют сделать выводы о том, что привлечение детей старшего дошкольного возраста к музею в высшей степени целесообразно.

При этой работе решаются важнейшие задачи по формированию:

Познавательной мотивации;

Потребности посещать музей;

Культуры поведения в музее;

Эстетического вкуса.

Дети, не обладая абстрактным мышлением, очень восприимчивы к конкретике. Например, работники музеев художественного профиля отмечают, что дети обычно с интересом рассматривают мелкую пластику, а при восприятии живописи сосредотачиваются на лице изображаемого. Таким образом, способность к зрительному переживанию у детей развита едва ли не в большей степени, чем у взрослых. Поэтому в работе с маленькими посетителями особенно важно идти постепенно от экспоната к доступным их пониманию обобщениям.

Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребёнка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.

Работающие с детьми специалисты должны вводить в экспозицию или специально приносить на занятия экспонаты (копии, дубликаты), которые ребёнок может взять в руки. Психологи выявили, что использование такого приёма в работе с детьми 6-7 лет увеличивает запоминание ими информации более чем на 40% и обеспечивает точность описания и изображения исторических предметов и ситуаций.

Музейная информация может быть активно освоена и другими способами, например в игровой деятельности. Игра в жизни ребёнка – ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленно манипулирования с предметами; пробуждается творческое начало, развивается воображение.

Вариантов игры в музей или с музейными предметами много. Педагог начинает рассказывать сказку об «оживших» экспонатах, а дети должны продолжить её, представить себе, что именно старинные вещи могут вспомнить о своём прошлом, своих прежних хозяевах, какие поведали друг другу истории. Возможно коллективное придумывание небольшого сказочного действа, исполнители которого дети, а действующие лица – музейные экспонаты. Игра «Живая скульптура» направлена на развитие пластического чувства, зрительной памяти и наблюдательности: кто-то из детей принимает позу наиболее запомнившейся скульптуры, а остальные пытаются отгадать это произведение.

Создание ситуации ролевого употребления, да вообще проведение музейных игр, требует, как подчеркивают психологи, очень большой работы музейного педагога. Он должен дать детям чёткое и одновременно доступное их пониманию представление о том контексте, в котором протекает игровое действо.

В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог. Это обусловлено тем, что дети этого возраста особенно расположены к общению.

Вопросы, которые им задаются, носят отнюдь не риторический характер: каждый из них обычно подразумевает конкретный ответ, который дети дают хором или по одиночке. Его можно оспорить, с ним можно согласиться, но главное он стимулирует дальнейший ход беседы. Предпочтение следует отдавать не вопросам на знание (хотя они тоже необходимы), а тем, которые требуют работы воображения, обращение к собственному жизненному опыту и, что более важно, побуждают к детальному рассматриванию, наблюдению, к отгадыванию смысла и значения того, что видит ребёнок. Экскурсия – монолог неприемлема в работе с детьми дошкольного возраста.

Для экскурсии необходимо:

При составлении маршрута желательно предусмотреть возможность отдыха через 15-20 минут после начала экскурсии (на скамейках или принесённых с собой маленьких подушках, разложив их на полу).

Для удобства общения желательно использовать бейджики с крупно написанными на них именами детей.

Рассказ экскурсовода должен быть эмоционально насыщенным, ярким.

Многие дети затрудняются описывать переживаемые ими впечатления, поскольку их словарный запас не содержит необходимых понятий. Поэтому в подготовки экскурсии предметом специального внимания должны стать слова, которые позволят описывать как сам экспонат, так и вызываемые чувства, а также личное отношение.

Экскурсоводу необходимо осознано дозировать передаваемую детям познавательную информацию.

Необходимо продумать вопросы. Хорошо продуманные вопросы позволяют нацелить детей на восприятие произведения, подвести к самостоятельным открытиям.

Непринуждённая беседа, в форме которой протекают занятия с детьми, вносит в экскурсию немалый элемент непредсказуемости. Поэтому музейному педагогу необходимо обладать даром импровизации, быть находчивым, но одновременно и достаточно строгим. Атмосфера свободы и раскованности, которая создаётся благодаря живому диалогу, не должна мешать сосредоточенной работе детей. Не случайно опытные экскурсоводы более трети всего времени тратят на поддержания дисциплины, что, конечно, достигается чёткой организацией занятия.

Восприятие музейной информации требует большого умственного и физического напряжения даже от взрослых посетителей. Сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость мешает ребёнку долго стоять у музейной витрины , рассматривать большое количество экспонатов, впитывать все новые и новые сведения. Именно поэтому при работе с детьми нужно очень чётко знать, сколько времени займёт экскурсия, что им показать и в каком объёме.

Наиболее эффективно дети воспринимают информацию только первые 15-20 минут, после чего внимание снижается. Поэтому при продолжительности экскурсии 40-45 минут её первую половину рекомендуется сделать информационно более насыщенной, тогда как во вторую – внести элементы игры, творческой работы, двигательной разрядки.

Последняя может быть связана непосредственно с осмотром экспоната, (экскурсовод предлагает детям самим рассмотреть крупногабаритный предмет: они обходят его, наклоняются, приседают, заглядывают внутрь), но может стать своеобразной паузой в экскурсии. Чрезвычайно важно не забывать, что детям очень трудно стоять на одном месте. Время остановки у одной витрины не может быть очень долгим: обычно это 1-3 минуты.

Особая проблема – отбор экспонатов. Музейная среда, как правило, чрезвычайно насыщена: это вызывает быстрое появление усталости, особенно у детей. Поэтому количество демонстрируемых предметов следует ограничить 7-10, действуя по принципу «лучше меньше, да лучше».

Методика рассматриваемой работы предполагает постоянную организацию аудитории. Решая такие вопросы, как на что обращать внимание, как размещаться около стенда или витрины, в каком темпе идти, как задавать вопросы, экскурсовод, по существу, преследует весьма важную цель – воспитание музейной культуры маленького посетителя.

Для того чтобы ребёнок обогатился новыми знаниями, необходимо постоянное закрепление музейного материала, возращение к уже увиденному и услышанному.

Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации. Творческая работа происходит, как на занятии, так и в свободное время . Во многих музеях стало традицией, чтобы каждое занятие с детьми заканчивалось в студии, где посетители могут, к примеру, смастерить или раскрасить игрушку. Так возникает ситуация «знания через руки», дающая наибольший эффект в работе с дошкольниками.

На сегодняшний день музеи сделали большой шаг в развитии концепции наглядности, применяя новые и современные средства.

Широко применяется сотрудниками музея принцип учёта возрастных особенностей детской аудитории.

Сделать мир музейных экспонатов понятным, значимым для ребёнка помогает тесное сотрудничество педагогов детского сада и музейных работников. Характер такого взаимодействия определяется типом музея и предусматривает разные формы совместной деятельности.

Это может быть:

Семинары, в ходе которых обсуждаются основные направления работы с детьми.

Ознакомление музейных работников с воспитательными мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Консультации по конкретным вопросам музейной педагогики.

Лекции научных сотрудников музея для воспитателей; тематические экспозиции.

Совместное проведение игр – путешествий в музее, в ходе которых роль экскурсовода в определённый момент берёт на себя воспитатель.

Многообразны и формы работы сотрудников музея с детьми.

Экскурсии, структура которых предусматривает дидактические игры, практическую деятельность детей по изготовлению кукол.

Выезд в детский сад с музейными экспонатами для проведения занятий.

Выставка одного экспоната (по теме занятия).

Создание «исторической гостиной», в которой изучаемая эпоха, культура того времени представлена историческими или сказочными персонажами.

Тематическое коллекционирование, в котором принимают участие сотрудники детского сада, дети и их родители, создание на этой основе мини-музеев с обязательным педагогическим сопровождением – «паспортом», включающим исторические сведения. Литературную подборку, фотографии по теме коллекции.

Встречи с краеведами, архитекторами, народными умельцами.

В конце каждой темы – заполнение творческих тетрадей для закрепления материала и развития интереса к познанию.

Приобщение к красоте, стремление пробудить фантазию в ребёнке – вот главные задачи, которые ставит и успешно решает народный умелец, вкладывающий в своё творение всю душу, всё тепло, свои представления о прекрасном.