Биография. Биография Чивилихин статьи

Русский писатель и общественный деятель. Его книги пронизаны чувством патриотизма, духовности, любви к природе. Основные произведения: “Про Клаву Иванову” (1964), “Елки-моталки” (1965), “По городам и весям” (1976). Главная книга Чивилихина “Память” сыграла большую роль в пробуждении русского национального сознания 1980-х.


Отец работал на товарных поездах, погиб в 1938 году. В 13 лет пришёл работать слесарем в железнодорожное депо. Окончил желдортехникум на станции Тайга. После войны семья переехала в Чернигов. Окончил с отличием в 1954 году журфак МГУ. Десть лет посвятил «Комсомольской правде». Своим учителем в литературе считал Леонида Леонова. Первую книгу «Живая сила» о лесоводах Заполярья выпустил в 1957 году. Одним из первых повёл борьбу за Байкал, опубликовав в 1963 году в журнале «Октябрь» статью «Светлое око Сибири», в которой доказывал возможный вред от строительства на берегу озера целлюлозно-бумажного завода. В разные годы разработал предложения о создании кедрового питомника в Сибири, Института природы в Брянске и лаборатории по комплексному изучению научных и прикладных проблем использования кедровых лесов в Томске. В 1969 году Анатолий Софронов, испугавшись партийного гнева, дал команду изрубить в лапшу весь стотысячный тираж трёхлистовой книги очерков Чивилихана «Земля в беде», которая должна была пополнить «Библиотечку «Огонька». В 1973 году вместе с Л.Леоновым и В.Песовым написал письмо Л.Брежневу, чтобы в «Основах лесного законодательства» не прошёл подготовленный чиновниками пункт об отчуждении леса от земли. В начале 1970-х годов взялся за роман о Запсибе «Дорога», в процессе работы над которым появилась идея другой книги - «Память». Как признавался Чивилихин, «работа моя разрастается, получается что-то невообразимо необычное для меня - чудовищно трудоёмкое, обильное по материалу. Полез в домонгольскую Русь и даже доваряжскую - душа горит, сколько за два века наворочено предвзятого и ложного, используемого даже сегодня в целях борьбы с моим народом. А декабристы, как символ нравственного величия, пройдут насквозь». К сожалению, многие концепции Чивилихина оказались ошибочными. Он, к примеру, видел в декабристах только позитив, не понимая, что они во многом олицетворяли для Росссии разрушающее начало. Лауреат Госпремии СССР (1982) - за книгу «Память».

Отец Чивилихина работал главным кондуктором на товарных поездах, погиб на производстве в 1937. Военное детство Чивилихина прошло на станции Тайга. В 13 лет Чивилихин начал трудовую жизнь в железнодорожном депо. Окончил железнодорожный техникум на станции Тайга. Семья Чивилихина перебирается из Сибири в разрушенный войной Чернигов. В 1954 Чивилихин заканчивает факультет журналистики Московского государственного университета.

Чивилихин - убежденный последователь Л. Леонова, первая встреча с которым произошла в 1957 в Переделкине. Творческие и дружеские связи Чивилихина и Леонова продолжались до смерти.

3 поездки Чивилихина 50-х (1954 - Печора, Воркута, 1957 - на строительство железной дороги в Сибири, 1957 - в Ленинград к студентам Лесотехнической академии, которые работали над проблемой сибирского кедра) дали материал для его произведений. Важнейшие особенности творчества Чивилихина - документальность, подчеркнутая публицистичность. В послесловии (1981) к раннему очерку «Тихая заводь» Чивилихин заметит, что в нем «давняя правда», «начало всего». По словам писателя, он «навечно обрек себя на заботы о лесе». Публицистические очерки, путевые заметки о природе составили книгу Чивилихина «Любит ли она тебя?» (1968). Чивилихин разъясняет: «Наступило время, когда любить природу мало. Любит ли она тебя и что ты сделал для того, чтобы она тебя любила? - вот как стоит ныне вопрос».

Интерес к документу сделал привлекательным для Чивилихина жанр документальной повести. После поездки писателя в Сибирь им была написана повесть «Серебряные рельсы» («Саяны»; М., 1958-67). В основе повести лежит подлинный документ - дневник Александра Кошурникова, который был участником экспедиции геологов, осуществлявших изыскательские работы для трассы будущей железной дороги. В 1942 все члены экспедиции погибли в Саянах. Текст дневника Кошурникова органически вошел в авторское повествование, 2 начала - документальное и художественное - составили единство.

Дневник Толи Листопадова, подростка из г. Бахмач, начатый 22 июня 1941 и завершенный с окончанием оккупации, стал одним из источников художественно-документальной повести «Здравствуйте, мама!» (1957-60). В повести о Великой Отечественной войне - все герои реально существовавшие люди.

В 60-е Чивилихин создает несколько повестей, в которых отсутствует документальная основа, но все, о чем рассказывает писатель, он знает досконально, сам был участником многих из описываемых событий: «Про Клаву Иванову» (1963), «Елки-моталки» (1964), «Над уровнем моря» (1964-67), «Пестрый камень» (1969). Точной передачей воздуха, атмосферы времени, характеров героев, их миропонимания выделяется повесть «Про Клаву Иванову». Место действия - железнодорожное депо. Герои и обстоятельства переданы через восприятие рабочего Петра Жигалина, который рассказывает «про Клаву Иванову» и людей депо.

Главная книга Чивилихина - «Память» (1968-83). Вторая книга «Памяти» была опубликована ранее первой - в 1981. Первая книга увидела свет в 1984. «Память» вобрала большой творческий опыт писателя предшествующих лет. Ранее он работал над произведениями о современниках. Но наступило время, когда, по словам Чивилихина, история, течение исторического времени властно захватили его. Писатель постепенно начал понимать, что эта великая и единственная неизменяемая реальность выше всех наук, потому что «связывает настоящее с прошедшим и будущим, ненавязчиво мудро и всесторонне учительствует, царит над нами». «Память» - путешествие в прошлое. Автор, рассказывая о себе и своем пути, о своей семье, своих путешествиях, делится соображениями по многим философским, этическим, историческим проблемам. Позиция автора активна. Многолетнее вдумчивое изучение исторических источников (как известных ранее, так и обнаруженных в результате личных разысканий) позволяет Чивилихину делать свои выводы. (Резкое несогласие вызывает у Чивилихина норманнская теория, евразийские идеи, ряд положений, высказанных в работах Л. Н. Гумилева, и многое др.). Мысль автора, его патриотическая позиция цементируют, соединяют в единое целостное произведение экскурсы писателя в историю, далекую и близкую.

В «Памяти» выделяется несколько главных тематических блоков: декабристы, время татаро-монгольского нашествия и борьбы с ним (крупным планом выделена оборона Козельска), «Слово о полку Игореве» и некоторые др. Внутри каждой темы свои ответвления, уточняются многие человеческие судьбы, происходит перестановка акцентов, в научный обиход вводятся новые имена и факты. Исследовательская мысль Чивилихина работает напряженно. Выводы, к которым приходит писатель, базируются на большом фактическом материале, добытом в результате многолетних поисков.

Лучшие дня

Историю декабризма Чивилихин дополняет основательным исследованием судеб, воссозданием жизни двух почти забытых декабристов - Н. Мозгалевского и П. Выгодовского. Чивилихин возвращает русской литературе XIX в. имя писателя В. Соколовского.

Писатель обнаруживает глубокие познания в русской средневековой истории, свободно ориентируется в древнерусских летописях, основательно осведомлен в обширнейшей литературе о «Слове о полку Игореве». Чивилихин обосновывает свою гипотезу об авторе «Слова…». По его мнению, автором гениального древнерусского произведения является сам кн. Игорь. «Память» написана с позиций глубочайшего уважения к русской культуре. Не все из того, что было подготовлено Чивилихиным для книги, вошло в «Память».

Сам Чивилихин обозначил жанровую структуру «Памяти» определением «роман-эссе». В критике для этой книги выдвинуто несколько номинаций (исторический роман, роман-синтез, историческое повествование эссеистического типа и др.). Вторая часть книги «Память» была удостоена Государственной премии СССР за 1982.

Владимир Алексеевич Чивилихин - советский писатель и общественный деятель середины 20 -го века. Его книги были опубликованы в многотысячных тиражах. А главным творением автора считается "Память" книга, которая сыграла огромную роль в сознании советских граждан в середине 80-х годов прошлого столетия. Центральными произведениями писателя являются: "Про Клаву Ивановну", "Елки - моталки".

Родился Владимир Алексеевич в 1928 году в г. Мариинск. А уже через год семья Владимира переезжает в г. Тайга. Здесь он проводит школьные годы. После чего поступает в Тайгинское училище паровозного строительства. Некоторое время он проработал мастером в Узловой.

Детство его было довольно сложным. Отец погибает в 1938 году. С 13 лет писатель начинает работать слесарем в железнодорожном депо. Первые работы писателя появляются в 1946 году.

В послевоенное время семья переехала в Чернигов в Украину. Здесь происходит встреча писателя и Барановского, известным реставратором. В дальнейшем эта встреча сыграла огромную роль для самого Чивилихина. Опасения за свободу и жизнь писателя, уже были тогда. В круг интереса читаемой литературы советские книги не входили. Все больший интерес он проявлял к западной литературе.

По воспоминаниям самого писателя, он любил ходить в читальные залы. По рекомендации сотрудника библиотеки увлекся чтением книги "Слово о полку Игореве". Активно изучал историю Чернигова. Почерпнутые знания из этой книги он посвятил в книге "Память", где писал: "не могу себе представить, как бы сложилась моя жизнь, если бы своевременно не познакомился со «Словом о полку Игореве». А в 1954 году заканчивает факультет журналистики в МГУ. И на длительный срок (10 лет), по распределению посвящает себя журналистики, работая в "Комсомольской правде". Он оказался убежденным последователем Леонова, встреча с которым состоялась в Переделкино. Своим главным наставником и учителем Владимир Алексеевич всегда считал именно Леонова.

Важнейшими особенностями во всех произведениях Чивилихина можно выделить документальность и подчеркнутую публицистичность. Именно документальным фактам он уделял время на изучения, впоследствии критикуя тех, кто видоизменяет исторические факты в произведениях. Тяга автора к публицизму явились следствием очерков и путевых заметок о природе, которые были использованы в книге "Любит ли она тебя?". Резюмируя книгу, автор задается вопросом о любви к самой природе. Его взгляды приводят к четкому осознанию человека, что любить мало, и взывает читателя активно защищать и беречь природу.

А после поездки в Сибирь им была написана повесть "Серебряные рельсы". В основе повести - мемуары из дневника участника геологической экспедиции Кошурникова. В 1942 году все члены данной экспедиции погибли в Саянах. Таким образом, документальные факты и повествование писателя составили основу книги.

В 50- х годах писатель совершает несколько поездок в Воркуту, на строительство железной дороги в Сибирь и Ленинград к студентам Лесотехнической академии, они так же как и публицист, занимались проблемой сохранения сибирского кедра.

Писательская деятельность Чивилихина начинается в 1957 году. Дебютировал он, как автор книги "Живая сила", повествующая о лесоводах Заполярья. Дневник подростка из города Бахмач, Толи Листопадова, начатый 22 июня 1941 года, был закончен с окончанием оккупации. Он стал источником документальной повести "Здравствуй мама!" В повести нет места вымышленным персонажем. Все герои -прототипы реальных людей в годы Великой Отечественной войны.

В 60 - е годы автор перестраивает свои очерки документализма и больше уделяет времени повествованию. Им пишутся такие книги: "Про Клаву Иванову", "Елки - моталки", "Над уровнем моря". Отдельное внимание Чивилихин уделяет повести "Про Клаву Иванову", точная передача духа времени и атмосферы тех событий, характер героев и имитация событий. Действия разворачиваются в железнодорожном депо. Все участники книги описаны сквозь призму восприятия рабочего Петра Жигалина.

А еще он участвовал в борьбе за сохранность живой природы озера Байкал, итогом стало написание статьи "Светлое окно Сибири", повествующее о вреде строительства целлюлозного комбината, в журнале "Октябрь". Также Владимир Алексеевич был инициатором создания кедрового питомника в Сибири.

В 1969 году наступает период запретов творчества писателя. Анатолий Сафронов дал команду уничтожить весь тираж книги очерков "Земля в беде".
Ведь Чивилихин являлся автором скандального письма Леониду Брежневу, в котором указывалось на некомпетентность принятия поправок в земельное законодательство представителями Верховного Совета, в пункте об отчуждении леса от земли.

В 1970 годах автор взялся за написание романа "Дорога". Уже в процессе написания появилась новая идея создания книги - "Память". Последней его работой стала книга "Память". В центральном произведении своего творчества Чивилихин полностью меняет стиль написания. Ему больше не интересно описывать современников, вступать с ними в литературный спор. Писатель посвящает себя прошлому и великому. Так, по его мнению, сама история - это царица всех наук, которая сумела связать и прошлое, и настоящее и будущее. Это великое наследие, которое досталось нам от предков, мы должны сохранить и учесть опыт прошлых ошибок, писал автор.

"Память"- попытка путешествия в прошлое, анализ исторических событий, нераздельно связывающих историю Руси. Писатель подымает философские, этические проблемы прошлого и настоящего. Изучение отдельных материалов для своего романа, вызывают резкое несогласие Чивилихина с норманнской теорией, евразийской идеей, и т.д. Патриотическая позиция автора в романе соединяет в одно целое произведения писателя и историю, такую далекую и в тоже время близкую. В книге можно определить несколько основных глав, тематических блоков: восстание декабристов, период татаро-монгольского нашествия и борьба с ними. Роман наполнен многими ответвлениями, в нем показана история человеческой судьбы сквозь призму времени, воин, бедствий. Приведены конкретные примеры.

В научный словарь входят все новые имена и факты. Выводы писателя базируются на многолетнем опыте прочтения собранных материалов. Отдельное внимание в книге уделяются декабристам в лице Н. Мозгалевского и П. Выгодовского. Чивилихин возвращает в историю литературы 19 столетия имя писателя Соколовского. Автор обнаруживает глубинные познания в истории средневековой Руси. Он свободно ориентируется в средневековых летописях. Публицист активно анализирует главы книги "Слово и полку Игореве" и высказывает мысль, что сам князь Игорь мог стать автором великого труда. Именно этот труд написан с глубоким уважением к русской культуре. Некоторые заметки не вошли писателем в книгу "Память".

Центральное произведение своего творчества "Память", писатель называет "романом-эссе". В критике была выдвинута книга на несколько номинаций (исторический роман, роман-синтез, историческое повествование эссеистического типа). Также в романе были использованы в большом объеме научные работы Олега Михайловича. Роман стал историко-познавательным. Сама книга вышла в 2-х изданиях. Первое было опубликовано в "Романе газете", а вторая часть вышла до смерти писателя, еще при его жизни.

Вторая часть книги "Память" была удостоена Государственной премии СССР. Произведение полно критики в адрес Гумилева, за утверждения последнего о симбиозе Великороссии с Золотой Ордой. Сам роман представляет, скорее всего, размышления автора на темы ранней истории Руси. Книгу относят к научно-исследовательским работам.

Позже Чивилихин признавался, что во время изучения материалов, провел много времени за литературой описывающей истоки формирования древнего славянского государства. Он был разочарован тем, что предвзято относились к истории возникновения славянских народов. Видел в декабристах символ нравственного величия. К сожалению, некоторые взгляды писателя оказались ошибочными. К примеру, в декабристах он видел только позитив, не понимая, что для России они были олицетворением разрушительных перемен.

Писатель является лауреатом Госпремии СССР за его произведение "Память". Известной повестью автора является книга "Серебряные рельсы", в которой упоминается об экспедиции Александра Кошурникова в восточном Саяне.

Скончался писатель в 1984 году в Москве. Он был удостоен множества премий при жизни, опровергал историю, которую переписывали его соотечественники, изучал возникновение государства Русского. Вершины его научных трудов были воплощены в тезисы романа "Память".

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Чивилихина Владимира Алексеевича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

85 лет назад, 7 марта 1928 года, в городе Мариинске Кемеровской области родился выдающийся русский писатель и общественный деятель Владимир Алексеевич Чивилихин, стоявший у истоков Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, чей роман "Память" во многом определил искания современной русской творческой интеллигенции. Увы, увы, эта же творческая интеллигенция, похоже, забыла об одном из родоначальников культурно-патриотического движения в СССР, не отметив толком дату, связанную с памятью о нем.

Здесь есть какая-то горькая ирония: Чивилихин так много рассуждал об исторической памяти и памяти вообще, а забвения, причем забвения откровенно несправедливого, избежать не смог... Напомним, хоть и с небольшим опозданием, о его жизни и творчестве.

Жизнь Чивилихина в детстве и юности была тяжелой и трудовой - как и вообще в ту пору у людей из народа. 7 июня 1942 года 14-летний Володя Чивилихин, рано оставшийся без отца, поступил в железнодорожный техникум в уральском городке Тайга. О том, в каких условиях он жил и учился тогда, красноречиво свидетельствует юношеский дневник Чивилихина, опубликованный в 2002 г. в журнале «Наш современник»: «6. 10. 45 г... Уже два дня не хожу на занятия. Причина незначительная, пустячная и (для многих) смешная - не в чем. Начались холодные ветры, изредка снег, у меня же "костюм" из "чертовой кожи". Ни телогрейки, ни пальто. Когда бежишь из техникума, зубы выбивают дробь, и сам дрожишь всем телом, какие усилия не прикладываешь...» Однако уже тогда, осенью 45-го, юный Чивилихин постоянно твердит в своих записях: "Моя мечта - стать писателем"!

Это был "поистине горьковский, народный путь в литературу, как у многих других наших талантов, вышедших из детдома, русской колхозной избы, рабочего общежития, солдатской казармы", - писал о Чивилихине С.Ю. Куняев.

Воплотить мечту Чивилихина в жизнь, даже в советские годы, когда существовал единый Союз писателей и худо-бедно работала система выдвижения молодых талантов, было куда как непросто. И тогда, чтобы получить известность, недостаточно было всего лишь "неукоснительно воплощать в жизни линию партии". Никакой социалистический реализм не мог отменить законов великой русской литературы. Только неравнодушие к судьбе народной, любовь к ближнему, любовь к Родине, идейное подвижничество, и, конечно, упорный труд даруют русскому писателю настоящее признание. В Чивилихине поражает то, что он уже в юности отлично понимал это, хотя, на первый взгляд, ему должны были быть ближе идеалы молодого Джека Лондона: пробиться из низов наверх во что бы то ни стало. Вот что семнадцатилетний Володя написал в дневнике о нем: "Д. Лондон, выводя тип Вульфа Ларсена, сказал о жизни: "Из всех дешевых вещей - она самая дешевая". Такую точку зрения он отстаивает на протяжении всего романа. До чего избито!" Самому Чивилихину более близка точка зрения горьковского Сатина: "Человек - выше сытости!"

Нам мало известен Чивилихин конца 40-х годов прошлого века, когда из застенчивого, долговязого, сутуловатого парня в очках он превратился в уверенного, вдумчивого, упорного в достижении цели мужчину. До того, как начать работать на железной дороге, Володя закалял свое тело и волю по методу Рахметова: например, поднимал 45 кг правой рукой и приседал с двухпудовой гирей. После нескольких поездок кочегаром на паровозе необходимость в этом отпала... Работа в тендере закаляла почище всяких гирь. "Железнодорожный" дневник В.А. Чивилихина позволяет читателям, большинство которых имеет представления о труде на паровозе лишь по кинофильмам, увидеть его "изнутри" паровозной будки. Но самое главное: мы имеем редкую возможность узнать, в каких условиях Чивилихин формировался как личность, как учился преодолевать трудности, как вызревал его талант.

В 1949 году Чивилихин поступил на факультет журналистики МГУ, по окончании которого в 1954-м активно работал как журналист. Он сотрудничал в газетах "Гудок", "Известия", "Комсомольская правда". В марте 1957 года в «Гудке» появились отрывки из его первой книжки "Живая сила" - всего 8 очерков. Вскоре вышла и сама книга. Так начался его путь в большой литературе, но, думается, начался он на десяток лет раньше, когда юный Чивилихин работал на паровозе простым кочегаром.

Его юношеский дневник, отрывки из которого я привожу ниже, это суровый, пронзительный и яркий с литературной точки зрения документ.

"14. 2. 46 г. Вчера распределили по паровозам. Видно, что ребята не думали раньше об этом и, как только первый сказал: "поеду дублером", все остальные тоже стали повторять это слово. Я поеду кочегаром. Вчера заехал Борис Найденов. Играли. Затем был длинный разговор о литературе. Говорили о Белинском, Толстом, Маяковском. Борис хочет достать мне книги по литературе. Я ему рассказывал о Хемингуэе и его стиле. (...)

20. 2. 46 г. Были цветочки, а теперь я вкусил и ягодок. Вчера вечером приехал из Мариинска и явился загнанным животным домой. В 5 часов заснул и спал 16 часов подряд, т. е. двойную норму.

Была поездочка! Туда ехали с машинистом-инструктором, что действовало морально, не было шуток, которые так помогают работе. Назад ехал с углем (будь он тысячу раз проклят), который действовал физически, не было никакой возможности передохнуть. Громадные куски "черногора" не шли в стопер, и приходилось работать ломом, кувалдой и просто руками. От Яи и до Пихтача находился в тендере, т. е. в аду, где и жарко и больно. Я плакал, много слез пролил, пока был в тендере. Слезы, конечно, были вызваны против моей воли, т. к. завихрение в тендере заносит угольной пылью глаза, нос, уши. Был там и скрежет зубовный, и другие приемы выражения своих чувств. В довершение всего чуть было не кончил бытие свое, все в том же тендере. Мы брали в Мариинске уголь. Подача угля на тендер там производится подъемным краном. Между подачами крана я разбивал кувалдой большие куски угля. Увлеченный, я не заметил, как кран уже двигался в направлении к тендеру, инстинктивно поднял голову вверх и увидел громаду грейфера, готовую вот-вот "распаститься", высыпая на меня уголь, т. е. смерть. Я бросил свое "сало" (т. е. кувалдочку) и прыгнул аки лев на контрабудку. В посыпавшемся из пасти грейдера угле я отчетливо увидел очертание костлявой старухи с косою в руках. Когда перекатывался на потолок будки, моя нога очутилась над трубкой, отводящей пар из трубочек отопления; пар был настолько горяч, что сквозь валенок и портянку устроил мне ошпар на ноге, т. е. приподнял кожу отделением оной от мяса и наполнил ее жидкостью объемом в несколько кубических сантиметров. Сейчас этот "пузырек" еще не прорвался, но я опасаюсь за последствия вышеназванного действия.

В клинику идти - косточки ломит: не хочется. Дождусь маму с хлебушком и буду дожидаться рассыльной. Мужайся, Владимир Алексеев сын...

9. 3. 46 г. ... Интересный народ паровозники. Может быть, под влиянием общих трудностей, одинаково тяжелой работы у всех их, как бы ни были различны эти люди, есть что-то общее, и "это" неуловимо, незаметно до тех пор, пока не живешь с ними их трудовой жизнью, пока не "почувствуешь" паровоза, пока не пообедаешь десяток раз за одним столом с этими скромными и великими тружениками. Много разных способов выражать признательность, симпатию. Паровозник - он не будет говорить ничего, даже глаз его не увидишь, а увидишь, и по глазам ничего не заметно; он не будет благодарить вас и от вас не спросит словесной благодарности. Это - особый народ, объединенный своей профессией, со своими сказаниями, преданиями, шутками и специфическими словами. Безусловно, что мы, молодежь, студенты 4-го курса, побывав на практике и общаясь с этими людьми, кроме специальных, практических навыков, получили некоторую долю того хорошего, незаметного в характере этих машинистов, помощников, кочегаров, которое не сразу бросается в глаза и которое столь прекрасно после. (...)

27. 12. 46 г. Вечером, в субботу, я (...) поехал на некую маленькую станцию в Казахстане, с каким-то казахским названием (Джаркуль). Я вез с собой 300 р. денег и 6 кусков мыла. Не могу без ужаса вспоминать этот день... На пронизывающем ветру бегал с мешком в руках в мазутной, блестящей одежде и ботинках на портянку - долговязый очкастый субъект, проклиная все и вся. Наконец, я купил 20 кг рыбы, сменял мыло и, замучившись, прибился к какой-то бедной хохлацкой хатенке, дождался до вечера и поехал в Челябинск. Дорогой со страхом вспоминал и с еще большим страхом ожидал будущего. Мороз покрепчал, и я, задыхаясь, бежал к базару, неся эту рыбу на плечах. Нет нужды описывать время на базаре, никакими словами не передать ломоты всех костей конечностей и совершенное отсутствие ступней. Выручил от поездки очень мало - сотни полторы. Побежал к вокзалу. Забежав в стрелочную будку и раздевшись, почти равнодушно посмотрел на свои белые застывшие пальцы и подошву. Кипятковое настроение, поддерживаемое ломотой в ногах, вылилось через слезы наружу. Я вытер их, ну 2-5 капель, потом с полчаса тужился и не мог никак заплакать. Назад ехал все время на ногах, разутый, корчащийся. Разбитый вконец, приехал, купил на 30 р. бутербродов, пришел, напился чаю и так пролежал долго, не в силах заснуть от надоедливой боли в ногах. Ногу раздуло. Пальцы почернели. Вода налила ступню. Сегодня вызвал врача; пришла, требует в больницу. Должно быть, придется ложиться. Эх, жистянка, философ.

27. 12. 46 г. Третий день я лежу в больнице. Обморожение - опасная штука. Возможно, что я пролежу очень долго. Вот и сейчас лежу в груде белоснежных простыней, одеял и пишу. Кормежка плохая. Потихоньку буду доходить. Сейчас, когда у меня есть время все передумать, вспоминаю всю мою короткую жизнь, которая была сплошным несчастьем. Как начал помнить себя, я никогда не спал на чистой, просторной кровати. Сейчас с ужасом вспоминаю свое "прокрустово" ложе - железная ржавая сетка, продавленная в середине, с ворохом тряпья на ней. Грязь, до жути замасленная подушка, клопы, вши, борьба за кусок - все это наложило соответствующий отпечаток на мой характер. И за этим - продолжение мучений; полуголодное существование, тоска - о, как я благодарен своей матери! - этому кроткому, трудолюбивому существу, за то, что научила меня мучиться.

Когда читаешь хорошие, правдивые книги, когда наблюдаешь за жизнью, когда слушаешь рассказы людей, бывших за границей, - мне становится жалко свою великую Родину, свой русский народ.

29. 1. 47 г. ... Будет ли праздник на моей улице? И какой период в своей жизни я назову: "Это - мой праздник!"? (...)

14. 3. 49 г. Роман Ажаева "Далеко от Москвы". Чем дальше я читаю - тем неохотнее отрываюсь от этих сочных живых страниц... Некоторые места перечитываю по нескольку раз. "Человек должен быть всегда недоволен собой. Никогда не вините обстоятельства в своих неудачах, вините только себя. Не останавливайтесь. Не успокаивайтесь, не остывайте, не старейте душой. Не соблазняйтесь легкодоступными радостями жизни за счет менее доступных больших радостей. Есть в жизни ближняя и дальняя перспективы. Никогда не довольствуйтесь ближней". Прекрасно!"

Этой цитатой из Василия Ажаева Владимир Чивилихин сам ответил на свой давний вопрос: "Будет ли праздник на моей улице?". Был праздник и на его улице, когда он, преодолев все трудности, стал известным, признанным писателем, заслужившим высокую оценку самих Л. М. Леонова и М. А. Шолохова. Но с уверенностью пойти по этому пути он смог лишь после того, как понял: "Есть в жизни ближняя и дальняя перспективы. Никогда не довольствуйтесь ближней".

Чивилихину принесли популярность несколько ярких документальных повестей: "Серебряные рельсы" (о погибшей в Восточных Саянах в 1942 году экспедиции геологов во главе с А. Кошурниковым), "Здравствуйте, мама!" и другие.

Одним из первых Чивилихин повел борьбу за спасение Байкала, опубликовав в 1963 году в журнале "Октябрь" статью "Светлое око Сибири", в которой страстно доказывал вред от строительства на берегу озера целлюлозно-бумажного комбината.

Много споров в обществе вызвали публицистические очерки писателя "Месяц в Кедрограде", "О чем шумят русские леса?", "Земля в беде", "Шведские остановки".

Острые, волнующие темы своих публицистических произведений Чивилихин продолжал развивать в художественных повестях, созданных в 1960-е годы и удостоенных премии Ленинского комсомола - "Про Клаву Иванову", "Елки-моталки", "Над уровнем моря", "Пестрый камень".

В начале 1970-х гг. писатель стал собирать материал к роману "Дорога" о Западно-Сибирской железной дороге, но в процессе работы над книгой у него возникла идея грандиозной, "чудовищно трудоемкой, обильной по материалу" "Памяти". Этот труд, будто специально созданный на излете советской эпохи, увековечил советское время и советских людей не самих по себе, а в контексте неразрывной российской истории, всех ее узловых событий - так, что их теперь трудно выдрать из памяти потомков.

"Душа горит, сколько за два века наворочено предвзятого и ложного, используемого даже сегодня в целях борьбы с моим народом", - писал Чивилихин, создавая литературный памятник России.

"Память" стала не только путешествием в прошлое, но и дорогой в будущее, на которую могут вступить потомки, если, конечно, не заблудятся в поисках "других путей".

Неотделимость в писателе очеркиста от историка, эколога от публициста, эссеиста от романиста и позволила Чивилихину создать эту книгу.

В 1977 году Чивилихину была присуждена Государственная премия РСФСР имени Горького за книгу «По городам и весям»; в 1982 г. - Государственная премия СССР за роман-эссе «Память». Скончался писатель 9 июня 1984 г. в возрасте всего лишь 56 лет.

Размышляя о творчестве Владимира Алексеевича Чивилихина, В. Свининников писал: «Память» сразу стала заметным явлением литературной и - шире - культурной жизни страны. О ней спорили и спорят увлеченно и страстно в самых широких кругах нашего общества. И будут продолжать спор... Не только потому, что в ней выдвигаются новые гипотезы (например, об авторстве гениального памятника русской культуры - «Слова о полку Игореве»...), но прежде всего потому, что мы, (...) наследники великой культуры, при всем нашем несметном духовном богатстве не имеем права отдавать забвению ни одного светлого имени из тех, кто в тяжелейших условиях боролся за торжество идеалов социальной справедливости».